Рекомендации по географии по повышению качества подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ
консультация по географии на тему

Методические рекомендации отражают особенности подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по  географии по повышению качества                                                            подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ

Введение новой формы итоговой государственной аттестации учащихся 9-х классов по географии и проведение итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме единого государственного экзамена показали необходимость изменения подхода к географическому образованию школьников.

Районное методическое объединение учителей географии, изучив и обобщив опыт работы педагогов по подготовке учащихся основной и средней школы к итоговой аттестации, с целью повышения качества географического образования, предлагает следующие методические рекомендации:

1.Изучить обязательный минимум содержания основных образовательных программ основного и среднего  общего образования по географии и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы (федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), аналитические материалы  по результатам ОГЭ, ЕГЭ по географии предыдущих лет;

2.Использовать в работе методические материалы журналов «География в школе», «География и экология», брошюр серии «География» библиотечки «Первое сентября», газеты «География» (приложения к газете «Первое сентября»); сборники заданий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ;

3.При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности;

4.Провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков (Приложение 1);

5.Использовать результаты государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по географии как диагностику сформированности базовых знаний и умений, а также внести необходимые коррективы в календарно-тематическое и поурочное планирование основных тем курса географии;

6.     Внести изменения в систему контроля за уровнем подготовки учащихся. С этой целью:

6.1.   внести в календарно-тематические планы тематическое тестирование;

6.2. систематически осуществлять контроль и коррекционную работу  за усвоением  знаний  учащихся  по предмету, используя:

по классу - «Тематический мониторинг» (Приложение 2);

по учащимся, выбравшим экзамен по географии –

 «Мониторинг выполнения экзаменационной работы» (Приложение 3);

по  динамике каждого учащегося – «Карта индивидуальных

достижений»  (Приложение 4);

6.3.изучая природу или хозяйство отдельных территорий Земли находить проявления физико-географических, экономических, демографических закономерностей, изученных ранее, предлагать к решению задачи на применение знаний этих закономерностей, возможно гипотетических территорий, а в завершение – давать задания учащимся самим придумать аналогичную задачу;

6.4. широко использовать повторение и обобщение знаний по крупным разделам и темам, проведение уроков обобщающего повторения в форме уроков-дискуссий, рассуждений, парадоксов, с проблемным изложением; с применением опорных схем.

6.5. при изучении сложных вопросов, трудных для усвоения, использовать составление систематизирующих схем и таблиц с формулировкой вывода, применять практические методы с проблемными вопросами, ситуациями;

6.6. использовать для организации практической познавательной деятельности школьников новые наглядные пособия, ЦОРы;

6.7. использовать для организации повторения  по наиболее  сложным темам материалы  Флешки «География 6-11» (лекции, презентации, видеоуроки).

 

7.Дифференцировать и индивидуализировать обучение (на основе  результатов контроля на входе, промежуточного и на выходе), осуществляя тематический контроль степени усвоения каждым учеником материала в объеме обязательного минимума содержания географического образования;

8.Использовать тетради по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ для индивидуальной работы с учащимися (по выполнению заданий ОГЭ,ЕГЭ);

9.Применять новые формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий;

10.Формировать у учащихся:

- навыки работы с тестами;

- технику сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудностей заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов, «спиральное» движение по теме и т.д.);

11. С целью закрепления  навыков  работы с тестами  и определения

уровня    подготовки   учащихся,    проводить    тренировочный                        экзамен с заполнением бланков (по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ЕГЭ);

12.Использовать систему элективных курсов, факультативов,           индивидуально-групповых занятий для удовлетворения          познавательных потребностей учащихся;

13. Систематически обновлять в кабинете стенд «Готовимся к ОГЭ, ЕГЭ», в  экспозиции которого отражать демонстрационные материалы      КИМов ОГЭ, ЕГЭ, примеры решения отдельных заданий, образцы бланков  ОГЭ, ЕГЭ, список дополнительной литературы, адреса сайтов, советы выпускнику.

14.  В процессе занятий рекомендуется не только повторение теоретических. вопросов, но и практическая отработка материала. Занятия рекомендуется строить по схеме:

а) тестирование по предыдущей теме;

б) анализ тестирования (а, б – 10 мин.);

в) отработка теоретических вопросов и практическое закрепление повторяемых понятий (25 мин.);

г) работа с номенклатурой (5 мин);

д) повторение биографий исследователей и путешественников (5 мин.).

