Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по географии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_5_kl_geografiya.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике по географии 5-6 класса линии «Полярная звезда» под редакцией А. И. Алексеева- М: Просвещение, 2014г.
Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса составлено на основе рабочей программы в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и методическими рекомендациями к учебнику А.И. Алексеева и др. География 5-6 классы, М., Просвещение, 2014.
Календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа, 1 урок в неделю.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий. Законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Содержание
программы курса "География Земли" 5 класс. 34 часа (1 час в неделю)
Введение - 1 час
Раздел I. Как устроен наш мир
Земля во Вселенной. Планета Земля – 9 часов
Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.
Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Развитие знаний землян о пространстве планеты. Вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций.
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:
- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Раздел II. План и карта – 11 часов
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Практикум: Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности. (Обучающая практическая работа.)
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:
- читать план местности и карту;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
Человек на Земле - 4 часа.
Расселение людей на территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. Расы и народы, государства и их столицы, политическая карта. Диалог культур, единство народов, вклад Миклухо-Маклая в доказательство равенства людей и разнообразии их культур
Практикум: Сравнение стран мира по политической карте. (Обучающая практическая работа)
Раздел III. Оболочки Земли.
Литосфера. – (9-10) часов с учетом резерва
Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Практикум: Скульптурный портрет планеты. Правила работы с контурной картой. (Обучающая практическая работа).
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:
- объяснять понятия и термины: Литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- называть методы изучения земных недр;
- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана.
Результаты изучения курса географии 5 класса:
Личностные:
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника;
- проявление устойчивого познавательный интереса и готовности к самообразованию;
- использование подходящих языковых средств для выражения своих мыслей и потребностей.
Метапредметные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
- объяснять роль различных источников географической информации;
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
- определять на карте местоположение географических объектов;
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Планируемые результаты изучения курса географии 5 класса:
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Учебно-методическое обеспечение:
- А.И. Алексеев и др. География 5-6 классы, М., Просвещение, 2014 (учебник)
- В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5-6 классы (рабочая тетрадь)
- Атлас с комплектом контурных карт.
- В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя)
- Электронное приложение к учебнику.
- Крылова О.В. Тестовые тематические контрольные работы. География 5 класс, М., Академкнига, 2011г.
- Атлас с контурными картами по географии.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Электронное приложение « География», 2011г. Дидактические и развивающие игры 5-11 классы.
- Образовательная коллекция: Начальный курс географии, 2002г.
Календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (34 часа)
№ п/п | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Практические работы | Домашнее задание | |
Введение (1 ч.) | |||||||
1 | География и географические методы изучения окружающей среды | 1 | 1 нед. сентября | П. 1, вопросы, с. 4-7 | |||
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч.) | |||||||
2 | Как люди открывали Землю | 1 | 2 нед. сентября | П.2, с. 10-12 | |||
3 | Как люди открывали Землю | 1 | 3 нед. сентября | П.3, с. 13-15 | |||
4 | География сегодня | 1 | 4 нед. сентября | 1. Работа с электронными картами | П.4 с. 16-17 | ||
5 | Развитие географических знаний о Земле | 1 | 1 нед октября | С. 18 | |||
Тема 2. Планета Земля (5 ч.) | |||||||
6 | Мы во Вселенной | 1 | 2 нед. октября | П.5, с. 20-21 | |||
7 | Мы во Вселенной | 1 | 3 нед. октября | Доп.лит-ра | |||
8 | Движения Земли | 1 | 4 нед. октября | Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. | П.6, с. 22-24 | ||
9 | Солнечный свет на Земле | 1 | 2 нед. ноября | П.7, с. 25-28, ответить на вопросы на с.28 | |||
10 | Земля – планета Солнечной системы | 1 | 3 нед. ноября | С. 28 | |||
Тема 3. План и карта (11 ч.) | |||||||
11 | Ориентирование на местности | 1 | 4 нед. ноября | П.8, с. 30-32 | |||
12 | План местности | 1 | 1 нед. декабря | Выучить условные знаки | |||
13 | Земная поверхность на плане и карте | 1 | 2 нед. декабря | 3. Решение практических задач при помощи плана местности. Чтение плана местности | П.9, с. 33-35, вопросы с. 35 | ||
14 | Земная поверхность на плане и карте | 1 | 3 нед. декабря | П.10, с. 36-37 | |||
15 | Способы глазомерной съёмки местности | 1 | 4 нед. декабря | 4. Составление простейшего плана местности | П. 11, с. 38-39 | ||
16 | Географическая карта | 1 | 2 нед. января | П.12, с. 40-43 | |||
17 | Градусная сетка | 1 | 3 нед. января | П.13, к/к, с. 44-47 | |||
18 | Географические координаты | 1 | 4 нед. января | П.14, с. 44-50 задания на определение геогр. широты | |||
19 | Географические координаты | 1 | 1 нед. февраля | П.15, с. 51-53, задания на определение геогр.долготы | |||
20 | Чтение карты | 1 | 2 нед. февраля | 5. Определение географических координат объектов, абсолютных высот, поиск объектов по географическим координатам. Ориентирование и измерение расстояний по карте. | Повторение темы | ||
21 | План и карта | 1 | 3 нед. февраля | П. 16, с. 54-56 | |||
Тема 4. Человек на Земле (4 ч.) | |||||||
22 | Как люди заселяли Землю | 1 | 4 нед. февраля | П.17, с. 58-60 | |||
23 | Расы и народы | 1 | 1 нед. марта | П.18, с. 61-63 | |||
24 | Политическая карта мира | 1 | 2 нед. марта | С. 63, с. 64-65 | |||
25 | Человек на Земле | 1 | 3 нед. марта | С. 62-63 | |||
Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (10ч.) | |||||||
26 | Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 | 1 нед. апреля | П.20, с. 68-70 | |||
27 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | 2 нед. апреля | 6. Определение горных пород и описание их свойств | П.21, 71-73 | ||
28 | Движения земной коры | 1 | 3 нед. апреля | П. 22, с. 74-76 | |||
29 | Движения земной коры | 1 | 4 нед. апреля | П.23, с.77-79 | |||
30 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | 5 нед. апреля | П.24, с. 80-83 | |||
31 | Рельеф Земли. Горы | 1 | 1 нед. мая | П.25, с. 84-87 | |||
32 | Скульптурный портрет планеты | 1 | 2 нед. мая | 7. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт | С. 88-89. Оформление, завершение работы над проектом | ||
33 | Литосфера и человек | 1 | 3 нед. мая | П. 27, с. 90-92 | |||
34 | Литосфера и рельеф | 1 | 4 нед. мая | Работа над ошибками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...