Интегрированный урок географии и истории "Мировой океан и его части. Развитие мореплавания и кораблестроения".
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Басова Галина Константиновна

Данный урок по типу - урок открытия новых знаний, по виду - интегрированный урок географии и истории. На уроке применяются методы технологии развития критического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr._urok.odt23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мировой океан и его части.

Развитие мореплавания и кораблестроения.

Класс: 6, география и история

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: интегрированный урок

Метод обучения: диалогический, методы ТКРМ

Программно-технические средства на уроке: мультимедийный проектор, экран.

Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

Задачи урока:

1.Образовательные:

1- сформировать понятия: «мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «архипелаг», «полуостров», «каравелла», «астролябия».

- установление межпредметных связей с предметами: история.

 Развивающие:

- формировать умения работать с учебником, картами

- применять имеющиеся знания на практике и в поисках решения проблемных ситуаций,

- развивать географическое мышление и устную речь;

- развивать умение анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

3. Воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства товарищества, умение оценивать свои знания, умения применять полученные знания в жизни, показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человечества.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление ; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,      развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. 

Основные понятия: океан, море, залив,  пролив, остров, полуостров, архипелаги, каравелла, астролябия.

Ход  урока

1 этап. Организационный момент.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в  путешествие.

2 этап. Актуализация знаний.

- Ребята, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Компас, астролябий. Багаж знаний)

Астролябий  - прибор для определения широты, один из старейших астрономических инструментов. Астролябия впервые появилась в Древней Греции. Мореплаватели, начиная с 1480 года, и вплоть до середины 18 века использовали астролябию и специальные таблицы, по которым определялась широта местоположения корабля.

- Вспомните, какие оболочки есть у планеты Земля?

- Что такое гидросфера?  

- Из каких частей состоит гидросфера?

- В каких состояниях бывает вода на Земле?

Проверка домашнего задания. Решение тестов. Взаимооценивание по критериям.

Тесты по теме «Гидросфера»

1. Гидросфера состоит из ….?

    а)  вод суши, вод Мирового океана, воды в атмосфере

    б) вод суши и вод Мирового океана.

    в)  вод рек, морей, озёр, болот, прудов.

2. Воды мирового океана составляют от всего объема гидросферы?

    а) 2,6%

    б) 96,5%

    в) 1,7%

    г) 100%

3. Самый большой по площади океан

             а) Индийский

             б) Тихий

             в) Северный Ледовитый

             г) Атлантический

4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового

океана на сушу и обратно называется:

    а)  течения

    б) мировой океан

    в) мировой круговорот воды

    г) водное сообщество

5. Основной объем воды на Земле заключен:

   а)  в реках

   б) в ледниках

   в) в пресных подземных и поверхностных водах

   г)  в соленых водах Мирового океана

 6. Мировой круговорот воды связывает между собой оболочки

 Земли:

   а) гидросферу и биосферу

   б) все географические оболочки Земли

   в) литосферу и атмосферу

Критерии оценивания тестов по теме «Гидросфера»

№ вопроса

Правильный ответ

Количество баллов

1

 а)  вод суши, вод Мирового океана, воды в атмосфере

1

2

б) 96,5%

1

3

        б) Тихий

1

4

в) мировой круговорот воды

1

5

г)  в соленых водах Мирового океана

1

6

 б) все географические оболочки Земли

1

Всего

6

           

Количество баллов

Отметка

6 баллов

5

4-5 баллов

4

3 балла

3

1-2 балла

2

Молодцы! У вас достаточный багаж знаний, и мы можем смело отправляться в  кругосветное путешествие - покорять  Мировой океан.

- Кто совершил первое кругосветное путешествие? (В 1519-1522 испанский мореплаватель Фернан Магеллан со своей командой).

Великие географические открытия совершались не мореплавателями –одиночками, а командами, от слаженности которой зависела жизнь каждого. У нас тоже есть 2 экипажа (команды), которые  готовы к отплытию.  И нас ждет каравелла.

Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).   Пора на борт!

3.Постановка учебной задачи

Просмотр отрывка видеофильма «Океан»

Слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на Тефиде, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.

