ВПР по географии
консультация по географии на тему

Фахрисламова Лариса Ильинична

контрольная работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_vpr.pdf2.57 МБ
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_vpr_po_geografii.docx50.7 КБ
Файл vpr.docx21.48 КБ
Файл geo-vpr11.pptx637.95 КБ
PDF icon demo-vpr11-geografiya.pdf714.72 КБ
PDF icon geogr8.pdf598.99 КБ
PDF icon geogr7.pdf555.28 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Овчинникова С.Р.

Методические рекомендации по подготовке к проведению Всероссийских проверочных работ по географии

                                                                               Знание только тогда становится знанием,

                                                                                       когда оно приобретено усилиями своей  мысли,

 а не памятью.

                                                                                                                             Л.Н.Толстой.

К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников, и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уточнил: "Это всего 18 тысяч человек".

    Правда, с прошлого учебного года,  как только выпускникам 9-х классов предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. А в этом учебном году, процент желающих сдать экзамен по географии увеличился.

     В следующем году планируется Национальное исследование качества географического образования в 7-8-м классах, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

- В этом году впервые пройдет Всероссийская проверочная работа по географии в 11-х классах.

Всероссийские проверочные работы  по географии для обучающихся 10 или 11 классов (в зависимости от учебного плана) пройдут 19 апреля 2017 года. 

     Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне. 

   ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предмету или при получении аттестата о среднем общем образовании.

     Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в школе.

         Содержание и уровень заданий ВПР для обучающихся 11 класса будут учитывать то обстоятельство, что выполнять эти работы предстоит выпускникам, которые не выбирают географию при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

   Ознакомившись с описанием ВПР и демоверсией, где 17 заданий – это вопросы,  изучаемые с  8 по 11 класс, понимаешь (а мы, как правило, итоговые контрольные работы составляем по вопросам 10-11 класса), что без подготовки не обойтись.

 Те учащиеся, кто в прошлом учебном году впервые в 9 классе уже сдавал ОГЭ по географии, в следующем учебном году им будет легче.

    Но нас волнует работа этого учебного года, а времени для подготовки обучающихся к ВПР немного, т.к., Письмо Рособрнадзора «О проведении Всероссийских проверочных работ»  в 11 классе датировано 16.11. 2016г. с дополнением от 13.12.2016г.

          Как же нам быть, как подготовить детей в такие короткие сроки, если консультационных часов нет, да и учащиеся уже расписали всю вторую половину дня на дополнительные занятия по тем предметам, которые им необходимы для сдачи ЕГЭ?

        Основная работа по повторению в 11 классе будет проводиться на уроках.  Урок, а он 1 раз в неделю, у него своя цель, изучаемая в соответствии с тематическим планированием.

             Мы, учителя географии, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся.   Поэтому система повторения должна быть четко спланирована.

     Конечно, задания ВПР составлены в пределах школьной программы, но:

  • материал дан за 8-11 класс, а 8 - 9 кл. требует повторения;
  • 12 вопросов базового уровня, а 5 вопросов повышенного уровня, а они в свою очередь рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении;

 Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешному написанию ВПР по географии? Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?»

Первое, с чего, мне кажется, следует  начинать – это подготовительная работа по подготовке  к ВПР:

1.     тщательно изучить описание и  демоверсию ВПР (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2.     оценить готовность учащихся к ВПР, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3.     спланировать работу по отработке умений и развития навыков выполнения  заданий;

4.  предупредить детей, что 5-10 минут на каждом уроке географии будем уделять внимание повторению изученного материала  за предыдущие годы.

   5. провести психологическую подготовку обучающихся к ВПР, не пугая школьников предстоящей работой, а убедить их в том, что если очень постараться, то можно получить очень приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала

На этом этапе четко следовать плану подготовки к ВПР, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

  • Продумать небольшие задания, которые можно давать обучающимся для выполнения на дом, с последующей проверкой и объяснением на уроке.