15. Тему «Исследователи и путешественники» рекомендуется повторять в форме индивидуального опережающего задания (см. Приложение 5).

16.Географическую номенклатуру следует повторять по блокам, согласно планированию, на каждом занятии и в разных формах.

Приложение 1

Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий экзаменационной работы. Причиной типичных ошибок чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.

При проведении текущего и тематического контроля знаний и умений учащихся по географии в основной школе объектом особого внимания должно стать достижения требований стандарта, составляющих фундамент географической подготовки – умений работать с географическими картами. Анализ типичных ошибки выпускников при определении географических координат, направлений и расстояний по карте позволяет предположить, что сформированные в 6-7 классах соответствующие умения у части выпускников впоследствии утрачиваются, так как слабо актуализируются при изучении курса географии России в 8-9 классах. Для закрепления данных умений можно предложить чаще применять задания, в которых они используются: определить промышленную специализацию города, имеющего определенные географические координаты; используя масштаб карты дать количественную оценку при сравнении размеров территорий или расстояний между пунктами, а не ограничиваться оценками «больше – меньше».

Причиной многих типичных ошибок при выполнении заданий, проверяющих содержание раздела «Природа Земли и человек» является сформированность ложных представлений о повышении атмосферного давления и температуры воздуха с высотой, о распределении тепла и влаги по поверхности Земли. Вполне вероятно, что данные знания, формируемые в течение первых лет изучения предмета, могут утрачиваться частью учащихся, поэтому особенно важным представляется актуализировать их в 10 классе при рассмотрении вопросов географии сельского хозяйства, размещения населения мира и отдельных регионов.

Анализ ответов выпускников по вопросам раздела «Природопользование и геоэкология» показывает, что многие из них не понимают, что любое целенаправленное изменение человеком окружающей среды наряду с намеченным положительным эффектом имеет негативные последствия. Также можно констатировать наличие определенных стереотипов мышления, являющимися следствием низкого уровня естественнонаучной грамотности, «донаучных» знаний, почерпнутых, например, из средств информации. Значительная часть учащихся не понимает причины экологических проблем глобального характера. Так, большинство учащихся правильно называют повышение содержания СО2 в атмосфере как причины усиления

парникового эффекта», но менее половины из них знают, что основным источником выбросов углекислого газа является тепловая энергетика. Треть выпускников считает, что основной источник загрязнения атмосферы – атомная энергетика.

Усиление компетентностной направленности школьного географического образования, на которое нацеливают образовательные стандарты, во многом может быть реализовано при изучении вопросов именно природопользования и геоэкологии. Для реализации этого потенциала необходимо усиление связи их изучения с жизнью страны и мира, более широкое использование на уроках анализа событий, являющихся предметом пристального внимания общественности, средств массовой информации.

При изучении курса экономической и социальной географии мира дополнительное внимание необходимо уделить формированию умений оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию. Так, сравнить ресурсообеспеченность стран различными полезными ископаемыми с использованием статистических данных могут только около трети выпускников.

При анализе статистических данных, характеризующих демографическую ситуацию, почти две трети выпускников допускают ошибки, связанные с непониманием взаимозависимости между показателями, характеризующими возрастную структуру и естественный прирост населения, влияния средней продолжительности жизни на возрастную структуру населения. Можно предположить, что такая картина объясняется тем, что не во всех действующих учебно-методических комплектах имеется материал, необходимый для проведения соответствующих практических работ, предусмотренных примерной программой.

Можно использовать задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенные в открытом доступе на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru.

При изучении страноведческого материала действенным средством предотвращения формирования ложных географических представлений является привлечение внимания учащихся к типичным ошибкам, допускаемым при выполнении работ ЕГЭ. Положительно зарекомендовал себя опыт учителей, предлагающих при изучении соответствующей страны вопросы, требующие ответа с использованием статистических приложений учебников:

«Правда ли, что в Индии наибольшая продолжительность жизни в мире? …. «Правда ли, что в Китае доля горожан в составе населения очень велика? … «Правда ли, что в Испании и Италии в структуре экономики преобладает сельское хозяйство? … что в Канаде отрицательный естественный прирост населения?» и т.п.

