Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа по географии 5 класс, издательство "Просвещение. Сферы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_fgos.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1"

РАССМОТРЕНО                                                УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей                                                Директор школы        

_______________________ цикла                                                 Нерадовская Н.П.

Руководитель МО _______                                                           Приказ № 87/10

Протокол № ___________                                                от «01» сентября2017г.

от «         » августа  2017г.                                

                                                                

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по географии

Предмет: география                

Автор учебника: А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля»        

Класс:         5                

Количество часов: 35 часов        

Учитель : Маслова С.В.                

Онохой,  2017 год

        Рабочая программа по географии разработана на основе:

- в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,

- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,

- в соответствии с Федеральным перечнем учебников  в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными   программами к УМК,   рекомендованные   МО и Н РФ   (изд. «Просвещение»)

- учебным планом образовательного учреждения

- Примерной программы основного общего образования по географии;

- авторской программы курса к УМК под ред. А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля».

        Программа составлена для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне (1 час в неделю). Срок реализации 2017-2018 учебный год (35 недель). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы определён федеральным учебным планом основного общего образования и учебными планами образовательного учреждения.

Цели и задачи предмета:

Рабочая программа имеет направление на достижение основной цели географии в системе основного общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачи:

1) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

2) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

3) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

4) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

5) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

6) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Планируемые предметные результаты освоения предмета

В результате изучения курса «География. Планета Земля» выпускник научится

  1. выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  2. ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  3. представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  4. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  5. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  6. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  7. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  8. оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  9. уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

        В результате изучения курса «География. Планета Земля» выпускник получит возможность научиться:

  1. работать с записками, отчётами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  2. подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о

современных исследованиях Земли;

  1. ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  2. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  3. наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  4. давать характеристику климата своей области (края, республики);

Содержание учебного предмета

Раздел 1,2. Введение. Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Раздел 3. Изображения земной поверхности и их использование. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение  местоположения  географических  объектов,   абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Раздел 4. Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Раздел 5. Литосфера – каменная оболочка Земли. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.  Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Формы организации учебных занятий

        Основной формой обучения является урок. На уроке ознакомления с новым материалом можно использовать такие формы организации учебной работы: беседа, практическая работа с контурными картами, работа в парах постоянного и смешанного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, контрольной работы. Используются игровые технологии, игры-путешествия по карте, которые направлены на формирование основных компетенций учащихся, развитию их познавательной деятельности. Также используются такие формы организации учебной деятельности как фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в мини-группах.

Виды учебной деятельности

        При изучении материала по географии в 5 классе для использования на учебных занятиях применяются следующие виды учебной деятельности:

- работа с учебником; с атласом и контурными картами; с дополнительной литературой;

- беседы, ответы на вопросы;

- умение классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями;

- давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Формы и виды контроля

Количество теоретических часов

Количество контрольных

работ

Количество практических работ

1

Введение

2

2

2

Развитие  географических знаний о Земле

8

6

1

1

3

Изображения земной поверхности и их использование

12

6

1

4

4

Земля – планета Солнечной системы

5

4

1

5

Литосфера- каменная оболочка Земли

8

6

1

1

Всего

35

24

4

7

Национально-региональный компонент

Национально-региональный компонент реализуется  через  содержание материала в следующих разделах программы: «Изображение земной поверхности», «Литосфера- каменная оболочка Земли»

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Лобжанидзе А.А. «География. Планета Земля». 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных  учреждений
  2. География. Планета Земля. Атлас 5-6 класс
  3. География. Атлас 6 класс. Издательство «Дрофа»
  4. География. Контурные карты 6 класс. Издательство «Дрофа»
  5. География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
  6. География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.Лобжанидзе. М.: Просвещение, 2012

            Материально-техническое обеспечение.

Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения: 

        - комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, печатное устройство, маркерная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы

- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;

- библиотеку учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

- картотеку с заданиями для самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение (2 часа)

География: древняя и современная наука

1

1.09

2

География в современном мире

1

2.09

3

Развитие географических знаний о Земле ( 8 часов)

География в древности

1

3.09

4

Географические знания в Древней Европе

1

4.09

5

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа

1

1.10

6

Открытие Нового Света

1

2.10

7

Эпоха Великих географических открытий

Практическая работа № 1 по составлению презентации о великих путешественниках.

1

3.10

8

Открытие Австралии и Антарктиды

1

4.10

9

Современные географические исследования.

1

2.11

10

Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

1

3.11

11

Изображения земной поверхности и их использование (12 часов)

Изображения земной поверхности

1

4.11

12

Масштаб

Практическая работа № 2 по определению с помощью линейного масштаба расстояний

1

1.12

13

Условные знаки

1

2.12

14

Способы изображения земной поверхности

1

3.12

15

Стороны горизонта. Ориентирование

1

4.12

16

Съёмка местности

Практическая работа № 3 по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.

1

2.01

17

Составление плана местности

Практическая работа № 4 по проведению полярной съёмки местности

1

3.01

18

Географические карты

1

4.01

19

Параллели и меридианы

1

1.02

20

Географические координаты

Практическая работа № 5 по определению географических координат объектов

1

2.02

21

Географические информационные системы

1

3.02

22

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

1

4.02

23

Земля – планета Солнечной системы

( 5 часов)

Земля в Солнечной системе

1

1.03

24

Осевое вращение Земли

1

2.03

25

Орбитальное движение Земли

1

3.03

26

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

4.03

27

Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы»

1

1.04

28

29

Литосфера - каменная оболочка Земли (8 часов)

Строение Земли. Горные породы

Практическая работа № 6 по определению горных пород и описанию их свойств.

2

2.04

30

Земная кора и литосфера

1

3.04

31

Рельеф Земли

1

4.04

32

Внутренние силы Земли

1

1.05

33

Внешние силы Земли.

1

2.05

34

Человек и мир камня

1

3.05

35

Обобщающий урок по теме «Литосфера»

1

4.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...