Кейс - технологии для детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи).
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Горшечникова

На основе самоанализа своей профессиональной деятельности, отмечаю свой  опыт работы по кейс-методу  для детей с ТНР.   Траектория  профессионального развития меня, как учителя по кейс- технологии началась с обучения Методу case-study в 2012г.,Затем организация школьного чемпионата по бизнес- кейсам, участие команды  старшеклассников  в первом городском чемпионате.

Практическая  реализация авторского кейса «Создадим заповедник вместе» на уроках географии в курсе «Природа России».  Использование кейсов на уроках . Статья «Использование методики бизнес - кейсов в процессе социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья» напечатана в приложении к научно-практическому журналу «Педагогическая Нива»№2, 2013.Выступления на городских семинарах, Всероссийских слётах, выступления «Современный урок: кейс-метод» на международном практическом семинаре в Вильнусе, Литва12.06.2015 и в Августове, Польша 16.07.2015.  Опыт работы с кейсами для детей с ТНР показал, что у подростков формируется критическое мышление, умение оценивать свою работу, опыт коммуникации и взаимодействия в команде, навыки самопрезентации, развивается речь участников: умение доказывать, спорить, грамотно вести диалог и дискуссию, что особенно важно для детей с ТНР.Метод case-study-инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. В case-study преодолевается классический дефект «сухости» традиционного обучения, у подростков проявляется творческая конкуренция и борьба точек зрения. Метод завоёвывает позитивное отношение со стороны учащихся. Одновременно метод позволяет учителю по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал в условиях ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Метод ситуационного обучения в условиях школы для детей с ТНР

Автор: учитель географии Горшечникова И.Б. ГБОУ№5 Адмиралтейского района

Проблема

В 2006-м Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (при активном участии Министерства образования и науки РФ) в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) проводил исследование в нашей стране.

Оно было направлено на определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Результат удручающий. Наивысшие баллы получили лишь 1,7 % принимавших участие в тестировании. В Финляндии 16,7% учащихся.

Это самое лучшее свидетельство того, что давно поставленная перед российской школой цель – подготовить выпускников к свободному использованию учебных навыков в повседневной жизни – не достигается. В значительной степени подобное происходит из-за отсутствия должного внимания к практической составляющей содержания обучения в общеобразовательных школах, следствием чего является нехватка у учащихся знаний и умений, которые они могут применить на практике.

При этом уровень предметных знаний и умений российских школьников не ниже или превосходит уровень учащихся многих стран. Становится ясно, что, обеспечивая учеников багажом базовых (теоретических) знаний, российская система обучения не способствует развитию у них ситуативного навыка (практических знаний).

Кейсовая технология (метод) обучения

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г. Впоследствии, и особенно в последнее время, кейсовый метод нашел широкое применение в зарубежной и отечественной высшей школе  в области подготовки специалистов различного профиля.

Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе некую проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше.

Классификация кейс технологий

Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Кейсы различают по  степени сложности. Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение.

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение.

Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом осуществляется переход от ориентации образования на усредненного ученика к ориентации на индивидуализированный подход к каждому учащемуся.

От других технологий «Case Study» отличается:

  • Наличием проблемной ситуации, которую необходимо увидеть и решить;
  • Коллективной выработкой решений;
  • Возможностью нескольких решений проблемы;
  • Наличием управляемого эмоционального напряжения обучающихся;
  • Наличием системы оценивания деятельности.

При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую две фазы:

  • Первая фаза – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется  за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.
  • Вторая фаза – работа учителя в классе, где он выступает со  вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют повысить мотивации обучения у обучающихся; развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.  

Неотъемлемой частью современного урока географии является самостоятельная практическая деятельность учащихся (самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций, обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы). Именно эти задачи успешно позволяет решать кейс-метод.

Не следует считать кейсы панацеей от всех бед. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета, основных законов и закономерностей.

Каждый кейс – это серьезная научная разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности учащихся.

Примеры кейсов учителя географии в ГБОУ№5 для детей с ТНР

Тема урока: Население мира Класс 8

Кейс демографического профиля

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Фольсваген» и костюм за тысячу долларов.

Второй. А у тебя все тот же старенький «Фольсваген».

Первый. Да! Да! Старенький автомобиль, милая жена Эльза и единственный сын Ганс. Ну, да зачем все обо мне? Твоя сестра сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

1) В какой стране могут вести такой диалог старинные друзья?

2) К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему?

3)Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображенной в данной ситуации?

Тема урока: Проблемы экологии в России. Класс 9.

Кейс экологического профиля

В Московской области прошли мусорные бунты местных жителей. Причина сильный запах с мусорных полигонов. Путей решения проблемы ТБО много. Одна из них в раздельном сборе мусора. В Москве встретились два туриста. Один из Азиатской страны, другой из Западной Европы. Оба были очень довольны тем, что в Москве мусор можно собирать в один пакет. Житель Азии сообщил, что на его Родине в каждом доме 5 разных пакетов для сбора мусора, а житель Европы четыре пакета. Оба посетовали на высокие штафы при нарушении сбора ТБО.