Третье – мини - практические работы

Выполнение серий небольших практических заданий с использованием  различных источников информации, например, с атласами

Четвертое – организация и проведение мониторингов

            В СТАТГРАДЕ мониторинг по географии включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, и регулярные тренировочные работы по отдельным темам.  Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.

   Пятое - устные  упражнения

В целях эффективного использования времени на уроке, использовать:

  •  каскад быстрых вопросов в хаотичном порядке или по цепочке;
  • вопросы по карте;
  • небольшие географические задачи;
  • слайды с устными и тестовыми заданиями

 Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Шестое – использование ИКТ при подготовке к ВПР

 Помимо работы с учителем на уроке учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому необходимо рекомендовать учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.

1.     сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.

2.     официальный информационный портал ЕГЭ.

3.     официальный сайт Рособрнадзора;

4.     "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все"    http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

5.     Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

6. Незнайка.про https://neznaika.pro/oge/geo_oge/662-variant-9.html 

7.     ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/;

8.     учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip)  http://www.alleng.ru/edu/math3.htm.

9. Большой востребованностью пользуется дистанционный контакт с учениками через СКАЙП, вайбер, ватсаб, вконтакте. Где можно раздавать рассылку с заданиями и отвечать на вопросы учеников.

Седьмое – дифференцированная работа с классом

   Для качественной подготовки школьников к ВПР возможны такие группы учащихся, как:

  • учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;
  • учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

    При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Восьмое – временной

   Все тренировочные тесты стараться проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Девятое – контролирующий

          Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

    Следуя этим принципам, пытаемся формировать у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

В работе с учениками каждый учитель использует свои собственные подходы, приемы и методики и я уверена, что каждый учитель уже имеет банк контрольно-измерительных материалов.

  И еще, каждый учитель найдет плюсы в создавшейся ситуации.

Например:

  • учащиеся, наконец-то более серьёзно обратят внимание на предмет географию, а, следовательно, проявят интерес к урокам географии;
  • появится возможность у учителя увеличить количество отметок у каждого ученика. Можно ввести накопительную систему отметок, за выполнение  нескольких заданий, ответов на вопросы. Каким образом: созданием индивидуальной карты ученика, жетонов, карточек с личной подписью, тетрадью личных достижений - это решает учитель.
  •  опыт написания ВПР уже есть в начальной школе, а значит можно обратиться к анализу проведенных работ, выявленным проблемам работы и рассмотреть пути решения.

Выявленные проблемы и рекомендуемые пути решения после проведенного анализа Всероссийских проверочных работ в декабре 2015 года.

Выявленные проблемы

Рекомендуемые пути решения

Организационно-технологические проблемы

- несоблюдение требований к процедуре        

организации   и проведения   Всероссийских        

проверочных работ, недостаточное

информирование участников образовательных отношений о требованиях к   содержанию,       объему работы, времени, отведенному   на выполнение   работы, требованиях к   оформлению работ учащихся на бланках.

- целенаправленная информационно-разъяснительная работа с участниками образовательных отношений по содержанию, целям и задачам, формам проведения внешней оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Организационно-методические проблемы

-недостаточный уровень   профессиональной    
компетенции педагогических работников в области формирования и достижения предметных и метапредметных результатов;

использования практико-ориентированных заданий для формирования практических навыков учащихся и для диагностики их результатов; разработки/составления стандартизированных работ;

- несоответствие содержания, форм, структуры промежуточной аттестации планируемым результатам.

 -совершенствование содержания и форм внутриучрежденческого повышения квалификации, обмена опытом учителей начальных классов по актуальным вопросам достижениями учащимися планируемых результатов, диагностики и оценки планируемых результатов;

- организация проектной деятельности учителей по разработке/осознанию контрольно-измерительных материалов в соответствии с планируемыми результатами на уровне начального общего образования;

- изменение содержания и форм, подходов к организации и проведению текущего контроля, промежуточной аттестации;

- проведение тренировочных работ в формате ВПР

Программно-методические проблемы

- несоответствие содержания основных

образовательных программ  начального общего образования, рабочих программ учебных предметов в части характеристики планируемых результатов нормативным требованиям.

