Географическое положение и исследование Северной Америки
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Громова Нелли Олеговна

Урок по географии в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon severnaya_amerika.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе.

 Тема: "Географическое положение и исследование

Северной Америки"

Учитель географии: Громова Нелли Олеговна

Главная дидактическая цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению физико-географического положения материка Северной Америки, ориентируясь на самостоятельную работу.

Задачи урока:

  1.      создать условия для развития у школьников:
  • умений самостоятельной работы;
  • решения проблемных ситуаций.
  1.  
  • используя карты полушарий и атласа самостоятельно выявить особенности ГП Северной Америки на земном шаре;
  • изучить обязательную номенклатуру и имена исследователей континента, и результаты их работы;
  • объяснить основные особенности ГП материка в сравнении с другим материком;
  • развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
  • совершенствовать навыки самоконтроля (ученика)
  • Воспитывать потребности в творческой деятельности.  

Оборудование:

физическая карта полушарий, физическая карта Северной Америки, экран, компьютер, географические атласы для 7 класса, контурные карты, учебник географии, рабочие листы для учащихся, карточки с географической номенклатурой, карточки с заданиями, электронный диск для 7 класса.

Ход урока: I.  Мотивация на изучение нового материала.

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать.

Мы с вами побывали уже на многих материках? Какие материки мы посетили?

У меня на столе различные предметы, можете ли вы определить, к какому материку они относятся: (выходят к доске по желанию, берут любой предмет и определяют)

Лед – Антарктида

Кофе, песок – Африка

Какао, резиновый мячик, медь – Южная Америка

Шерсть овцы – Австралия

Немного вспомним, чем интересны эти материки.

Учащиеся вытаскивают карточки с вопросом и определяют что это за материк.

   

II. Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала

1. Формулировка учащимися темы урока.

Остались на столе кактус, джинсовая ткань, Микки-Маус. Учащиеся формулируют тему урока- Северная Америка. Сегодня мы выявим географическое положение Северной Америки.

2. Сейчас мы постараемся с вами создать образ материка на основе вашего домашнего задания.

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ

(В качестве домашнего задания были предложены опережающие творческие задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) сочинить стих, нарисовать герб или рисунок о Северной Америке, книжку – раскладушку, коллаж.)

( ПРОВЕСТИ качественную САМООЦЕНКУ творческих работ /домашнее задание/(справился успешно, справился, но были сомнения, частично справился, не справился.)

Итак, нам с вами предстоит совершить длительное и увлекательное путешествие по Северной Америке, чтобы познакомиться с особенностями природы этого материка.

3. Самостоятельная формулировка учащимися основных задач урока.

(если возникают трудности опора на рабочие листы)

(Перед учащимися на парте лежат рабочие листы, здесь описан весь план работы на уроке).

 Что включает в себя понятие “географическое положение”? ФГП - это положение материка, которое оказывает влияние  на его природу. Вспомним план характеристики ФГП материка.

(ученики уже имеют навыки работы с планом характеристики ФГП материка, и поэтому практическая работа организуется самостоятельно)

4. Организация самостоятельной работы (выполняется в группах – разноуровневые задания)

Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану.

Работу будут проводить

мореходы, землемеры, географы, исследователи,  картографы. ( работают  с контурной картой, учебником, с атласом)

“Землемеры”:

Используя учебник (стр.7), сделайте вывод о размерах материка и его площади по сравнению с другими материками. Определите протяжённость материка с севера на юг по 1000  з. д.(10 -111км), с запада на восток по 400 с. Ш.(10 -85км)

Ответ: Площадь 24 млн. км2  .Третий по величине материк, после Евразии и Африки. 

С сев. на юг 67-17=50

 50•111=5550км

С з. на в. 124-74=50

50•85=4250км

“Картографы”:

Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка:

  • по отношению к экватору;
  • нулевому меридиану;
  • тропикам;
  • полярным кругам.

Данные занесите в контурную карту.

В северном полушарии. В западном полушарии. Проходит северный тропик и северный полярный круг.

“ Мореходы”

Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку.

моря

океаны

 Берингово

Чукотское

Баффина

Карибское

Саргассово

 Северный Ледовитый

Атлантический

Тихий

Просмотр видеоролика.

