Человек и гидросфера 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
познакомить с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном использовании, о проблемах ограниченных запасов пресной воды на Земле. Развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах. Воспитывать рациональное отношение к использованию воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 66.5 КБ |
analiz_situatsiy.doc | 21 КБ |
chelovek_i_gidrosfera.ppt | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Человек и гидросфера» (параграф № 19)
Тип урока: Урок-рассуждение.
Оборудование: учебник (параграф № 19 стр. 109-119), рабочая тетрадь (стр. 57-59), тетрадь для записей, видеофрагменты, цветные карандаши.
Цель урока: познакомиться с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном использовании, о проблемах ограниченных запасов пресной воды на Земле. Развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах. Воспитывать рациональное отношение к использованию воды.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать и объяснять понятия: «живая вода», «энергия воды», «водный туризм. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Личностные:
Повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
Метапредметные:
При помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока | ||
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | ||||
1. Организационно-мотивационный этап урока | |||||
Определение темы урока | 1. Как вы думаете, чему будет посвящён последний урок по теме «Гидросфера»? (Вспомните общий план изучения геосфер Земли.)слайд 1 2. Почему нам важно рассматривать каждую оболочку во взаимодействии с человеком? 2слайд | 1. Предполагают, что урок будет посвящён изучению взаимодействия человека с гидросферой. Определяют тему урока: «Человек и гидросфера». 2. Говорят о взаимовлиянии человека и геосфер Земли | Определяют тему урока. Понимают значимость изучения взаимодействия человека и гидросферы | ||
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки | 1.Просмотрите видеофрагмент «Вода на Земле» Предположите, как вода попала на Землю. Каково её значение для жизни на, планете? 2. Составьте словосочетания со словом «вода». (Определите, какая бывает вода.) Зафиксируйте их в тетради для записей. Сделайте вывод. 3. Определите цель урока | 1. После просмотра отвечают на вопросы, предполагают, что вода могла попасть на Землю из космоса (кометы, астероиды). 2. Составляют различные словосочетания: Чистая вода, грязная вода, пресная вода, солёная вода, дождевая вода, тёплая вода, холодная вода, «мёртвая» вода, «живая» вода и т. д. Рассуждают, понимают, что вода — неотъемлемая часть жизни человека. 3. Формулируют цель урока: определить Значение гидросферы для жизни человека | Понимают значение гидросферы для человека Формулируют цель урока | ||
Формулирование задач урока | 1. Прочитайте первый абзац пункта «„Живая" вода» (с. 109 учебника). Объясните слова Антуана де Сент-Экзюпери. Слайд 3 | 1. Предполагают, что вода необходима человеку для жизни. 2. Формулируют задачи урока. | Формулируют основные задачи урока. | ||
2. Процессуально-содержательный этап урока | |||||
1. «Живая» вода | 1. Докажите утверждение писателя, что вода — «сама жизнь». Аргументы подберите в пункте «„Живая" вода» (с. 110 учебника). 2. Сделайте вывод о значении воды для человека | 1. Читают текст учебника. Доказывают утверждение писателя. - Тело взрослого человека состоит на 65- 70 % из воды, а младенца — на 80-85%. - Для удовлетворения физиологических потребностей человеку нужно в день 2-3 л воды. - Потеря организмом человека 6-8 % влаги вызывает полуобморочное состояние, а с потерей 25 % влаги человек погибает. - Почти 500 млн человек страдают от болезней, вызванных недостатком и плохим качеством питьевой воды. 2. Делают вывод о том, что без воды невозможно существование живых организмов, в том числе человека. Запасы воды ограничены.Воду нужно беречь и охранять. | |||
2. Энергия воды | 1. Найдите, мне пожалуйста, каким образом люди используют энергию движущейся воды? Где строят гидроэлектростанции? с.110-111 учебника. А как вы думаете, полезны ли гидроэлектростанции для человека и природы? Давайте попробуем исходя из этого сделать вывод. Слайд 4 | 1.Обсуждают Рассказывают о том, что раньше на реках люди строили плотины и водяные мельницы, а сейчас появились гидроэлектростанции, тепловые электростанции. | Учатся работать в группе (обсуждают разные мнения по заданному вопросу) | ||
3. Отдых и лечение «на воде» | 1. Посмотрите на рис. 73—74 в учебнике (с.111-112). Составьте сообщение об активном отдыхе «на воде». 2.Прочитайте пункт «Отдых и лечение „на воде"» (с. 111-112 учебника). Расскажите о местах и видах отдыха. Любите ли вы отдыхать на берегах водоёмов? Почему они привлекают отдыхающих? Почему водоёмы необходимо охранять? Как люди должны их охранять? Слайд 5 | 1.Составляют сообщение об отдыхе на море (реке, озере), о пребывании в аквапарке и т. д. 2.Рассказывают о курортах, морских и речных пляжах, гидро- и аквапарках. | Опираясь на картинки учебника и личные воспоминания, составляют сообщения об отдыхе «на воде». | ||
4. Загрязнение воды | 1.Просмотрите видеофрагмент о загрязнении воды 2. 1.Почему возник дефицит пресной воды? Загрязнение воды Сделайте вывод о значении воды для человека | 1.Высказывают предположение о загрязнении воды. 2.Просматривают видеофрагмент. Обсуждают увиденное | Понимают необ-ходимость бережного отношения к воде | ||
