Элективный курс по географии "Географические особенности и проблемы Брянской области"
рабочая программа по географии на тему
Элективный курс по географии "Географические особенности и проблемы Брянской области"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
по географии
«Географические особенности и проблемы Брянской области»
Автор:Бородынкина С.И.
Учитель географии
МОУ СОШ №3
п. Клетня Брянской области
Пояснительная записка программы элективного курса «Географические особенности и проблемы Брянской области»
В современных условиях работы общеобразовательной школы география, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, помогает осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.
Данная программа составлена для учащихся 8 класса, так как в ней раскрывается комплексная географическая характеристика данного района. Программа рассчитана на 20 учебных часов, включает характеристику географического положения Брянской области, природных условий и ресурсов, типичных ландшафтов, населения и трудовых ресурсов, хозяйственного комплекса района. Рассматриваются перспективы развития территории, причины, влияющие на социально-экономическое и культурное состояние. Изучаются также экологические проблемы района и пути их решения.
Программа разработана с учетом психолого-педагогических возможностей учащихся 13-15 лет усвоить специфическую систему знаний и приемов самостоятельной работы, их любознательности и познавательного интереса к учебно-практической деятельности.
Для организации познавательной деятельности учащихся, в которой соединены содержательная и операционная части знаний , в программе предусмотрены практические работы, которые предполагается выполнять одновременно с изучением нового материала. Фактически они нацеливают учителя на использование практического и проектного методов обучения в сочетании с наглядным и словесным, при этом учащиеся работают как со статистическим и картографическим материалом, дополнительной литературой, так и непосредственно с географическими объектами и явлениями на местности.
Таким образом, данная программа реализует краеведческий подход, в процессе которого осуществляется органическая связь краеведческого материала с теоретическим (в одних случаях для конкретизации, в других – для углубления знаний о географических особенностях своей местности). Местные объекты и явления играют роль географической лаборатории и для познания, и для применения знаний и приемов самостоятельной работы.
Цели и задачи программы
1. Образовательные:
- Систематизировать и закрепить знания о природе и природных ресурсах своего края;
- Формировать знания о структуре и динамике населения, трудовых ресурсах, отраслях специализации, дополняющих и обслуживающих отраслях хозяйственного комплекса Брянской области
- Познакомить учащихся с основными профессиями и трудовыми вакансиями в области и районе
- Формировать умения и навыки практических исследований, обработки и анализа материала
- Изучить основы географического краеведения
2. Развивающие:
- Развивать интерес к учебно-исследовательской работе
- Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять географические знания; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, проводить наблюдения, составлять описания, объяснять происходящие процессы и явления
- Способствовать развитию любознательности, расширению кругозора учащихся
- Развивать память логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.)
3. Воспитательные:
- Воспитывать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе
- Формировать духовную культуру и нравственность
- Приобщать учащихся к отечественным культурным ценностям
- Формировать гражданскую активность и стремление участвовать в мероприятиях по благоустройству своего района, по защите окружающей среды
Содержание программы элективного курса «Географические особенности и проблемы родного края»
Тема 1. История освоения и развития Брянской области
Образование Брянской области и основные этапы развития. Выдающиеся жители Брянщины..
Тема 2. Географическое положение Брянской области.
Влияние на природу и хозяйство.
Площадь территории, особенности географического положения Брянской области на территории России.
Влияние географического положения на природу.
Практическая работа №1
Определение по картам географического положения Брянской области на территории России
Тема 3. Особенности природы Брянской области
Геологическое строение, рельеф, высота местности, расчлененность поверхности, слагающие породы и полезные ископаемые, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир.
Типичные природные и антропогенные ландшафты.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов района.
Проблема охраны и преобразования природы, рационального природопользования. Памятники природы.
Практическая работа №2
Обозначение абсолютных и относительных высот водоразделов и долин, форм рельефа, месторождений полезных ископаемых.
Практическая работа №3
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов района для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, состояния здоровья населения.
