Технологическая карта. Воды суши. Реки.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Технологическая карта. Воды суши. Реки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vody_sushi_tehnologicheskaya_karta.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА   УРОКА

1 ФИО учителя: Медведева Екатерина Александровна (МБОУ Одинцовская гимназия № 11)

2 Класс: 5 «В»   Дата 24.03.2016 год  Предмет: География  № урока по расписанию 1

3 Тема урока: Воды суши. Реки.

4 Место и роль урока в изучаемой теме: актуализации изученного материала

5 Цель урока: формирование: формирование начального комплексного представления о гидросфере Земли. 

6 Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • уметь работать с источниками географической информации – учебными и литературными текстами, картами, схемами;
  • знать ключевые термины по теме Гидросфера
  • уметь составлять описание реки по плану
  • Уметь самостоятельно определять цели и задачи в познавательной деятельности
  • Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
  • Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи
  • Владеть основами самоконтроля, самооценки
  • Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Уметь работать с текстом
  • осознавать себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях
  • осознавать ценности географической среды  во взаимосвязи  природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
  • уважать и беречь природу и окружающую среду
  • воспитывать патриотизм и любовь к природе РФ

7 Вид используемых на уроке средств ИКТ: универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет

8 Образовательные ресурсы Интернет:

9 Другое оборудование: физическая карта мира, атласы, учебник А.А. Летягин «География 5 класс», электронные презентации с видами рек, задания для учебных групп для каждого ученика в виде опорного конспекта, компьютер, проектор, экран, творческие работы учащихся, дидактический материал.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ   СТРУКТУРА    УРОКА

Название этапа

Длительность

Функции и виды деятельности преподавателя

Виды деятельности учащихся

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Ф –фронтальная

И-индивидуальная

П-парная

Г-групповая

Примечание

1  Организационный момент

2 мин

Приветствует учащихся

Желает плодотворной работы на уроке

Приветствуют учителя

Ф

2. Постановка    цели

и задач      урока

3 мин

Предлагает учащимся фрагмент учебной презентации, который является зрительной опорой для формулирования цели задач урока.

Задает наводящие вопросы:

Что вы видите на слайде (слайд № 1)?

1) Какой географический термин объединяет все, что мы видим на слайде?

2) Что такое гидросфера?

Со слайда убираются изображения океанов и морей, остаются только водоемы, относящиеся к водам суши.

3) Где можно увидеть эти водные объекты?

На почве? Как по – другому можно назвать землю, почву?

 На картинках мы видим воду, которая расположена на суше.

О каких водах мы будем сегодня говорить?

Смотрят на предложенный визуальный материал и формулируют цель и задачи урока

Отвечают на наводящие вопросы:

1) Гидросфера

2) Водная оболочка Земли

3) На Земле

Суша

Мы будем говорить сегодня о Водах суши

Ф

На слайде изображения океанов, морей, рек, водопадов, озер, болот и т.д.

3. Актуализация знаний

5 мин

Предлагает ответить на вопросы:

1) Какие бывают воды суши?

2) К каким водам мы отнесем ледники и снежный покров?

Предлагает выполнить задание на карточках (приложение № 1)

Предлагает проделать самопроверку – сравнить свои ответы с образцом на слайде № 2

Оценивает ответы по шкале

Отвечают на вопросы

1) Поверхностные и подземные

2) Поверхностным

Самостоятельно выполняют задание

Выполняют самопроверку

Ф

И

             Ф

Текст задания:

Отметь, что относится к водам суши:

Море          Пролив

Озеро    Подземные воды

Океан        Болота

Река           Ручьи

Залив        Водохранилища

Ледник     Снежный покров

12-11 правильно «5»

10-9 правильно «4»

8-5 правильно «3»

4. Обобщение и систематизация знаний

30

мин

Предлагает учащимся вспомнить домашний параграф и выполнить задание в группах.

Соотнести термины и определения (приложение № 2)

Предлагает учащимся провести взаимопроверку работы по группам

Предлагает учащимся работу со схемой реки

Просит учащихся провести самопроверку: сравнить свои схемы с изображением на слайде № 3

Просит напомнить, как показывается река на карте.

Предлагает вспомнить крупнейшие реки мира и показать их на карте полушарий. Просит назвать и показать моря и океаны, в которые впадают реки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Просит показать на карте стороны света. Соотносит со сторонами света движения тела: тянемся вверх – север, наклоняемся вниз – юг, наклон вправо – запад, наклон влево – восток.

Предлагает два текста с описанием рек и выполнить задание (приложение № 3)

Учащиеся выполняют задание в группах

Меняются карточками и проверяют работу других групп

Учащиеся выполняют задание в группах

Дети произносят вслух правило, которое учитель сопровождает параллельным показом.

