Конспект мероприятия "География белого медведя"
занимательные факты по географии на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«География белого медведя»
Цель:
Познакомить учащихся с Арктикой, ее главным хозяином - белым медведем, показать значимость региона для экологии планеты, раскрыть основные экологические проблемы региона.
Задачи:
Создание условий для формирования познавательного интереса учащихся.
Воспитание бережного отношения к природе.
Развитие коммуникативной культуры учащихся.
Ход мероприятия.
Там, где море холодное очень,
И — куда ни посмотришь — снега,
Где полгода — полярные ночи,
Где свирепствует злая пурга —
Там на льдинах дрейфуют медведи
В белых шубах, с морскою душой —
Им Полярная звёздочка светит,
И медведица в небе — ковшом.
Ребята, ответьте на вопрос, как называется северная область Земли, включающая почти весь Ледовитый океан, окраины северных материков до южной границей зоны тундры? (Арктика, слайд 2) .
Арктика (от греч. ἄρκτος - «медведица»).
Именно о медведях, точнее о белых медведях, их среде обитания я предлагаю вам сегодня поговорить. По окончании нашей беседы самые активные ребята получат отметки.
27 февраля – Международный день полярного (белого) медведя. Полярный медведь занесён в Красную книгу Международного союза охраны природы и Красную книгу России. Оказалось, что даже такой грозный хищник нуждается в защите. Почему? Это животное обитает в одной из самых хрупких экосистем планеты - Арктике. В результате своей варварской деятельности человек уничтожает среду обитания медведя: в воды северных морей сбрасывает нефтепродукты, бытовой мусор, сливает сточные воды предприятий. Потепление климата ведет к таянью полярных льдов. Все это вместе приводит к сокращению популяции белого медведя.
Белый медведь животное интересное.
Приложение 1. Интересные факты.
Впервые с белым медведем европейцы познакомились у острова Медвежий (архипелаг Шпицберген). Это произошло в 1594г. во время поиска альтернативного морского прохода в Индию через воды Арктики. Во главе экспедиции стоял голландец, чьё имя сейчас носит одно из морей у берегов России. Назовите его имя.
(Виллем Баренц)
Бережное отношение к природе невозможно без знания особенностей природы конкретного региона. Исследование Арктики ее растительного и животного мира велось с давних времен. Большую роль в исследовании Арктики внесли норвежцы. Послушайте вопрос и назовите имя исследователя.
Свое первое полярное путешествие к берегам Гренландии этот известный норвежский исследователь Арктики описал в книге «Среди тюленей и белых медведей». Во время второй экспедиция 1893 -1896 г. на судне «Фрам» он попытался достичь географического Северного полюса. Этому полярнику приходилось не раз сталкиваться и подвергаться нападению со стороны белых медведей. Назовите имя этого полярника.
(Фритьоф Нансен)
И в настоящее время ученые продолжают исследование Арктики. Совсем недавно завершила свою работу дрейфующая полярная станция «Северный Полюс 40».
Посмотрите на фотографию, на этом снимке в обнимку с белым медведем запечатлен советский исследователь Арктики. В 1937—1938 годах он возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс 1».
(Иван Дмитриевич Папанин)
Сейчас в мире насчитывается 20-25 тыс. особей белых медведей.
Медведь животное крупное, а самые мелкие представители этого вида водятся на архипелаге Грумант.
Архипелаг Грумант является частью Норвегии, имеет особый статус, т.е. является демилитаризированной, безвизовой зоной. Здесь находятся три российских города общей численностью 380 человек. Какое второе привычное для нас название имеют эти острова?
(архипелаг Шпицберген)
У полярных медведей в зимнюю спячку ложатся только медведицы, собирающиеся произвести потомство.
В Северном Ледовитом океане находятся острова, открытые австрийскими путешественниками в 1873 г. На самом северном острове этого архипелага о. Рудольфа находится крайняя северная точка России. Эти острова - любимое место спячки белых медведиц, назовите их.
(Архипелаг Земля Франца-Иосифа)
Чем питается белый медведь? Каков его рацион?
Отгадав кроссворд, мы сможем ответить на данный вопрос.
Презентация «Рацион медведя».
Загрязнение вод Северного Ледовитого океана ведет к сокращению арктической флоры и фауны и, как следствие, оскудению рациона полярного медведя.
Кроме того, охота еще одна из причин сокращения численности этих животных. У народов Крайнего Севера издавна использовалась шкура белого медведя для изготовления одежды, обуви, рукавиц, как подстилка для саней.
Однако для жителей Севера медведь не только объект охоты, но и один из главных сказочных героев народного творчества.
Нанук - мифологический персонаж, хозяин белых медведей. В мифах какого народа можно встретить Нанука? Послушайте небольшую подсказку.
Этот народ составляет коренное население территории от Гренландии до восточного края Чукотки. Бытовая культура этих людей необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, особую глухую одежду из меха и шкур. Второе название этого народа «сыроеды», т.е. те, кто ест сырую рыбу. О каком народе идет речь?