Практическая работа №4
Анализ экологической ситуации в области
Экскурсия №1 (2 часа)
Описание типичных природных и антропогенных ландшафтов
Брянской области
Тема 4. Население и трудовые ресурсы Брянской области
Общая характеристика населения Брянской области , его состав и структура, естественное и механическое движение. Особенности расселения.
Трудовые ресурсы, потребность в квалифицированных кадрах, рынок труда
Практическая работа №5
Анализ по статистическим материалам динамики количественных и качественных показателей населения Брянской области
Практическая работа №6
Составление экономико-географической характеристики своего населенного пункта
Тема 5. Характеристика хозяйственного комплекса Брянской области
Специализация сельскохозяйственного производства. Основные виды сельскохозяйственной продукции.
Специализация промышленного производства. Дополняющие и обслуживающие отрасли.
Ведущие промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Практическая работа №7
Изучение обеспечения населения товарами народного потребления и услугами, развитие социальных отраслей.
Экскурсия №2 (2 часа)
Составление экономико-географической характеристики предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.
Тема 6. Обобщение знаний
Перспективы развития Брянской области влияющие на социально-экономическое и культурное развитие территории.
Методические рекомендации по изучению курса
Основные формы и методы работы:
- Лекционное занятие
- Практическая работа
- Экскурсия
- Творческие задания (рефераты, доклады)
- Тестовые задания
- «Круглый стол» (итоговое занятие)
Виды оценки результативности учебных занятий
Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий и итоговый контроль. Цель входящего контроля – диагностики имеющихся знаний и умений учащихся. Форма оценки входящего контроля: диагностическое анкетирование, тестирование, собеседование. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки текущего контроля: тестовые задания, проверка результатов практической деятельности, проверка полевых дневников.
Запланированные экскурсии на предприятия имеют большое значение для профессиональной ориентации учащихся, так как на них учащиеся знакомятся с профессиональным составом работников, потребностями в трудовых ресурсах на перспективу.
При изучении данного курса используются материалы исследовательских работ по краеведению, выполненные в предшествующие годы.
Список литературы для учителя
- Ахромеев Л.М. Природа Брянщины в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание. – Брянск: «Курсив», 2000.
- География Брянской области. – Учебное пособие для учителей и учащихся 9 кл. /Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Всероссийского ДО «Книга», 1995.
- О состоянии окружающей среды Брянской области в 1998 году. – Брянск, 1999.
- Общественно-политическая газета Дубровского района «Знамя труда»
- Природный потенциал Брянского агропромышленного комплекса: Сборник научных трудов МФ ГО СССР, Брянский отдел. – М., АН СССР, МФГО СССР, 1988.
- Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл. – М.: Дрофа, 2003.
- Брянская область (туристическая карта) – Главное управление геодезии и картографии, Москва, 1985.
- Политическая карта Брянской области
- Топографическая карта Брянской области. – Военно-топографическое управление Генерального штаба, 1996.
- Физическая карта Брянской области.
Список литературы для учащихся
- Ахромеев Л.М. Природа Брянщины в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание. – Брянск: «Курсив», 2000.
- География Брянской области. – Учебное пособие для учителей и учащихся 9 кл. /Под ред. Л.М.Ахромеева. – Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Всероссийского ДО «Книга», 1995.
- Брянская область (туристическая карта) – Главное управление геодезии и картографии, Москва, 1985.
- Политическая карта Брянской области
- Топографическая карта Брянской области. – Военно-топографическое управление Генерального штаба, 1996.
- Физическая карта Брянской области.
- Ивашина Н. Исследовательская работа на тему: «Радиация в нашей жизни», 2001.
