Спецификация контрольной работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся 8-х классов
статья по географии (8 класс) на тему

Лисенков Сергей Александрович

 

Итоговая контрольная работа по географии для учащихся 8 класса разработана по учебнику Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс. Учебник, М., Дрофа(ФГОС).   

Спецификация контрольной работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся 8-х классов включает в себя:

1.Назначение работы

2.Документы, определяющие содержание  работы.

3. Условия проведения и время выполнения работы

4. Структура  работы и требования к уровню подготовки обучающихся

5. Распределение  заданий  контрольной работы по  уровню сложности.

6. Система оценивания  отдельных заданий и работы в целом.

7. Шкала перевода  итоговых баллов  в пятибалльную  оценку.

8. 2 варианта контрольной работы (с ответами)

Рисунки к обоим вариантам отдельным файлом, т.к. общий объем загружаемого материала превышает 3 МБ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifikatsiya_8_klass_na_kontrolnuyu_rabotu.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Спецификация

 контрольной работы

по ГЕОГРАФИИ

для учащихся 8-х классов

1.Назначение работы

 

- установить соответствие подготовки  учащихся  8-х  классов  Федеральному компоненту   государственного стандарта  общего образования по географии;

-выявить  вопросы содержания образования, вызывающие наибольшие трудности у обучающихся;

-мотивировать обучающихся к организации деятельности по восполнению пробелов в уровне подготовки.

2.Документы, определяющие содержание  работы.

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

– Примерные программы основного общего образования, 2015;

- Рабочие программы. География.5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. С.В. Курчина. – М., Дрофа, 2015.

3. Условия проведения и время выполнения работы

Предусмотрено два варианта работы, которые  одинаковы по структуре, параллельны по  расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером  во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

На выполнение контрольной  работы отводится 45 минут.

4. Структура  работы.

Итоговая   работа   состоит   из   одной  части.

В работе содержатся   задания   с   выбором   ответа. К каждому из заданий с выбором ответа части  предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

В работе есть задания на установления соответствия. Ответ на них учащиеся записывают в виде набора цифр без пробелов. А также  задание с развернутым ответом,   ответы   на   которое   записываются   учащимися   самостоятельно   в   развернутой форме.  

Распределение заданий итоговой работы по ее частям с учетом максимального

первичного балла за выполнение каждой части работы:

Тип заданий

Число

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент   от

макс первичного

балла

1

С выбором одного ответа

3

3

16

2

Определение верных/неверных утверждений

1

1

5

3

 Установление   последовательности

3

5

26

4

Установление соответствия

1

2

11

5

Краткий ответ

7

8

42

Требования к уровню подготовки обучающихся

Код ПРО

Ученик должен знать/уметь

Число заданий

5.1

знать площадь Российской Федерации

1

5.1.1.

знать роль российских путешественников в истории географических открытий

1

5.2.1

Знать связь между геологическим строением и формами рельефа, особенности государственной  границы РФ

уметь определять расстояние по топографической карте, определять азимут по

топографической карте, читать  и анализировать топографическую карту.

5

5.2.2

Уметь представлять особенности климатов России,  знать строение земной

коры, представлять особенности климатов России, читать синоптическую

карту, определять районы действия циклонов и антициклонов.

Знать строение земной коры

3

5.2.3

Уметь определять озера и природные зоны России по их описанию, определять географические объекты на основе информации в тексте, показывать географические объекты на карте

3

5.2.5

знать закон широтной зональности, основные этапы истории освоения территории РФ

1

5.5

Уметь определять природный регион по описанию

1

5. Распределение  заданий  контрольной работы по  уровню сложности.

В контрольной работе представлены задания разного уровня сложности: базового

(1 уровень) – 11 заданий и повышенного (2 уровень) – 4 задания.

6. Система оценивания  отдельных заданий и работы в целом.

По варианту 1

Задания 1, 4-8, 10-13,15: за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл

Задания 2, 3: за три верных элемента, названных в ответе ставится 2 балла, за два верных элемента -1 балл за отсутствующий или неверны- 0 баллов.

