Методическая разработка урока "Мы летим в Арктику"
методическая разработка (6 класс)

Ковалев Павел Владимирович

Урок  музейной педагогики, занятие по внеурочной деятельности

"Мы летим в Арктику"

 

Задачи

образовательные

  • Познакомить обучающихся с природными условиями в Арктике, с людьми, работающими в условиях крайнего Севера.
  • В игровой форме, на примере музейных экспонато,в познакомить обучающихся с научными приборами, которыми пользуются люди разных профессий на полярных станциях «СП». Познакомить обучающихся с некоторыми специальностями полярников.

развивающие

  • Научить учащихся работать с виртуальной моделью земного шара на примере популярных Интернет - ресурсов - GOOGLE
  • Формировать умение работать в группе

воспитывающие

  • Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за людей героических профессий, работающих в Арктике;
  • научить обучающихся тонко чувствовать взаимосвязи природы и человека.
  • Заинтересовать обучающихся материалами экспедиции «Арктика – 2015»,
  • познакомить с международными проектами, в которых принимает участие Россия в рамках «Международного Полярного Года»

Урок предназначен для обучающихся средней возрастной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в школьном музее им.Г.Я. Седова

«Мы летим в Арктику».

Игра-путешествие

Учитель географии

Ковалев Павел Владимирович

Тема урока:  Мы летим в Арктику.

Цель урока:

                             

Познакомить учащихся с научной деятельностью полярников на станциях «Северный полюс» и актуализировать значение Арктики для России в настоящее время.

Задачи:

      1.Научить обучающихся работать с виртуальной моделью земного шара на примере популярных Интернет - ресурсов: Earth Google.com

                                                           geography2.blogpot.com

                                                           www.globe.gov и т.д.

      2.В игровой форме на примере музейных экспонатов познакомить учащихся с научными приборами, которыми пользуются люди разных профессий на полярных станциях «СП». Познакомить учащихся с некоторыми специальностями полярников.

      3.Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за людей героических профессий, работающих в Арктике; научить учащихся тонко чувствовать взаимосвязи природы и человека. Заинтересовать учащихся материалами экспедиции «Арктика – 2016», познакомить с международными проектами, в которых принимает участие Россия в рамках «Международного Полярного Года».

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, передвижной компьютерный класс (Mac book), выход в Интернет, на рабочем столе компьютеров установлена программа Earth Google.

Ход занятия:

Обучающиеся входят в музей под звуки песни «Где–то на белом свете…», на экране красивые слайды Арктики, они могут автоматически сменяться.

Ведущий:                 Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в школьный

                                 музей Арктики им. Г.Я.Седова. А знаете ли вы адрес

                                 школы? Как вы думаете, название улицы и название

                                 школьного музея связаны между собой? Как? Есть ли в

                                 микрорайоне школы ещё топонимы, связанные

                                 с Арктикой?

Обучающиеся:               Отвечают на вопросы учителя, используя ранее

                                 полученные знания и кругозор.

Ведущий:                 Ребята, а почему люди так стремятся в Арктику?

                                На  Севере холодно, полгода полярная ночь, деревьев

                                и цветов днём с огнём не найдёшь.

Обучающиеся:              Затрудняются отвечать.

Ведущий:                За ответом я предлагаю вам отправится в увлекательное

                               путешествие на Север, в самое сердце Арктики.

                               Путешествие это будет не простое, а виртуальное в

                                режиме реального времени, т.е. через Интернет мы

                                сможем попасть в гости к полярникам – людям, которые

                                работают на станции «СП -38» прямо сейчас.

Заранее доложен быть подготовлен ученик, умеющий работать с соответствующими Интернет - ресурсами.

Ведущий назначает навигатора, если нет мобильного компьютерного класса, предлагает занять ему место за компьютером

и приглашает остальных учащихся сесть в кресла виртуального самолёта. Дети могут пофантазировать, в каком качестве они летят в Арктику

(туристы, полярники, пограничники, моряки, геологоразведчики).

При наличии в классе ноутбуков, учащиеся работают индивидуально, на интерактивной доске отображается ход занятия (подготовленная презентация (см. приложение 1) устанавливается на каждый Mac book заранее).

Ведущий:               Пристегните ремни и внимательно наблюдайте за

                               происходящим на экране.

Путешествие начинается в космосе с появлением виртуальной модели земного шара, затем учащиеся перемещаются в Санкт – Петербург, находят свой микрорайон и школу.

Мы летим в Арктику! Учащиеся могут комментировать то, что видят на экране.

Вначале полёта самолёт должен лететь низко, для того чтобы дети рассмотрели свой двор, улицу, город. По мере продвижения на север, высота полёта должна увеличиваться для обзора арктического побережья России.

Ведущий:             Посмотрите, ребята, какая огромная территория России

                             выходит к побережью Северного Ледовитого океана.

                             Россия занимает первое место среди стран по площади

                             территории и протягивается с запада на восток  более чем на

                            10 тыс. километров. На Севере побережье России омывает 5

                             морей.

