Разработка урока географии в 7 классе по теме "Природа Антарктиды"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Познакомить учащихся с различными компонентами природы материка Антарктида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antarktida.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Степановский филиал ГБОУ СОШ с.Камышла
Урок географии
в 7 классе по теме
«Природа Антарктиды»
Тема урока: Природа Антарктиды Класс 7 Тип урока изучение нового материала (ролевая игра) Технологии: игровые, групповые, ИКТ
Цели: познакомиться c различными компонентами природы материка Антарктида Задачи: 1) Образовательные – изучить особенности компонентов природы материка (рельеф, климат, полезные ископаемые, органический мир); сформировать образ материка, проанализировать тенденции изменения природы; Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия различных компонентов природы; 2) Развивающие – развивать у учащихся умения и навыки работать с учебником, дополнительной литературой, картой и атласом; развивать творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии и уникальности материка Антарктида; 3) Воспитательные – воспитание географической культуры и навыков общения в группе.
Оборудование: проектор, ПК, физическая карта Антарктиды; видеосюжет «Жизнь в морозильнике», дополнительная литература, атласы,
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала
Учитель зачитывает, высказывание американского исследователя Р. Берда: слайд 1
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, Земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной грамоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов, она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели…»
- О каком материке идет речь?
- Где же находится этот материк?
- Кому принадлежит его открытие?
- По какому плану изучаются материки?
Сегодня, чтобы познакомится с уникальной природой Антарктиды, я предлагаю поработать в лабораториях института «Земли».
Я –ваш руководитель, вы – мои научные сотрудники.
Тема нашей научной работы «Природа Антарктиды»
Запишите в тетрадях.
Цель работы – исследовать подледный и ледниковый покров, полезные ископаемые, климат и особенности органического мира материка. Увидеть закономерные взаимосвязи природных компонентов друг с другом.
В институте работают следующие лаборатории: слайд 2
- Топографии ---з - Гляциологии
- Геологии
- Климатологии,
- Биологии.
Каждая лаборатория получает задания.
Задания группе топографов:
Изучите особенности рельефа материка Антарктиды
Откройте учебник на стр. 195-197.
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Что лежит в основе материка Антарктида?
2. Каков же подледный рельеф?
3. В чем разница в рельефе между Западной и Восточной частями материка?
4. Рассмотрите подледный рельеф по профилю.
Задания группе гляциологов
Изучите особенности ледникового покрова материка Антарктида.
Откройте учебник на стр. 195-255.
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Чем покрыт материк?
2. Какова средняя и максимальная толщина льда?
3. О чем говорит средняя высота материка, учитывая лед?
4. Рассмотрите ледниковый профиль, где самая большая толщина льда?
5. В каком состоянии находится материковый лед?
6. Образование айсбергов
Задание группе геологов
Изучите полезные ископаемые материка Антарктида
Откройте учебник на стр.200
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде?
2. В каком состоянии находится пресная вода, ее запасы?
3. Какое влияние оказывают природные процессы, происходящие в Антарктиде?
4. Для чего изучают Антарктиду?
Задания группе климатологов
Изучите особенности климата материка Антарктида.
Откройте учебник на стр. 197-198
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. В каких климатических поясах находится Антарктида?
2. Почему Антарктиду называют «холодильником»?
3. Почему даже летом Антарктида не прогревается?
4. Охарактеризуйте лето и зиму?
5. Проанализируйте диаграммы и сделайте вывод об изменении климата от берега полюсу.
Задания группе биологов
Изучите особенности органического мира Антарктиды.
Откройте учебник на стр. 198-200
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1.В какой природной зоне находится Антарктида?
2. Какие есть растения в Антарктиде?
3. Животный мир Антарктиды.
4. Оазисы – очаги тепла и жизни.
Каждая лаборатория приступает к выполнению заданий.
Учащиеся читают учебник, дополнительную литературу и отвечают на вопросы.
- Антарктида резко отличается от остальных материков нашей планеты.
- Антарктида – единственный вокруг полюса материк. Это область самого большого оледенения земли, 99% территории покрыто мощным ледниковым покровом.
- Антарктида – самый высокий материк Земли. Рельеф представлен горными хребтами, разделяющими их равнинами, впадинами и долинами.