Задание 9: за каждый правильный элемент в ответе ставится по О.25 балла, но не более 2 баллов в сумме за все задание. за отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ -0 баллов.

Задание 14: за два верных элемента ответа ставится 2 балла, за один правильный элементв задании -1 балл, но не более 2 баллов за все задание; за отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ -0 баллов.

По варианту 2

Задания 1, 4-8, 10-13, 15  за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл

Задания 2 и 3: : за три верных элемента, названных в ответе ставится 2 балла, за два верных элемента -1 балл за отсутствующий или неверны- 0 баллов.

Задание 9 за каждый правильный элемент в ответе ставится по О.25 балла, но не более 2 баллов в сумме за все задание. за отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ -0 баллов.

Задание 14: за два верных элемента ответа ставится 2 балла, за один правильный элементв задании -1 балл, но не более 2 баллов за все задание; за отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ -0 баллов.

Правильно выполненная работа оценивается 19 баллами.

7. Шкала перевода  итоговых баллов  в пятибалльную  оценку.

 

Количество баллов

Менее 9 баллов

9- 12

13-16

17-19

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

8 класс

Контрольная работа по географии

Вариант 1

1.  Какова площадь Российской Федерации?

 1) 23,7 млн км2                 3) 17,1 млн км2          

 2) 139 млн км2                4) 22,4 млн км2

2. Установите соответствие между российскими мореплавателями и их достижениями в истории географических открытий.

РОССИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ                                 ДОСТИЖЕНИЯ

А)Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев               1)  «Хождение за три моря»

Б) И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский           2)  Великая северная экспедиция

В) В. И. Беринг  и А. И. Чириков                           3)  первое российское кругосветное плаванье

 4)  открытие Антарктиды

3. Какие горные системы относятся к областям альпийской (кайнозойской) складчатости?

1) Крымские горы                           4) Кавказские горы

2) Уральские горы                           5) Сихотэ-Алинь

3) Алтай                                            6) Срединный хребет

4.  Расположите перечисленные зональные типы почв России в порядке их смены с юга на север.

1) тундровые глеевые            2) чернозёмы            3) подзолистые

5.   В каком природном регионе России употребляются такие местные географические термины, как «гривы», «урманы», «колки»?

6.   Верны ли следующие утверждения о муссонном климате умеренного пояса?

А. Осадки — 600—800 мм в год — выпадают преимущественно летом.

Б. Муссонный климат умеренного пояса типичен для южных районов Дальнего Востока.

 1) верно только А                   3) оба верны

 2) верно только Б                    4) оба неверны

Примечание. Задания 7, 8 выполняются с использованием текста, приведённого ниже.

Это озеро — самая глубокая впадина суши. Из-за большой глубины и протяжённости в озере собрана 1/10 часть пресных вод всей планеты. Полная смена воды происходит здесь в течение 332 лет. В озеро впадает 336 рек, а вытекает одна.

      7.   О каком озере России идёт речь?

  1. Какая река вытекает из озера, о котором говорится во фрагменте текста?

                                                                 

Рис 1(вставить)

9.  Какие географические объекты обозначены на карте (рис.1) цифрами:

1) море 2) залив; 3) пролив; 4) горы; 5) равнина; 6) река; 7) озеро; 8) водохранилище?

 Примечание. Задания 10,11 выполняются с использованием рисунка (рис 2)

 Рис 2 (вставить)

10. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?

                 1) Салехард                 2) Петрозаводск

3) Оренбург                4) Екатеринбург

11. Карта погоды составлена на 20 марта. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?

 1) Омск          2) Москва          3) Пермь                 4) Салехард

Примечание. Задания 12—14 выполняются с использованием рисунка 3

Рис.3 (вставить)

12. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В.

 Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа

13. Определите азимут от родника к домику лесника. Ответ запишите в виде числа.

14. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте (рис.) цифрами 1 , 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

15. Определите природный регион России по описанию.

Этот регион протянулся вдоль побережья океана и его морей. Северные районы лежат за Полярным кругом, а южные — на широте Черноморского побережья Кавказа. Территория состоит из материковой, полуостровной и островной частей. Для региона характерны частые землетрясения, извержения вулканов, с ними связаны цунами.

