открытый урок по истории России
презентация к уроку истории (11 класс) по теме
Открытый урок по истории России в 11 классе. Тема " Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Начальный период"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_otechestvennaya_voyna.doc | 43 КБ |
prezentaciya1.pptx | 109.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – ноябрь 1942 гг.
Цели:
1. Дать определение понятию «Великая Отечественная война»
2. Называть основные этапы военных действий
3. характеризовать военно-стратегический, морально- политический, международные аспекты основных этапов войны.
4. Характеризовать героизм советских людей в годы войны
Учебный материал
1. § 23 – 24 учебника
2. Сообщения учащихся ( «Битва под Москвой», «Оборона Сталинграда»)
3. Презентация учителя по теме: « Великая Отечественная война»
4. Видеохроника
5. Материал школьного музея
I этап урока:
Организационный
II этап урока:
Объявление темы, целей и плана урока, периодизация войны
Слайд 1,2,3,4 - презентация
Слайд 5 Вторжение. Летняя катастрофа 1941г.
Карта
22 июня в 4 часа утра без предупреждения Германия вторглась на территорию Советского Союза. По плану «Барбаросса» наступление основных группировок немецких войск должно было развернуться по трем основным направлениям:
1.На Москву – группа армий «Центр»
2. Ленинград – группа армий «Север»
3. Киев – группа армий «Юг»
Линией победы А.Гитлер считал линию Архангельск- Волга
Только спустя 2 часа после вторжения посол Германии граф Вернер Фон дер Шуленберг вручил Молотову меморандум. В нем содержалась ссылка на приказ А.Гитлера вермахту «всеми имеющимися средствами» противодействовать советскому намерению «с тыла атаковать Германию»
«Это что, объявление войны?» - спросил Молотов. Шуленберг развел руками. «Чем мы это заслужили?!» - растерянно воскликнул Молотов. И только в полдень Молотов выступил по радио с сообщением о начале войны.
Вставка «От Кремля до Рейхстага»
Вашему вниманию предлагаю внимательно прослушать и просмотреть материалы видеохроники и ответить на вопрос «В чем причины поражения Красной Армии в начальный период войны?»
Причины:
1.Советское руководство ( в лице И.В.Сталина) не верило в возможность ведения войны на 2 фронта Германией
2. Растерянность и плохая связь с вооруженными силами, дислоцированными на западной границе страны.
3. В условиях тоталитарной системы командующие погранзаставами не имели права отдавать приказы соответственно складывающейся обстановке.
4. При передислокации на новые пограничные заставы, вооруженные силы не были приведены в боевую готовность, чтобы не спровоцировать немецкие войска.
Слайд 6 Мобилизация страны
1. Меры по реорганизации системы управления страной и Вооруженными Силами
- образование Государственного Комитета Обороны, под председательством И.В.Сталина
- расширение прав советских органов власти
- восстановление политических отделов в колхозах для усиления трудовой дисциплины в тылу и выполнения плановых заданий
- восстановление в армии института военных комиссаров с целью предотвращения отступлений воинских частей и дезертирства
- поднятие боевого духа
- принятие Сталиным должности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР
2. Меры по переводу промышленности на военные рельсы
- перевод всей промышленности на выпуск военной продукции
- создание минометного, танкового, авиационного наркоматов
- увеличение рабочего дня до 11 часов, введение обязательных сверхурочных заданий
- с целью создания постоянного контингента рабочей силы и ликвидация ее текучести все рабочие военных предприятий объявлены мобилизованными и прикрепленными к своим предприятиям. За самовольный уход с предприятия следовало наказание – 5-8 лет тюремного заключения
3. Меры по эвакуации населения и промышленных предприятий на восток
- создание специального Совета по эвакуации, который уже в июне 1941 г занялся эвакуацией предприятий и населения на восток
- за первые полгода войны на восток было эвакуировано 1523 предприятия и более 10 миллионов человек.