Ваша задача решить из каких стран гости столицы. Как решается проблема ТБО в их странах? Какие решения можно предложить властям и жителям в Московской области.

Тема урока: Казахстан. Класс 10.

Кейс экологического профиля

На открытом в 2002 году Кашаганском нефтяном месторождении первоначально планировалась добыча 1,5 млн. баррелей нефти в день вплоть до 2020 года. Добыча в таком объеме сделала бы его одним из самых больших месторождений мира, а Казахстан-одной из ведущих мировых нефтедобывающих стран. Однако из-за особого химического состава нефти (очень высокое содержание серы и токсичного меркаптана) и расположение вблизи Каспийского моря, добыча может оказывать катастрофическое влияние на хрупкую экосистему Каспия и людей живущих в этом регионе.

Добыча 1 тонны нефти в Кашагане будет сопутствовать 110 кг серы, чрезвычайно опасной на воздухе. Сера является главной причиной кислотных дождей, а концентрация меркаптана 0,001 мг/м3 может быть смертельной для человека.

По этим причинам разработка Кашаганского нефтяного месторождения привлекла пристальное внимание международных природоохранных организаций.

Ваша задача заключается в том, чтобы помочь разработать правильные пути решения данной проблемы. Почему вы считаете это решение наиболее подходящим в данной ситуации?

Тема урока: ООПТ России. Класс-9

Вид кейса – научно-исследовательский эколого-краеведческий профиля

Тип кейса – исследовательский

Задание: Перед учителем географии и экологии поставлена социальная задача

экологического просвещения детей и подростков путем общественного проектирования деятельности особо охраняемых природных территорий.

Учитель обучает школьников взаимодействовать с природоохранными организациями и формировать чувства личной ответственности за сохранение живой природы в регионе проживания.

Задание подгруппам:

Группа экспертов Проекта ПРООН/ГЭФ «Укрепление морских и прибрежных ООПТ России» обратилась за помощью к школьным коллективам Санкт – Петербурга и Ленинградской области сформировать макет информационного буклета для посетителей охранной зоны и окрестностей будущего Ингерманландского заповедника на островах Финского залива.

Обсуждается вопрос: Какую информацию должен содержать буклет? В ходе обсуждения вырабатывается следующая позиция.

Информационный буклет может содержать следующую информацию:

- основную информацию о заповеднике, охранной зоне и окрестностях, его флоре и фауне, изложенную в популярной и привлекательной для посетителей разных возрастов форме;

- описание причин создания заповедника;

- правила поведения на природе и в охранной зоне заповедника;

- информацию о рекомендуемых объектах посещения (это могут быть не только существующие интересные природные объекты, но и те, на которые Вы считаете нужным обратить внимание);

Представляю материалы кейса с информацией для решения данного задания.

Приложение№1Дана информация о будущей ООПТ и список источников информации.

Приложение№2 Содержит  информационные буклеты действующих ООПТ

Приложение№3Дана информация об альтернативных источниках энергии

Приложение№4 Дан вариант решения задания кейса школьной командой. Макет информационного буклета  «Тропа войны и мира на острове Большой Тютерс»

Все приложения читать не обязательно. Можно логически выбрать более эффектные варианты, которые участники сочтут наиболее интересными.

Особо приветствуются свои источники знаний.

Задание командам:

  1. Придумать идею буклета
  2. Придумать использование на островах альтернативных источников энергии
  3. Создать правила поведения на природе для посетителей

Окончательно оформить решение и создать:

Презентацию Power Point 5слайдов с идеей, объектами посещения, правилами поведения для посетителей и альтернативными источниками энергии.

 Работы будут оцениваться по следующим критериям:

- соответствие теме проекта;

- достоверность и полнота информации;

- структура буклета, логическое единство его содержания и оформления;

- эмоциональное воздействие

Учитель учитывает особенности детей с ТНР:

Дети с речевыми расстройствами нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Эти дети довольно быстро утомляются,. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

При грамотной профессиональной работе учителя обучающие могут решать кейсы, усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, учиться работать в команде, находить решение поставленной проблемы. Высокие результаты показала школьная команда на городском чемпионате по решению бизнес-кейсов среди СОШ и гимназий.

Список литературы:

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
  2. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17
  3. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. -№ 4,С.13-18
  4.  Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11,С.25-28
  5. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов.
  6. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: учебное пособие. Томск, 2007
  7. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг. 1999. №5, №6 Вестник С.-Петербургского университета. 2005- выпуск 2.
  8. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Современные инновационные технологии обучения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  9. Case Study. Современные образовательные технологии. Журнал "Новое в образовании" www.novoevobrazovanii.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, РАС»

Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психиче...