“Исследователи берегов”:

Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков.

 Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше? Заполните таблицу, используя карту:

острова

полуострова

заливы

проливы

 Гренландия

Ньюфаундленд

Канадский Арктический архипелаг

 Аляска

Лабрадор

Флорида

Калифорния

 Мексиканский

Гудзонов

 Берингов пролив

Нанесите их на контурную карту.

Ответ: Северная Америка соединяется с Южной Америкой Панамским перешейком.

Северную Америку с Евразией разделяет Берингов пролив.

Остальные материки удалены.

Северные и восточные берега сильно изрезаны, слабо изрезаны западные.

Просмотр видеоролика.

“Географы”:

Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:

  1. Крайняя северная точка – м. Мерчисон 720  с. ш., 940  з. д
  2. Крайняя западная точка – м. Марьято 80 с. ш., 810  з. д
  3. Крайняя южная точка – м. Принца Уэльского 650  с. ш., 1680  з. д.
  4. Крайняя восточная точка – м Сент-Чарльз 520  с. ш., 560  з. д

Просмотр видеоролика.

Защита работ у доски по физической карте полушарий и Северной Америки. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки и заполняют контурную карту.

САМООЦЕНКА. Учитель: ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке

5. Проблемная ситуация

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на карту : Какую часть света образуют вместе Северная и Южная Америки? (Америка)

Хотя они и образуют единую часть света, но это не означает их природного сходства. В чем вы видите их различие, а в чем сходство?

( разделимся на группы: 1,2 группы “Сходство”, 3,4,5 группы – “Различие”)

Сходство

Различие

  • Тихий и Атлантический океаны
  • Пересекают меридианы
  • Одна часть света
  • Западное полушарие
  • Древние материки: Гондвана и Лавразия
  • Южное и северное полушария
  • Северный Ледовитый океан
  • Северный и южный тропики
  • Северный и южный полярные круги

Провести САМООЦЕНКУ

6. Исследование Северной Америки.

Заслушаем сообщение с показом презентации.

( подготовили ученицы в качестве домашнего задания)

И во время сообщения и показа презентации учащиеся заполняют таблицу в тетради (элемент лекции).

История открытия и исследования Северной Америки

дата

Исследователи

События

10 в.

Эрик Рыжий

Открыл Гренландию

1492 г.

Х.Колумб

Открыл Америку

1497 г.

Дж. Кабот

Открыл о. Ньюфаундленд

П-ов Лабрадор

17 в.

Г. Гудзон

Открыл и исследовал север материка

1741г.

В. Беринг

Исследование Аляски

18 в.

А. Маккензи

Исследовал северо-восток материка

18 в.

Г. Шелихов

Создал в Америке первые русские поселения

на Аляске

САМООЦЕНКА

III. Закрепление материала: тест

САМООЦЕНКА

IV. Результат САМООЦЕНКИ.

Кто на уроке поработал отлично?

Кто хорошо?

Кто старался и работал в меру своих сил и способностей?

Что вам особенно понравилось?

Что не понравилось?

V. Рефлексия: ЭКСПРЕСС-АНКЕТА (Степень участия, полезность)

VI. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор.

1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.

2 уровень: творческие задания: Кроссворд. Ключевое слово “ Гренландия” или “Северная Америка”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Географическое положение. История исследования Северной Америки.

Первый урок по изучению материка Северная Америка. Последовательное изучение географического положения материка по плану. Самостоятельное изучение учениками истории исследования Северной Америки....

Конспект урока для 7 класса по географии на тему: "Географическое положение и история исследования Северной Америки"

Первый урок по изучению северного материка Северная Америка. Учащиеся самостоятельно определяют ГП материка и заполняют таблицу: "История исследования материка", учитель направляет учеников и помогает...

Урок географии 7 класс "Географическое положение. История исследования Северной Америки"

Сисстемно-деятельностный подход в преподавании географии....

Разработка урока по теме: Географическое положение и исследование Южной Америки.

Цель урока: изучить физико – географическое положение Южной Америки.2. Задачи:Образовательная:- Научить определять ФГП материка- Изучить историю открытия материка.- Учить рациональным приемам ра...