Страну охватил патриотический подъем, героическое сопротивление наступающему противнику приобрело массовый характер. В анналах истории сохранились сотни имен советских воинов, которые в тяжелых условиях первых месяцев войны проявили стойкость и мужество
Слайд 7
Лозунг «Все для фронта, все для победы!»
Трудовой фронт
Слайд 8 «Односельчане в годы войны»
Война принимала всеобщий народный характер
Слайд 9 «Смоленское сражение и катастрофа на Украине»
Учебник с. 228 ( читают) отвечают на поставленные вопросы
Хотелось вам зачитать из дневника немецкого солдата, сражающегося под Киевом. Эта запись ярко иллюстрирует героизм советских людей, но еще в большей степени не возможность не выполнения приказа.
« С расстояния в 600 метров мы открыли огонь, и целые отделения в первой волне наступающих повалились на землю…. Уцелевшие одиночки тупо шли вперед. Это было жутко, невероятно, бесчеловечно. Никто из наших солдат не стал бы в одиночку двигаться вперед… Первые три волны были уничтожены нашим огнем… натиск четвертой волны был более медленный: люди прокладывали путь по ковру из трупов…. Количество, продолжительность и ярость этих атак совсем истощили и испугали нас…. Если Советы могут позволить себе тратить столько людей в попытке ликвидировать незначительные результаты нашего наступления, то сколько раз они будут атаковать, если объект будет действительно важным»
- Что это героизм, стремление отстоять свою землю любой ценой, даже ценой жизни
Или это просчеты Советского командования
Ответ аргументируйте
Документ с 229 « Из воспоминания маршала Жукова»
Слайд 10 «Битва под Москвой»
Одним из решающих сражений первого периода войны стала Московская битва
Выступление учащихся
Вопрос «Какое историческое значение имела победа Красной Армии под Москвой»?
Провал немецкого наступления на Москву развеял миф о непобедимости немецкой армии, план блицкрига был сорван, война принимала затяжной характер.
Слайд 11 Боевые действия весной – летом 1942 г.
А. Гитлер летом 1942 г планировал осуществить прорыв на Кавказ, захватить нефтеносные районы, преодолеть горы, выйти к Ирану и Ираку.
В центре Восточного фронта вермахт должен был сохранять существующее положение, а на севере – взять Ленинград и установить связь с финнами. На юге предполагалось перерезать Волгу, по которой поступала американская помощь, шедшая через Иран и Каспий.
И.В.Сталин, уверенный в том, что 41-й год не повториться, отверг предложение Генерального штаба об активной обороне и накапливании резервов и план Жукова, предполагавший разгром ржевско- вяземской группировки в центре и оборону в на других направлениях. Имея превосходство в танках и артиллерии, Красная армия обязана, по мнению Сталина, нанести ряд упреждающих ударов на широком фронте от Ленинграда до Керчи. Особое надежды Сталин возлагал на юго- западное направление.
При попытке снять блокаду Ленинграда попала в окружение и погибла 2-я ударная армия генерала Власова. Сам командир сдался в плен.
В районе Вязьмы погибла со своим командующим генералом Ефремовым 33-я армия.
Окружены и разбиты армии Крымского фронта генерала Козлова, потерявшего всю технику и 180 тысяч бойцов.
7 июня 11-я армия Манштейна начала последний штурм Севастополя, обороной которого руководил Петров. 1 июня Севастополь пал, останки гарнизона эвакуировать не удалось.
Провалилась Харьковская операция. В июне- июле между Курском, Ростовом и Сталинградом развернулось наступление вермахта. Группа армий «Юг» в июне взяла Воронеж. Отступление южного фронта превратилось в паническое бегство. Сталинградский фронт откатывался к Сталинграду.
