элективы по географии 9-10 классы
элективный курс по географии (9, 10 класс) на тему
разработки элективных курсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_9_klass.doc | 88 КБ |
elektiv_10_kl.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.
Нужно уделить особое внимание как подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ. Дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала.
Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.
Объем программы – 12 часов.
Цель данного элективного курса: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.
Задачи курса:
- повторить теоретические основы курса географии;
- отработать практические навыки и умения;
- закрепить основные правила оформления экзаменационных работ, разные типы заданий;
- повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;
- анализировать природные, экономические и социальные явления;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.
учащиеся должны уметь:
- выявлять причинно-следственные связи;
- выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
- решать практические задачи разной степени сложности;
- сравнивать различные явления, территории и делать выводы
- развивать картографическую грамотность школьников.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли промышленности.
Тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Источники географической информации | 2 |
3 | Природа Земли и человек | 4 |
4 | Материки, океаны, народы и страны. | 2 |
5 | Природопользование и геоэкология. | 1 |
6 | География России | 1 |
7 | Итоговое тестирование | 1 |
Содержание программы
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Источники географической _ информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.
Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции. Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Природа Земли и _ человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и _ страны
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование _ и _ геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.
Основные типы природопользования.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
География _ России
Природа _ России
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Население _ России
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Хозяйство _ России
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Европейская Россия (Западный макрорегион). Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Азиатская Россия (Восточный макрорегион). Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Календарно-тематический план
Требования по окончании курса:
Умение оптимального распределения времени во время выполнения экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии.
Получить необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА
Практические работы.
Тема «Источники географической информации».
Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.
Определение расстояний, направлений, оценка территории по топографическому плану;
Построение профиля рельефа местности
Тема «Природа материков».
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».
Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран. Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам; Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Политическая карта мира- это визитная карточка географии. Без ее знания невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком.
Политическая карта отражает не только место стран в современном мире, но и их политико- административное устройство. Анализ политической карты позволяет делать выводы о связанных с географией особенностях размещения форм государственного устройства и правления стран. Только хорошо зная политическую карту мира, можно рассуждать о взаимоотношениях между государствами, вероятных районах территориальных конфликтов, которые предопределены расселением народов и историей проведения государственных границ.
Политическая карта мира постоянно изменяется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются. Происходит смена форм государственного устройства и (или) правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет. Уменьшается или увеличивается их площадь. Изменяются границы и названия стран, перемещаются на новые места их столицы… Эти сведения необходимы всем- и обывателям, решающим на даче кроссворды, и руководителям государств.
Изменение концепций школьного образования, предполагающее возможность выбора учащимися (учителями и родителями) профильных предметов, требует новых подходов к формированию учебных программ и курсов.
Учитывая нарастающие процессы глобализации мирового социума, одной из воспитательных задач географии мира является воспитание человека мира — человека, свободно ориентирующегося в море информации и многообразии стран.
Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
В данном курсе география выходит за рамки чисто хозяйственной сферы в более глобальную — экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопросы «почему?», а не «где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении вопроса «где?»). Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.
Цели и задачи курса. Главной целью обучения в рамках предлагаемого курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это наряду с фактологическими знаниями является неотъемлемой составной частью инновационного учебно-методического комплекса. Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
2. Место курса в учебном плане
Рабочая программа элективного курса составлена на основании программы элективного курса «Политическая карта мира» авторов А.С. Наумова и В.Н. Холиной ( Москва, Дрофа 2007). Программа рассчитана на 34 часа.
