"Открытый урок по теме "Климат России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Иконникова Вера Александровна

Урок географии "Типы климата России" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_30.10.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  география

Название темы: «Климат»

Тема урока: «Типы климатов России»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков

Цель:

Деятельностная:  продолжить формировать умение  учащихся самостоятельно добывать знания, умение работать с картами атласа.

Содержательная: закрепить понятия климат, климатические пояса, объяснить причины разнообразия климата нашей страны, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Задачи урока:

Образовательные: выявить главные особенности различных типов климата на территории России, научиться определять тип климата по карте и описанию, формировать умения самостоятельно находить необходимую информацию, обрабатывать и сравнивать её.

Развивающие: развитие навыков работы с информационным материалом , обработки информационных ресурсов, формирование критического мышления.

Воспитательные: формирование чувства любви к родной природе, необходимости бережного к ней отношения.

Планируемые образовательные результаты:

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне:

Давать определения терминов, понятий по тематике урока, объяснять причины различия климата в разных частях страны, устанавливать зависимость климата от различных факторов, работать с климатическими картами и другими источниками географической информации.

На метапредметном  уровне:

Познавательные – находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематическую информацию, формулировать выводы, определять понятия, строить  логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные – определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практичной ; выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные – излагать свое мнение в монологе и диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого, осознанно использовать  речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Личностные – аргументировано оценивать свои и чужие поступки в учебной ситуации, опираясь на общечеловеческие  нравственные ценности, адекватно выражать свои эмоции, контролировать их, понимать эмоциональное состояние других людей.

На личностном уровне:

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированность  учебно-познавательного интереса к изучению географии, понимание закономерностей изменения климата и его влияния на жизнь и деятельность человека.

Решаемая учебная проблема-

Как изменяется климат нашей страны при движении с запада на восток.

Основные понятия: климат, климатообразующие факторы, атмосферное давление, воздушные массы, циклоны, антициклоны, коэффициент увлажнения.

Оборудование: ПК, проектор, карта России, учебники, атласы, карточки с заданиями

Методы обучения: проблемный метод, наглядно-иллюстративный, словесно-индуктивный, практический.

Формы работы: групповая и индивидуальная

Структура и ход урока

Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов. Деятельность учащихся.

1.Организационный момент

(1мин.)

Включение в деловой ритм.

Проверка готовности учащихся к началу урока, создает ситуацию успеха. «Улыбнитесь друг другу, глазами пожелайте удачи!»

Готовят рабочее место. Положительный настрой на урок.

2.Актуализация знаний

(5мин.)

Выявляют уровень знаний. Определяют типичные недостатки.

Ребята, мы продолжаем изучать тему «Климат». С какими основными особенностями климата вы уже познакомились?

«Ах, как же прекрасна наша планета! Вот белая лента, вот синего цвета, а вот голубеет над ней полоса. Земля в разноцветные ленты одета, точней в климатические пояса (Слайд 1)

Какова же тема нашего урока? (Слайд 2)

Сколько на Земле климатических поясов? В каких климатических поясах расположена наша страна?

Климатические пояса мы уже с вами изучали в 7 классе. Назовите основные показатели климата:

Дайте характеристику арктического и субарктического климата. Чем будет отличаться климат Черноморского побережья Кавказа? А на что влияет климат?

Познавательные УУД:

1.Участвуют в диалоге с учителем.

2.Предлагают варианты ответов.

3.Дают определения терминам и понятиям по данной тематике урока

4.Заканчивают стихотворение

 5.Записывают тему.

Коммуникативные УУД:

1.Выссказывают свое мнение в диалоге с учителем, аргументируя его, подтверждая фактами

3.Мотивация (задания на столкновение мнений)

Постановка учебной задачи

(2мин)

Постановка учебной задачи.

Послушайте следующие описания: (Слайд 3)

1.Климат влажный, лето теплое, иногда жаркое, зима более мягкая, много осадков

2. Лето очень теплое, продолжительное  и засушливое. Часто дуют горячие ветры – суховеи. Зимой сухо и довольно холодно.

3. Лето очень влажное, большинство осадков выпадает в августе, зимой осадков меньше.

Все это описания умеренного пояса, почему же они различаются? Сформулируйте цель урока  (Слайд 4)

Познавательные УУД:

1.Устанавливают причинно-следственные связи

2. Излагают свое мнение

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно формулируют цель урока

2.Логическое формулирование проблему

4.Построение проекта выхода из затруднения. Осмысление блока новой учебной информации.

(7 мин)

Организует работу в группах.

У нас 4 группы, которые будут работать со своим типом умеренного климата. В ходе изучения особенностей климата вы заполняете таблицу основных показателей климата и обозначаете его на контурной карте. 5 группа – это эксперты,  которые будут систематизировать информацию, полученную от групп, и создадут общий продукт в виде небольшой презентации. (Приложение – таблица 1) (Слайд 5)

По ходу работы учитель направляет учащихся.

Коммуникативные УУД:

1.Излагают свое мнение в ходе групповой работы.

2.Выслушивают мнение других членов группы

Личностные УУД:

1.Оценивают чужое мнение

2.Выражают эмоциональное состояние

Коммуникативные УУД:

1.Умение работать в группе

5. Первичное закрепление материала с проговариванием  во внешней речи (10мин.)

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Учитель приглашает к доске одного ученика от группы, который комментирует вслух полученные данные, остальные слушают, дополняют, исправляют ошибки.

Познавательные УУД:

1.Формулируют результат работы группы

2. Дополняют, исправляют ошибки

6.Применение знаний в новой ситуации. (5мин)

Учитель создает нестандартные ситуации.

Пока наши эксперты обобщают вашу работу, я предлагаю вам географические ситуации «Представьте, что…»

У вас на столе карточки с заданиями. В течение 1-й минуты обсудите в группе, и выскажите свое мнение по данной ситуации как изменится климат, если…

1-я группа «Предположим, что на побережье Северного Ледовитого океана возникли горы. Как изменится климат Европейской части России?

2-я группа «Предположим, что на востоке нашей страны исчезли горы.  Как изменится климат Республики Бурятия?

3-я группа «Предположим, что Уральские горы расположились вдоль западной  границы нашей страны. Как изменится климат Европейской части ?

4-я группа «Предположим, что исчезли Кавказские горы. Как изменится климат Прикаспийской низменности?

Познавательные УУД:

1.Излагают свое мнение по предложенным ситуациям

2.Аргументируют ответы

Личностные УУД:

1.Понимание закономерностей изменения климата

2. Влияние климата на жизнь и деятельность человека

7. Включение в систему повторения. Реализация готового продукта – презентации (3мин.)

Учитель приглашает экспертную группу.

Познавательные УУД:

1.Показывают умение работать с интернет ресурсами, систематизируя полученные данные и создавая готовый продукт

Коммуникативные УУД:

1.Умение слушать друг друга, делать выводы

8. Подведение итогов урока

(2мин)

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

1.Что мы должны были узнать на уроке?

2. Мы справились с задачами урока?

Оценивают степень достижения целей урока

9. Рефлексия

(2мин)

Организует рефлексию. Прием рефлексии «Выбор»

Учащимся предлагаются таблички , где они оценивают свою работу на уроке.

Общая оценка работы класса (внимание, прилежание, интерес)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока по истории России

Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....

открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России в 11 классе. Тема " Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Начальный период"...

Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."

Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  И...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."

Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.

В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». ...