Рефлексия деятельности | Составьте мини-эссе на тему «Какие меры я принимаю по охране водных ресурсов»??? | Обобщают содержание нового материала. Пишут мини-эссе | Осмысляют свои возможности при решении региональных проблем | На основе полу-ченных на уроке сведений состав-ляют мини-эссе о том, какие меры по охране вод принимает человек | |
3. Этап закрепления и первичной проверки | |||||
1. Первичная проверка знаний | «Анализ ситуаций». 1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором? A)выбросите его в реку Б) оставите на берегу B)поступите иначе_____________ 2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы. Ваши действия. А)ничего не стану делать Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху. В)выловлю рыбу и выпущу в реку Г) поступите иначе____________ 3: Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете? А)вырубите мешающие строительству деревья Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды В)поступите иначе_____________ 4: На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите? А)будете любоваться их красотой; Б) сорвёте их; В)решите, что обязательно сюда вернётесь и сфотографируете их. Г) поступите иначе_____________ слайд 6 | Отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты ответов | Принимают решения относительно определённой экологической ситуации, что способствует развитию экологического сознания, экологического мышления, воспитанию экологической культуры в целом. | ||
4. Рефлексивный этап урока | |||||
Рефлексия эмоционального состояния | Приём «Ключевое слово». На листе бумаги запишите одно слово, с которым вы ассоциируете свое эмоциональное состояние на уроке. Учитель собирает листочки, зачитывает слова, проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся | Записывают слово, отдают листок учителю | Анализируют своё эмоциональное состояние | ||
5. Объяснение домашнего задания | |||||
Обязательное задание | 1.Выполните задание № 1 в рабочей тетради (с. 57) Параграф 19 | Формулируют уточняющие вопросы учителю | Подготавливают расчёт количества воды, потребляемого одним человеком в течение года в населённом пункте | ||
Дополнительное задание (по желанию и по выбору | 1.Выполните проектное задание (с. 115 учебника). 2. Придумайте и нарисуйте условные обозначения в формате А4(альбомный лист) для следующих ограничений: - Не мойте транспорт в водоёмах. - Не бросайте мусор в воду. - Не рвите растения у водоёмов и на водоёмах. слайд 7 | Формулируют уточняющие вопросы учителю. Продумывают структуру проектов | Составляют различные маршруты путешествий. Подготавливают плакаты-листовки |
Предварительный просмотр:
«Анализ ситуаций».
1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором?
A)выбросите его в реку
Б) оставите на берегу
B)поступите иначе_____________
2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы.
Ваши действия.
А)ничего не стану делать
Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху.
В)выловлю рыбу и выпущу в реку Г) поступите иначе____________
3: Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете?
А)вырубите мешающие строительству деревья
Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды
В)поступите иначе_____________
4: На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите?
А)будете любоваться их красотой;
Б) сорвёте их;
В)решите, что обязательно сюда вернётесь и сфотографируете их.
Г) поступите иначе_____________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧЕЛОВЕК И ГИДРОСФЕРА
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.» Антуан де Сент-Экзюпери
ГЭС + и -
«Анализ ситуаций». 1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором? A )выбросите его в реку Б) оставите на берегу B )поступите иначе_____________ 2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы. Ваши действия. А)ничего не стану делать Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху. В)выловлю рыбу и выпущу в реку Г) поступите иначе____________ 3: Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете? А)вырубите мешающие строительству деревья Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды В)поступите иначе_____________ 4: На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите? А)будете любоваться их красотой; Б) сорвёте их; В)решите, что обязательно сюда вернётесь и сфотографируете их. Г) поступите иначе_____________
Домашнее задание Обязательно: Выполните задание № 1 в рабочей тетради (с. 57) Параграф 19 учить По выбору: 1.Выполните проектное задание (с. 115 учебника). 2. Придумайте и нарисуйте условные обозначения в формате А4(альбомный лист) для следующих ограничений: Не мойте транспорт в водоёмах. Не бросайте мусор в воду. Не рвите растения у водоёмов и на водоёмах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....
Человек и гидросфера
Презентация к уроку география в 6 классе...
Презентация "Человек и гидросфера"
Презентация по географии к уроку в 6 класе "Человек и гидросфера"...
Человек и гидросфера
География, 6 класс, раздел "Гидросфера"...
Урок Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы (Человек и гидросфера)
Урок "Чловек и гидросфера" является завершающим в теме "Гидросфера". Тип урока: комплексного применения полученных ...
Разработка урока по географии Тема: Путешествие в водяное царство «Гидросфера» Класс: 7
Цель: выявить закономерности и причины размещения природных зон Северной Америки....