Разработка урока по теме "Ветер" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Головина Наталия Павловна

Данная разработка поможет учителю географии в создании собственного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_veter_6_kl.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «ВЕТЕР»

Цель урока: Дать понятие ветер; выявить причины образования ветра; сформировать понятия «бриз», «муссон»; сформировать умение построения розы ветров.

Оборудование: тетрадь, линейка, карандаши, доклады.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Садитесь. Кто отсутствует?

- Все готовы к уроку? Тогда начнем.

2. Опрос домашнего задания.

Опрос проводится в тестовой форме (5-7 мин.)

1) Атмосферным давлением называется:

        А) сила, с которой воздух давит на земную поверхность,

        Б) давление воздуха, находящегося в теле человека,

        В) изменение высоты ртутного столбика при температуре воздуха 0°С.

2) Для определения влажности воздуха используют:

        А) термометр,

        Б) гигрометр,

        В) барометр.

3) Амплитудой колебания температуры называется:

        А) ход температуры воздуха за определенный период,

        Б) разность между самой высокой и самой низкой температурой,

        В) неожиданные скачки температуры при вторжении холодных масс воздуха.,

4) Атмосфера – это …

        А) водная оболочка Земли,

        Б) воздушная оболочка Земли,

        В) каменная оболочка Земли.

5) Нормальное атмосферное давление:

        А) 740 мм рт. ст.

        Б) 770 мм рт. ст.

        В) 760 мм рт. ст.

Ответы: 1-А; 2-Б; 3-Б; 4-Б; 5-В.

3. Изучение нового материала.

        ●Как возникает ветер?

- Ребята, отгадайте мою загадку.

                                Летит без крыльев и поет,

                                Прохожих задирает.

                                Одним проходу не дает,

                                Других он подгоняет.

                                                        (ветер)

-Тема нашего урока  «Ветер». Мы дадим определение понятию ветер, выявим причины его образования, вспомним правила построения «розы ветров».

- Откройте тетради и запишите тему урока и число.

-Ребята, а вы когда-нибудь наблюдали ветер? (да)

- А как вы догадались, что это он? (качаются деревья, трава и т. д.)

Воздушные массы- вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую.

-

- А теперь давайте объединим все выше сказанное и дадим определение понятию ветер. Запишем его в тетрадь.

Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении.

- Давайте узнаем, почему дует ветер?

- Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окнами вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: куда девается дым? (выходит в трубу)

-Почему дым не заходит в комнату? (дым вытягивается в трубу)

-Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

Есть еще один пример подтверждающий это явление.

        «В годы Вов над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю, и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали разноситься ветром.

        Как потом выяснилось, распространение листовок по городу организовал молодой партизан Саша. Как он это сделал? Для этой цели он использовал высокую заводскую трубу. Она поднималась на высоту 30м. Тяга в трубе очень сильная, поэтому листовки, которые были сложены стопкой в потухшей трубе, очень хорошо разлетались в разных направлениях»

-Движение воздуха происходит не только в вертикальном положении, но и в горизонтальном.

-Давайте зачитаем определение в учебнике на стр. 117.

Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже.

-В качестве закрепления несколько примеров. Куда будет дуть ветер? Показать стрелкой.

760мм рт. ст. → 743мм рт. ст.;         740мм рт. ст. ← 775мм рт. ст.;      714мм рт. ст. ← 730мм рт. ст.

-Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

        ● Виды ветров.

Есть несколько видов ветра. Вот лишь некоторые из них:

(ребята выполняют схему в тетради)

ВЕТЕР

  БРИЗ           МУССОН        

БРИЗ (фр. brise – легкий ветер) – ветер, меняющий свое направление два раза в сутки. Днем дует с моря на сушу (рис73 стр.116), а ночью – с суши на море.

МУССОН (от араб. маусим – сезон) – ветер, меняющий свое направление дважды в год. (рис. 74) Они дуют на юге Дальнего Востока России.

