Человек и гидросфера 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Минакова Ирина Вадимовна

познакомить с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать  условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном использовании, о проблемах ограниченных запасов пресной воды на Земле. Развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах. Воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon analiz_situatsiy.doc21 КБ
Office presentation icon chelovek_i_gidrosfera.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Человек и гидросфера» (параграф № 19)

Тип урока: Урок-рассуждение.

Оборудование: учебник (параграф № 19 стр. 109-119), рабочая тетрадь (стр. 57-59), тетрадь для записей, видеофрагменты, цветные карандаши.

Цель урока: познакомиться с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать  условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном использовании, о проблемах ограниченных запасов пресной воды на Земле. Развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах. Воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать и объяснять  понятия: «живая вода», «энергия воды», «водный туризм. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного  и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Личностные:

Повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

Метапредметные: 

При помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный

компонент

урока

Творческий

компонент

урока

Смысловые

блоки

содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

1. Как вы думаете, чему будет посвящён последний урок по теме «Гидросфера»? (Вспомните общий план изучения геосфер Земли.)слайд 1

2. Почему нам важно рассматривать каждую оболочку во взаимодействии с человеком? 2слайд

1. Предполагают, что урок будет посвящён изучению взаимодействия человека с гидросферой. Определяют тему урока: «Человек и гидросфера».

2. Говорят о взаимовлиянии человека и геосфер Земли

Определяют тему урока.

Понимают значимость изучения взаимодействия человека и гидросферы

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

1.Просмотрите видеофрагмент «Вода на Земле» Предположите, как вода попала на Землю. Каково её значение для жизни на, планете?

2. Составьте словосочетания со словом «вода». (Определите, какая бывает вода.) Зафиксируйте их в тетради для записей. Сделайте вывод.

3. Определите цель урока

1. После просмотра отвечают на вопросы, предполагают, что вода могла попасть на Землю из космоса (кометы, астероиды).

2. Составляют различные словосочетания: Чистая вода, грязная вода, пресная вода, солёная вода, дождевая вода, тёплая вода, холодная вода, «мёртвая» вода, «живая» вода и т. д. Рассуждают, понимают, что вода — неотъемлемая часть жизни человека.

3. Формулируют цель урока: определить Значение гидросферы для жизни человека

Понимают значение гидросферы для человека

Формулируют цель урока

Формулирование задач урока

1. Прочитайте первый абзац пункта «„Живая" вода» (с. 109 учебника). Объясните слова Антуана де Сент-Экзюпери. Слайд 3

1. Предполагают, что вода необходима человеку для жизни.

2. Формулируют задачи урока.

Формулируют основные задачи урока.

2. Процессуально-содержательный этап урока

1. «Живая» вода

1. Докажите утверждение писателя, что вода — «сама жизнь». Аргументы подберите в пункте «„Живая" вода» (с. 110 учебника).

2. Сделайте вывод о значении воды для человека

1. Читают текст учебника. Доказывают утверждение писателя.

- Тело взрослого человека состоит на 65- 70 % из воды, а младенца — на 80-85%.

- Для удовлетворения физиологических потребностей человеку нужно в день 2-3 л воды.

- Потеря организмом человека 6-8 % влаги вызывает полуобморочное состояние, а с потерей 25 % влаги человек погибает.

- Почти 500 млн человек страдают от болезней, вызванных недостатком и плохим качеством питьевой воды.

2. Делают вывод о том, что без воды невозможно существование живых организмов, в том числе человека. Запасы воды ограничены.Воду нужно беречь и охранять.

2. Энергия воды

1. Найдите, мне пожалуйста, каким образом люди используют энергию движущейся воды? Где строят гидроэлектростанции? с.110-111 учебника.

А как вы думаете, полезны ли гидроэлектростанции для человека и природы? Давайте попробуем исходя из этого сделать вывод. Слайд 4

1.Обсуждают

Рассказывают о том, что раньше на реках люди строили плотины и водяные мельницы, а сейчас появились гидроэлектростанции, тепловые электростанции.

Учатся работать в группе (обсуждают разные мнения по заданному вопросу)

3. Отдых и лечение «на воде»

1. Посмотрите на рис. 73—74 в учебнике (с.111-112). Составьте сообщение об активном отдыхе «на воде».

2.Прочитайте пункт «Отдых и лечение „на воде"» (с. 111-112 учебника). Расскажите о местах и видах отдыха.

Любите ли вы отдыхать на берегах водоёмов? Почему они привлекают отдыхающих? Почему водоёмы необходимо охранять? Как люди должны их охранять? Слайд 5

1.Составляют сообщение об отдыхе на море (реке, озере), о пребывании в аквапарке и т. д.

2.Рассказывают о курортах, морских и речных пляжах, гидро- и аквапарках.

Опираясь на картинки учебника и личные воспоминания, составляют сообщения об отдыхе «на воде».

