Рабочая программа по географии в 5 классе (ФГОС) на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 «а» разработана на основе авторской программы по географии (5-9классы) под редакцией Е.М.Домогацких .М.: «Русское слово»,2016, учебника «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: Русское слово, 2015 г..
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, Основной образовательной программе школы 5-9 классов, утвержденной приказом директора школы от 16.06.2016 года № 84/3, с изменениями, внесенными приказом директора школы от 30.06.2017г. № 96/8, и Положению МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы о рабочей программе, утвержденному приказом директора школы от 30.09.2016 года №121/1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 «а» классе
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные:
· формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
· формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
· овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
· овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
· овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
· уметь составлять схему наук о природе;
· уметь составлять описание учебного кабинета географии;
· уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
· уметь организовывать наблюдение за погодой;
· уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
· уметь составлять план кабинета географии;
· уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
· уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
· уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
· уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
· уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
· уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Формирование и развитие читательской компетенции (метапредметные результаты)
В результате работы по формированию и развитию основ читательской компетенции учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Формирование ИКТ – компетенции учащихся (метапредметные результаты).
Учащиеся 5 класса будут обладать следующими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий:
· осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
· получать информацию о характеристиках компьютера;
· оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
· соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
· входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
· соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
Кроме того учащиеся смогут:
· создавать презентации на основе цифровых фотографий;
· проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных
· компьютерных инструментов;
· проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
· осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
· использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
· строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;
· использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
· искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;
· сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.
· осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
· форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
· форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
· вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
· участвовать в коллективном создании текстового документа;
· создавать гипертекстовые документы.
· создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора;
· создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
· создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.
· записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
· использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.
· создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
· работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
· оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
· использовать программы-архиваторы.
· проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
· вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
· проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
· строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов;
· конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью (робототехника);
· моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
· моделировать с использованием средств программирования.
· осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
· использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;
· вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет;
· соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
· осуществлять защиту от троянских вирусов, фишинговых атак, информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
· соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
· различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Учебно - исследовательская и проектная деятельность учащихся (метапредметные результаты).
В ходе осуществления проектно-исследовательской деятельности учащиеся овладеют следующими умениями и действиями:
· ставить проблему и аргументировать её актуальность;
· формулировать гипотезу проекта, исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности;
· осуществлять планирование проектно-исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
· проводить собственно исследование, организовывать работу по выполнению проекта с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
· оформлять результаты проектно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
· представлять результаты проекта-исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochayaya_programma_po_geografii_5_a_klass_fgos.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 «а» разработана на основе авторской программы по географии (5-9классы) под редакцией Е.М.Домогацких .М.: «Русское слово»,2016, учебника «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: Русское слово, 2015 г..
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, Основной образовательной программе школы 5-9 классов, утвержденной приказом директора школы от 16.06.2016 года № 84/3, с изменениями, внесенными приказом директора школы от 30.06.2017г. № 96/8, и Положению МОУ Куликовской средней общеобразовательной школы о рабочей программе, утвержденному приказом директора школы от 30.09.2016 года №121/1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 «а» классе
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные:
- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- уметь составлять схему наук о природе;
- уметь составлять описание учебного кабинета географии;
- уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
- уметь организовывать наблюдение за погодой;
- уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
- уметь составлять план кабинета географии;
- уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
- уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
- уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
- уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
- уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
- уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Формирование и развитие читательской компетенции (метапредметные результаты)
В результате работы по формированию и развитию основ читательской компетенции учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Формирование ИКТ – компетенции учащихся (метапредметные результаты).
Учащиеся 5 класса будут обладать следующими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий:
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- получать информацию о характеристиках компьютера;
- оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
- соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
Кроме того учащиеся смогут:
- создавать презентации на основе цифровых фотографий;
- проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных
- компьютерных инструментов;
- проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);
- строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители;
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
- форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);
- вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
- участвовать в коллективном создании текстового документа;
- создавать гипертекстовые документы.
- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора;
- создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.
- записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
- использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
- оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
- использовать программы-архиваторы.
- проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;
- проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
- строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов;
- конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью (робототехника);
- моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
- моделировать с использованием средств программирования.
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения;
- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- осуществлять защиту от троянских вирусов, фишинговых атак, информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
- соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;
- различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Учебно - исследовательская и проектная деятельность учащихся (метапредметные результаты).