Одной из важных предметных компетентностей, которая должна формироваться в процессе обучения географии, является способность формулировать мысли с использованием географических терминов и понятий и записывать ход рассуждений при решении различных задач - как учебных, так и возникающих в окружающей действительности.

Анализ ответов на задания третьей части экзаменационной работы показывает, что типичные ошибки, допускаемые выпускниками с хорошим в целом уровнем подготовки, связаны с неумением четко, географически грамотно излагать свои мысли. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки этого коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Целенаправленно формировать это умение необходимо начиная с курса географии 6 класса (при организации самостоятельной работы учащихся рекомендуется использовать вопросы, требующие сравнительно небольших письменных ответов, и обязательно анализировать их на уроке). В старших классах также следует предлагать небольшие письменные работы (в том числе и творческие), организуя взаимное рецензирование их учащимися.

К ОГЭ, ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ОГЭ, ЕГЭ», хотя и не исключает использования подобного типа вопросов. Включение в практику работы учителя используемых в ОГЭ, ЕГЭ заданий должно быть средством, помогающим лучше организовать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса. Опубликованные задания ОГЭ, ЕГЭ целесообразно использовать при проверке соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям наряду с другими пособиями, предназначенными для проверки учебных достижений по географии. Например, многие пособия для тематического и итогового контроля включают значительное количество заданий, по форме и содержанию подобные заданиям ОГЭ, ЕГЭ. Они ориентированы не только на проверку знаний фактологического характера, но и включают задания для проверки сформированности умений пользоваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географических знаний, способности применять знания и умения при решении различных задач. Использование апробированных в рамках ОГЭ, ЕГЭ заданий при текущем контроле позволит учителю получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений, и, одновременно, – подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю.

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. Таких пособий много, но далеко не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включенные в «Перечень изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенный на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

При подготовке учащихся к ОГЭ, ЕГЭ следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых было зафиксировано наибольшее количество ошибок:

1. Определение направлений по карте;

2. Градусная сетка;

3. Зенитальное положение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний;

4. Взаимосвязь географической широты места и полуденной высоты Солнца;

5. Расчет поясного времени;

6. История географических открытий;

7. Климатические области и типы климатов;

8. География населения России и мира;

9. География субъектов Российской Федерации;

10. Почвы. Типы почв;

11. Горные породы, слагающие земную кору.

12. В системе работы учителя географии рекомендуется:

Также необходимо обратить особое внимание на повторение и обобщение наиболее значимых и одновременно трудных для учащихся элементов содержания: построение профиля, определение расстояний, азимутов и анализ топографической карты; применение географических знаний о Земле как планете для решения задач; географии ведущих отраслей промышленности мира и России; политической карты мира; политико-административного деления России; народов и религий России и стран мира; стран СНГ.

Совершенствовать методику усвоения учащимися:

- ключевых географических понятий,

-установление причинно-следственных связей,

- объяснение географических процессов и явлений,

- умение читать карту,

- знание географической номенклатуры,

- способность четко и кратко формулировать свои мысли.

Практиковать текущий контроль (мини - контрольные работы) в тестовой форме, проверяющий как знание текущего материала, так и пройденного ранее.

Приучать выпускников к внимательному и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ОГГЭ, ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму.

 


Приложение 2

Тематический

мониторинг   образовательных результатов  учащихся

Класс 9                                                      Тема____________________________________________________

Предмет______________________

Учитель______________________

 

Усвоение  базовых  понятий, умений

Коррекционная работа

Даты

Баз. понятия, умения

Ф.И. учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

+

-

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 3

Мониторинг

выполнения экзаменационных заданий по географии

9 класс                                        1 вариант                      «___» ноября 2015 г.

п/п

Время выполнения работы – 2 часа (120 минут)

Можно пользоваться:

Линейка

Непрограммируемый калькулятор,

Географические атласы  7,8,9 классов

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

+

Богатыренко В.

Бондарь  И.

Галкин   В

Донец  А

Елистратов  А

Иванов  Д

Калмыков  Д

Каракулов  В

Литвинов  В

Лобачев

Манько  Н

Мартыщенко А.

