Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов- авторы- В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» с.п. Кахун.. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я.Рома. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного
предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных
часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Практических работ –14
Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и методики. Кабинет географии, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа.
Содержание программы
Раздел 1. Место России в мире (4 часа) Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение и границы России. Экономико- и транспортно-географическое геополитическое и эколого-географическое положение России. Государственная территория России.
Раздел 2. Население Российской Федерации (5 часов) Исторические особенности заселения и освоения территории России. Национальный состав населения. Численность и естественный прирост населения. Миграции населения. Городское и сельское население. Расселение населения.
Раздел 3. Географические особенности экономики России (3 часа) География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Раздел 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (23 часа) Тема 1- Научный комплекс (1ч) Тема 2 Машиностроительный комплекс (4ч.) Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения отраслей машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа) Роль, значение и проблемы ТЭК.
Топливная промышленность. Электроэнергетика России.
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 часов)
Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий.
Лесная промышленность.
Пищевая и легкая промышленность.
Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа) Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство.
Инфраструктурный комплекс (5 часов)
Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. Железнодорожный автомобильный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания. Межотраслевые комплексы.
Раздел 5. Регионы России (26 часов) Территориальная организация и районирование России (1 час)
Западный макрорегион - Европейская Россия (1 час)
Центральная Россия (7часов)
Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.
Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Северо-Западный район. Центральная Россия.
Европейский Север (3 часа) Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Население Европейского Севера
Хозяйство Европейского Севера. Хозяйство Северного Кавказа.
Поволжье (3 часа) Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы.
Население Поволжья. Хозяйство Поволжья.
Урал (4ч.) Западный макрорегион. Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население Урала. Хозяйство Урала. Европейский Юг – Северный Кавказ (3 часа) Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Население Северного Кавказа.
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов)
Экономические районы России. Западная Сибирь. Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Раздел 6. Россия в современном мире (5ч.) Россия в современном мире. Объекты мирового и культурного наследия России. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.
Контроль знаний по теме «Человек и природа» Обобщение знаний по пройденному курсу.
Предметными результатами освоения
выпускниками основной школы программы по географии являются:
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Используемый УМК:
- В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.
- В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»
Календарно - тематическое планирование по географии 9 класс
№ п/п | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Практические работы | Домашнее задание |
Раздел 1. Место России в мире (4 часа) | ||||||
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации | 1 | 4.09 | § 1 к/к нанести республики и края | ||
2 | Географическое положение и границы России. | 1 | 7.09 | Практическая работа №1 «Определение географического положения страны. Границы и соседи- государства» | § 2 В-4 письменно | |
3 | Экономико-и транспортно-географическое геополитическое и эколого-географическое положение России. | 11.09 | § 3 Ответы на вопросы | |||
4 | Государственная территория России. | 1 | 14.09 | § 4 Ответы на вопросы | ||
Раздел 2. Население Российской Федерации (5 часов) | ||||||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России | 1 | 18.09 | §5 | ||
6 | Национальный состав населения | 1 | 21.09 | Практическая работа № 2 «Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения» | § 6 | |
7 | Численность и естественный прирост населения. | 1 | 25.09 | § 7 | ||
8 | Миграции населения | 1 | 28.09 | Практическая работа № 3 «Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны» | § 8 докончить пр. работу | |
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1 | 2.10 | § 7 вопросы задания | ||
Раздел 3. Географические особенности экономики России (3 часа) | ||||||
10 | География основных типов экономики на территории России. | 1 | 5.10 | § 10 Вопросы и задания | ||
11 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | 1 | 9.10 | § 11 Вопросы и задания | ||
12 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. | 1 | 12.10 | § 12 Вопросы и задания | ||
Раздел 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (23 часа) Тема 1- Научный комплекс (1ч) | ||||||
13 | Научный комплекс | 1 | 16.10 | § 13 Вопросы и задания | ||
Тема 2 Машиностроительный комплекс (4ч.) | ||||||
14 | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | 1 | 19.10 | § 14 Вопросы и задания | ||
15 | Факторы размещения отраслей машиностроения | 1 | 23.10 | Практическая работа № 4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам» | § 15 Вопросы и задания. | |
16 | География машиностроения | 1 | 26.10 | § 16 Вопросы и задания | ||
17 | Военно-промышленный комплекс | 1 | 9.11 | § 17 Вопросы и задания | ||