В ходе осуществления проектно-исследовательской деятельности учащиеся овладеют следующими умениями и действиями:
- ставить проблему и аргументировать её актуальность;
- формулировать гипотезу проекта, исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности;
- осуществлять планирование проектно-исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
- проводить собственно исследование, организовывать работу по выполнению проекта с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
- оформлять результаты проектно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
- представлять результаты проекта-исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Регулятивные универсальные учебные действия
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Личностные универсальные учебные действия:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Содержание учебного предмета
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Практические работы:
1.Составление схемы наук о природе.
2. Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли.
Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Практические работы: .
3. Определение с помощью компаса сторон горизонта
4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения
земной поверхности.
.
Тема 3. История географических открытий (13 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон- Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Практические работы:
5.. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение
географических объектов.
6.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
.Контрольная работа «История географических открытий»
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Практические работы:
7. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
8. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Контрольная работа «Путешествие по планете Земля»
Тема 5. Природа Земли (5 часов)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Практическая работа:
9. Организация фенологических наблюдений в природе
.Итоговая контрольная работа
Календарно - тематическое планирование учебного материала
Согласно календарному учебному графику работы школы на 2017-2018 год, на изучение географии в 5»а» классе отведено 34 часа, что соответствует Учебному плану школы на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | № по разделу | Тема урока | Сроки прохождения программы | |
Плановые | Фактические | |||
Тема 1. Наука география (2 часа) | ||||
Что такое география? Пр.р.1 Составление схемы наук о природе. | 5.09 | |||
Методы географически х исследований. Пр.р.2 Организация наблюдения за погодой | 12.09 | |||
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов) | ||||
От плоской Земли к земному шару. | 19.09 | |||
Форма, размеры и движение Земли. | 26.09 | |||
Глобус и карта. | 3.10 | |||
Ориентирование на местности. Пр.р.3. Определение с помощью компаса сторон горизонта | 10.10 | |||
Обобщение по теме «Земля и её изображение». Пр.р.4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности | 17.10 | |||
Тема 3. История географических открытий (13 часов) | ||||
По следам путешественников каменного века | 24.10 | |||
Путешественники древности | 7.11 | |||
Путешествия морских народов. | 14.11 | |||
Путешествия морских народов. | 21.11 | |||
Хождение за три моря. | 28.11 | |||
Морской путь в Индию. | 5.12 | |||
Открытие Америки. Пр.р.5.Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 12.12 | |||
Первое кругосветное плавание. | 19.12 | |||
Открытие Южного материка. | 26.12 | |||
Поиски Южной земли продолжаются. | 16.01 | |||
Русские путешественники. Пр.р.6 Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира» | 23.01 | |||
Вокруг света под русским флагом. | 30.01 | |||
Контрольная работа по теме «История географических открытий» | 6.02 | |||
Тема4.Путешествие по планете Земля (10 часов) | ||||
Мировой океан и его части. | 13.02 | |||
Значение Мирового океана для природы и человека. Пр.р.7. Обозначение на к/к материков и океанов | 20.02 | |||
Путешествие по Евразии. Пр.р8. Обозначение на к/к крупнейших государств материка | 27.02 | |||
Путешествие по Африке. | 6.03 | |||
Путешествие по Северной Америке. | 13.03 | |||
Путешествие по Южной Америке. | 20.03 | |||
Путешествие по Австралии. | 3.04 | |||
Путешествие по Антарктиде. | 10.04 | |||
Путешествие по Антарктиде. | 17.04 | |||
Контрольная работа по теме «Путешествие по планете Земля» | 24.04 | |||
Тема 5. Природа Земли (5 часов) | ||||
Что такое природа. Пр.р.9. Организация фенологических наблюдений в природе | 8.05 | |||
Оболочки Земли | 15.05 | |||
Оболочки Земли | 22.02 | |||
Итоговая контрольная работа. | 29.05 |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ пп | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений. | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 классов по математике. 2017 - 2018 учебный год.
Адаптированная рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебни...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 10 классов по геометрии. 2017 - 2018 учебный год.
Адаптированная рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебни...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 10 классов по алгебре. 2017 - 2018 учебный год.
Адаптированная рабочая программа по алгебре для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебника...
Рабочая программа по природоведению 5 класс VIII вида 2017-2018 г.
Рабочая программа по природоведению 5 класс VIII вида 2017-2018 г....
Рабочая программа по математике, 10 класс(базовый уровень), 2017-2018 уч.год
Рабочая программа по математике, 10 класс(базовый уровень), 2017-2018 уч.год...