                             Чтобы попасть из  Санкт – Петербурга на мыс Дежнёва

                             нужно пересечь 10 часовых поясов - 10 часов полёта

                             на современном самолёте.

                     

Обучающиеся:         Называют природную зону, рассказывают о климате

                            Арктики, о растениях и животных.

Ведущий:          Ребята, Арктика с давних пор привлекает к себе людей и причин

                          этому много. Наша Родина расположена на севере материка Евразия, её

                          северные границы омывают моря Северного Ледовитого океана.

  • Воздушные массы, двигающиеся со стороны Северного Ледовитого океана, определяют погоду на огромной территории России;
  • Путь из Атлантического в Тихий океан короче по Северному морскому пути через Северный Ледовитый океан;
  • Материковый шельф Северного Ледовитого океана богат полезными ископаемыми (газ, нефть, уголь, железомарганцевые конкреции).
  •  Воды морей Северного Ледовитого океана богаты рыбой и морским зверем;
  • В Арктике проходит стратегически важная граница России и зарубежных стран;
  • Сакральное (скрытое) значение Арктики заключается в том, что в экстремальных условиях Севера могут работать люди, имеющие лучшие человеческие качества (взаимовыручка, забота, надёжность, обязательность, хорошо развитое чувство юмора, трудолюбие).
  • Россия, как член международного сообщества, принимает участие в исследованиях Арктики, начиная с конца XIX века.  
  • В 2007 году организована научная экспедиция «Арктика – 2007» в рамках Международного Полярного Года.

 

Ведущий:            

 С 1937 года в Арктике работают полярники на научно – исследовательских станциях «Северный Полюс». Современные технологии позволяют нам отследить работу учёных в режиме реального времени, посетив сайт Института Арктики и Антарктики и страничку «СП-38». В нашем музее много подлинных экспонатов -  приборов,  которые подарили полярники (бывшие участники зимовок). Представьте себе, что льдина, на которой располагается Станция «СП», раскололась, документы и приборы вот-вот

утонут. Ваша задача – спасти документы и приборы, а затем определить их названия и профессии полярников, которые  пользуются этими приборами.

Обучающиеся:   Получают заранее заготовленные карточки, на которых

                     написаны названия приборов, выставленные в экспозиции

                     школьного музея. Ребята должны в витринах найти приборы,

                     соотнести названия приборов с картотекой профессий на

                      «СП» и сделать вывод о том, люди каких профессий

                      работают в Арктике.

                      Приборы в витринах выделены разным цветом, который

                      коррелируется с цветом карточек и названием профессий.

                      Можно усложнить задание, предложив ученикам рассказать

                      о том, какие природные явления изучают специалисты в

                      Арктике, используя эти приборы.

                      По окончании задания, учащимся предлагается пройти    

                      тестовое задание «Угадай прибор».

Ведущий:     Молодцы ребята! Вы помогли полярникам спасти приборы

                     и узнали о том, что изучают полярники в Арктике, вы

                     познакомились с основными профессиями на «СП» и увидели

                     экспонаты подлинных приборов, с которыми работают

                      полярники. Кто из вас хочет работать на «СП», почему?

                      Люди,  каких специальностей ещё работают в Арктике?

                     Какие человеческие качества необходимы полярникам

                     Для того, чтобы работать в суровых условиях Арктики?

                     Нужно ли продолжать осваивать акваторию Северного

                     Ледовитого океана, почему?

Обучающиеся:  

Повторяют, какие природные явления изучают специалисты

                      в Арктике, перечисляют профессии полярников, называют

                      научные приборы, делятся мыслями о необходимости

                       изучения Арктики, размышляют над человеческими

                       качествами полярников, говорят о необходимости освоения

                      Арктики, как о перспективном и богатом углеводородами

                      районе, говорят о стратегическом значении Арктики,

                      подчёркивают необходимость бережного отношения к

                      полярному региону, как к хрупкой экосистеме.

Ведущий:      Спасибо за то, что вы приняли участие в игре.

                      Расскажите, чему вы сегодня научились?

Обучающиеся:  

Я научился работать в группе, сопоставлять и делать   выводы,

                      применять логику, решать проблемные задачи,

                      развивать кругозор, уважать людей труда и любить

                      свою Родину, оберегать природу, уважать соседние

                      страны, прогнозировать развитие событий и доказывать

                      свою точку зрения. Я познакомился с названиями приборов,

                      которыми пользуются учёные при измерении природных  

                      явлений  на полярных станциях «СП». Я узнал, как работают

                      некоторые из них. Я ощутил гордость за свою страну, её

                      огромные запасы углеводородного топлива и железной руды        

                      на шельфе Северного Ледовитого океана. Я научился

                      определять геополитические интересы России в Арктике.

                      Мне понравилось на занятии ……………...

                      Мне не понравилось ……………………….

Качества личности полярника и рефлексию нужно оформить, как раздаточный материал, для более эффективной работы на занятии.

Как вариант, можно попросить обучающихся рассказать о своих чувствах во время занятия, побудить их дать характеристику качеств человеческой личности полярника и получить обратную связь, научив осознавать  мир профессий и происходящее вокруг.