8 класс

Контрольная работа по географии

Вариант 2

1.  Для какого типа климата умеренного пояса характерна наибольшая годовая амплитуда колебания температур?

 1) морского                                      3) умеренно континентального        

 2) резко континентального                4) муссонного

2. Установите соответствие между  зональными типами почв и природными зонами, для которых они характерны

ТИПЫ ПОЧВ                                                        ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

А) подзолистые                                              1)  степь

Б)  чернозем                                                   2)  тундра

В) серые лесные                                                 3)  тайга

 4) смешанные и широколиственные леса

3. Укажите столицы стран, с которыми у России есть сухопутная граница?

1) Минск                                 4) Вашингтон

2) Берлин                                 5) Токио

3) Пекин                                6) Астана

4.  Расположите географические открытия и исследования территории (акватории) России в хронологическом порядке, от самого раннего до самого позднего

.1) великая северная экспедиция под руководством В.И. Беринга и А.И. Чирикова        

2)   поход Ермака Тимофеевича (В.Т. Аленина) к низовьям Оби        

 3) походы к Амуру и берегам тихого океана В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова. И.Ю. Москвитина

5.  О каком природном явлении идет речь в стихотворении М. Дудина?  

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета

6.   Верны ли следующие утверждения о строении древних платформ в России?

А. Фундамент древних платформ обычно покрыт чехлом горизонтально залегающих горных пород, и только на Сибирской платформе значительные площади заняты вулканическими породами -траппами

Б. Выходы фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность называются щитами. В нашей стране известны  Алданский щит на Восточно-Европейской платформе и балтийский щит на Сибирской платформе.

 1) верно только А                   3) оба верны

 2) верно только Б                    4) оба неверны

Примечание. Задания 7, 8 выполняются с использованием текста, приведённого ниже.

Эта природная зона расположена на островах самого холодного океана Земли и на крацнем севере самого крупного по площади полуострова России. Значительная часть поверхности здесь покрыта ледниками. Средняя температура самого теплого месяца близка к нулю. Растительность не образует сомкнутого покрова. Среди животных преобладают те, которых кормит море.

   

  1. О какой природной зоне  идёт речь в тексте?

  1. Как называется океан, о котором идет речь в тексте?                                                                

Рис.4  (вставить)

9.  Какие географические объекты обозначены на карте (рис.4) цифрами:

1) море 2) залив; 3) пролив; 4) горы; 5) равнина; 6) река; 7) озеро; 8) водохранилище?

 

Примечание. Задания 10,11 выполняются с использованием рисунка  5

 Рис.5 (вставить)

10. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?

 1) Москва                             3) Сыктывкар

  2) Ростов-на Дону                4) Архангельск

11. Карта погоды составлена на 20 декабря. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание

1) Омск  2) Салехард 3) Тюмень 4)Москва

Примечание. Задания 12—14 выполняются с использованием рисунка 6

12. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В.

 Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа

13. Определите азимут от колодца до дома к  лесника. Ответ запишите в виде числа.

14. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается под солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для подвоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой участок на рисунке отвечает указанным требованиям.

Для обоснования своего ответы приведите два довода.

 

Рис.6  (вставить)


15. Определите природный регион России по описанию.

Разнообразие природных комплексов этого природного региона нашей страны обусловлено их различии в географическом положении, в частности высотой над уровнем моря. Наиболее четко можно выделить природные комплексы равнин, межгорных долин, высокогорий. К природе этого региона часто применяют эпитет «самый». Географическое положение природного региона на юге умеренного пояса определяет мягкий, теплый климат. А обилие тепла и света позволяет местной растительности развиваться на севере региона в течение 7 месяцев, на юге- до 11 месяце

           

Ответы на контрольную работу по географии                         8 класс

Вариант 1

Задания 1, 4-8,10-13,15: за правильный ответ ставится 1 балл; за отсутствие или неверный ответ — 0 баллов.

