Урок-обобщение по теме “Восточный макрорегион”
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Презентация урока географии в 9-м классе
Урок-обобщение по теме “Восточный макрорегион”
Цель урока:
1.Подвести итого изучения географии России.
2.Обобщить знания по разделу курса.
3.Проверить усвоение учебного материала
Задачи:
- Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме:”Восточный макрорегион”
- Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими
Навыками
- Воспитательная: способствовать умению слушать выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, репродуктивный.
Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
В течение нескольких уроков мы изучали Сибирь, Западную и Восточную Сибирь. Сегодня попробуете показать свои знания. Во время работы задавайте себе, мне, товарищам вопросы: Что? Где?Как?Почему?
На уроке вы сами будете оценивать себя, вас будут оценивать товарищи в группе, все это вы будете фиксировать в листе самооценки, который лежит перед вами.
Россия имеет сложное территориально-административное деление. Она разделена на два больших макрорегиона. Вопрос: Назвать эти макрорегионы и показать на карте.
С Западным макрорегионом мы знакомились раньше. Вопрос:?Сколько и какие районы входят в состав Восточного макрорегиона? Найти и показать эти регионы на карте. При показа называть субъекты федерации, входящие в состав района.
Сравниваем два экономических района. Перед нами доска, где знаком “+” или “-“, будем отмечать результаты ответов.
Признаки сравнения | Западная Сибирь | Восточная Сибирь |
По географическому положению | ||
По площади | ||
По природным условиям | ||
По природным ресурсам | ||
Города-миллионеры | ||
Специализация: сельское хозяйство | ||
Специализация: промышленность |
Делаем вывод.
Работа в группах:
Группа 1.
- Что называется специализацией?
- Как определить специализацию района?
- Используя атлас и текст учебника, составить схему специализации промышленности Западной Сибири.
Группа 2.
- Дать определение ТПК.
- По картам атласа, рисунку учебника, тексту учебника дать характеристику Кузнецк-Алтайского комплекса.
Группа 3.
- Определите, о каком автономном округе идет речь: «Административный центр округа – город, расположенный за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетней мерзлоты; развиты добычи нефти и газа; железные дороги отсутствуют».
- Практическая работа. Характеристика одного из городов Восточной Сибири по плану:
- Название
- Численность населения
- Особенность экономико-географического положения
- Отрасли специализации
- Крупные промышленные предприятия
- Наиболее известные памятники архитектуры, достопримечательности
- Проблемы
Работа с контурными картами
«3» - обозначить на контурной карте административные единицы, входящие в состав Западной Сибири.
«4» - обозначить на контурной карте административные единицы, входящие в состав Восточной Сибири и указать центры.
«5» - обозначить крупнейшие месторождения полезных ископаемых Западной Сибири и указать центры.
Работа с интерактивной доской
На «3»
1. Дополните фразу: «Энергетические ресурсы Западной Сибири представлены ___________и___________ (выберите 3 правильных ответа)
- Нефтью
- Газом
- Углем
- Горючими сланцами
- Гидроэнергоресурсами
2. Дополните фразу: «В Восточной зоне оба города – миллионера расположены в ___________ районе.
3. Дополните фразу: «В Восточной зоне по объемам производства лесной промышленности выделяется ___________ район.
4. Дополните фразу: «Топливная промышленность является отраслью специализации ____________ района.
5. Дополните фразу: «Отраслью специализации во всех трех районах Восточной зоны являются ___________ (выберите правильный ответ)
- Топливная
- Гидроэнергетика
- Лесная
- Горючими сланцами
- Гидроэнергоресурсами
На «4»
1. Какой из районов Восточной Сибири имеет самое невыгодное ЭГП?
- Западно-Сибирский
- Восточно-Сибирский
- Дальневосточный
2. Почему население концентрируется в основном в южных частях районов Восточной зоны?
- Здесь более благоприятные природные условия
- Здесь проходят транспортные магистрали
- В силу двух указанных выше причин
3. Какими видами природных ресурсов богаты все районы Восточной зоны?
- Водные ресурсы
- Сырье для цветной металлургии
- Лесные ресурсы
- Всеми указанными выше
4. Какой из районов Восточной зоны имеет большую часть запасов пресной воды России?
- Западно-Сибирский
- Восточно-Сибирский
- Дальневосточный
5. Почему Восточная Сибирь специализируется на производстве алюминия?
- Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами
- Район хорошо обеспечен дешевым топливом (газом)
- Район хорошо обеспечен дешевым топливом
- По всем названным выше причинам
6. Дать понятия: технополиса, специализации.
На «5»
1. Дать определение понятия ТПК
2. Используя карты атласа, рисунки учебника найти и показать на контурной карте районы, где имеются мощные территориальные сочетания природных ресурсов – базы формирования ТПК.
3. Практическая работа: «Дать краткую характеристику одного из ТПК (по выбору)»
Подведение итогов (рефлексия).
1.Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
2.На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
Какое ощущение у вас в конце урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)
Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных способах производства аммиака,...
тема урока:"Обобщение знаний по теме:"Южные материки"
География.Страноведение.7 класс...
Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).
Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...
Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"
Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...
Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля».
Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля»....
Урок обобщение знаний по теме «Электрический ток» и изучение темы «Работа и мощность тока» через приложение Ватсапп (дистанционно)
Для проведения урока кроме приложения Ватсапп ничего не нужно. Да, мы не видим детей, зато всех слышим, можем увидеть их работу и оценить их знания. Ученики, которые плохо учатся видят решенные задачи...
Тест по теме «Восточный макрорегион» 9 класс
Итоговый тест по разделу "Восточный макрорегион России" 9 класс...