                                                Муссоны.

                                        Зимой дует с суши на море он,

                                        Ветер, который зовется муссон.

                                        А летом все делает наоборот –

                                        С моря на сушу берет разворот.

Есть много видов ветра. Со многими мы будем знакомится в процессе изучения географии в других классах.

ФЕН (нем., от лат. favonius – теплый западный ветер) – теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив через гребень хребта, воздух устремляется вниз, быстро нагревается, Фен продолжается обычно менее суток.

БОРА (ит. bora от греч. boreas – северный ветер) – сильный порывистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо-западе побережья Адриатического моря, на Черном море (у Новороссийска), на Байкале.  

Как определить направление и силу ветра?

- Люди давно заметили, что одни ветры приносят осадки, пасмурную погоду; другие, наоборот, ясную солнечную погоду. Поэтому уже давно стало необходимостью уметь определять направление ветра. Его стали называть по той стороне горизонта, откуда он дует ( с севера – северный, с ю-в – юго – восточный и т. д.).  Направление ветра показывают стрелкой. Например, северный ветер - ↓ , южный ветер - ↑ и т. д.

-Для определения направления ветра используют ФЛЮГЕР.

- Помимо направления у ветра есть еще  скорость и сила. Скорость измеряют в М/С, КМ/Ч. Силу измеряют в БАЛЛАХ.

На основе проверенных и изученных данных  Бофорт ( английский военный гидрограф и картограф) в 1806году предложил шкалу оценки силы ветра. Назвал ее своим именем. Ее можно посмотреть открыв последний форзац вашего учебника. (идет работа  с учебником)

Используя данные наблюдения за ветром в течении месяца, метеорологи составляют график, который называется «Роза ветров». На уроках краеведения мы с вами уже составляли розу ветров для Тамбовской области. Давайте еще раз вспомним, как строится график.

Инструктивная карта.

  1. Вычертить основу из восьми линий с одной точкой пересечения.
  2. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.
  3. Линии делятся на равные отрезки, 1 отрезок – 1 день.
  4. Берутся данные наблюдения за погодой.
  5. Количество дней с северным ветром откладывается по линии «север», ставится точка, и таким образом отмечается по всем направлениям.
  6. Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не ставится.
  7. Точки соединяются в последовательности. При отсутствии какого-либо ветра линия в данном месте прерывается.
  8. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.

-А теперь давайте вместе с вами построим розу ветров по следующим данным:

С – 4 дня

Ю – 5 дней

З – 3 дня

В – 4 дня

Ю – З – 3 дня

С – В – 1 день

С - З  - 9 дней

Ю – В 1 день

Умея работать с графиком, можно определить, откуда больше всего дней дул ветер или узнать количество дней без ветра.

(работа с розой ветров в учебнике на стр. 118 рис. 75)

● Значение ветра.

Ветер имеет большое  значение для природы и человека. Если бы не было ветра, то над сушей не выпадало бы ни капли дождя, так как именно ветер переносит влажный воздух на материк. Ветер уносит загрязненный воздух из городов, недаром в ветреную погоду легче дышится. Вот послушайте, что может произойти, когда несколько дней стоит безветренная погода.

        … Надолго останутся в памяти лондонцев первые числа декабря 1952 года. Погода в эти дни была тихая, безветренная. Воздух над городом оставался неподвижным, и дым от печей, топок и каминов продолжал наполнять его ядовитыми веществами. Капельки тумана захватывали некоторые содержащиеся в дыме газы и твердые частицы. Это уже не был чистый туман, Он состоял не из капелек чистой воды, а представлял собой смесь дыма и тумана – смог.

        Город погрузился в смог. У людей болели и слезились глаза. С каждым вдохом легкие заполнялись испорченным воздухом, вызывая кашель.

