Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по географии 5 класс, издательство "Просвещение. Сферы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_fgos.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1"
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей Директор школы
_______________________ цикла Нерадовская Н.П.
Руководитель МО _______ Приказ № 87/10
Протокол № ___________ от «01» сентября2017г.
от « » августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Предмет: география
Автор учебника: А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля»
Класс: 5
Количество часов: 35 часов
Учитель : Маслова С.В.
Онохой, 2017 год
Рабочая программа по географии разработана на основе:
- в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,
- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,
- в соответствии с Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными программами к УМК, рекомендованные МО и Н РФ (изд. «Просвещение»)
- учебным планом образовательного учреждения
- Примерной программы основного общего образования по географии;
- авторской программы курса к УМК под ред. А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля».
Программа составлена для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне (1 час в неделю). Срок реализации 2017-2018 учебный год (35 недель). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы определён федеральным учебным планом основного общего образования и учебными планами образовательного учреждения.
Цели и задачи предмета:
Рабочая программа имеет направление на достижение основной цели географии в системе основного общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
1) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
2) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
3) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
4) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
5) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
6) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые предметные результаты освоения предмета
В результате изучения курса «География. Планета Земля» выпускник научится
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
В результате изучения курса «География. Планета Земля» выпускник получит возможность научиться:
- работать с записками, отчётами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
Содержание учебного предмета
Раздел 1,2. Введение. Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Раздел 3. Изображения земной поверхности и их использование. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Раздел 4. Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Раздел 5. Литосфера – каменная оболочка Земли. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Формы организации учебных занятий
Основной формой обучения является урок. На уроке ознакомления с новым материалом можно использовать такие формы организации учебной работы: беседа, практическая работа с контурными картами, работа в парах постоянного и смешанного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, контрольной работы. Используются игровые технологии, игры-путешествия по карте, которые направлены на формирование основных компетенций учащихся, развитию их познавательной деятельности. Также используются такие формы организации учебной деятельности как фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в мини-группах.
Виды учебной деятельности
При изучении материала по географии в 5 классе для использования на учебных занятиях применяются следующие виды учебной деятельности:
- работа с учебником; с атласом и контурными картами; с дополнительной литературой;
- беседы, ответы на вопросы;
- умение классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями;
- давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | Формы и виды контроля | ||
Количество теоретических часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ | |||
1 | Введение | 2 | 2 | ||
2 | Развитие географических знаний о Земле | 8 | 6 | 1 | 1 |
3 | Изображения земной поверхности и их использование | 12 | 6 | 1 | 4 |
4 | Земля – планета Солнечной системы | 5 | 4 | 1 | |
5 | Литосфера- каменная оболочка Земли | 8 | 6 | 1 | 1 |
Всего | 35 | 24 | 4 | 7 |
Национально-региональный компонент
Национально-региональный компонент реализуется через содержание материала в следующих разделах программы: «Изображение земной поверхности», «Литосфера- каменная оболочка Земли»
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
- Лобжанидзе А.А. «География. Планета Земля». 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений
- География. Планета Земля. Атлас 5-6 класс
- География. Атлас 6 класс. Издательство «Дрофа»
- География. Контурные карты 6 класс. Издательство «Дрофа»
- География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
- География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.Лобжанидзе. М.: Просвещение, 2012
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, печатное устройство, маркерная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы
- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
- библиотеку учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
- картотеку с заданиями для самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение (2 часа) | География: древняя и современная наука | 1 | 1.09 | |
2 | География в современном мире | 1 | 2.09 | ||
3 | Развитие географических знаний о Земле ( 8 часов) | География в древности | 1 | 3.09 | |
4 | Географические знания в Древней Европе | 1 | 4.09 | ||
5 | География в эпоху Средневековья: Азия, Европа | 1 | 1.10 | ||
6 | Открытие Нового Света | 1 | 2.10 | ||
7 | Эпоха Великих географических открытий Практическая работа № 1 по составлению презентации о великих путешественниках. | 1 | 3.10 | ||
8 | Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | 4.10 | ||
9 | Современные географические исследования. | 1 | 2.11 | ||
10 | Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 | 3.11 | ||
11 | Изображения земной поверхности и их использование (12 часов) | Изображения земной поверхности | 1 | 4.11 | |
12 | Масштаб Практическая работа № 2 по определению с помощью линейного масштаба расстояний | 1 | 1.12 | ||
13 | Условные знаки | 1 | 2.12 | ||
14 | Способы изображения земной поверхности | 1 | 3.12 | ||
15 | Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | 4.12 | ||
16 | Съёмка местности Практическая работа № 3 по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. | 1 | 2.01 | ||
17 | Составление плана местности Практическая работа № 4 по проведению полярной съёмки местности | 1 | 3.01 | ||
18 | Географические карты | 1 | 4.01 | ||
19 | Параллели и меридианы | 1 | 1.02 | ||
20 | Географические координаты Практическая работа № 5 по определению географических координат объектов | 1 | 2.02 | ||
21 | Географические информационные системы | 1 | 3.02 | ||
22 | Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» | 1 | 4.02 | ||
23 | Земля – планета Солнечной системы ( 5 часов) | Земля в Солнечной системе | 1 | 1.03 | |
24 | Осевое вращение Земли | 1 | 2.03 | ||
25 | Орбитальное движение Земли | 1 | 3.03 | ||
26 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 | 4.03 | ||
27 | Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы» | 1 | 1.04 | ||
28 29 | Литосфера - каменная оболочка Земли (8 часов) | Строение Земли. Горные породы Практическая работа № 6 по определению горных пород и описанию их свойств. | 2 | 2.04 | |
30 | Земная кора и литосфера | 1 | 3.04 | ||
31 | Рельеф Земли | 1 | 4.04 | ||
32 | Внутренние силы Земли | 1 | 1.05 | ||
33 | Внешние силы Земли. | 1 | 2.05 | ||
34 | Человек и мир камня | 1 | 3.05 | ||
35 | Обобщающий урок по теме «Литосфера» | 1 | 4.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...