Рабочая программа элективного курса по географии
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Елена Валерьевна Смирнова

Элективный курс   по географии разработан для  учащихся 9-х классов. Данный курс направлен на повышение интеллектуального и культурного уровня школьников и поможет учителю географии подготовить девятиклассников к итоговой аттестации (ОГЭ) по географии, а так же к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе.  В курсе отражены основные темы по  топографии, географическим оболочкам земли, природе и экономике, населению России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа город Шарья Костромской области

Рабочая программа  элективного курса по географии

для учащихся 9 класса.

Составила:

 учитель географии

высшей квалификационной категории,

 Смирнова Елена Валерьевна

2015-2017 учебный год

Пояснительная записка.

      Назначение программы: 

Элективный курс   по географии разработан для  учащихся 9-х классов. Данный курс направлен на повышение интеллектуального и культурного уровня школьников и поможет учителю географии подготовить девятиклассников к итоговой аттестации (ОГЭ) по географии, а так же к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе.  В курсе отражены основные темы по  топографии, географическим оболочкам земли, природе и экономике, населению России.

Актуальность и перспективность курса:

Актуальность изучения данного курса диктуется потребностями современного образования. Предмет география является одним из востребованных предметов для сдачи экзамена по выбору среди учащихся нашей школы.  

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор будущей профессии, связанной с областью географии. Расширяют  кругозор.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия:

Учащихся 9 классов.

Объём часов, отпущенных на занятия:

1 час  в неделю (34 часа)

Продолжительность одного занятия (1 час)

Цели и задачи реализации программы: 

Цели курса:

 Образовательные: формирование  у обучающихся  потребности  в географических знаниях, способствующих  повышению культурного и интеллектуального уровня.

Развивающие: формировать познавательный интерес к предмету география, расширить кругозор, развить логическое мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=78&source=&block=0&capping=0&cb=c4cc92647c755cec6e0fea50d01e0caeЗадачи программы: 

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2.Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3.Развитие умений учащихся самостоятельно анализировать проявление общих закономерностей размещения хозяйства и населения России, мыслить пространственно, вычислять основные показатели населения.

4. Развитие практических навыков по работе с различными тематическими картами.

5. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

Формы и методы работы: лекции, практикумы, решение проблемных вопросов, круглые столы, диагностически и тренировочные работы.

Коллективные, групповые и индивидуальные  формы работы.

Структура элективного курса :

Раздел

количество часов

Универсальные действия

1

Географические модели.

3

Уметь анализировать карты, топографический план.

2

Природа Земли и человек

9

Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

3

Особенности ГП РФ

1

Знать и понимать специфику географического положения Российской Федерации

4

Природа РФ

10

Знать и понимать специфику географических особенностей природы России

5

Население и хозяйство РФ

11

Знать и понимать специфику основных отраслей хозяйств особенности населения РФ

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

дата

Описание примерного содержания  

Географические модели.

Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

3

Анализировать карту. Определять направления, масштаб, географические координаты

Природа Земли и человек

Земная кора и литосфера. Состав и строение. Рельеф земной поверхности. Тектоника литосферных пли

2

Знать основные движения литосферных плит. Находить причинно- следственные связи. Анализировать рельеф. Уметь распознавать горные породы по происхождению.

Гидросфера.

2

Состав, строение гидросферы. Мировой океан и его части. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Уметь решать задачи на нахождение причинно- следственных связей.

Атмосфера.

2

Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Уметь анализировать климатические карты

Особенности природы материков и океанов

3

Крупные формы рельефа. Рекорды материков, интересные факты. Умение находить по описанию регионов мира.

Особенности ГП РФ

Природа РФ

Особенности географического положения России

1

Определять крайние точки и сравнивать и анализировать разные источники географической информации

Особенности геологического строения, распространение крупных форм рельефа России

2

Геохронологическая таблица. Особенности строения земной коры. Описывать крупные формы рельефа

Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. Климат и хозяйственная деятельность людей

2

Работать с синоптическими картами. Знать климатообразующие факторы. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды и водные ресурсы

2

Реки, озёра, болота. Образование многолетней мерзлоты. Решение задач на нахождение причинно- следственных связей. Работа с контурными картами.