Задания 2, 3: за три верных элемента, названных в ответе, ставится 2 балла, за два верных элемента — 1 балл; за один верный, отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ — О баллов.

Задание 9: за каждый правильный элемент в ответе ставится по 0,25 балла, но не более 2 баллов в сумме за всё задание; за отсутствующий или несоответствующий указанным критериям ответ — 0 баллов

Задание 14: за два верных элемента ответа ставится 2 балла, за один правильный элемент в задании — 1 балл,  но не более 2 баллов за всё задание; за отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ — 0 баллов.

№ задания

Ответ

Максимальный балл-19

1

3

1

2

А4       БЗ        Б2

2

1  4  6

2

4

2  3  1

1

5

Западная Сибирь

1

5

3

1

7

Байкал

1

8

Ангара

1

9

1 — Черное море  2 — залив Шелихова 3 — Берингов пролив

 4 — Уральские горы 5 — Западно-Сибирская равнина

6 — река Кама; 7 — Онежское озеро 8 - Братское водохранилище

2

19

2

1

11

3

1

12

550 м±10м

1

13

330 ± 20

1

14

1) участок №1. 2) Склон имеет достаточный уклон (крутизну) для катания на санках, свободен от препятствий (высокой растительности) ИЛИ другие формулировки, не искажающие смысл ответа

2

15

Дальний Восток

1

Ответы на контрольную работу по географии                         8 класс

Вариант 2

Задания 1, 4-8, 10-13,15: за правильный ответ ставится 1 балл; за отсутствие или неверный ответ — 0 баллов.

Задания 2, 3: за три верных элемента, названных в ответе, ставится 2 балл, за два верных элемента — 1 балл; за один верный, отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ - 0 баллов.

Задание 9: за каждый правильный элемент в ответе ставится 0,25 балла, но не более 2 баллов в  сумме за всё задание; за отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ - 0 баллов.

Задание 14: за два верных элемента ответа ставится 2 балла, за oдин правильный элемент в задании — 1 балл, но не более 2 баллов за задание; за отсутствующий или не соответствующий указанным критериям ответ    -    0 баллов.

№ задания

Ответ

Максимальный балл-19

1

2

1

2

А3  Б1  В4

2

3

1  3  6

2

4

2  3  1

1

9

Полярное сияние (северное сияние)

1

6

1

1

7

Арктическая пустыня

1

8

Северный Ледовитый океан

1

9

1  - Берингово море 2 — Финский залив; 3  - Керченский пролив 4— горы Алтай; 5 - Прикаспийская низменность

6 — река Лена 7 — озеро Байкал

8 — Беломорско-Балтийский канал

2

10

2

1

11

4

1

12

410м±10м

1

13

900 ± 20

1

14

1) участок №2.  2) склон имеет южную экспозицию, радом с участком есть шоссе длч вывоза урожая ИЛИ другие формулировки, не искажающие смысл ответа

2

15

Северный Кавказ (Кавказ)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по географии для учащихся 10 класса по теме: "География мирового хозяйства"

Данная контрольная работа предназначена для проверки знаний учащихся 10 класса по теме:" География мирового хозяйства"....

Практико-значимая работа по теме: «Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы»

Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы "Мировой океан"....

Контрольная работа по географии для учащихся 7 класса за первое полугодие

Данную контрольную работу можно использовать для контроля знаний в конце первого полугодия....

Спецификация контрольной работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся 5-х классов

Спецификация контрольной работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся 5-х классов включает в себя:1.Назначение работы2.Документы, определяющие содержание  работы.3. Условия проведения и время ...

Спецификация контрольной работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся 7-х классов

Итоговая контрольная работа по географии для учащихся 7 класса разработана по учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2014 (ФГОС...

Спецификация контрольной работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся 6-х классов

Спецификация контрольной работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся 6-х классов включает в себя:1.Назначение работы2.Документы, определяющие содержание  работы.3. Условия проведения и время ...

Входящая контрольная работа по географии для учащихся 6 класс (за курс 5 класса).

Представлена входящая контрольная работа по географии 6 класс (за курс 5 класса). Автор учебника А.А. Летягин....