Учебно-тематический план программы элективного курса «Географические особенности и проблемы родного края»
№ п/п | Наименование тем программы | Общее количество часов | В том числе | |
практических работ | экскурсий | |||
1. | История освоения и развития Брянской области | 1 | ||
2. | Географическое положение. Влияние на природу и хозяйство. | 1 | 1 | |
3. | Особенности природы Брянской области | 10 | 3 | 2 |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
4. | Население и трудовые ресурсы | 2 | 2 | |
| ||||
| ||||
5. | Характеристика хозяйственного комплекса | 5 | 1 | 2 |
| ||||
| ||||
| ||||
6. | Обобщение знаний | 1 | ||
Всего | 20 | 7 | 4 |
Материалы для подготовки учителя к работе с данным курсом
Для проведения практических работ и экскурсий предлагается использовать задания, описанные в краеведческом практикуме учебного пособия «География Брянской области» и в сборнике заданий и упражнений по географии Сиротина В.И.
Приведем для примера несколько заданий.
Задание к практической работе №
Определить плотность населения, долю городского и сельского населения, естественный прирост . Сопоставить со средними показателями по стране. Заполнить таблицу. Сделать выводы.
Демографические показатели | Россия | Брянская область | Клетнянский район |
Население (количество) | 145 млн. чел. | ||
Плотность населения, чел./км2 | 8,6 | ||
Численность городского населения | 108 млн чел. | ||
Доля городского населения, % | 74 | ||
Численность сельского населения | 37 млн чел. | ||
Доля сельского населения, % | 26 | ||
Рождаемость, 0/00 | |||
Смертность, 0/00 | |||
Естественный прирост, 0/00 | - 5 чел. на 1000 |
Задание к экскурсии №2
Составить экономико-географическую характеристику местного предприятия на основе материалов, полученных на экскурсии.
Дать описание предприятия по плану.
- Географическое положение
- Специализация предприятия
- Его структура (цеха, отделения, их производственная взаимосвязь)
- Производственно-территориальные связи по сырью, топливу, готовой продукции.
- Транспортные условия.
- Основные профессии и профессиональный состав работников. Учебные заведения, в которых можно получить данные профессии.
- Вывод о принципе размещения предприятия.
- Мероприятия по охране природы.
- Перспективы развития предприятия
Рецензия на программу элективного курса по географии на тему «Географические особенности и проблемы родного края»
Программа курса рассчитана на 20 часов, сформулированы цели и задачи, намечены предполагаемые результаты, раскрыто содержание тем, даны методические рекомендации. Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий и итоговый контроль.
Программа данного элективного курса составлена для учащихся, проявляющих интерес к родному краю, его природным и социально-экономическим особенностям. Учебные занятия рассчитаны в основном на самостоятельную работу учащихся по анализу статистических данных, справочной литературы, описанию природных объектов, характеристике хозяйственных объектов. В процессе работы развивается интерес к учебно-исследовательской деятельности. Программа составлена с опорой на знания и умения, полученные учащимися в предшествующих курсах географии.
Большое значение имеет данная программа для профессиональной ориентации учащихся. Школьники на экскурсиях знакомятся не только с профессиональным составом работников предприятий и организаций, но и с трудовыми вакансиями в районе на перспективу, с учебными заведениями, в которых можно получить данные профессии. Это поможет выпускникам определиться с выбором профиля.
Руководитель МО учителей географии
Клетнянского района
Географическое и природно-климатическое положение Брянской области.
Географическое положение Брянской области. Располагаясь на Русской плите (западная часть области находится на Среднерусской, а южная часть захватывает часть Смоленской возвышенностей), Брянская область занимает среднюю часть бассейна реки Десны, что соответствует координатам умеренных широт. Крайняя северная точка области находится примерно на 54° с. ш., а южная крайняя точка имеет координаты 52°10' с. ш. Крайняя западная точка лежит на 31°10' в. д. (в Красногорском районе), а крайняя восточная точка Брянской области имеет координаты 35°20' в. д.(в Карачевском районе). Общая протяженность области с севера на юг составляет 190 км, а с запада на восток 270 км. Область является приграничной, гранича по западному направлению с двумя государствами: Республикой Беларусь (Гомельской и Могилевской областями) и Украиной (Черниговской и Сумской областями). Внутренние границы соединяются с четырьмя областями РФ: среди которых Смоленская, Калужская, и Курская области. Брянская область является единственной в России областью располагающейся на стыке сразу трех великих славянских государств.
