Урок географии по теме "Поволжье" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
· Дать характеристику ЭГП района, природных условий и ресурсов.
· Показать роль Волги в развитии экономики района.
· Сформировать знания о территориальной структуре и специализации Поволжья.
· Познакомить с проблемами района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_povolzhe.docx | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Поволжье". 9-й класс
Король М.Н. учитель географии
СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»
Цели урока.
- Дать характеристику ЭГП района, природных условий и ресурсов.
- Показать роль Волги в развитии экономики района.
- Сформировать знания о территориальной структуре и специализации Поволжья.
- Познакомить с проблемами района.
Планируемые результаты:
- личностные: воспитание любви к Родине, экологического мировоззрения;
- метапредметные: развитие умения работать в группах, анализировать материал, работать с общегеографическими и тематическими картами;
- предметные: показать роль Волги в экономическом развитии района, изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение предприятий.
Тип урок: урок изучения нового материала
Оборудование:
- Социально-экономическая карта России
- Физическая карта России
- Карточки с заданиями
- Проектор
- Компьютер
- Экран
- Учебник «География России. 9 класс» (В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе),
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап урока
(Рассказ учителя сопровождается презентацией )
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель!
Этап 2. Формулирование темы и цели урока.
- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня речь пойдёт об экономическом районе, название которого связано с названием Великой русской реки Волги.
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с Поволжским районом.
Этап 3. Изучение нового материала
1. Географическое положение Поволжья.
На юго-востоке европейской части России (там, где плавно несёт свои воды великая русская река Волга), по обоим берегам среднего и нижнего течения реки, расположен один из крупных экономических районов нашей страны - Поволжье.
Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу - самую большую реку в Европе.
Волга занимает особое место в жизни страны. На продолжении многих столетий она была матерью-кормилицей, свидетельницей тяжёлой борьбы народов за лучшую долю.
С давней поры Волгу русский народ называл матушкой-рекой. На берегах Волги поднялись десятки славных русских городов.
Волга - река-красавица, река-труженица; Волга - самая большая река Европы и самая обжитая из крупных рек нашей страны.
Задание1. Используя карты атласа, установите состав Поволжья и отметьте на контурной карте области и республики, входящие в его состав. (Один ученик работает с настенными картами)
ЭГП экономического района Поволжье
- Дайте определение ЭГП. (Экономико-географическое положение (ЭГП) – это отношение экономико- географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие).
- Используя справочный материал в конце своей тетради, назовите основные пункты плана характеристики ЭГП экономического района
План характеристики ЭГП района:
1. Положение в стране (окраинное, пограничное, центральное, к каким морям имеет выход), конфигурация территории.
2. Положение по отношению к другим субъектам РФ.
3. Положение по отношению к другим государствам.
4. Транспортные связи.
5. Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам.
6. Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства.
Задание 2.Заполнить пропуски:
1. Главной осью Поволжья является -___________.(Волга)
2. Район вытянут c ___________ на __________; а это значит - климатические условия ____________. (севера, юг, разнообразны)
3. .Поволжье находится между индустриальными ядрами России - ____________ и ____________. (Центральной Россией и Уралом)
4. Граничит с экономическими районами: _____________,_______________,__________, ______________,_____________. (Центральным, Центрально-Черноземным, Северным Кавказом, Уралом, Европейским Севером)
5. Этот приграничный район граничит с ________________. (Казахстаном)
6. Транспортное положение благоприятно (докажите) 1) _____________ (судоходная река) 2) ____________(транзитные ж/д, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с севера на юг и с запада на восток) 3)_____________ (По Волге есть выход в моря – Каспийское, Черное и Азовское)
Вывод: Поволжье имеет _______________ положение. (Аргументируйте).
2. Природные условия.
- А теперь, определим природные условия экономического района, которые оказывают огромное влияние на развитие экономики и жизнь людей.
Задание3.
Используя физическую карту района, охарактеризуйте рельеф Поволжья.
На территории Поволжья выделяют следующие природные районы: Правобережное Приволжье, Степное Заволжье, Среднее и Нижнее Поволжье.
В целом природные условия можно назвать благоприятными. Но есть и проблемы, связанные с ними, которые вызывают трудности в жизни людей.
Какие? Подумайте и выполните письменно задание 2 на листе с инструкциями, используя текст учебника и карты атласа.
Задание 4. Природные условия.
Заполнить таблицу.
Природные условия | Преимущества | Недостатки |
Рельеф Равнинный. Холмистый характер на правом берегу в лесостепной з о н е с пособствует образованию оврагов. Климат Благоприятный для развития сельского хозяйства. Сухость климата возрастает с северо-запада на юго- восток; в южных районах нередки засухи; требуется орошение. Природные зоны:разнообразный состав - от лесных зон до полупустынь; различные виды хозяйственной деятельности Недостатки:увеличение площади пустынь, в результате хозяйственной деятельности.
- А теперь, проверим вашу работу. Желающий прочитает свои ответы, остальные с карандашом следят за ним, проверяют его и себя.