 Справились

1

Знать и пониматьгеограф. особенностиприроды материков и океанов,народов Земли; различия в хозяйств. освоенииразн.территорий иакваторий; результатывыдающихся географическихоткрытий и путешествий

2

Знать спецификугеографического положенияРоссии

3

Знать и понимать особенностиприроды России

4

Знать и понимать природные иантропогенные причинывозникновениягеоэколог. проблем;меры по сохранению природыи защите людей от стих.природных и техногенныхявлений

5

Знать и понимать особенностиосновных отраслей хозяйстваРоссии, природно-хозяйствен-

ных зон и районов

6

Уметь приводить примерыприродных ресурсов, ихиспользования и охраны,формирования культурно-бытовых особенностей народовпод влиянием среды ихобитания;уметь находить в разныхисточниках информацию,необходимую для изученияэкологических проблем

7

Знать и понимать особенностинаселения России

8

Уметь находить информацию,необходимую для изученияразных территорий Земли, их

обеспеченности природными ичеловеческими ресурсами

9

Уметь анализировать в разныхисточниках информацию,необходимую для изучения

разных территорий Земли, ихобеспеченности природными ичеловеческими ресурсами

10

Понимать географическиеявления и процессы вгеосферах

11

Уметь анализироватьинформацию, необходимуюдля изучения разныхтерриторий Земли

12

Знать и понимать природные иантропогенные причинывозникновениягеоэколог.проблем

13

Уметь выделять (узнавать)существенные признакигеографических объектов иявлений

14

Уметь определять на картегеографические координаты

15

Уметь объяснять существенныепризнаки географическихобъектов и явлений.

Знать и понимать природные иантропогенные причинывозникновениягеоэколог.проблем

16

Знать и понимать основныетермины и понятия; уметьиспользовать приобретенныезнания и умения впрактической деятельности иповседневной жизни длярешения практических задач

17

Уметь использоватьприобретенные знания иумения в практическойдеятельности и повседневнойжизни для чтения картразличного содержания

18

Уметь определять на картерасстояния

19

Уметь определять на картенаправления

20

Уметь использоватьприобретенные знания иумения в практическойдеятельности и повседневнойжизни для решенияпрактических задач поопределению качестваокружающей среды своейместности, ее использованию

21

Уметь использоватьприобретенные знания иумения в практическойдеятельности и повседневнойжизни для чтения картразличного содержания

22

Уметь находить в разныхисточниках информацию,необходимую для изучениягеографических объектов иявлений

23

Знать и понимать особенностиосновных отраслей хозяйства,природно-хозяйственных зон и

районов

24

Уметь использоватьприобретенные знания иумения в практическойдеятельности и повседневнойжизни для определенияпоясного времени

25

Знать и понимать особенностиприроды, населения, основныхотраслей хозяйства, природно-

хозяйственных зон и районов России; связь между географическим положением,природными условиями,ресурсами и хозяйствомотдельных стран

26

Знать и пониматьгеографические явления ипроцессы в геосферах

27

Уметь анализироватьинформацию, необходимуюдля изучения разныхтерриторий Земли

28

Уметь выявлять на основепредставленных в разнойформе результатов измерений

эмпирические зависимости

29

Понимать географическиеследствия движений Земли

30

Уметь выделять (узнавать)существенные признакигеографических объектов иявлений

Все задания оцениваются 1 баллом.

15 и 20- 2 балла.

Максимальный первичный балл -32 балла.

«2»-0-11 баллов

«3»-12-19 баллов

«4»-20-26 баллов

«5»-27-32 балла

Сумма баллов:

%

Оценка:

Приложение 4

Иванов  Сергей Иванович

ОГЭ - 9 класс География      

        

Приложение 5.

Великие путешественники и исследователи:                                                     

Путешественник, исследователь

Эпоха

Страна

Что изучал и открывал

Геродот

Античность

Греция

Выделял типы климата

К. Птолемей

Античность

Греция

Описания Египта

Аристотель

Античность

Греция

Предположение о шарообразности Земли

Эратосфен

Античность

Греция

Определил размеры Земли

Марко Поло

Средние века

Италия

Путешествие в Индию, Китай

Васко да  Гама

15- 16 век

Португалия

Обогнул Африку, попал в Индию морским путём.

