Рабочая программа по внеурочной деятельности "Географический мир" (для 9 классов)
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов.В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
для учащихся 9 классов
"Географический мир"
Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня
Ступень обучения(класс): 9 класс, основное общее
Уровень: базовый
Количество часов: 34 часа в год, 1 час в неделю
Автор программы: Кулакова Наталья Викторовна, учитель географии
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
для учащихся 9 классов "Географический мир"
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 г. № 413.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года»
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2018-2019 г. по географии, который является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ОГЭ
Программа «Географический мир» рассчитан на 34 часа в 9 классе. Данный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Цель: успешное усвоение учащимися системы знаний в области географии к итоговой аттестации в 9 классе
Задачи:
-углубить и расширить знания по физической и экономической географии;
-развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
-вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
Содержание курса
Первый блок «Источники географической информации» включает материал о географических моделях: глобусе, географических картах, планах
местности, их основных параметрах и элементах (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть), а также - о выдающиеся географических исследованиях, открытиях и путешествиях.
Второй блок «Природа Земли и человек» содержит задания о Земле, как планете; форме, размерах и движении Земли; об географических оболочках.
Третий блок «Материки, океаны, народы и страны» контролирует усвоение знаний о современном облике планеты, происхождении материков и океанов, населении Земли, материках и странах.
В четвёртом блоке «Природопользование и геоэкология» проверяются знания о влиянии хозяйственной деятельности людей на природу, основных типах природопользования, стихийных явлениях.
Пятый блок «География России» выявляет уровень усвоения системы знаний о географическом положении, природе, населении и хозяйстве России.
Содержание курса
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Формы и методы проведения занятий
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного курса. Данное пособие составлено для организации занятий , наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов, Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, контурными картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, тренировочное тестирование.
Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, а также проверочных работ. Наличие компьютера в классе и проектора позволяет большую часть занятий проводить с использованием имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.
Конечно, за 34 часа повторить материал всей школьной географии достаточно сложно. Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на повторение содержания отдельных разделов. В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Виды контроля
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Планируемые результаты обучения
Ожидаемые результаты:
Курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
- углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, , «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов;
- повышение учебной мотивации обучающихся;
- сформировать, расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по выбору;
- ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
определять различия в поясном времени различных территорий;
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации;
сравнивать свойства географических объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | "ОГЭ-2018", "ОГЭ-2019". Амбрацумова Э.М, "Типовые экзаменационные варианты. 25 вариантов" ,изд-во "Национальное образование" "ФИПИ-школе" | 2 шт. |
2. | "ОГЭ. География. Большой справочник" Чичерина О.В., изд-во "АСТ", 2017г | 1 шт. |
2. Печатные пособия | ||
1. | Топографические карты и географические карты кабинета географии, школьные атласы. | |
2. | Раздаточный материал по темам | 40 шт. |
3. Технические средства обучения | ||
1. | Компьютер, ноутбуки, мультимедиа. | 17 шт. |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Электронные учебники по предмету; Интерактивные наглядные пособия; Мультимедийные учебники по всем курсам обучения; Видеоуроки; |
Календарно-тематическое планирование
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V. География России (10 ч).
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.
Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Обобщение (1 ч).
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.
Географический мир
34 ч в год, 1 ч в неделю
Резерв – 2 ч
№ | Дата | № в теме | Название раздела, темы |
1. | 1-09 | 1. | Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. |
2. | 2-09 | 2. | Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. |
3. | 3-09 | 1. | Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Глобус, географическая карта. |
4. | 4-09 | 2. | План местности. Масштаб. Градусная сеть. |
5. | 1-10 | 3. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
6. | 3-10 | 1. | Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). Земля как планета Солнечной системы. |
7. | 4-10 | 2. | Движения Земли. |
8. | 5-10 | 3. | Литосфера и геологическая история Земли. |
9. | 2-11 | 4. | Гидросфера. Атмосфера. |
10. | 3-11 | 5. | Биосфера. ГО. |
11. | 5-11 | 6. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
12. | 1-12 | 1. | Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. |
13. | 2-12 | 2. | Население и численность населения Земли. Расы, этносы. |
14. | 3-12 | 3. | Материки и страны. |
15. | 4-12 | 4. | Африка. Австралия. |
16. | 2-01 | 5. | Антарктида. Южная Америка. |
17. | 3-01 | 6. | Северная Америка. |
18. | 4-01 | 7. | Евразия. |
19. | 5-01 | 8. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
20. | 1-02 | 1. | Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. |
21. | 2-02 | 2. | Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. |
22. | 4-02 | 1. | Раздел V. География России (10 ч). Особенности ГП России. |
23. | 1-03 | 2. | Природа России. |
24. | 2-03 | 3. | Природные особенности России. |
25. | 3-03 | 4. | Население России. |
26. | 4-03 | 5. | Демографические показатели России. |
27. | 1-04 | 6. | Хозяйство России. |
28. | 3-04 | 7. | Отрасли хозяйства РФ. |
29. | 4-04 | 8. | Природно-хозяйственное районирование России. |
30. | 5-04 | 9. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
31. | 2-05 | 10. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
32. | 3-05 | 1. | Обобщение (1 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. |
Резерв – 2 ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293378-1378747674.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-342083-1384252617.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-375677-1389025926.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/27/picture-311434-1603772489.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...