Повторяют движения несколько раз под команды учителя Север, Юг, Запад, Восток, которые он произносит в хаотичном порядке.

Работают по заданию в карточках

Г

Ф

П

Ф

Ф

Ф

П

Все термины взяты и параграфа:

Река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел

Ответы зачитываются для всех вслух членами разных групп по очереди

Подписывают на схеме все термины

Карточки можно собрать и позднее оценить (приложение № 3)

5   Домашнее

задание

1

мин

Раздает детям карточки с планом описания реки и просит составить дома описание любой реки (приложение № 4)

6 Рефлексия

4 мин

Проводит Блиц - опрос

Что относится к водам суши?

Какие бывают воды суши?

К каким водам суши относятся ледники?

Что такое устье реки?

Как называется место реки, где она берет свое начало?

        


Приложение № 1

Выпишите, что относится к водам суши:

  1. Море          
  2. Пролив
  3. Озеро    
  4. Подземные воды
  5. Океан        
  6. Болота
  7. Река          
  8. Ручьи
  9. Залив        
  10. Водохранилища
  11. Ледник    
  12. Снежный покров

Выпишите, что относится к водам суши:

  1. Море          
  2. Пролив
  3. Озеро    
  4. Подземные воды
  5. Океан        
  6. Болота
  7. Река          
  8. Ручьи
  9. Залив        
  10. Водохранилища
  11. Ледник    
  12. Снежный покров

Выпишите, что относится к водам суши:

  1. Море        
  2. Пролив
  3. Озеро
  4. Подземные воды
  5. Океан        
  6. Болота
  7. Река          
  8. Ручьи
  9. Залив      
  10. Водохранилища
  11. Ледник    
  12. Снежный покров

Выпишите, что относится к водам суши:

  1. Море          
  2. Пролив
  3. Озеро    
  4. Подземные воды
  5. Океан        
  6. Болота
  7. Река          
  8. Ручьи
  9. Залив        
  10. Водохранилища
  11. Ледник    
  12. Снежный покров

Приложение № 2

Дополните предложение:

А) Постоянный или временный поток воды, текущий в углубление рельефа ………

Б) Место, где река берет свое начало …….

В) Место впадения реки в другую реку, озеро или море ……..

Г) Главная река и ее притоки образуют …….

Д) Территорию, с площади которой поверхностные и подземные воды стекаю в главную реку …….

Е) Между двумя соседними бассейнами проходит линия …….

1.) река                    

2.) исток                  

3.) устье                  

4.) речная система

5.) бассейн реки

6.) водораздел

Дополните предложение:

А) Постоянный или временный поток воды, текущий в углубление рельефа ………

Б) Место, где река берет свое начало …….

В) Место впадения реки в другую реку, озеро или море ……..

Г) Главная река и ее притоки образуют …….

Д) Территорию, с площади которой поверхностные и подземные воды стекаю в главную реку …….

Е) Между двумя соседними бассейнами проходит линия …….

1.) река                    

2.) исток                  

3.) устье                  

4.) речная система

5.) бассейн реки

6.) водораздел

Приложение № 3

Я начинаюсь на склоне главного Кавказского хребта. Мой исток находится на высоте 2 713 метров над уровнем моря. Мои воды быстрые и шумные. У города Владикавказ я протекаю по предгорной равнине. Я впадаю в Каспийское море.

И дальше надо продолжить по плану описания реки

Я самая большая река в Европе. Я беру свое начало на Валдайской возвышенности, на высоте 228 метров над уровнем моря. Я богата притоками, которые делают меня полноводной. Мои воды степенны и могучи. Я впадаю в Каспийское море.

И дальше надо продолжить по плану описания реки

Приложение № 4

Сравни горные и равнинные реки по их характерным показателям.

Показатели сравнения

Горная река (Терек)

Равнинная река (Волга)

Долина

Уклон

Скорость течения

Глубина реки

Протекает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Воды суши. Реки"

Презентация  по теме "Воды суши. Реки" демонстрирует крупнейшье реки мира, России, части рек,речную систему, горные и равнинные реки, пороги и водопады....

Презентация по географии "Воды суши. Реки"

Презентация по географии 6 класс "Воды суши. Реки"...

Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС...

Технологическая карта "Воды суши-реки"

УМК: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский , Физическая география. 6 класс,М., «Русское слово», 2011.Тема урока: Воды суши – реки.Тип урока: открытие нового знания...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Технологическая карта урока "Воды суши. Реки"

Разработка урока для Начального курса географии....