-Материк называют полюсом холода и кухней ветров.
- Причиной суровости климата является ее высота.
- Вторая причина оледенения это географическое положение.
- Третье, что вокруг суша, а не океан.
- Низкие температуры сочетаются с постоянными ветрами, дующими с высокогорных массивов и метелями.
- Среднегодовая температура воздуха - 55°- 57°, зимой - 60°, а лето - 35°.
- Осадки в виде снега выпадает от 100 до 250 мм в год. Узкая прибрежная полоса получает 700мм осадков в виде снега. Обычная скорость ветра 50 – 60 м в сек.
- Антарктида – самый бедный материк по количеству видов растений и животных, однако флора и фауна на столько разнообразна, что их относят к особой Антарктической области.
- Органический мир беден из-за экстремальный условий обитания.
-Животный мир представлен морскими птицами: буревестниками, поморниками, утками.
-Побережье Антарктиды населяют морские млекопитающие: морской слон, морской котик, тюлень – крабоед, морской леопард.
- В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. В основном растительный мир представлен лишайниками, мхами, водорослями, грибами, бактериями.
Каждая группа защищает свое исследование, а все учащиеся заполняют таблицу.
Географическое | Рельеф | Полезные ископаемые | Климат | Органический мир |
Мы тщательно изучили особенности природы этого уникального материка, все отразили в таблице и увидели следующую зависимость:
ФГП—низкая температура воздуха--- ледниковый щит--- Полюс холода Земли--- бедный органический мир;
Южная часть океанов --- низкое давление;
В Антарктиде – высокое – сильные ветры---перемешивание вод — богатый органический мир в северной части.
Видеосюжет «Жизнь в морозильнике» 3. Закрепление
Сейчас нам предстоит попрощаться с институтом «Земли» и вернуться в свой кабинет.
Возьмите лист контроля знаний, выполните предлагаемые задания.
Выпишите в таблицу ответов буквы соответствующие верному ответу на каждый вопрос.
Проверим ответы. Назовите полученное слово, у кого ключевое слово «Умница» тот и справился с заданием.
Лист контроля знаний.
1.Антарктида вместе с ледяным куполом:
у) самый высокий материк;
б) средний материк;
в) низкий материк.
2. Антарктида омывается океанами:
а) Тихим и Атлантическим;
м) Тихим, Атлантическим и Индийским.
3.В основании большей части Антарктиды располагается:
а) область древней складчатости;
н) древняя платформа;
в) область молодой складчатости.
4.Главной причиной холодного климата Антарктиды является:
а) наличие ледникового купола;
и) особенности географического положения.
5. Уникальность и бедность органического мира Антарктиды объясняется:
а) наибольшей площадью материка;
б) тем, что материк давно отделился от других материков;
ц) самый холодный материк.
6. Какие по происхождению полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде:
б) Осадочные;
а) осадочные и магматические;
в) метаморфические.
Таблица ответов
№ вопроса 1 2 3 4 5 6
Буквы ответов «Умница»
4. Подведение итогов Давайте подведем итоги урока:
Вы узнали что-то новенькое? А что?
Как вы думаете, мы достигли цели урока?
А для чего мы изучали эту тему?
Ваши оценки сегодня подсказывают, что вы готовы к изучению следующей темы. 5. Домашнее задание.
Я предлагаю познакомиться с этим материком еще раз дома. Прочитайте учебник на стр. 195-200. А тем, кто любит географию, предлагаю составить кроссворд на тему «Антарктида».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"
Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...
Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"
Урок по географии в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический с использованием ЭОР....
Разработка урока географии 7 класс
План-Конспект урока на тему : "Атлантический океан" и Презентация к уроку....
Разработка урока в 7 классе по теме "Антарктида"
Резработка поможет начинающим педагогам провести интересный урок при 1 часе в неделю. Я считаю, этот урок способствует развитию познавательного интереса к географии....
Разработка урока географии 9 класс Европейский Север
В Данной презентации рассматривается характерисика ГП и ЭГП экономического района....
Разработка урока географии 9 класс ТЭК, его значения и проблемы
Презентация содержит структуру ТЭК...
Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»
Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....