3. Природные ресурсы.
- От чего зависит специализация любого экономического района?
Правильно, от природных условий и природных ресурсов. Природные условия Поволжья мы оценили, а чем богат район, какими ресурсами?
Задание 5. Работа с картой: Определите природные ресурсы района. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным, водным и рыбным ресурсам. По карте Поволжья ученики определяют, какими ресурсами располагает Поволжье:
1. Минеральные ресурсы:
а) ведется добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области)
б) поваренная соль озер Эльтон и Баскунчак
в) строительные материалы.
2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условия для развития АПК)
3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги.
4. Рыбные ресурсы – это, прежде всего, осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря
Каких ресурсов недостаточно или отсутствуют совсем?
Специализация хозяйства района во многом определяется этими ресурсами
Задание 6. Используя экономическую карту района и инструкции, заполнить таблицу с указанием отраслей специализации, которые позволяют развивать в Поволжье имеющиеся природные ресурсы.
Природные ресурсы | Местонахождение | Отрасли специализации |
Нефть,газ | Топливная нефтеперерабатывающая | |
Поваренная соль | Химическая и пищевая | |
Рыбные | Рыбная (пищевая) | |
Агроклиматические | АПК (хозяйство) |
Вывод: Природные ресурсы позволяют развивать многоотраслевое хозяйство.
4. Население Поволжья.
Сообщения учащихся о населении Поволжья .
Ваша задача: при прослушивании вы должны выполнить задание 7.
Задание 7.
Заполнить пропуски:
1. Преобладающий народ в Поволжье ____________ (русские)
2. На территории Поволжья, в историческом прошлом, существовали государства _____________________________________________________ (Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)
3. Самый крупный этнос после русских этого района и всей страны _________________ (татары)
4. Немцы в Поволжье поселились в ___________ (18 веке)
5. Насильственной миграции подвергались ___________ и __________ (немцы и калмыки)
6. Народы Поволжья исповедуют ____________, ____________, _____________ (православие, ислам и буддизм).
7. Города - миллионеры ________ , ___________ (Казань, Самара) .
5. Знакомство с городами, расположенными на Волге.
Под стать широкой, вольной Волге, расположились на её берегах удивительные по красоте, истории и неповторимости, города.(Презентация)
Казань
Казань - столица республики Татарстан, один из старинных университетских городов России. Много известных имён связано с Казанским университетом. Здесь учились Л. Н. Толстой, Аксаков, Балакирев и др. Казань - древний город, который сейчас известен как город химиков и металлистов.
Ульяновск
Ульяновск - город-труженик, растёт и хорошеет с каждым годом. Сегодняшний Ульяновск - крупный промышленный и культурный центр. Здесь выпускают фрезерные станки, двигатели, моторы, автомобили-вездеходы, высокоточные приборы и многое другое.
Самара
Самара - мощный промышленный узел, крупный центр машиностроения и науки страны. Здесь получили развитие точное, нефтехимическое, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая, нефтеперерабатывающая и пищевая промышленность.
Саратов
Саратов - важный промышленный и культурный центр, один из крупнейших городов Поволжья. Это родина Н.Г.Чернышевского. Здесь университет его имени, много других ВУЗов, консерватория, музеи, машиностроительный, нефтеперерабатывающий и другие заводы. Тесно связан с Саратовом, расположенный на противоположном берегу Волги, город Энгельс, в котором выпускаются троллейбусы.
Волгоград
Волгоград - город-герой на Волге. О его стены, о стойкость и бесстрашие сынов Родины разбились злобные планы фашистских захватчиков, пытавшихся завоевать нашу страну. Издали, с реки, видна величественная фигура женщины с поднятым мечом в руке. Ею увенчан знаменитый Мамаев курган, который стал памятником славы Советской Армии и надгробием многих тысяч бойцов, отдавших здесь жизнь за счастье нашей Родины.
Астрахань
У начала Волжской дельты лежит Астрахань, замыкающая цепочку больших волжских городов. Это крупный центр рыбной промышленности. Здесь много рыбоконсервных и рыбоперерабатывающих заводов.
6. Проблема "Большой Волги".
Одна из главных проблем Поволжья - проблема "Большой Волги". Так назывался проект её преобразования путём создания плотин и водохранилищ.
Проект преследовал решение основных задач:
- энергетической
- транспортной
- орошения засушливых территорий
- водообеспечения промышленности и населения.
Но была решена только одна проблема - энергетическая.
- На Волге и Каме построено 11 ГЭС, однако водохранилища не увеличили транспортную пропускную способность.
- Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% территории находятся в критическом состоянии, гибнут приволжские леса.
- Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, а стало сложнее из-за сильного загрязнения (прозрачность снизилась в несколько раз).
- Волга несёт в Каспийское море сотни тысяч тонн взвешенных веществ, нефтепродуктов, мыльной пены, фенолов.
- Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее стадо осетровых рыб.
- Затопление огромных площадей плодородных земель.