-приведение программно-методических документов (основных образовательных программ начального общего образования,

рабочих программ учебных предметов) в соответствие с изменениями, внесенными в ФГОС НОО.

Проблемы подготовки учащихся в части формирования

метапредметных результатов

- недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных умений учащихся.

- планомерная работа по формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, контролировать соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями;

- ведение карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого учащегося в соответствии с планируемыми результатами;

- персональный анализ результатов выполнения ВПР на основе таблиц предметных результатов;

- разработка индивидуальных маршрутов для учащихся с низкими результатами выполнения ВПР.

-недостаточный уровень умений и навыков учащихся при работе с текстом, практико-ориентированными заданиями, с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, иллюстрациях.

- включение во все уроки учебных предметов согласно учебному плану заданий по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; заданий, развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.

        Таким образом, всероссийские проверочные работы, которые планируется провести по географии, являются исключительно диагностическими и нужны в том числе для того, чтобы установить, каков уровень знания школьников по данным дисциплинам. 

     Конечно, ВПР, несмотря на то, что оценки за них никак не повлияют на аттестат, все же будут стрессом для каждого школьника. А, следовательно, нам, учителям, необходимо поддержать учащихся.

                                     Удачи и самообладания Вам и вашим детям!

                                                                                                                                             

                                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                     Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?

(рекомендации для учителей)

1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2.  Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.

4.  Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5.  «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Как поддержать учащихся во время подготовки к ВПР?

(рекомендации для учителей)

Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:

- сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

-  создайте ситуацию эмоционального комфорта;

-  ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;

- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";

- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";

- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";

- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;

- помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;

- помогайте ребенку избежать ошибок;

- поддерживайте учащихся при неудачах;

- подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;

- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;

- учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

- опираться на сильные стороны ребенка;

- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;

- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.

                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                         Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе

(рекомендации для обучающихся)

Советы по подготовке  к проверочной работе

  • Готовься планомерно
  • Соблюдай режим дня
  • Питайся правильно
  • Во время подготовки чередуй занятия и отдых

Накануне проверочной работы

  • С вечера перестань готовиться.
  • Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Советы во время проверочной работы

  • Соблюдай правила поведения на проверочной работе!
  • Слушай, как правильно заполнять бланк!
  • Работай самостоятельно!
  • Используй время полностью!
  • При работе с заданиями:
  • Сосредоточься!
  • Читай задание до конца!
  • Думай только о текущем задании!
  • Начни с легкого!
  • Пропускай!
  • Исключай!
  • Запланируй два круга!
  • Проверь!
  • Не оставляй задание без ответа!
  • Не огорчайся!

Советы после проверочной работы

Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:

  • Занятия спортом;
  • Танцы;
  • Йога;
  • Рисование;
  • Пение
  • И многие другие занятия интересные для человека

                                                                                                                                   

                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 4

             Как помочь своему ребёнку подготовиться  к Всероссийской проверочной работе?

(рекомендации для родителей)

Приближается конец учебного года, и детям предстоят Всероссийские проверочные работы. Как помочь своему ребёнку подготовиться к проверочной работе?

 Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Родители учеников средней и старшей школы уже не владеют всеми необходимыми знаниями, чтобы помочь своему ребёнку. Они могут только проконтролировать, как ребёнок выполняет домашнее задание, обеспечить его необходимыми учебниками и пособиями или нанять репетитора.

 Но независимо от возраста и уровня знаний все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

 Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

 Особенного внимания требуют старшеклассники, так как они страдают от перегрузок и стресса. Родители должны наблюдать за самочувствием ребёнка и при первых признаках переутомления убедить его в том, что чрезмерные занятия за месяц до проверочной работы дадут посредственный результат, а чередование занятий и отдыха помогут ясно мыслить на ВПР. И родителям, и детям надо помнить, что ущерб, нанесённый здоровью, невосполним.