3. Результаты обучения географии
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: формы государственного устройства и правления, государственный суверенитет, метрополии, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты), распад и объединение государств, ООН, монархии, республики (парламентские и президентские, федеративные и унитарные), конфедерации, Содружество, Французский союз, территориальная структура экономики, государственные границы (сухопутные, морские), территориальные воды, шельфовая зона, экономическая зона, естественные рубежи как границы, пограничные споры, анклавы, топонимика (названия и географическое положение стран мира, колониальный раздел), геополитика, естественные границы, сферы влияния, динамическое равновесие интересов, жизненное пространство, талассократия, теллурократия, эффект домино, геостратегические области мира, геополитические коды, новый мировой порядок, евразийство, панрегионализм; составлять картосхемы;
показывать на политической карте страны и территории мира, их столицы;
называть этапы формирования политической карты мира, его регионов (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании), связанные с этими этапами события, последние изменения на политической карте мира и их причины;
объяснять связь между колониальным разделом мира и сегодняшними особенностями экономической и общественной жизни стран Нового Света;
объяснять принципы функционирования международных организаций, структуру, их роль в политической жизни ХХ—ХХ^.;
понимать функции миротворческих миссий ООН; сопоставлять международные правила проведения государственных границ, существующие границы и выявлять причины территориальных споров между государствами;
объяснять причины существующих межгосударственных споров и возможные пути их решения;
различать основные направления политической географии, школы геополитики и геополитические модели мира и теории;
аргументированно оценивать преимущества и недостатки геополитических теорий;
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
самостоятельно искать фактологическую информацию (статистику) в Интернете, организовывать, представлять и интерпретировать информацию;
работать с текстом, понимать прочитанное, искать и отбирать источники информации (по СМИ, Интернету, хрестоматии);
работать с источниками информации: составлять план работы, конспекты, тезисы выступления, аннотации;
работать в команде (в составе временного творческого коллектива), распределять функции и сферу ответственности за конечный результат, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики;
строить творческие картосхемы, диаграммы и графики, анализировать их содержание;
составлять тесты, реферировать, составлять аналитические записки по проблеме;
решать практические аналитические задачи на базе изученных теорий;
организовывать и представлять результаты своей работы, в том числе с использованием презентации в программе Power Point, аналитических записок, рефератов;
выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с привлечением адекватной аргументации, находить приемлемое решение;
называть межпредметные связи (география — история — математика — иностранные языки — обществознание).
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе, способностью к самообразованию;
умением позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;
целостным мировоззрением; умением оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;
гражданской позицией, умением вести диалог и достигать взаимопонимания, критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.
4. Содержание разделов курса
Раздел 1
Объекты политической карты мира ( 9 часов)
Каковы основные черты независимых государств?
Объекты политической карты мира. Формы правления независимых государств. Монархии и республики. Государства в составе Содружества (Британского). Французский союз.
Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? Унитарные государства и федерации. Конфедерации. Географическое положение. Анализ размещения по регионам. Исторические особенности формирования.
Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства? Причины появления, географическое положение. Непризнанные государства в регионах мира — Азии, Африке, Европе, Америке, Австралии и Океании. Сепаратизм. «Горячие точки» на политической карте мира.
Что такое международные территории и акватории и каков их статус? Международные территории и акватории. Антарктика, Арктика. Международные проливы, реки, каналы.
Где и почему расположены территории с неопределенным статусом? Территории с неопределенным статусом: нейтральные, арендованные, оккупированные. Их отличительные особенности. Географическое положение. Перспективы развития. Статус международных территорий.
Когда и почему появились на политической карте несамоуправляющиеся территории? Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, подмандатные и подопечные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты. Территории, в отношении которых действует требование ООН о предоставлении независимости; их географическое положение (колониальный список ООН).
Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? ООН (история создания, страны-члены, значение в современном мире). Совет Безопасности ООН. Миротворческие операции ООН. Региональные политические и экономические организации.
Раздел 2
Территории и границы государств (3 часа)
Какие объекты входят в состав территории государства? Состав территории государства. Государственные границы и международные правила их проведения. Естественные рубежи как границы. Сухопутные и морские границы. Континентальный шельф, территориальные воды, прилегающая зона, исключительная экономическая зона, исключительная зона рыболовства.
Как проходят государственные границы? Выход к морю: преимущества географического положения.
Чем вызваны территориальные споры между государствами? Территориальные споры: исторические и географические причины. Основные способы решения споров: военные действия и политические переговоры.
Раздел 3
Этапы формирования политической карты регионов мира ( 12 часов)
Какие события повлияли на формирование политической карты мира? Этапы формирования политической карты мира. Великие географические открытия. Колониальные империи и их распад. Колонизация и деколонизация. Последние изменения на политической карте мира.
Как формировалась политическая карта Европы? Основные этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI вв. Межгосударственные договоры, закрепляющие изменения политической карты мира. Территориальные споры и этнические конфликты. Региональные организации.
Как формировалась политическая карта Азии? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Региональные экономические и политические организации. Территориальные споры и этнические конфликты.
Как формировалась политическая карта Африки? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Год Африки. Территориальные споры и этнические конфликты.
