Презентация + технологическая карта урока по теме "Реки"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок географии для 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой "География. Землеведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reki.rar | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта уроков
ФИО учителя | Горбунова Наталья Васильевна, МКОУ КОпанищенская СОШ | ||||||
Предмет | география | ||||||
Класс | 6 | ||||||
Тип урока | Освоение нового материала. | ||||||
Тема | «Реки». «Жизнь рек» - 2 часа | ||||||
Цель | Сформировать представление о реке и её частях. | ||||||
Задачи | Образовательные: - продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность); | Развивающие: - формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации. - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций. | ||||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - Изучить понятие: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата. -Познакомиться с крупнейшими реками России и Мира (обозначить их на контурной карте). -Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек. | Личностные: (личностные УУД) -Осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы. -Формирование эмоционально-целостного отношения к окружающей среде. Осознание необходимости её сохранения и рационального использования уважение к природе русских рек. | Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели - готовность к сотрудничеству с соучениками; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы. |
Формы работы учащихся: | Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Учебник: | «География. Землеведение. 5-6 класс» Дронов, Савельева– М. «Дрофа» 2015г. |
Оборудование: | Компьютер, проектор, экран, физическая карта полушарий, атласы |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организа ционный момент. Мотивация к учебной деятельности. | 1. Приветствует учащихся. 2. Проверяет рабочие места 3. Организует внимание и настраивает на работу учащихся. | 1.Приветствие учителя. | Личностные УУД: Стремление к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника. |
2.Обобщение и актуализация знаний. | Используя вопросы беседы с учащимися, обобщает ранее полученные учащимися сведения о водах мирового океана и тем самым готовит их к продуктивной работе на уроке.
| Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: Формирование навыков работы с информацией, структурирования знаний, осознанное построение речевого высказывания. Формирование навыков контроля и оценки своей деятельности. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные УУД: Целеполагание, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний. Контроль и коррекция знаний, оценка деятельности. Планирование последовательности своих действий. Волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: Развитие умения вступать в диалог, слушать, использовать вербальные и невербальные средства общения. Планирование учебного сотрудничества, ориентация на партнера по общению. Личностные УУД: Формирование познавательных мотивов-интерес к новому |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. | - На предыдущих уроках мы подробно познакомились с Мировым океаном, его частями и основными свойствами, сегодня же мы приступим к изучению вод суши, которые встречаются на материках. Видео №28 «Что такое воды суши» до 2.20 мин. Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) Слайд 1 - К водам суши, которые также называют «внутренними водами», относятся реки, озёра, водохранилища, пруды, болота, подземные воды и природные льды. Воды суши по их положению делят на две крупные группы: поверхностные и подземные. Несмотря на малый объём (всего 4%) от общего объёма гидросферы, значение вод суши велико. Воды суши удовлетворяют потребность людей в питьевой воде, а также в пресной воде для сельского хозяйства и промышленности. Поверхностные воды могут быть как в жидком состоянии (реки, озёра, водохранилища, болота, подземные воды), так и в твёрдом состоянии (горные и покровные ледники, многолетняя мерзлота). Познакомимся с основными водами суши – реками) - Разберёмся с понятием реки и её частями. - Самая крупная река в нашей местности Дон. Вы все бывали на ее берегу. Опишите, что в вашем понимании река? Какая она? Учитель делает вывод: Слайд 2 Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь. - Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало. Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь. Слайд 3 - А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах) - Ни одна река не берет начало в море. Почему? (Чтобы текла вода, нужен склон, а уровень моря всегда 0метров) - Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает. - Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку) - Это место, конец реки называют устьем. Слайд 4 Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь. - Устья у рек могут быть разные. Различают: эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря и дельта – форма устья реки с протоками, на которое делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Слайд 5 - В крупную реку могут впадать реки меньшего размера, их называют притоками. Притоки бывают правые и левые. Если встать лицом вниз по течению, то с правой стороны будут правые притоки, а с левой – левые. - Определите, Тихая Сосна это правый или левый приток? (правый), наше село на каком берегу Дона? (на левом) - Расстояние от истока до устья – длина реки. Самая длинная река мира Амазонка с притоком Укаяли ( 7062км) - На картах реки всегда показывают от истока к устью. Слайд 5щ | Смотрят фильм слушают учителя Записывают тему урока в тетрадь
Предлагают варианты ответов. Записывают определения в тетрадь Предлагают варианты ответов Записывают определения в тетрадь Слушают, анализируют, предлагают варианты ответов | Личностные УУД: осознание своих возможностей. РегулятивныеУУД :умение регулировать свои действия. КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. Первичное закрепление нового материала | Выполните задание №34, 37 в рабочей тетради на стр.43 | Выполняют письменное задание в тетради | |