 Но есть и ученики, которые за месяц-полтора до ВПР расслабляются и перестают заниматься. Тогда главная задача родителей – помочь понять ребёнку, что не Вам, а ему нужно хорошо написать проверочную работу. Слова взрослого влияют на ребёнка тогда, когда высказываются в разных вариантах, с разными интонациями, учитывают точку зрения самого ребёнка. Авторитарный стиль общения часто даёт негативный результат, поэтому родители должны суметь принять точку зрения ребёнка и обогатить её своим жизненным опытом.

 Удачи и самообладания Вам и вашим детям!



Предварительный просмотр:

             ВПР — не экзамен, а контрольная работа»

На сайте ФИПИ опубликованы описания и образцы вариантов Всероссийских проверочных работ (ВПР) для 11 классов. О том, к чему готовиться педагогам и выпускникам, которым предстоит писать ВПР по географии, рассказывает Вадим Барабанов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).   

В 2017 году ВПР будут проведены для выпускников 11 классов. Согласно расписанию, утвержденному Рособрнадзором, они пройдут в апреле-мае по пяти предметам, включая географию. Варианты контрольных работ и система оценивания разрабатываются на федеральном уровне, что дает возможность проверить учебные достижения школьников по единым критериям. Участие школ в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение будет принимать сама образовательная организация. В задания ВПР будут включены для проверки наиболее значимые элементы по каждому учебному предмету, важные для общего развития выпускника и его жизни в обществе.

О том, к чему готовиться педагогам и выпускникам, которым предстоит писать ВПР по географии, рассказывает Вадим Владимирович Барабанов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):

— Почему в 2017 году планируется ВПР по географии в 11 классе, когда в большинстве школ изучение этого предмета заканчивается в 10 классе? Как в этом случае организовать подготовку выпускников к успешному участию в ВПР?

— В распоряжении Рособрнадзора от 06.12.2016 года указывается, что каждая общеобразовательная организация может выбрать проведение ВПР по географии в 10 или в 11 классе в зависимости от своего учебного плана. Есть школы, где география изучается по 2 часа в 10 классе или по 1 часу в 10—11 классах, а есть такие, в которых на изучение этого предмета предусмотрено 2 часа в 11 классе. Но в любом случае к ВПР не требуется специальная дополнительная подготовка. В случае, если учитель хочет перестраховаться, он может собрать заинтересованных учащихся во внеурочное время и ознакомить их с демоверсиями заданий.

— Организацией ВПР будет заниматься образовательная организация или региональные органы управления образованием?

— Каждая образовательная организация самостоятельно принимает решение об использовании материалов, полученных для проведения ВПР, и устанавливает порядок проведения процедуры в выпускных классах.

— Кто будет осуществлять проверку выполненных школьниками работ и информирование учащихся о результатах?

— Хочу сразу оговориться: ВПР — это не экзамен, а контрольная работа, поэтому на нее распространяются все правила проведения контрольных работ. Следовательно, проверять их будут сами учителя, они же обязаны проинформировать учащихся о результатах. Единственное отличие заключается в том, что каждая школа на сайте ФИПИ откроет свой личный кабинет, в котором будут опубликованы отчеты об оценках за ВПР.

— Будет ли у выпускников возможность подать апелляцию по итогам ВПР?

— Конечно, нет, поскольку, повторю, ВПР — это не экзамен, а контрольная работа. И ее результат не влияет на итоговую оценку по географии (тем более если она уже была выставлена в 10 классе) и точно так же не влияет на аттестат.

— Является ли ВПР по географии обязательной работой для всех выпускников?

— Нет. Те учащиеся, которые записались на ЕГЭ по географии, могут не принимать участия в проверочной работе по этому предмету. Для всех остальных эта работа является обязательной.