Как формировалась политическая карта Америки? История открытия и освоения. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Территориальные споры. Международные организации.
Как формировалась политическая карта Океании? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события ХХ — начала XXI в. Территориальные споры.
Раздел 4
Политическая география и геополитика (9 часов)
Каковы основные положения традиционных геополитических теорий? Основные понятия геополитики. Германская школа геополитики (Ф. Ратцель). Географические факторы мировой политики XX в. «Географическая ось истории» Х. Маккиндера. Концепция географического предназначения Германии. Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная база немецкой экспансии первой половины ХХ в.
Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? Геополитическая модель мира С. Коэна. Геоэкономическая школа геополитики. Геополитические коды. Концепция мирового порядка. Евразийство.
5. Календарно-тематическое планирование занятий элективного курса
« Политическая карта мира» 10 класс
Раздел | № урока | Тема урока | Дата
| |
план | факт | |||
I Объекты политической карты мира (9 часов) | 1. | Независимые государства | ||
2. | Несамоуправляющиеся территории | |||
3. | Колониальная структура экономики | |||
4. | Самопровозглашённые (непризнанные) государства | |||
5. | Формы государственного устройства | |||
6. | Межгосударственные объединения | |||
7. | ООН | |||
8. | Межрегиональные организации | |||
9. | Повторение и обобщение материала по разделу | |||
II Территории и границы государств (3 часа) | 10. | Территории и границы государства | ||
11. | Международные территории и территории с неопределённым статусом. Территориальные споры | |||
12. | Повторение и обобщение материала по разделам | |||
III Этапы формирования политической карты мира ( 12 часов) | 13. | Колонизация. Колониальные империи и их распад | ||
14. | Роль европейских государств в формировании политической карты мира | |||
15. | Колониальный список ООН | |||
16. | Этапы формирования ПК Европы | |||
17. | Этапы формирования ПК Азии | |||
18. | Этапы формирования ПК Африки | |||
19. | 19. Этапы формирования ПК Америки | |||
Этапы формирования ПК Австралии и Океании | ||||
21. | Формы государственного устройства и правления | |||
22. | Региональные политико-экономические и военно-политические организации | |||
23. | 23. Территориальные споры и этнические конфликты | |||
24. | 24. Повторение и обобщение материала по разделу | |||
IV Политическая география и геополитика ( 9 часов) | 25. | Основные термины геополитики. Традиционные геополитические теории | ||
26. | . «Политическая география» Ф. Ратцеля | |||
27. | Географические факторы мировой политики. Х. Маккиндер: «географическая ось истории» | |||
28. | Р. Челлен: «географическое предназначение Германии» | |||
29. | К. Хаусхофер: « теория жизненного пространства», «панрегионализм» | |||
30. | Современные школы геополитики. Географическая модель мира С. Коэна | |||
31. | Геополитическая школа в России | |||
32. | Геополитическое положение Российской Федерации
| |||
33. | Повторение и обобщение материала раздела | |||
34. | Обобщение материала по элективному курсу |
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
-Холина В. Н. 10 класс. География. Углублённый уровень: учебник, М. : Дрофа, 2013.
-В. Н Холина География. Углублённый уровень 10 – 11 классы. Книга для учителя
-В. Н. Холина География 10 класс. Углублённый уровень . Рабочая тетрадь
-Политические системы стран мира: Энциклопедический справочник/ Под ред. А.Я. Сухарева.- М., 2003.
-Бабурин С. Н. Территория государства: Правовые и геополитические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1997
-Холина В.Н., Наумов А.С. Политическая карта мира: Учебное пособие для школьников и абитуриентов.-М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа электива по литературе для 10 класса
Элективный курс "Учимся понимать поэзию"....
рабочая программа электива по математике в 9 классе
рабочая программа элективного учебного роедмета по математике "Решение математических задач повышенной сложности"...
Рабочая программа электива "Деловой русский язык" 9 класс
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" 9 класс...
Рабочая программа электива "Решение геометрических задач" 11 класс
Программа предназначена для усиленной подготовке к ЕГЭ в 11 класса....
Материал для электива Политическая география КУБА
Материал для электива Политическая география КУБА...
Программа электива по географии в 8 классе "Природа, экология Мордовии, родного края"
Учителем разработана программа элективного курса по географии в 8 классе "Природа, экология Мордовии и родного края"...