Разработка урока географии в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Разработка урока в 6 классе по географии содержит задания различного характера по теме "Температура воздуха" и ориентирована на учебник "География. Начальный курс. 6 класс" Т.П. Герасимовой ,Н.П. Неклюковой _М.: "Дрофа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока географии в 6 классе | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока географии
6 класс
Тема: "Температура воздуха"
Учитель: Горючкина Н.С.
МКОУ « Жигаевская средняя общеобразовательная школа»
Цель: Создать условия для формирования у школьников понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятиями и знаниями свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.
2. Сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха, об устройстве термометра, об истории его возникновения.
3. Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;
4. Закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток.
5. Сформировать навыки определения среднесуточных температур, амплитуды колебания температуры воздуха.
6. Сформировать у школьников умение находить среднее арифметическое чисел, действия с отрицательными и положительными числами.
Развивающие задачи:
1.Продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями из учебника, презентацией.
2. Расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас. 3. Научить учащихся определять среднесуточную температуру воздуха, амплитуду температур, используя знания по математике.
Воспитывающие задачи:
1.Продолжать развивать интерес к предмету география.
2. Умения работать в коллективе, группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы ведения обучения: поисковый, рассказ с элементами постановки проблемных вопросов, работа в группах постоянного состава, информационные и коммуникативные технологии; работа с учебником, групповая работа.
Оборудование:
Учебник географии для 6 класса под ред. Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой, рабочие листы; термометр демонстрационный, компьютерная презентация «Температура воздуха», интерактивная доска, фонарь.
Слайд 1. (заставка)
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте! Доброе ласковое слово стерлось на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же будьте здоровы. Это же дольше живите на свете.
Итак, здравствуйте, ребята! Я поприветствовала вас, вы меня. А теперь я хочу, чтобы вы поздоровались друг с другом за руку, глазами, плечами, словами.
Садитесь поудобнее, слушайте внимательно, мы начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний. Отгадайте загадку.
Она бывает низкой,
Бывает и высокой,
Нормальною бывает,
А так же нулевой.
Её мы замечаем
И в школе изучаем,
И даже измеряем,
Когда кто-то больной.
Ей занимался Цельсий,
И Кельвин применял не раз.
Ну! Кто своей догадкой
Порадует всех нас? (ответы учеников).
Учитель географии: правильно - это температура воздуха.
Слайд 2.
Давайте запишем тему урока «Температура воздуха», дату, фамилию и имя в ваши рабочие листы.
3. Целеполагание:
Жизнь человека никогда не должна проходить бесследно, и чтобы оставить свой след нужно стремиться к определенной цели. Чтобы наш урок не прошел бесследно, мы должны поставить цель. Какова будет цель нашего урока?
Цель :
Правильно! Слайд 3
Цель урока: формирование понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.
Задачи:
Как вы думаете, в каких случаях цель нашего урока будет достигнута? (Слушать, отвечать, работать). Я согласна с вами.
4. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос № 1.
В какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей?
- Давайте попробуем разобраться в этом с помощью обычного фонаря. Представьте себе, что доска – это земная поверхность, на которую падают солнечные лучи (в данном случае лучи от фонаря).
1) Направим луч отвесно на доску так, чтобы освещенная поверхность представляла собой круг (обводим его мелом).
2) С того же расстояния направим луч фонаря под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг (обводим его мелом).
- Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему?
- А теперь давайте проследим, как движется Солнце по небосклону в течение
дня (учитель при помощи фонаря показывает движение Солнца по небосклону)? Но мне для этого нужен помощник.
- Какой мы сделаем вывод?
Слайд 4. Угол падения солнечных лучей.
- Правильно! Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на земную поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. Степень нагрева воздуха, определяется температурой воздуха при помощи термометра.
Слайд 5. А. Цельсий. Знакомство с термометром (рассказ учителя).
Ребята, посмотрите, пожалуйста, у меня в руках находится модель термометра. Она представляет собой стеклянную трубку, припаянную к резервуару, наполненному жидкостью (ртутью или спиртом). Трубка прикреплена к планке, на которую нанесена шкала термометра. Термометр изобрел шведский ученый Андрес Цельсий в 1742 году, поэтому температура обозначается °С.