— Может ли каждый ученик во время выполнения ВПР использовать любое количество атласов 8—11 классов или все-таки будет какое-то ограничение?

— В документах этот вопрос никак не регламентирован, поэтому решение в каждом конкретном случае принимает учитель.

— В каждом варианте работы есть задания повышенного уровня сложности. Значит ли это, что у тех ребят, которые изучают географию в старших классах на базовом уровне, не будет шанса получить в итоге максимальный балл?

— Нет, не значит. Все задания, в том числе и повышенной сложности, составлялись с учетом программы базового уровня. Конечно, не все ученики смогут получить максимальный балл, потому что способности у всех разные. Но это, по-моему, естественно, и ничего нового в этом нет.

— С какой целью проводятся ВПР, в том числе по географии? Согласны ли вы со специалистами Рособрнадзора, которые утверждают, что подобный способ контроля знаний в школе позволяет: психологически подготовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ; определить уровень знаний, которые были получены в течение предыдущего этапа обучения; стать стимулом к систематическим занятиям по тем предметам, которые не потребуются учащимся для поступления в вуз; обнаружить недостатки в программах обучения и в качестве преподавания по проверяемым предметам.

— Есть официальная задача проведения ВПР — это оценка качества подготовки выпускников, изучавших курс географии на базовом уровне и не планирующих сдавать ЕГЭ по этой дисциплине. Параллельно решаются и другие задачи: получить реальную картину географической подготовки и выявить недостатки, которые могут быть разными в разных регионах. Это позволит каждой школе и каждому учителю внести коррективы в свою работу, обсудить с коллегами имеющиеся проблемы и пути их решения. Что касается психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, то такая задача, безусловно, не ставится — есть много других способов ее решить. Станет ли ВПР стимулом к систематическим занятиям по географии для тех выпускников, которым не потребуется этот предмет для поступления в вуз? Пока эти работы проводятся анонимно и не влияют на итоговую оценку, поэтому особого стимула я не вижу. Однако надеюсь, что большинство школьников и так хорошо изучают географию. Убежден, что эти проверочные работы будут служить для создания единого образовательного пространства: все образовательные организации будут иметь общий ориентир — образовательный результат, к достижению которого необходимо стремиться.

— Чем отличаются задания ВПР от заданий ОГЭ и ЕГЭ?

— Задания ВПР не легче и не сложнее выпускных экзаменов по географии, их особенность в том, что они носят компетентностный характер, то есть проверяют применение знаний на практике, в том числе навыки работы с картами. Вопросы ВПР были составлены таким образом, чтобы показать детям и родителям, что географические знания нужны в современной жизни.

— Какие уроки удалось извлечь из ВПР, проведенных в предыдущие годы, и будут ли они учтены при проведении ВПР по географии?

— Во всех регионах есть координаторы, которые собирают детальную информацию по результатам всех ВПР, кроме того, аналогичные сведения есть в каждой школе. Результаты предстоящей ВПР по географии будут использоваться на всех уровнях образования для самодиагностики и «работы над ошибками». Занятия с отстающими учащимися можно начинать с основной школы.

— Задания ВПР и критерии их оценки составляются на федеральном уровне, а проверкой работ занимаются учителя на местах. Насколько объективны результаты такой проверки и не планируется ли поменять «правила игры» в ближайшем будущем?

— Я считаю, что сознательно искажать результаты ВПР учителя не станут, тем более что эти результаты не влияют ни на годовые оценки, ни на аттестат. Все заинтересованы в том, чтобы картина была объективной, — для принятия методических решений и «работы над ошибками». Очень важно при необходимости организовать повышение квалификации по оценке образовательных достижений учащихся, в том числе и ВПР, поскольку, по данным различных исследований, многим учителям не хватает компетенций именно в этой сфере. Такие курсы могут быть и дистанционными, в том числе они проводятся в ФИПИ. Так что, надеюсь, учителя смогут повысить свой профессиональный уровень в данной области, тем более что практика показывает: проверка части С в работах выпускников, сдающих ЕГЭ, стала мощным стимулом для повышения квалификации педагогов-экспертов.