Типы почв и почвенные ресурсы

2

Почвы. Рациональное и нерациональное использование почв. Почвенные ресурсы.

Национальные парки и заповедники

2

Наиболее известные заповедники и национальные парки Росси. Решение тестов.

Население и хозяйство России

Численность. Естественное движение. Миграция.

2

Особенности демографической ситуации в РФ. Решение задач по нахождению С, Р и ЕП. Направление миграции, нахождение миграционного прироста населения.

Половой и возрастной состав. Размещение населения

2

Особенности населения, структура населения. Размещение населения на территории.

Народы и основные религии

2

Народы проживающие на территории России, малочисленные народы. Религии.

Крупные города

1

Города- агломерации.

География отраслей промышленности. Основные факторы размещения отраслей.

2

Географические особенности основных отраслей хозяйства России

Урок – практикум.

Нахождение плотности населения, доли городского населения, ЕП, миграционного прироста

2

Решение задач на демографические показатели и на нахождения причиинно- следственных связей.

Информационно-методическое обеспечение: презентации и видео - ролики по разным темам в области географии.

URL: https://canvas.instructure.com/enroll/FLJXM3 Дистанционный курс по географии ОГЭ – 2016 – учитель Смирнова Е.В.

Наглядный материал: набор топографических карт, набор горных пород, раздаточный материал.

Цифровые образовательные ресурсы.

 http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=3436&tmpl=com

сеть творческих учителей. Сообщество учителей географии.

http://geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии

http://geo.1september.ru/index.php Журнал география

http://mygeog.ru/ Географический образовательный портал.

https://sites.google.com/site/urokigeografii172/home Геоконсультация (Щапель Л.Н.)

http://www.zavuch.info/methodlib/142/?pg=2 Завуч ИНФО

http://nat-geo.ru/  Национальная география

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Ожидаемые результаты

Личностные:

- овладение на уровне общего системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные:

- умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

- умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;

Предметные:

- овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков» международного общения;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Предполагаемая результативность курса

Обучающиеся  должны:

уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

- определять, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

 чтения карт различного содержания;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия.

- определять  погоду по синоптической карте;

-ешать различные практические задачи.

Знать:

- особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

- границы часовых поясов:

- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

- климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;

- распределение рек страны  по бассейнам  океанов;

- зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- народы, наиболее распространенные языки, религии;

- примеры рационального и нерационального размещения производства;

- районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.)

Система оценивания успешности прохождения курса

В процессе изучения данного курса выполняется 3  зачетных (промежуточных) работы. Успешное выполнение пробных КИМов по географии.

Принципы отбора материала

Раздаточный материал отбирается с учётом изменений ОГЭ в 2015-2016 годах, используются линии учебников по географии за курс 6-9 класса, как классическая линия, так и учебники, которые есть в Федеральном перечне. Сайт ФИПи, сайт ЕГЭ.РУ, решу ОГЭ.

Литература, используемая при составлении программы

Решу ОГЭ http://reshuoge.ru/

 http://4ege.ru/gia-in-9/ ОГЭ портал

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge Открытый банк заданий ОГЭ

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=3436&tmpl=com

сеть творческих учителей. Сообщество учителей географии.

http://geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • Замятин Д.Н - Пространства России (хрестоматия) - М.: МИРОС 1994.
  • Плисецкий Е.Л. – Соц. - экономич. география РФ – Справочное пособие в таблицах, схемах, картах – М.: Дрофа, 2004.
  • Аванта + География России Энциклопедия

Литература для родителей и детей:

  • Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. - География. ОГЭ -2016, 9 класс – М.: Астрель, 2016.
  • Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Список ресурсов  для учащихся 

Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. - География. ГИА-2009, 9 класс – М.: Астрель, 2015, 2016,2017

Решу ОГЭ http://reshuoge.ru/

 http://4ege.ru/gia-in-9/ ОГЭ портал

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge Открытый банк заданий ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс

Программа элективного курса  “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для уча...

Рабочая программа элективного курса "Рекреационная география"

рекреация, туризм, отдых, рекреационные районы, ТРС...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»

Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...

Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»

Рабочая программа  элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...