Рабочая программа по природоведению 5 класс VIII вида 2017-2018 г.
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по природоведению 5 класс VIII вида 2017-2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_prirodovedenie_5_kl_17-18_god.docx | 51.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-2-28-21
e-mail: shkola4okha@mail.ru
Рассмотрено методическим советом Протокол № 7 от «30» мая 2017 | Согласовано педагогическим советом протокол № 6 от «08» июня 2017 | Утверждаю Директор МБОУ ОШ № 4 г. Охи Приказ № 116 – ОД от «14» июня 2017 ___________________ Е.Х. Съемщикова |
Рабочая программа |
по природоведению |
для 5 класса |
(ступень образования) |
на 2017 – 2018 учебный год |
(срок реализации программы) |
Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составлена учителем Н.А. Кривощёковой, без категории
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
г. Оха, 2017 г.
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………………………...……………….3
- Общая характеристика учебного предмета………………….……………..……………4-6
- Место учебного предмета в учебном плане……………………………………………..7
- Планируемые личностные и предметные результаты………………………………...………8
- Содержание учебного предмета………………………………………………………………...9
- Критерии оценки знаний учащихся………………………………………………..…...…10-11
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения……..…........12
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Положения о рабочей программе МБОУ ОШ № 4 Г. ОХИ от 22.08.2016 г. приказ № 130 – ОД.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных. О здоровье человека.
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем естествознания.
Основными задачами преподавания природоведения являются:
- дать знания учащимся об окружающем мире, основанные на ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности;
- формировать правильное понимание природных явлений;
- привить навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека;
- способствовать дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний;
- воспитывать у учащихся интерес к окружающему миру, бережному отношению и любви к природе.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических, географических и исторических знаний. Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Основными задачами курса « Природоведение » являются:
- расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
- обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно – практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
- систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и проведение опытов.
Главными формами учебных занятий являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником по природоведению, как и широкому использованию различных наглядных средств, уделяется серьезное внимание и отводится определенное время на уроке.
Первые природоведческие знания учащиеся получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся со временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
В процессе изучения окружающего мира у обучающихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека, развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Одной из задач курса « Природоведение » является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
Курс « Природоведение » решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.
Курс « Природоведение » не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.
В процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
При изучении растительного и животного мира в разделе «Живая природа» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.
Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд)
Место учебного предмета в учебном плане
В базисном учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа № 4 г. Охи.
Рабочая учебная программа рассчитана: 5 классе - 68 часов при недельной нагрузке в 2 часа.
В каждом классе предусматривается резервное время, которое используется для корректировки количества часов. Количество часов корректируется в связи с объявлением карантина, отменой занятий по метеоусловиям, дополнительных календарных часов
Планируемые личностные и предметные результаты
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по природоведению в 5 классе:
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;
соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;
выделять существенные признаки групп объектов;
знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Практика взаимодействия с окружающим миром
- Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
- Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
- Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Содержание учебного предмета
Природоведение
68 часов
Введение (1 час). Вселенная (3 часа). Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследования космоса.
Наш дом-Земля (14 часов). Планета Земля. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши (равнины, холмы, овраги, горы). Почва. Полезные ископаемые. Свойства воды. Вода в природе.
Растительный мир Земли (14 часов). Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные деревья. Дикорастущие и культурные кустарники. Травы. Декоративные и лекарственные растения. Комнатные растения. Охрана растений.
Животный мир Земли (12часов). Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники.
Человек (8 часов). Как устроен наш организм. Как работает наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи.
Есть на Земле страна Россия (12 часов). Россия- родина моя. Население и народы России. Москва - столица России. Санкт-Петербург. Города России (Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо России. Растительный и животный мир России. Охрана природы. Заповедники и заказники. Наш город.
Контрольная работа (1 час). Повторение пройденного (1 час).
Закрепление знаний на практике: Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам. Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдении (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей
Критерии оценки знаний обучающихся
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
- для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
- ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
- допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
- основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определение понятий недостаточно четкие;
- не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты.
Отметка «5» ставится, если:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
- в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если:
- правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Оценка умений проводить наблюдения:
Отметка «5» ставится, если:
- наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
- выделены существенные признаки;
- логично, доступно оформлены результаты и выводы.
Отметка «4» ставится, если:
- наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
- при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений;
- при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Лифанова Т.М. Соломина Е.Н. Природоведение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, Просвещение, 2016г.
- Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классов Сборник №1. М., Владос, 2013 г.
2.Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010 г.
Технические средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
Интернет-ресурсы:
- Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
- География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
- Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
- Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
- История географии http://traditio.ru/wiki/География
- Географические карты http://www.planetolog.ru/
- Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml
- Путешествия и открытия http://pyty.ru/
Дидактический материал:
- Государственная символика РФ;
- Иллюстрации;
- Инструктивные карточки;
- Календарь природы
Оборудование и приборы:
- Гербарии и коллекции природных материалов;
- Инвентарь для ухода за комнатными растениями;
- Учебные презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...
Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело
Рабочая программа по В. В. Воронковой...
Рабочая программа по биологии 6-9 класс VIII вида 2017-2018 г.
Рабочая программа по биологии 6-9 класс 8 вид...
Рабочая программа по географии 6-9 класс VIII вида 2017- 2018 г.
Рабочая программа по географии 6-9 класс 8 вид 2017-2018г....
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....
Рабочая программа по природоведению, школа VIII вида, 5 класс, ФГОС
Рабочая программа по природоведению, школа VIII вида, 5 класс, ФГОС...