— На форумах дети, родители, педагоги жалуются на то, что ВПР приводят к перегрузкам школьников и мешают готовиться к ЕГЭ. Для того чтобы успешно сдать ВПР, детям нанимают репетиторов. Что бы вы посоветовали детям, родителям, учащимся, которые боятся ВПР и воспринимают их как лишнюю психологическую нагрузку, связанную еще и с финансовыми затратами?

— ВПР — это итоговая контрольная работа, не более того. В советское время все школьники выполняли такие контрольные. Безусловно, это была психологическая нагрузка. Отличие нынешних ВПР в том, что они разрабатываются на федеральном уровне, и детям предлагаются задания не сложнее тех, которые они выполняют в течение года. Региональные диагностические работы бывают гораздо труднее. Поэтому бояться ВПР не надо, специальной подготовки к ним не требуется. Перестраховщикам рекомендую прорешать демоверсии заданий (они опубликованы на сайте ФИПИ). Нанимать репетитора бессмысленно: за пару месяцев он вас ничему не научит. Надо просто систематически заниматься в школе.

— Сейчас предпринимается много усилий для пропаганды географических знаний: ежегодные всероссийские географические диктанты, прошедший в ноябре съезд учителей географии, различные фильмы и передачи на ТВ, деятельность Русского географического общества, которое возглавляет министр обороны Сергей Шойгу. Будет ли все это способствовать росту популярности школьной географии?

— Географическое просвещение общества — это очень важная и нужная работа. С популярностью географии как школьного предмета все обстоит сложнее. Тут многое зависит от УМК и от мастерства каждого учителя. В концепции географического образования четко прописана задача усиления связи географии с жизнью, и не случайно задания ВПР имеют практическую направленность. Если мы будем развиваться в этом направлении, а также решать задачи патриотического воспитания, поставленные новым министром образования и науки, то это не только повысит авторитет географии, но и сделает ее интересной и востребованной.

Категория: География

12.01.2017 20:15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийская проверочная работа Учебно-тренировочный вариант География 11 класс

Слайд 2

1.Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергосбережения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью дня. Архангельск Москва Ростов-на-Дону Ответ: Архангельск Москва Ростов –на- Дону

Слайд 3

2. Новокузнецк часто называют промышленной столицей Кузбасса. Так сложилось исторически, что здесь разместились большие заводы чёрной и цветной металлургии, строитель- ной отрасли, машиностроения. Более 560 тыс. человек – население самого крупного, несмотря на « нестоличность », города в Кемеровской области. Почти 80 тыс. жителей заняты в промышленности, больше половины их них – в металлургии. ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» – это большой рельсовый завод – главный поставщик рельсо - вой продукции для железных дорог страны. Карту какого региона нужно использовать, чтобы оценить экономический потенциал Кемеровской области? Ответ: Западная Сибирь

Слайд 4

3.В регионах, в которых работают крупные ГЭС, тарифы на электроэнергию для населения иногда значительно ниже, чем в соседних с ними регионах. В каких трёх из перечисленных регионов России построены крупные ГЭС? Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы. 1) Иркутская область 2) Забайкальский край 3) Тверская область 4) Республика Хакасия 5) Псковская область 6) Амурская область 146

Слайд 5

4.На одном из сайтов в сети интернет были размещены карта погоды на 20 марта 2013 г. и выдержки прогноза погоды для отдельных городов. Какие выводы о погоде в городах подтверждаются сведениями карты? Запишите номера предложений, в которых указаны верные сведения 1) На Воронеж наступает тёплый фронт, ожидается переменная облачность, ночные температуры воздуха не опустятся ниже 0 °С. 2) В Екатеринбурге ожидается прохождение тёплого фронта и выпадение осадков в виде снега. 3) В Нижнем Новгороде установился антициклон, ожидается повышение t воздуха 4) В Омске установился циклональный тип погоды, температура воздуха не изменится. 5) В Перми ожидается прохождение тёплого фронта, в городе в настоящее время температура воздуха ниже 0 °С. Ответ: 25