        Непосредственными или косвенными жертвами смога оказались около 4000 человек, умерших за это время. У большинства из них здоровье было уже ослаблено возрастом или легочными заболеваниями, и неделя смога оказалась для них непосильной. У многих тысяч лондонцев серьезно обострились заболевания или впервые возникли расстройства дыхательных органов.

        В ноябре 1963 года, когда смог висел над Нью-Йорком в течение 10 дней, погибло 170 человек.

        Человек давно заставил ветер служить себе. Так в древние времена, когда водные просторы бороздили парусники, попутный ветер надувал их паруса. Сила ветра используется на ветряных мельницах. Сейчас, благодаря ветряным двигателям человек получает электричество.

Ветер иногда становится виновником необычных дождей.

-Вот послушайте.(зачитываются доклады):

«Шутки» ветра.

        В 1806г. в Дании в течение получаса с неба сыпались морские раки, а в Шотландии и Норвегии лился дождь из сельди.

        В 1933г. в селе Кавалерово Приморского края шел дождь с медузами.

        В 1949г. в одном из районов Новой Зеландии выпал дождь из живой рыбы, который покрыл большой участок местности почти сплошным слоем «живого серебра».

        В 1804г.  в Испании вслед за ураганом с неба посыпались зерна пшеницы.

        

А в один из летних дней 1940г. жители села Мещеры Нижегородской области видели, как с неба лился дождь из старинных золотых и серебряных монет чеканки времен Ивана Грозного.

        

Однажды в Дании на протяжении 20 мин. с неба падали живые раки. В разное время и во многих местах отмечены случаи «дождей» из пауков, жуков, лягушек и других насекомых и животных.

В один из дней в нескольких десятках километров от Неаполя выпал «дождь» из апельсинов.

- Возможно ли такое? Оказывается, да. Когда смерч проносится над территориями, где есть водоемы, например, озеро или пруд, пониженное давление в центре смерча приводит к засасыванию воды, нередко вместе с ее обитателями. Наряду с засасыванием снизу происходит засасывание сверху дождевых или кучево-дождевых облаков. Где-нибудь за десятки, а может быть, сотни километров от этого места, когда смерч начинает ослабевать, на головы изумленных людей может обрушиться вот такой необычный дождь.

- Но иногда «шутки» бывают не очень – то уж и смешные.

Цветные дожди.

        В 1608г. во Франции над местечком Прованс неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население.  Многим людям этот дождь так запачкал одежду, что они с отвращением сбрасывали ее с себя. Почти никто не сомневался в том, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой страшный дождь предвещает смерть. Но вскоре дождь прекратился, и ни с кем ничего не случилось.

        31 марта 1847г. в Шамбери (Франция) прошел «белый» дождь. Аналогичный «молочный» дождь выпал в июне 1956г. на окраине Киева. Суеверные люди такие дожди часто принимают за целебное  средство, якобы посланное богом.

        Причиной таких дождей является ветер. Приобретая ураганную силу в далеких пустынях, он нередко поднимет вверх и несет с собой на большие расстояния много красной  суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя, то он обычно имеет в своем составе частицы мела и белой глины.

Но ветер иногда может являться причиной стихийных бедствий.  

Зачитать о торнадо  на стр. 111 из поурочных планов для 6кл. Автор – Воробцова Т. Н.

● Закрепление.

-Давайте еще раз вспомним и закрепим все, что вы узнали на уроке.

1. Что такое ветер?

2. Какие виды ветра бывают?

3. В чем причина образования ветра?

4. Каким прибором определяют направление ветра?

5. В каких единицах измеряют скорость ветра?

6. Какое значение имеет ветер для человека?

● Подведение итогов

4. Д/З § 39

Если осталось время: построить розы ветров.

С-5д                                                                 С-8д.

Ю-4д                                                                Ю-5д.

З-6д                                                                Ю-З-3д.

В-5д                                                                С-В-1д

С-В-2д                                                                С-З-9д.

Ю-В-1д                                                                Ю-В-1д.

Ю-З-2д                                                                З-3д.

С-З-3д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...