- Переселение или затопление 96 городов и ПГТ, 2500 сёл и деревень, тысячи памятников истории и культуры.
Проблемный вопрос.Как развязать сложный узел волжских проблем?
Решение проблемы.
Во всём Поволжье десятки, сотни тысяч людей действуют под лозунгом:
"Быть Волге чистой!"
Правительство приняло строгие меры против загрязнения бассейна Волги:
- Ни одна капля неочищенных вод с промышленных предприятий не должна попасть в Волгу и её притоки. На это тратятся огромные средства.
- Промышленное предприятие не может вступить в строй, если нет установки для очистки промышленных стоков.
- Переоборудуются старые предприятия, на которых очистных сооружений не было.
- Флот, перевозящий нефть, бензин, смазочные вещества, удобрения, переоборудуются так, чтобы его груз не мог попасть в воду.
- Запрещено сбрасывать в реку мусор с пассажирских судов.
Вернуть затопленные земли, не сократив выработку электроэнергии, можно с помощью ГАЭС (гидроаккумулирующие электростанции). Которые накапливают энергию путём подъёма воды насосами в бассейн выше станции. При росте потребности в электроэнергии из бассейна выпускается поток, энергия которого преобразуется в электрическую.
В результате, включение земель в Волжский каскад резко сокращает зеркало водохранилищ и компенсирует связанные с этим энергетические потери.
6) Астраханский заповедник
Где дельта Волги выходит к Каспийскому морю, большие участки, заросшие камышом, сохраняются в естественном виде. Это знаменитый Астраханский заповедник, который был создан в апреле 1919 года. Так было положено начало планомерному изучению и охране одного из уникальных уголков земли. Тут раздолье рыбам и водоплавающим птицам. Среди зарослей водных растений распускаются великолепные цветы лотоса.
Тысячи туристов приезжают сюда, чтобы полюбоваться дивным уголком, сохранённым в своей первозданной красоте.
Этап 4.Закрепление полученных знаний
( Учащиеся отвечают на вопросы теста)
- Укажите субъекты Федерации, которые входят в состав Поволжья:
а) республика Мордовия
б) республика Башкортостан
в) республика Калмыкия
г) республика Тыва
д) республика Удмуртия.
- Поволжьем считается:
а) весь речной бассейн Волги
б) территории, непосредственно примыкающие к Волге
в) области и республики России, находящиеся в среднем и нижнем течении Волги.
- Выберите верное высказывание:
а) Поволжье связывает воедино две крупные части России
б) Поволжье обеспечивает экономическую целостность страны
в) Поволжье выполняет транспортно-распределительную функцию
г) все высказывания верны.
- Выберите вариант, где перечислены природные ресурсы Поволжского экономического района:
а) руды чёрных и цветных металлов, калийные соли
б) топливные, гидроэнергетические и агроклиматические
в) уголь, химическое сырьё, лесные ресурсы
г) рекреационные и водные ресурсы, слюда.
- Население Поволжья растёт главным образом за счёт:
а) высокого естественного прироста
б) миграционного прироста.
- В Поволжье находятся города-миллионеры:
а) Самара
б) Ульяновск
в) Казань
г) Волгоград.
- Назовите центры машиностроения:
а) Казань
б) Пенза
в) Самара
г) Саратов.
- Химические заводы Поволжья производят:
а) пластмассы
б) пластмассы и химические волокна
в) пластмассы и химические волокна и синтетический каучук.
- Найдите лишнее.
Недра Поволжья располагают большими запасами:
а) угля
б) нефти
в) газа
г) соли.
- Поволжье - один из Российских лидеров по производству:
а) стали
б) зерна
в) автомобилей
г) синтетического каучука
- Сельскохозяйственная специализация внутри Поволжья изменяется:
а) с севера на юг
б) с запада на восток
12.Найдите соответствие.
1) рыбная столица Поволжья 2) столица Татарстана 3) центр производства легковых автомобилей 4) центр добычи соли 5) единственный административный центр, лежащий не на Волге 6) центр производства троллейбусов 7) центр производства грузовых автомобилей | а) Казань б) Астрахань в) Баскунчак г) Тольятти д) Энгельс е) Камск ж) Пенза |
Ответы:
1-в; 2-в; 3-г; 4-б; 5-б; 6-а, в; 7-а, б, в, г; 8-в; 9-а; 10-б, в, г; 11-а; 12-1б, 2а, 3г, 4в, 5ж, 6д, 7е.
Этап 5.Рефлексия.
Сегодня я узнал………………………………………
Было интересно………………………………………
Я понял, что…………………………………………..
Меня удивило………………………………………….
Мне захотелось ………………………………………
Этап 6.Выставление оценок и домашнее задание.
На контурную карту нанести состав Поволжья и центры промышленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".
Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена по учебнику А.И.Алексеева "География. Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...
урок географии в 6 классе "Что изучает география"
Материал урока дает представление учащимся о географии как о науке, раскрывает значение географических знаний для человека.Знакомит с имена ученых- исследователей и их вклад ...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...