- Ребята, что такое мировой океан? (Часть гидросферы, включающая в себя все океаны. Самое большое скопление воды на поверхности планета Земля. Это совокупность всех океанов. Мировой океан един, он нигде не прерывается. Вся водная часть планеты).

- Из чего состоит Мировой океан? (океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги)   Эти объекты можно назвать  одним словом – части.

- Как же будет звучать тема нашего урока? (Части Мирового океана)

Записываем в тетрадь.

- Какова цель нашего урока? (изучить все части Мирового океана)

Записываем в тетрадь.

4. Этап изучения новых знаний и способов действий.

Осмысление учебных задач.

Учителем выдаются маршрутные листы, контурные карты.

Вопросы маршрутного листа

  1. Океан – часть гидросферы, расположенная между материками.

- Какие  океаны вы знаете (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, (несколько представителей каждой команды выходят к доске, обозначают его на карте, прикрепленной на магниты).

Сравним океаны по площади. (Дети отвечают, что все океаны различны по площади.)

Учитель в процессе ответа учеников дает небольшую справку:

Тихий океан- 179,7 млн.кв.км,

Атлантический - 93,4 млн.кв.км,

Индийский – 74,9 млн.кв.км,

Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км

Запишите все океаны по мере уменьшения их площади (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Работа  раздаточным материалом. Соотнесите понятия и определения.

- В Мировом океане находятся огромные участки суши.  Как они называются?  (Материки). Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия (показывают на карте и отмечают на контурной карте). Каждый материк изолирован от своих соседей и со всех сторон окружен водой. Границей материка является его береговая линия.  

- На каком материке мы живем?  

На карте вы заметили небольшие участки суши, со всех сторон окружённые водой. Как они называются? (острова).

Острова бывают разных размеров, но все они во много раз меньше материков.

Найдите самый крупный остров. Самый крупный остров на Земле - Гренландия расположен к северо-востоку от Северной Америки.

Задание. 1 марта 1498 г. к вечеру мы увидели острова и материк, но отложили обследование до другого дня..» Назовите остров и материк, в котором находились корабли Васко да Гама, координаты 22 º ю.ш.; 40º в.д.    Остров, Мадагаскар.

В океане встречаются архипелаги. Что же это такое? (Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга) Работа с картой.

Полуострова – это выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой.

Найдите на карте полуострова Камчатка, Индостан, Аравийский Частями какого материка они являются?

Самый большой полуостров на Земле – Аравийский. Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров Таймыр.(показывают на карте и отмечают на контурной карте)

- А какой полуостров самый крупный на Черном море?

Давайте причалим на Крымский полуостров!

В Феодосии расположен музей Айвазовского!  Рассказ ученицы об И.К.Айвазовском

Людей, которые своим творчеством создают образ моря или океана, называют МАРИНИСТАМИ.

Самый яркий представитель среди художников – маринистов – И.К.Айвазовский. (Вниманию детей представляется небольшая выставка работ И.К.Айвазовского)

- Какое по состоянию море чаще всего изображал Айвазовский? (бурное, штормовое).

Море - часть океана, отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.

Работа на контурной карте.

Проверка.   

Физкультминутка

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем мы урок.

Выполнение заданий на контурных картах. Моря и заливы. 

Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив.

А чем отличается море от залива? Море является водной частью океана, отделяемое сушей полностью или частично. Море обязательно является частью только какого-то океана.

        Залив – это водное пространство, глубоко впадающее в береговую зону, но одновременно имеющее свободный водный обмен с основной частью водоема. Залив всегда является частью любого водоема (океан, море, озеро). Он обладает одинаковыми режимами с основным своим водоемом. По своим особенностям и характеристикам различают пять видов залива: бухта, лиман, лагуна, эстуарий, фьорд).

-Наше путешествие продолжается. - Куда же мы движемся дальше? Отгадайте  вы загадку.

Он ведёт из моря в море

Не широк - всего верста

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон и теснота. (пролив)

Найдите в атласе  проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Пролив - узкое водное пространство, соединяющие два водных пространства и разделяющие участки суши.