Слайд 6

5.Затраты на отопление жилых и производственных помещений в холодное время года в значительной степени зависят от средних зимних температур. Запишите названия перечисленных городов России в порядке повышения в них средней температуры января, начиная с города с самой низкой температурой. Калининград Новосибирск Якутск Ответ: Якутск Новосибирск Калининград

Слайд 7

6.Определите субъект Российской Федерации по описанию его рекреационного потенциала: «В этой республике есть прекрасные возможности для развития различных видов туризма. Большая часть её территории – холмистая равнина с ярко выраженными следами деятельности ледника. Волнистая каменная твердь земной поверхности и ныне сохраняет следы древних гор. Республику образно называют «твердокаменной озёрно-лесной», подчеркивая ведущие элементы ландшафта, неповторимые сочетания, созданные пространствами причудливых очертаний множества озер и разделяющих их каменисто-сглаженных междуречий, покрытых зеленью тайги. Здесь более 60000 озёр и 27000 рек. Самые крупные озёра – Ладожское и Онежское. В северной части Ладожского озера расположен Валаамский архипелаг. В 1999 г. территория получила статус природного парка». Ответ: Республика Карелия

Слайд 8

7.Церемония открытия зимних XXII Олимпийских Игр 7 февраля 2014 г. на Олимпийском стадионе « Фишт » в городе Сочи символично началась в 20:14 по московскому времени. Используя карту, определите, в каких из перечисленных регионов жители должны были включить телевизор 8 февраля, чтобы посмотреть начало прямой трансляции церемонии? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Самарская область 2) Камчатский край 3) Тюменская область 4) Приморский край 5) Пермский край 6) Республика Марий Эл 27

Слайд 9

8.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков, обозначенных буквами. Обратите внимание на то, что слов ( словосо - четания ) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Запишите в текст номера вы- бранных слов (словосочетаний).

Слайд 10

Особенности развития молочного животноводства Молочное животноводство в основном приурочено к районам ________ (А) климата лесной и лесостепной зоны земного шара богатых естественными лугами. В высокоразвитых странах молочное животноводство ведется на _______ (Б) основе, большое внимание уделяется удобрению и обустройству естественных кормовых угодий, племенному отбору высокопродуктивных пород, ____(В), механизации наиболее трудоемких работ. В развивающихся странах молочное животноводство не получило большого развития. Список слов: 1) интенсивная 2) экстенсивная 3) умеренный 4) тропический 5) мелиорация 6) эрозия 3 1 5

Слайд 11

9.На уроке учащиеся анализировали статистические данные, приведённые ниже в таблице, в целях сравнения темпов роста промышленного производства в Германии и Франции в период с 2013 по 2015 г. Иван указал, что в Германии в отличие от Франции, ежегодно происходило увеличение объёмов промышленного производства. Динамика объёмов промышленного производства (в % к предыдущему году) Страна 2013 2014 2015 1) Германия 99,7 101,3 101,5 2) Франция 100,9 100,8 102,8 В Германии рост объёмов промышленного производства наблюдался в 2014 г. и 2015 г. , а в 2013 г. – спад, так как показатель в этот год (в % к предыдущему году) не превышает 100%. Правильный ли вывод сделал Иван? Свой ответ обоснуйте. Ответ:

Слайд 12

10. Дарья включила радио, когда в выпуске новостей передавали сообщение о землетрясении. Разрушительное землетрясение произошло в ночь на 24 августа 2016 г. Сила толчка составила шесть баллов по шкале Рихтера. Разрушения зафиксированы в областях Лацио , Марке, Умбрия . Полностью разрушены европейские города Аматриче , Аркуата , Пескара-дель - Тронто , расположенные на Апеннинском полуострове. По словам ученых, сейсмологическая активность в регионе не прекращается. Дарья не услышала начало и не поняла, на территории какой страны произошло стихийное бедствие. Определите, о какой стране говорится в этом сообщении. Италия