Были смещены все командующие фронтами. Чтобы предотвратить отступление Сталин издает приказ № 227, прочитанный во всех частях
Слайд 11
« Население, с любовью и уважением относящиеся к Красной армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную армию. Многие проклинают ее за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток. Мы потеряли более 700 млн населения, более 800 млн пудов хлеба в год и более 10 млн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запас ах хлеба. Отступать дальше – значить загубить себя и загубить нашу родину!»
Приказ « Ни шагу назад!», «Паникеры и трусы должны истребляться на месте». С командирами, отступившими от приказа, Сталин требовал поступать как с предателями.
В каждой дивизии создавались заградительные отряды, обязанные стрелять в отступающих
Вопросы
1. Оцените моральное состояние Красной армии летом 1942 г?
2. Чем руководство страны объясняло невозможность дальнейшего отступления армии?
3. Какую роль должен был сыграть приказ № 227?
Слайд 12 Оборона Сталинграда
Выступление учащихся
Слайд 12 Итог урока
Д/З
Оккупационный режим,
партизанское движение в годы войны
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели Дать определение понятию «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.» Уметь называть и определять роль основных этапов военных действий. Уметь характеризовать военно-стратегические, морально- политические, международные аспекты этапов Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.
План Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. Мобилизация страны. «Все для фронта, в се для победы!» Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Битва под Москвой. Боевые действия весной – летом 1942 года. Оборона Сталинграда.
ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 -1945 гг. I период : 22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г. (Оборонительный) II период: 19 ноября 1942г. – конец 1943 г. (Коренной перелом) III период : начало 1944г. – 2 сентября 1945г. (Освободительный) IV период : 8 августа 1945г – 2 сентября 1945г. (Завершающий)
Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. Видеохроника Вопрос? В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?
Мобилизация страны Меры принятые СССР для отражения германской агрессии Реорганизация системы управления страной и Вооруженными силами. ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования 2. Перевод промышленности на выпуск военной продукции. 3. Меры по эвакуации населения и промышленных предприятий на восток.
«Все для фронта, все для победы!» Трудовой фронт максимальная интенсификация труда и жесточайшая трудовая дисциплина: - промышленные предприятия - конструкторские бюро - сельское хозяйство На оборону страны встали женщины, дети, активно использовали труд заключенных ГУЛАГа .
Герои односельчане Из села Бичевая района имени Лазо Хабаровского края на фронты войны ушло 540 человек, домой не вернулось 259. Безнасюк Владимир Савельевич
Смоленское сражение и катастрофа на Украине сентябрь 1941 г. битва под Ельней Задание: Определите роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне? Вопрос Можно ли было избежать катастрофы на Украине? Почему советское командование не отдало приказ на отступление частей Красной Армии.
БИТВА ПОД МОСКВОЙ 5-6 декабря 1941 г. Операция «Тайфун» - план, разработанный вермахтом по захвату и уничтожению Москвы. Вопрос В чем историческое значение разгрома немецких войск под Москвой?
Боевые действия весной- летом 1942г. Охарактеризуйте планы Германии и СССР на летнюю компанию 1942г. Объясните, почему летом 1942г. Красная Армия снова терпит поражение? Почему вермахт перехватил инициативу Красной Армии?
ПРИКАЗ № 227 « Ни шагу назад!» «Паникеры и трусы должны истребляться на месте»
Оборона Сталинграда Этапы Сталинградской битвы: 1 этап: 17 июля 1942г – 18 ноября 1942г. Оборонительный 2 этап: 19 ноября 1942г.- 2 февраля 1943г. Контрнаступление
Итог урока Приведите аргументы в пользу того, что разразившаяся война приобрела для нашего народа характер О течественной . Как это сказалось на состоянии фронта и тыла?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока по истории России
Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...
8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."
Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...
Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.
В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». ...
Открытый урок по истории России в 7 классе Тема: Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.
Цель урока: охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке, показать ее традиционность с одной стороны и новые элементы – с другой. Задачи урока: Образовательные: 1. Поз...