Работа с информационными листами в командах.

Пролив Дрейка является самым широким проливом на Земле. Его ширина составляет 900-950 км. Также является и самым глубоким - более 5000 м.

        Пролив Дрейка (Drake Strait) соединяет Атлантический и Тихий океан, омывающий на севере острова архипелага Огненная Земля, а с юга - Южные Шетландские острова, относящиеся к Антарктиде. Пролив назван в честь знаменитого исследователя Сэра Фрэнсиса Дрейка, который проплывал по этим водам в 1578 году. Дрейк - английский В 12 лет стал юнгой на торговом корабле. Он так полюбился владельцу судна, что тот после смерти завещал корабль Дрейку, и тот в 18 лет стал полноправным капитаном. Дрейк - первый англичанин, совершивший  (в 1577—1580 гг.)

- Определите по карте атласа, что он разделяет, а что соединяет?

Пролив между Азией и Америкой называется Беринговым в честь русского мореплавателя Витуса Беринга, который в 1728 г. на корабле «Святой Гавриил» проплыл по проливу с юга на север.

Наименьшая ширина — 86 км, наименьшая глубина  — 36 м. Пролив соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море), омывающие Северную Америку и Евразию. Пролив назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга (родился в Дании), который прошёл этим проливом в 1728 году; первым из известных европейских мореплавателей.  

- Определите по карте атласа, что  разделяет, а что соединяет Берингов пролив?

Магелланов пролив. В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив

Пролив  разделяет архипелаг Огненная Земля и  Южную Америку (а также остров Риеско и ряд более мелких), узкий (минимальная ширина — 3,5 км) и в некоторых местах очень опасный для мореплавания.  Длина пролива — 575 км, наименьшая глубина — 20 м.

Магеллан совершил первое кругосветное плавание, которое  началось на 5 кораблях 20 сентября 1519 года и завершилось 6 сентября 1522 года. Только одному удалось вернуться в Испанию, имея 18 человек на борту.

- Определите по карте атласа, что  разделяет, а что соединяет Берингов пролив?

5. Рефлексия

1. И так, ребята, мы совершили первый этап  кругосветного путешествия. Хотя путешествие было сложным, все же для нас всех очень интересным. Все ли задачи решили  для достижения поставленных целей?    Незаконченный кластер.    Учащиеся заполняют кластер.

2.  Лист самооценки работы в группе «Оцени работу своей группы»

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

1)  Все ли члены группы принимали участие в работе?

           А) Да, все работали одинаково;

           Б) Нет, работал только один;

           В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

2)  Дружно ли вы работали? Были ссоры?

         А) Работали дружно, ссор не было;

         Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

         В) Очень трудно было договариваться, не всегда  получалось.

3)  Тебе нравится результат работы группы?

         А) Да, всё получилось хорошо;

         Б) Нравится, но можно сделать лучше;

         В) Нет, не нравится.

4)  Оцени свой вклад в работу группы.

         А) Почти всё сделали без меня;

         Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

         В) Я принимал участие в обсуждении

3. Слово учителя. Впереди нас ждут новые испытания и открытия. Желаю учиться работать в команде, творчески подходить к решению учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку география -физика "Северный Ледовитый океан" 7 класс

В презентации  дано решение задач по физике по темам: механическое движение, гидростатическое давление, плавание тел....

География 7 Мировой океан и его части (викторина)

ВОПРОС1http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/geografiya-7-mirovoy-okean-i-ego-chastiВ каком океане находятся Канарские острова?ответ:+1 подробно:+2 с картинкой:+3 видеоролик:+4 ...

География 7 Мировой океан и его части (викторина)

ВОПРОС2http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/geografiya-7-mirovoy-okean-i-ego-chastiЭтот океан называют «Кухней погоды» т.к. он оказывает большое влияние на формирование погоды ...

урок по теме: "Мировой океан и его части"

Урок в 6 классе По теме: « Мировой океан и его части» 1. ФИО (полностью) Слабышева Лариса Александровна 2. Место работы ОГБОУ «Школа-интернат №18» 3. Должность учитель 4. Предмет географи...