(Эскимосы)
Все вы смотрели мультфильм, название которого на языке одного северного народа означает медведь или, точнее, «взрослый белый медведь-самец». Как называется этот мультфильм?
(Умка).
Умкой белого медведя называет немногочисленный народ, проживающий на территории от Берингова моря до реки Индигирки. Основной вид деятельности этих людей оленеводство, охота на морского зверя (нерпу, тюленя, моржа, кита). До XIX они жили стойбищами в домах-ярангах. О каком народе идет речь?
(Чукчи)
Давайте послушаем одну сказку в пересказе (Ф.И. ученика. Приложение 2)
Автором сказки является одна из самых многочисленных малых народностей Российского Севера, населяющей евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Основной вид деятельности оленеводство, рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел. Проживают в чумах. В названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминается этот народ как титульный. О каком народе идет речь?
(Ненцы)
Белого медведя можно встретить не только в сказках, легендах, мифах, песнях Севера, но и в виде изображения на гербах городов, субъектов РФ. (Презентация «Медведь в геральдике»)
Коренные жители Севера существовали в тесной гармонии с природой. В настоящее время с приходом нефтедобычи, браконьерского лова животных возникает реальная угроза исчезновения уникального арктического ландшафта и его обитателей. Даже такой крупный хищник как белый медведь может исчезнуть, как когда-то исчезла Стеллерова корова и таких примеров природа знает немало. К сохранению природы Арктики призывает нас международная общественная природоохранная организация «Гринпис».
Включить интернет сайт «Гринпис». Зачитать со страницы сайта об Арктике, ее экологических проблемах. http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/protect-the-arctic/ или презентация «Экология Арктики». Зачитать о проблемах из файла «История дня».
Я думаю, понятно, что окружающая нас природа требует бережного к ней отношения. Ведь как оказалось человеку, вооруженному современными знаниями, все по плечу, он запросто может стереть с лица Земли любой биологический вид. Как показывает история, оказывается не медведь, а человек - самое опасное живое существо планеты.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами».
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)
Любой экологически грамотный человек должен понимать, что у нас один общий дом - наша планета Земля.
Подведение итогов, выставление оценок самым активным ребятам.
Приложение 1
1. Белый медведь — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных.
2. Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски.
3. Волоски меха, содержат воздух, который является эффективным теплоизоляционным средством.
4. Самец белого медведя, встав на задние лапы, легко достает до подоконника второго этажа блочного дома.
5. Белый медведь отличный пловец, а на суше это быстрые и ловкие животные.
6. Белый медведь самый умный хищник.
7. В условиях многомесячной полярной ночи эти животные отлично ориентируются в пространстве, и отлично оцениваю обстановку.
8. Кишечник медведя короткий, а желудок намного больше, чем у других видов медведей, это позволяет голодному хищнику съесть за раз целого тюленя.
9. Белый медведь - зверь арктического пояса.
10. Во время охоты для того, чтобы слиться с окружающим снегом медведь прикрывает черный нос лапой.
11. Ареал обитания - Арктика, к югу до северных побережий Сибири и Северной Америки.
12. Десяти сантиметровый слой жира позволяет медведь проплывать до 30 км в холодной арктической воде.
13. Белые медведи очень терпеливые, они по несколько часов могут лежать возле лунки в ожидании вынырнувшего подышать тюленя.
14. В Арктике 3 месяца ночь, 6 месяцев день, поэтому у этих животных нет выраженной суточной активности.
15. В зимнюю спячку впадают лишь медведицы, собирающиеся стать мамами.
16. Медведь очень любопытен. Его привлекает все новое, вкус которого он непременно проверяет.
Приложение 2
Белый медведь и бурый медведь
Ненецкая народная сказка
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Он сказал:
- Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Бурый ответил:
- Когда она у тебя была, земля-то? Твоё место в море! Твоя земля - льдина!
Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до полудня - никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:
- Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увёртливее. Поэтому никто из нас верха не возьмёт. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.
Белый медведь сказал:
- Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.
Лесной медведь сказал:
- Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.
Морской медведь сказал:
- А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своём месте и не мешать друг другу.
Лесной медведь пошёл назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.
С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок выставка - белые медведи
Урок выставка - белые медведи...
конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут белые медведи и слоны"
Где живут белые медведи и слоны?...
Составление описательного текста "Белый медведь" урок русского языка в 3 классе.
на уроке ребята учатся составлять описательный текст с опорой на план, вопросы, иллюстрации, развивается речь учащихся, обогащается словарь. во время урока закрепляются виды текстов: повес...
КОНСПЕКТ УРОКА "БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ"
Представляю конспект урока "Белый медведь" (аппликация в полуобъеме из бумаги и картона). Преподаватели найдут в конспекты все необходимые дополнительные сведения для того, чтобы заинтересовать ребят ...
Конспект занятия по рисованию(рисование тычком) "Белый медведь"
Конспект НОД по художественному творчеству в разновозрастной группе детского сада «Сложный дефект»...
интегрированная контрольная работа 4 класс Белый медведь
интегрированная контрольная работа 4 класс Белый медведь...
Где живут белые медведи.
Презентация к уроку....