4. Загрязнение воды

1.Просмотрите видеофрагмент о загрязнении воды

2. 1.Почему возник дефицит пресной воды?

Загрязнение воды

 Сделайте вывод о значении воды для человека

1.Высказывают предположение о загрязнении воды.

2.Просматривают видеофрагмент. Обсуждают увиденное

Понимают необ-ходимость бережного отношения к воде

Рефлексия

деятельности

Составьте мини-эссе на тему «Какие меры я принимаю по охране водных ресурсов»???

Обобщают содержание нового материала. Пишут мини-эссе

Осмысляют свои возможности при решении региональных проблем

На основе полу-ченных на уроке сведений состав-ляют мини-эссе о том, какие меры по охране вод принимает человек

3. Этап закрепления и первичной проверки

1. Первичная проверка знаний

«Анализ ситуаций».

1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором?

A)выбросите его в реку

Б) оставите на берегу

B)поступите иначе_____________

2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы. 

Ваши действия.

А)ничего не стану делать

Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху.

В)выловлю рыбу и выпущу в реку Г) поступите иначе____________

3: Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете?

А)вырубите мешающие строительству деревья

Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды

В)поступите иначе_____________

4: На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите?

А)будете любоваться их красотой;

Б) сорвёте их;

В)решите, что обязательно сюда вернётесь и сфотографируете их.

Г) поступите иначе_____________ слайд 6

Отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты ответов

Принимают решения относительно определённой экологической ситуации, что способствует развитию экологического сознания, экологического мышления, воспитанию экологической культуры в целом.

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия

эмоционального

состояния

Приём «Ключевое слово».

На листе бумаги запишите одно слово, с которым вы ассоциируете свое эмоциональное состояние на уроке.  Учитель собирает листочки, зачитывает слова, проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся

Записывают слово, отдают листок учителю

Анализируют своё эмоциональное состояние

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное

задание

1.Выполните задание № 1 в рабочей тетради (с. 57)

Параграф 19

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Подготавливают расчёт количества воды, потребляемого одним человеком в течение года в населённом пункте

Дополнительное задание (по желанию и по выбору

1.Выполните проектное задание (с. 115 учебника).

2. Придумайте и нарисуйте условные обозначения в формате А4(альбомный лист) для следующих ограничений:

- Не мойте транспорт в водоёмах.

- Не бросайте мусор в воду.

- Не рвите растения у водоёмов и на водоёмах. слайд 7

Формулируют уточняющие вопросы учителю. Продумывают структуру проектов

Составляют различные маршруты путешествий.

Подготавливают плакаты-листовки



Предварительный просмотр:

«Анализ ситуаций».

1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором?

A)выбросите его в реку

Б) оставите на берегу

B)поступите иначе_____________

2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы.  

Ваши действия.

А)ничего не стану делать

Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху.

В)выловлю рыбу и выпущу в реку Г) поступите иначе____________

3: Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете?

А)вырубите мешающие строительству деревья

Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды

В)поступите иначе_____________

4: На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите?

А)будете любоваться их красотой;

Б) сорвёте их;

В)решите, что обязательно сюда вернётесь и сфотографируете их.

Г) поступите иначе_____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЧЕЛОВЕК И ГИДРОСФЕРА

Слайд 3

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.» Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 4

ГЭС + и -

Слайд 6

«Анализ ситуаций». 1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором? A )выбросите его в реку Б) оставите на берегу B )поступите иначе_____________ 2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы. Ваши действия. А)ничего не стану делать Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху. В)выловлю рыбу и выпущу в реку Г) поступите иначе____________ 3: Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете? А)вырубите мешающие строительству деревья Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды В)поступите иначе_____________ 4: На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите? А)будете любоваться их красотой; Б) сорвёте их; В)решите, что обязательно сюда вернётесь и сфотографируете их. Г) поступите иначе_____________

Слайд 7

Домашнее задание Обязательно: Выполните задание № 1 в рабочей тетради (с. 57) Параграф 19 учить По выбору: 1.Выполните проектное задание (с. 115 учебника). 2. Придумайте и нарисуйте условные обозначения в формате А4(альбомный лист) для следующих ограничений: Не мойте транспорт в водоёмах. Не бросайте мусор в воду. Не рвите растения у водоёмов и на водоёмах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Человек и гидросфера

Презентация к уроку география в 6 классе...

Презентация "Человек и гидросфера"

Презентация по географии к уроку в 6 класе "Человек и гидросфера"...

Человек и гидросфера

География, 6 класс, раздел "Гидросфера"...

Урок Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы (Человек и гидросфера)

Урок "Чловек и гидросфера" является завершающим в теме "Гидросфера". Тип урока:        комплексного  применения  полученных  ...

Разработка урока по географии Тема: Путешествие в водяное царство «Гидросфера» Класс: 7

Цель: выявить закономерности и причины размещения природных зон Северной Америки....