5 Физкультминутка | 1.Учитель читает стихотворение и показывает упражнения Рыбки весело плескались В чистой свеженькой воде. То согнутся, разогнутся. То зароются в песке. Приседаем столько раз Сколько рыбок здесь у нас. Сколько чаек у нас Столько мы подпрыгнем раз | 1.Выполняют упражнения. | Личностные УУД: Формирование установок на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: Сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. |
6 Продолжение изучение нового материала | - Главная река с притоками образует речную систему. Слайд 6 - Пользуясь картами атласа, сравните речные системы Амазонки и Нила? У какой реки речная система больше? Почему? - В реки и их притоки с окрестных территорий стекает вода, выпавшая на поверхность в виде дождя или после таяния снега. Вся площадь, с которой река собирает воду, называется речным бассейном. Слайд 6 щ Самый большой бассейн у Амазонки – 7 млн.км2, в России – у Оби. - Посмотрите на рис.160 в учебнике на стр.201. Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом. Слайд 6щщ Легко определить положение водораздела в горах, так как он совпадает с линией гребня хребта. На равнинах водораздел находится на плоских возвышенностях. - Слайд 7 Рельеф местности оказывает значительное влияние на характер и режим рек. В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки. Групповая работа: 1 группа изучает особенности равнинных рек (учебник стр.202-203) Слайд 7 щ 2 группа изучает особенности горных рек (учебник стр.202) Слайд 7 щщ Равнинные реки отличаются медленным плавным течением и довольно большой шириной. Горные реки протекают в узких глубоких долинах с крутыми склонами и каменистым руслом. На горных реках часто встречаются уступы и водопады. Слайд 8 - Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Рис.163 Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству. Пороги – выходы твердых пород в русле реки. Слайд 9 При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. Рис.164 Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз. Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности. Определите как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с.ш. и 630 з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски) Слайд 9 щ Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. Слайд 9 щщ Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке. Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке. Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки. - Рассмотрим влияние климата на жизнь рек. - Проанализируйте карты атласа. Обратите внимание на реки в тропических широтах и экваториальных. Сделайте вывод. (в пустынях рек мало, они менее полноводны) - Полноводность рек в разные сезоны года неодинакова. Она зависит от питания реки. Питание рек бывает: Слайд 10
Питание рек зависит от географического положения реки и от сезона. Рек, которые имели бы один источник питания. В природе не существует. Правильно говорить, что питание реки – смешанное, преимущественно…….(дождевое, снеговое или ледниковое) -В зависимости от питания, формируется режим реки. Слайд 10щ Поведение реки в течение года называют режимом реки. (Изменение уровня воды в реке) Для рек средней полосы России характерно несколько периодов в разное время года. Слайд 10щ щ На лето и зиму приходится самый низкий уровень воды в реках. Понижение уровня воды в реке называют – межень. Весной, когда тает снег, уровень воды в реках поднимается. Это явление называют весенним половодьем. Слайд 10щщщ Половодье – это ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке. Вода затапливает пойму – возвышающуюся над руслом часть речной долины. А на реках Дальнего Востока половодье наблюдается в летне-осенний период, когда наступает сезон дождей и тают ледники в горах. Слайд 10щщщщ Резкий подъём уровня воды в реке называют паводком. Паводки чаще всего бывают осенью, когда дожди льют, а испарение маленькое. | Анализируют карты атласа, отвечают на вопрос. Слушают учителя и Дополняют схему Работа с учебником Выступления групп Работа с атласом Анализируют карты атласа, делают вывод | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы |
| Слайд 11 П/р № 4 «Составление характеристики реки по плану на основе анализа карт» План – учебник стр.225 (1-7 пункты)
Учитель помогает описать реку Дон. Затем обучающиеся самостоятельно, по вариантам описывают: Слайд 11щ 1 вариант – Волгу 2 вариант – Амур. | Выполняют практическую работу | Личностные УУД: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные УУД: Умение сотрудничать с учителем и сверстниками в группе, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Развитие умения вступать в диалог, использовать вербальные и невербальные средства общения. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Понимание различных мнений и умение обосновывать свое, умение находить общее решение. Рефлексия своих действий. Познавательные УУД: Умение анализировать, выделять целое и части. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказывать и аргументировать свои предложения. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД: Понимание и принятие учебных задач, активизация произвольного внимания. Умение оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы, сравнивать с образцом и различать ошибки. |
| Выполнение заданий в тетради № 35,36, 38-43 | Выполняют работу. и записывают ответы в тетрадь | |
| Слайд 12 §47-48, исследовательский проект «Река моего края», на к/к отметить крупнейшие реки мира | Записывают домашнее задание | Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника. Регулятивные УУД: Прогнозирование своей деятельности. |
| Слайд 13 «Свободный микрофон» | Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные УУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД:: осознавать успешность своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...
Конспект урока в 5классе "Нахождение площадей многоугольников" с презентацией.Технологическая карта урока.
Тип урока...
Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"
Данный материал поможет учителям химии провести урок по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....
Презентация "Технологическая карта урока"
Презентация "Технологическая карта урока" предназначена для проведения заседания методического объединения учителей-предметников....
Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....
- Мне нравится (1)