- Какие вы знаете виды термометров?
Слайд 6. Виды термометров.
Слайд 7 с музыкой. Физкультминутка.
Сейчас мы немного отдохнем. Будьте внимательны, если я называю температуру воздуха ниже 0 – вы должны присесть; выше 0 – подняться на носочки, граница между теплом и холодом - стоять на месте.
Прогноз погоды на 13 февраля:
В Иркутске -20°С. В Дели +25°С. В Курске 0°С. | В п. Конышевка + 2°С. В Санкт - Петербурге - 5°С. В Москве 0°С. |
Слайд 8. Измерение температуры воздуха 12 февраля.
- Посмотрите, как изменяется температура воздуха 12 февраля?
- Отложите на термометре в рабочих листах самую высокую температуру воздуха.
- Отложите на термометре в рабочих листах самую низкую температуру воздуха.
- Найдите и выделите красным карандашом расстояние между наибольшей и наименьшей температурой воздуха (пройти посмотреть быстро по рядам).
- Это расстояние выделенное красным цветом и будет являться суточной амплитудой температуры воздуха, а она обозначается А°=
Слайд 9. Алгоритм действий определения суточной амплитуды воздуха.
- Давайте с вами составим алгоритм действий определения суточной амплитуды воздуха?
- Какое действие будет первым, вторым, третьим?
Проблемный вопрос №2.
В прогнозе погоды на телевидении или радио нам чаще всего называют только одно значение температуры воздуха. Но мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют: утреннее, дневное, или какое-то другое (ответы детей)?
Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами, научимся высчитывать среднесуточную температуру воздуха.
- Давайте вспомним, как по математике вычисляется среднее арифметическое?
Слайд № 10.
- Давайте определим среднесуточную температуру воздуха на 12 февраля.
Слайд 11. Алгоритм действий определения среднесуточной температуры воздуха.
Давайте с вами составим алгоритм действий определения среднесуточной температуры воздуха?
- Какое действие будет первым, вторым, третьим? (ответы детей).
- Составленные алгоритмы вы сейчас получите для использования на следующих уроках ( раздать детям алгоритм).
5. Закрепление
- А сейчас выполните тесты в ваших рабочих листах.
- проверьте тесты по ключу и оцените их.
Слайд 12 . Ключ к тесту.
Слайд 13. Спасибо за сотрудничество.
6. Домашнее задание (запишите в дневники).
7. Рефлексия.
Ребята! Сегодня на уроке мы изучили тему «Температура воздуха». На доске вы видите 3 макета термометров с различной температурой: плюсовой, нулевой и минусовой. Возьмите значки в форме нашей прекрасной зеленой планеты, которые лежат у вас на столах, и прикрепите свой значок к тому термометру, температура которого соответствует вашей степени комфортности на уроке.
Используемая литература:
- Начальный курс географии. Учебник 6 класс. Т.П.Герасимова,
Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013 г.
- Рабочая тетрадь – Т.А. Карташева, С.В. Курчина «География. Начальный курс 6 класс», М.: Дрофа, 2016 г.
- Методическое пособие – Т.П. Громова «География. Начальный курс 6 класс», М.: Дрофа, 2016 г.
- Поурочные разработки по географии. 6 класс. Жижина Е.А. – М.: ВАКО, 2017 г.
- Материалы из опыта работы учителя географии С.В. Сульдиной.
- КИМ - «География. 6 класс», М.: ВАКО, 2011 г.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"
Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...
Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"
Урок по географии в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический с использованием ЭОР....
Разработка урока географии 7 класс
План-Конспект урока на тему : "Атлантический океан" и Презентация к уроку....
Разработка урока географии 9 класс Европейский Север
В Данной презентации рассматривается характерисика ГП и ЭГП экономического района....
Разработка урока географии 9 класс ТЭК, его значения и проблемы
Презентация содержит структуру ТЭК...
Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»
Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....
Разработка урока географии 8 класс "Типы климатов России"
Структура урока географии в 8 кл....