Предложить ученикам дискуссию на тему «Кому принадлежит шельф Арктики?» или «Какую профессию я выбираю».

                                         

                                               Приложения:      

       

  1. КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ:

  • Трудолюбие
  • Взаимовыручка
  • Забота
  • Надёжность
  • Обязательность
  • Чувство юмора
  • Упорство
  • Целеустремлённость
  • Чуткость
  • Гибкость
  • Любознательность
  • Энтузиазм
  • Доброта
  • Отзывчивость
  • Щедрость
  • Смелость
  • Способность к обучению
  • Самопожертвование

  1. ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ НА ЗАНЯТИИ?

  • Работать по алгоритму
  • Работать в группе
  • Сопоставлять явления природы, приборы и профессии полярников
  • Делать выводы
  • Применять логику
  • Решать проблемные задачи
  • Рассказывать о своих чувствах
  • Слушать товарищей
  • Наполняться любовью и нежностью к своей Родине, любить окружающий мир
  • Осознавать себя частицей природы
  • Чувствовать ответственность за происходящее вокруг
  • Уважать людей труда
  • Ориентироваться в геополитической обстановке

         3.    Приборы, которые используются при изучении

                 явлений природы на   Северном полюсе.

Термометр – прибор для измерения температуры воздуха.

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

Анемометр – прибор для измерения силы ветра.

Ветрочёт – прибор для измерения силы ветра (устар.)

Гигрометр – прибор для измерения влажности воздуха.

Психрометр – прибор для определения относительной влажности воздуха.

Шкала цветности морской воды – прибор для измерения прозрачности и цветовой гаммы морской воды.

Прибор для измерения скорости течения воды

Прибор для измерения импульса волны

Планиметр – прибор для определения площадей плоских фигур.

Протрактор – прибор для отмеривания углов при прокладке пути судна по карте.

Гирокомпас – прибор для определения курса судна.

Гидрометр – прибор для определения скорости водяного потока, его уровня и глубины.

Радиолокатор – устройство для обнаружения объектов в пространстве по отражённым от них радиоволнам.

Радиозонд – прибор для измерения температуры, давления и влажности воздуха в верхних слоях атмосферы.

Амперметр – прибор для измерения силы постоянного тока.

Вольтметр – прибор для измерения электродвижущей силы или напряжения в электрических цепях.

         4.     Картотека профессий:

1.Метеорологи и климатологи

  • Термометры
  • Барометры
  • Анемометр
  • Ветрочёт
  • Гигрометр
  • Психрометр

2.Гидрологи и океанологи

  • Пробы грунта
  • Шкала цветности морской воды
  • Прибор для измерения скорости течения
  • Прибор для измерения импульса воды

3.Картографы

  • Планиметр
  • Протрактор
  • Кинокамера

4.Радисты

  • Телеграфный ключ
  • Микрофон
  • Журнал приёма радиограмм

5.Радиофизики

  • Радиолокатор
  • Радиозонд
  • Радиомачта
  • Амперметр и вольтметр

 6.Гляциологи

 7.Моряки и пограничники

 8.Полярные лётчики

 9.Врачи и биологи

10.Повара

11.Водители

Задание 1.  Дайте определения географическим терминам:

Географический термин

Определение

Погода

Климат

Климатообразующие факторы

Воздушная масса

Задание 2. Составьте пары правильных ответов

«прибор   -   единица измерения, которой характеризуется измеряемая прибором величина»: /заполните таблицу/

Метеорологический прибор

Единица измерения величины

Анемометр

Барограф

Гигрометр

Гелиограф

Термометр

Барометр

Флюгер

Осадкомер

ВЕЛИЧИНЫ ИЗМЕРЕНИЯ:  метр в секунду,     миллиметр,     миллиметр ртутного столба,       миллибар,     градус,     процент.

Опишите оставшиеся без пары приборы. Что каждый из них показывает?

Подпишите приборы, изображенные на рисунках.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-памяти, посвящённая 65-летию победы

Разработка мероприятия посвящена 65-летию Великой Победы. Проводилось данное мероприятие во 2 классе. Урок памяти сопровождался презентацией....

Методическая разработка в виде презентаций для проведения уроков-соревнований, посвящённых 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина на английском языке.

Уроки проводятся в форме уроков - соревнований между командами по трём уровням: уровень 1-5-6 классы, уровень 2 - 7-8 классы, уровеь 3 - 9-11 классы. Основу уроков составляют интерактивные презентации...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики: Виртуальная экскурсия «Удивительная Арктика».

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому  в учебно-воспитательном процессе  активно используются компьютерные технологии, которые  способ...

Методическая разработка "Здраствуй лето"

Методическая разработка "Здраствуй лето"...

Методическая разработка урока географии на тему "Растительный и животный мир Арктики"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 7 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Методическая разработка по географии "Арктика-фасад России"

В разработке предоставляется материал по исследованию Арктики, ее значении для нашей страны, ресурсах и природе....