Почвы и земли Брянской области. Почвы на территории Брянщины самые разнообразные : начиная от черноземов и заканчивая развеянными песками. Север и запад Брянской области, где более влажный климат и более глубокое промывание, наибольшее распространение получили подзолистые почвы. На юге и востоке, где количество осадков значительно меньше, наиболее распространены серые лесные. Согласно сведениям госземучета по состоянию на 1 января 2009 года весь земельный фонд Брянской области составляет 3485,7 тыс. га. Если рассматривать земельный фонд по назначению то можно выделить четыре наиболее крупных категории: 1 земли сельхозяйственного назначения на их долю приходится 66,8; 2 земли лесного фонда составляют 24,3% от общего фонда; 3 земли населенных пунктов и поселений приходится - 5,5%; 4 земли находящиеся под промышленными объектами, объектами транспорта, связи и иного назначения - 1,1%.
Растительность Брянской области. Здесь можно встретить практически все имеющиеся типы лесов: хвойный, смешанный, широколиственный, а также лесостепь и культурную степь. На левом берегу Десны произрастают наиболее крупные Брянские лесные массивы с преобладанием сосны. Южнее сосны встречаются уже вместе с лиственными породами, плавно переходящими в светлый смешанный лес. А на юго-востоке области в зеленую полосу дубрав островками вторгается степь. Ценность леса распределяется приблизительно в следующих пропорциях: леса сосновые занимают 42% лесопокрытой площади, березой занято 23% площади и осиной 15% лесного массива. Общие стратегические запасы древесины составляют около 100 млн.куб.м.
Население Брянской области.Плотность населения - 37,8 жителей на кв. км. На территории области располагаются 289 муниципальных образований. В настоящее время Брянская область включает: 27 административных районов, 6 городских округов, 40 городских и 268 сельских поселений. Согласно статистическим данным на начало 2007 года в 40 городах и поселках городского типа и 268 сельских населенных пунктах области проживает 1317,6 тыс. человек, из них 225,4 тыс., или 16,9%, проживают на ЮЗТ (территории, подвергшиеся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС в 1986 году). Центр области — г. Брянск с населением в 438,4 тыс. человек, состоит из 4-х районов. Административный центр города - Советский район.
Транспортные артерии Брянской области. На Брянщине расположены три крупных железнодорожных узла: ст. Брянск-I пассажирская, ст. Брянск-IIрасположенные непосредственно в городе Брянске и ст. Унеча участковая, сортировочная находящаяся в Унечском районе. Через область проходят пять крупных железнодорожных магистралей, благодаря которым область получает выход к зарубежным странам такими, как Польша, Словакия, Германия, Венгрия, Болгария, Румыния, а также странам СНГ и Балтии. На территории Брянской области также расположен и действует аэропорт Брянск, который в 1995 г. получил статус международного. Общая протяженность железных дорог на Брянщине составляет 979 км, автомобильных дорог 13 тыс. км.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс по географии "Демографическая ситуация в Саратовской области"
Элективный курс разработан для 9 класса.Программа элективного курса «Демографическая ситуация в Саратовской области» рассчитана на 12 часов. Содержание курса позволяет сформировать у учащихся зн...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической к
Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников...
Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...
Модифицированная программа элективного курса для учащихся 9 класса «Проблема выбора профессии»
В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического общества. Исследования показывают, что гражданская позиция, активность, то...
Технологическая карта урока "Экологические проблемы Брянской области".
Конспект урока по географии "Экологические проблемы Брянской области"...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОБРАЗЫ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ г. ЗЛЫНКА И ЗЛЫНКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ».
Мифологическая проза представляет собой отдельный пласт в изучении русского языка и литературы. Интерес к ней не ослабевает ни у филологов, ни у этнографов, ни у историков. Она заключает в себе большо...
Программа элективного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» (8-9 класс, 34 часа)
Актуальность курса в том, что степень антропогенного воздействия человека на окружающую среду велика, если не защищать и не охранять природу, то это приведёт к исчезновен...