Слайд 13

11. От уровня экономического развития стран зависят многие особенности их населения. Установите соответствие между страной и характерной особенностью её населения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. СТРАНА ОСОБЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ А) Нигерия 1) Высокая (более 30%) доля детей и подростков в общей численности населения Б) Афганистан 2) Высокая (более 75 лет) средняя продолжительность жизни В) Канада Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В 1 1 2

Слайд 14

12.В БРИКС включены государства, самые густонаселенные в мире. В этих странах проживает 40% от населения планеты, территориально они занимают 25% суши. Со времен начала сотрудничества стран в рамках БРИКС, рост ВВП ежегодно прибавлял 6-7%. Этому способствовали программы по сближению отдельных секторов экономики стран, налаживание поставок импорта и экспорта на новые рынки сбыта, такие как страны Африки. Назовите три (любые) страны, которые вошли в состав БРИКС. Ответ: Бразилия Россия Индия Китай ЮАР

Слайд 15

13.По радио прозвучало сообщение о том, что показатель ресурсообеспеченности газа в ОАЭ выше, чем в России. Используя данные таблицы, определите, на сколько лет хватит газа этим странам, и объясните, с чем это связано. Страна Запасы газа (в трлн. м 3 ) Добыча газа (в млрд м 3 ) Население (млн человек) Россия 48,1 550 145 ОАЭ 5,8 40 5,5 Ответ: России хватит газа на 87 лет, а ОАЭ – на 145 лет.

Слайд 16

В Швейцарии открыт самый длинный в мире железнодорожный тоннель самый протяжённый и глубокий в мире Готардский тоннель официально открылся в Швейцарии после 17 лет строительства. Новый тоннель через Альпы связал Северную и Южную Европы напрямую по железнодорожной магистрали. По мнению швейцарских властей, новая дорога очень сильно повлияет на европейский рынок грузоперевозок: раньше через горный перевал ездили миллионы грузовых фур. Теперь их заменит более скоростной и дешёвый железнодорожный транспорт. 14.Назовите одно (любое) государство Европы, с которым граничит Швейцария? Ответ: 15.Назовите экономические преимущества строительства Готардского тоннеля, о которых говорится в тексте? Ответ: 16. Каковы преимущества новой транспортной магистрали для экологии горной территории? Ответ: Франция или Германия или Италия или Австрия Автомобильный транспорт экологически «грязный». В атмосферу выбрасывается большое количество окиси углерода. Тоннель сокращает путь между Северной и Южной Европой. Себестоимость перевозок грузов ниже.

Слайд 17

17. «Богатство земли русской Сибирью прирастать будет и морями студеными», — Писал Михаил Ломоносов. Почти весь российский шельф располагается в холодных морях Северного Ледовитого океана и Охотского моря. Его протяженность у берегов России составляет 21% всего шельфа Мирового океана. Около 70% его площади перспективны с точки зрения полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа. Существуют разные точки зрения относительно экологической целесообразности и экономической эффективности добычи газа на шельфе. Экологи считают, что такая деятельность нарушает экосистему водной акватории, экономисты указывают на необходимость перевода газодобычи с континента на шельф. Используя географические знания, сформулируйте и обоснуйте Вашу точку зрения на эту проблему. Запишите рассуждения, подтверждающие Вашу точку зрения. Ответ: 1) Добыча нефти и газа на шельфе приведет к развитию экономики близлежащих северных регионов (рабочие места, новые предприятия); 2) снижение цен на энергоносители. 3 ) С точки зрения экологии в результате аварий будет загрязняться водная поверхность, что приведет к гибели живых организмов.

Слайд 18

Источник информации: «ДРОФА — ВЕНТАНА» partners.drofa@1september.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....