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа) | ||||||
18 | Роль, значение и проблемы ТЭК | 1 | 13.11 | § 18 Вопросы и задания | ||
19 | Топливная промышленность. | 1 | 16.11 | Практическая работа № 5 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам» | § 19 Вопросы и задания | |
20 | Электроэнергетика России | 1 | 23.11 | § 20 Вопросы и задания. к/к крупнейшие электростанции | ||
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 часов) | ||||||
21 | Состав и значение комплексов | 1 | 27.11 | § 21 Вопросы и задания | ||
22 | Металлургический комплекс | 1 | 30.11 | § 22 Вопросы и задания | ||
23 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия | 1 | 4.12 | Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам» | § 23 Вопросы и задания | |
24 | Цветная металлургия | 7.12 | Практическая работа № 7 «Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия» | § 24 Вопросы и задания | ||
25 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность | 1 | 11.12 | § 25 Вопросы и задания | ||
26 | Факторы размещения химических предприятий. | 1 | 14.12 | Практическая работа № 8 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам» | § 26 Вопросы и задания | |
27 | Лесная промышленность | 1 | 18.12 | § 27 Вопросы и задания | ||
Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа) | ||||||
28 | Состав и значение АПК | 1 | 21.12 | Практическая работа № 9 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.» | § 18 подготовить сообщение | |
29 | Земледелие и животноводство | 1 | 25.12 | § 19 | ||
30 | Пищевая и легкая промышленность | 1 | 28.12 | § 20 | ||
Инфраструктурный комплекс (5 часов) | ||||||
31 | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. | 1 | 11.01 | § 31 Вопросы и задания | ||
32 | Железнодорожный автомобильный транспорт | 1 | 15.01 | Заполнение таблицы «Виды транспорта» Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану. | § 32 Вопросы и задания | |
33 | Водный и другие виды транспорта. | 1 | 18.01 | § 33 Вопросы и задания | ||
34 | Связь. Сфера обслуживания. | 1 | 22.01 | § 34 Вопросы и задания В-2 письменно | ||
35 | Межотраслевые комплексы | 1 | 25.01 | Составить словарь терминов по теме «Межотраслевые комплексы» | ||
Раздел 5. Регионы России (26 часов) Территориальная организация и районирование России (1 час) | ||||||
36 | Районирование территории России | 1 | 29.01 | § 35 Вопросы и задания | ||
Западный макрорегион - Европейская Россия (1 час) | ||||||
37 | Общая характеристика Европейской России. | 1 | 1.02 | Практическая работа № 10 «Определение особенностей региона» | § 36 Вопросы и задания | |
Центральная Россия (7часов) | ||||||
38 | Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы | 1 | 5.02 | § 37 Вопросы и задания | ||
39 | Население и главные черты хозяйства | 1 | 8.02 | § 38 Вопросы и задания Индив. задания | ||
40 | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион | 1 | 12.02 | § 39 Вопросы и задания | ||
41 | Географические особенности областей Центрального района. | 1 | 15.02 | Практическая работа № 11 «Определение особенностей региона» | § 40 Вопросы и задания | |
42 | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы | 1 | 19.02 | § 41 Вопросы и задания | ||
43 | Северо-Западный район | 1 | 22.02 | § 42 Вопросы и задания | ||
44 | Центральная Россия | 1 | 26.02 | |||
Европейский Север (3 часа) | ||||||
45 | Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | 1.03 | Практическая работа № 12 «Определение особенностей региона» | § 43 Вопросы и задания | |
46 | Население Европейского Севера | 1 | 5.03 | § 44 Вопросы и задания | ||
47 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | 12.03 | § 45 Вопросы и задания | ||
Европейский Юг – Северный Кавказ (3 часа) | ||||||
48 | Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | 15.03 | Практическая работа № 13 «Определение особенностей региона» | § 46 Вопросы и задания | |
49 | Население Северного Кавказа. | 1 | 19.03 | § 47 Вопросы и задания | ||
50 | Хозяйство Северного Кавказа | 1 | 22.03 | § 48 Вопросы и задания | ||
Поволжье (3 часа) | ||||||
51 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы | 1 | 2.04 | Практическая работа № 14 «Определение особенностей региона» | § 49 Вопросы и задания | |
52 | Население Поволжья | 1 | 5.04 | § 50 Вопросы и задания | ||
53 | Хозяйство Поволжья. | 1 | 9.04 | § 51 Вопросы и задания | ||
Урал (4ч.) | ||||||
54 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы | 1 | 12.04 | Практическая работа № 15 «Особенности географического положения Южной Сибири» | § 52 Вопросы и задания | |
55 | Население Урала | 1 | 16.04 | § 53 Вопросы и задания | ||
56 | Хозяйство Урала | 1 | 19.04 | § 54 Вопросы и задания | ||
57 | Западный макрорегион | 1 | 23.04 | Работа со словарем | ||
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов) | ||||||
58 | Общая характеристика | 1 | 26.04 | Практическая работа № 16 «Особенности географического положения Дальнего Востока» | § 55 Вопросы и задания | |
59 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | 1 | 30.04 | § 56 Вопросы и задания | ||
60 | Западная Сибирь | 1 | 3.05 | § 57 Вопросы и задания | ||
61 | Восточная Сибирь | 1 | 7.05 | § 58 Вопросы и задания | ||
62 | Дальний Восток | 1 | 10.05 | § 59 Вопросы и задания Сообщение Взаимосвязи России с другими странами | ||
63 | Экономические районы России | 1 | 14.05 | § 60 Вопросы и задания | ||
Раздел 6. Россия в современном мире (5ч.) | ||||||
64 | Россия в современном мире | 1 | 17.05 | Обобщение знаний | ||
65 | Объекты мирового и культурного наследия России | 1 | 21.05 | Обобщение знаний | ||
66 | Экологические проблемы и экологическая ситуация в России. | 1 | 24.05 | Обобщение знаний | ||
67 | Контроль знаний по теме «Человек и природа» | 1 | 28.05 | Обобщение знаний | ||
68 | Обобщение знаний по пройденному курсу | 1 | 29.05 | повторение и систематизация знаний по курсу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...