Рабочая программа для 9 класса по учебнику А.И. Алексеева
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Рабочая программа для 9 класса по учебнику А.И.Алексеев,В.В.Николина составлена на основе требований, предъявляемых к рабочим программам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9kl.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
9 класс (базовый уровень)
Составила: учитель географии ГБООУ СШИ №68
Пушкинского района г.С-Петербурга
Молчанова Людмила Степановна
2012-13 гг.
Пояснительная записка.
Программа разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования.
Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
По курсу «География России» четко просматривается комплексный подход к изучению природы, населения и хозяйства. При изучении общей характеристики России рассматриваются взаимосвязанные между собой содержательные блоки «природа» - «население» - «хозяйство».
Статус документа.
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. При изучении географических регионов рассматриваются как природные, так и социально-экономические особенности региона, прослеживаются взаимосвязи между природными условиями, ресурсами и направлениями хозяйственной деятельности населения.
Цели:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
- выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности;
описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки;
объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;
прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 час.
Плановых практических работ _10 ( из них 7 оценочных и 3тренировочных)__
Тематическое планирование уроков по географии
(по учебнику А.И. Алексеева, «География России. Хозяйство и географические районы», 9 класс)
№ | Раздел. Тема. | Количество часов |
1 | Введение. | 1 час. |
Раздел 1. Хозяйство России. ( 39 часов) |
2 |
| 20 час. |
3 |
|
|
Раздел 2. Районы России. (23часа) |
4 | Тема 3. Европейская часть России. | 15час. |
5 | Тема 4. Азиатская часть России. | 7час. |
6 | Тема 5. Россия в мире. | 1час |
Всего часов - 68
Используемый УМК
1.А.И.Алексеев и др. География России. Хозяйств и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2008
2А.И.Алексеев. География. Рабочая тетрадь. Хозяйство и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
3В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
4 Атлас. Экономическая и социальная география России. 8 - 9 класс.
5 Мультимедийная программа: География 6-10 класс Кирилла и Мефодия.
Содержание программы.
РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России.
Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.
Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.
Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Территориальное географическое разделение труда.
РАЗДЕЛ 2 Районы России.
Тема 1. Европейская часть России.
Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район.. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико– географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.
Тема 2 Азиатская часть России.
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири.Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей.Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири.
Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Тема. Россия в мире.
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ | Раздел. Тема урока | Практическая работы | Домашнее задание | Примечания |
1. | Введение. Что изучает экономическая география России. |
|
Тема 1. Общая характеристика хозяйства |
2. | Заселение территории | § |
3. | Сфера влияния России. Геополитическое положение | § |
4. | Экономическое влияние России | § |
5. | Географическое положение России: экономическая и политическая оценка. | § |
6. | Природные условия и человек | § |
7. | Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на организм человека | § |
8. | Влияние хозяйственной деятельности человека на природу | § |
9. | Природные ресурсы, их хозяйственная оценка. | § |
10. | Итоговый урок по теме:Человек и природа |
11. | Численность и размещение населения России | § |
12. | Воспроизводство населения России | § |
13. | Миграция населения | § |
14. | Демографическая ситуация. | § |
15. | Рынок труда и занятость населения | § |
16. | Функции поселений, городские агломерации | § |
17. | Урбанизация в России | § |
18. | Расселение в сельской местности | § |
. | Этнографическое положение России. Разноообразие культурных миров | § |
20. | Национальный и религиозный состав населения России |
21. | Итоговый урок по теме «Население» |
Тема 2.Экономика России |
21. | Экономика России | § |
22. | Цикличность развития экономики | § |
23. | Особенности развития хозяйства России | § |
24. | Структура хозяйства России | § |
25. | ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность. |
26. | Угольная промышленность.Проблемы топливной промышленности |
27. | Электроэнергетика | § |
28. | Зачетный урок по теме:ТЭК | § |
29. | Металлургический комплекс | § |
30 | Машиностроительный комплекс | § |
31. | Химико-лесной комплекс | § |
32. | ВПК | § |
33. | АПК.Растениеводство | § |
34. | Животноводство | § |
35. | Пищевая и легкая промышленность | § |
36. | Транспортный комплекс.Сухопутный транспорт | § |
37. | Водный,авиционный и трубопроводный транспорт | § |
38 | Обобщение темы :Транспорт | § |
39. | Непроизводственная сфера | § |
40. | Территориальная организация обслуживания | § |
Тема 3 Районы России |
41. | Подходы к районированию территории Росии. | § |
42. | Административно-территориальное устройство и районирование России | § |
43. | Центральный район |
44. | Население и хозяйство Центрального района | § |
45. | Города Центрального района | § |
46. | Миссия Центрального района | § |
47. | Итоговый урок :ЦР | § |
48. | Центрально-Черноземный район | § |
49. | Северо-Запад | § |
50. | Калининградская область | § |
51. | Европейский Север.Природа.Народы | § |
52. | Хозяйство района. | § |
53. | Северный Кавказ | § |
54. | Поволжье.ЭГП.Природные ресурсы | § |
55. | Население района. Хозяйство района. | § |
56. | Урал | § |
57. | Сибирь.Общая характеристика | § |
58. | Западная Сибирь | § |
59. | Восточная Сибирь | § |
60. | Итоговый урок по теме Сибирь |
|
61. | Дальний Восток | § |
62. | Итоговый урок по теме «Население и хозяйство России» |
|
63. | Экологическая ситуация в России | § |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс к учебнику В.В. Лунина
Рабочая программа и тематическое планирование...
Рабочая программа 10 класс по учебнику Spotlight
Данная рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание учебного предмета, планируемые результаты учебной деятельности, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа 6 класс по учебнику "Английский в фокусе".
Данная Рабочая программа составлена на 1 учебный год. Записи всех тем совпадают с формулировками тем в классном журнале. Дана подробная расчасовка и используемые на уроках материалы....
Рабочая программа 11 класс (по учебнику Р.З.Хайдарова)
Аңлатма язуы Рус телендә сөйләшүче балаларга татар теле укытуның төп максаты һәм бурычлары:-укучыларның гомуми белем мәктәбендә үзләштергән белемнәрен һәм сөйләм күнекмәләрен камилләштерү һәм тир...
Рабочая программа 8 класс к учебнику А.В. Перышкин
Данная рабочая программа расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа 8 класс к учебнику А.В. Перышкин
Данная рабочая программа расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.
пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....