Христофор Колумб

15 в

Испания

Новый Свет – Америка, пересёк Атлантический океан

Афанасий Никитин

15 век

Русь

Персия, Индия «Путешествие за три моря»

Джон Кабот

15 век

Англия

Северо-восток Северной Америки – Лабрадор, о-в. Ньюфаундленд

Фернандо Магеллан

16 век

Португалия

Первое кругосветное путешествие, с  востока на  запад

Ермак

16 век

Россия

Начало освоения Сибири

Америго Веспуччи

16 век

Испания

Обогнул Южную Америку

Абель Тасман

17  век

Голландия

Австралия, Тасмания

Иван Москвитин

17 век

Россия

Первым достиг Охотского моря

В.Атласов

17 век

Россия

Открыл Камчатку

В. Поярков

17 век

Россия

Исследования Сибири

С. Дежнёв

17 век

Россия

Северо-Восточная Сибирь

Джеймс Кук

18 век

Англия

Австралия  восточное побережье, Новая Зеландия, Антарктика

В. Беринг,                          А. Чириков

18 век

Россия

Берингов пролив, Аляска, Командорские острова

С.П. Крашенинников

18 век

Россия

Описание Камчатки

С. Челюскин

18 век

Россия

Открыл северную оконечность Евразии

Ерофей Хабаров

18 век

Россия

Освоение бассейна реки Амур

Х.П.Лаптев

18 век

Россия

Таймыр, море Лаптевых

В.Н. Татищев

18 век

Россия

Впервые дал географическое описание России

Уильям Баффин

18 век

США

Канадский Арктический Архипелаг

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

19 век

Россия

Открытие Антарктиды.

Фритьоф Нансен

19 век

Норвегия

Исследования Арктики

Роберт Пири

19 век

Англия

Исследования Арктики

Г. Седов

19 век

Россия

Попытка покорения Северного полюса

Н.М. Пржевальский

19 век

Россия

Уссурийский край, Центральная Азия

В.В. Докучаев

19 век

Россия

Основатель почвоведения

А.И. Воейков

19 век

Россия

Основатель климатологии

Давид Ливингстон, Генри Стенли

19 век

Англия

США

Исследования Африки

В.В. Юнкер

19 век

Россия

Исследования восточной Африки

Н.Н. Миклухо-Маклай

19 век

Россия

Новая Гвинея (исследования)

И. Крузенштерн,

Ю. Лисянский

19 век

Россия

Кругосветное путешествие, исследования океанов

П.П. Семёнов-Тян-Шанский

19 век

Россия

Исследования Центральной Азии

П. К. Козлов

19 век

Россия

Исследования Центральной Азии

Г. Шелехов

19 век

Россия

Север Сибири

А. Гумбольдт

19 век

Германия

Южная Америка

В. А. Обручев

19 век

Россия

Исследования Сибири

Роберт Скотт

Рауль Амундсен

20 век

Англия

Норвегия

Покорение Южного полюса 1911г.

Северо – Западный проход (обогнул  Северную Америку с севера)

О.Ю. Шмидт

20 век

СССР

Теория происхождения Земли,  изучение Арктики, освоение Северного Морского пути

И.Д. Папанин

20 век

СССР

Экспедиции на льдине «СП-1»

Б. Вилькицкий

20 век

Россия

О – ва Северная Земля

Н.И. Вавилов

20 век

СССР

Изучение центров происхождения культурных растений

В.И. Вернадский

20 век

СССР

Изучение биосферы, учение о ноосфере

Тур Хейердал

20 век

Норвегия

Исследования мирового океана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»

Выступление на педагогическом совете о способах повышения мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Программа внеурочной деятельности по французскому языку «Мои друзья французы» как средство повышения мотивации учащихся и подготовки учащихся к участию в международном школьном обмене

Автор рассматривает возможность использования занятий внеурочной деятельностью для подготовки учащихся к участию в школьном международном обмене....

Методические рекомендации по повышению мотивации учащихся к занятиям физической культурой

В результате научно-технического прогресса  резко снизилась двигательная активность детей. Сейчас у ребят в особом почёте телевидение и компьютерные игры. Интенсивные учебные нагрузки на детский орган...

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...