Практические работы по географии. 6 класс
опыты и эксперименты по географии (6 класс) на тему
Практические работы разработаны к учебнику Неклюевой и Герасимовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty._6_klass.docx | 194.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1. Изображение объектов местности в масштабе.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться изображать объекты в масштабе.
Ход работы:
- Начертите здание школы в масштабе.
- Укажите масштаб, в котором вы изобразили школу.
Место для вклейки тетрадного листа со зданием школы в масштабе |
Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимут.
Ход работы:
- Определите направление объектов.
- Определите азимут объектов.
Задание №1. Узнайте, в каком направлении от точки А находится:
точка Б ___________________________
точка В ___________________________
точка Г ___________________________
точка Д ___________________________
Задание №2. Вычислите азимут от точки А к:
точке Б ___________________________
точке В ___________________________
точке Г ___________________________
точке Д ___________________________
Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимут.
Ход работы:
- Определите направление объектов.
- Определите азимут объектов.
Задание №1. Узнайте, в каком направлении от колодца находится:
точка Б ___________________________
точка В ___________________________
точка Г ___________________________
точка Д ___________________________
Задание №2. Вычислите азимут от колодца к:
точке Б ___________________________
точке В ___________________________
точке Г ___________________________
точке Д ___________________________
Практическая работа №3. Составление плана местности методом маршрутной съёмки.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: уметь составлять план местности, формировать картографическую грамотность, уметь работать с картами и рисунками как с источниками географической информации.
Ход работы:
- Маршрутная съёмка производится по ходовой линии.
- По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся слева и справа от дороги, насколько видно на открытой местности.
- Вспомните среднюю длину своих пар шагов.
- Измерьте указанное расстояние парами шагов.
- Вычислите и заполните таблицу. Для этого следует среднюю длину своего шага умножить на количество пар шагов и разделить на величину масштаба.
Средняя длина пар шагов: | ||||
Масштаб: | ||||
Название | № | Расстояние п.ш. | Расстояние на плане, см | Направление |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Ход маршрута
Практическая работа №4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: проверить и оценить своё умение определять географические координаты.
Ход работы:
- Определите географические координаты точек. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Название географического объекта | Географические координаты | |
Широта | Долгота | |
Карта полушарий | ||
Вашингтон | ||
Токио | ||
Карта России | ||
Москва | ||
Владивосток | ||
Хабаровск |
- Определите географические объекты по их географическим координатам. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Географические координаты | Название географического объекта | |
Широта | Долгота | |
36° ю.ш. | 150° в.д. | |
60° с.ш. | 30° в.д. | |
43° 30' с.ш. | 42° 30' в.д. |
- Все географические объекты, встретившиеся в практической работе, необходимо отметить на контурной карте.
Практическая работа №4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: проверить и оценить своё умение определять географические координаты.
Ход работы:
- Определите географические координаты точек. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Название географического объекта | Географические координаты | |
Широта | Долгота | |
Карта полушарий | ||
Каир | ||
Кейптаун | ||
Карта России | ||
Красноярск | ||
Воркута | ||
Хабаровск |
- Определите географические объекты по их географическим координатам. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Географические координаты | Название географического объекта | |
Широта | Долгота | |
56° с.ш. | 38° в.д. | |
62° с.ш. | 130° в.д. | |
43° 30' с.ш. | 42° 30' в.д. |
- Все географические объекты, встретившиеся в практической работе, необходимо отметить на контурной карте.
Практическая работа №5. Составление описания форм рельефа.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы:
- Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор, высоту и географические координаты отдельных вершин.
- Научиться обозначать на контурной карте горы.
Ход работы:
- Определите географическое положение гор, названных учителем.
План определения географического положения гор
- Найти горы, назвать и показать их на карте.
- Определить вершину гор, указать её высоту.[1]
- На каком материке и в какой его части расположены горы.
- Между какими меридианами и параллелями они находятся.
- В каком направлении и на сколько километров протянулись (приблизительно).
- Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря, реки и т. д.).
Горы ______________________________ | |
Вершина, высота | |
Материк, часть материка | |
Меридианы и параллели | |
Направление и протяженность гор | |
Положение относительно других объектов |
- Нанесите на контурную карту полушарий горы[2]: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи.
Практическая работа №6. Составление описания внутренних вод.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы:
- Научить характеризовать внутренние воды на примере какой-либо реки по карте.
- Установить зависимость между рельефом, направлением и характером течения.
Ход работы: пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек, указанных учителем, по предложенному плану.
План определения географического положения реки
- Назвать и показать реку.
- На каком материке и в какой его части расположена река.
- Между какими меридианами и параллелями.
- Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится.
- Ответьте на вопрос: как река используется человеком?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить график температуры по данным таблицы.
Ход работы:
- По данным таблицы начертите график изменения температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует 1°С, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки - один срок наблюдений).
- По графику определите:
- Когда температура воздуха была самой низкой? _________________________________
- Когда температура воздуха была самой высокой? _________________________________
- Чему равна суточная амплитуда температуры? _________________________________
- Чему равна средняя суточная температура? _________________________________
21 марта 2010 года в городе Великий Новгород
Время (часы) | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 |
Температура (°C) | -1° | -2° | -2° | -1° | 0° | +1° | +3° | +7° | +4° | +2° | +1° | 0° |
Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить график температуры по данным таблицы.
Ход работы:
- По данным таблицы начертите график изменения температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует 1°С, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки - один срок наблюдений).
- По графику определите:
- Когда температура воздуха была самой низкой? _________________________________
- Когда температура воздуха была самой высокой? _________________________________
- Чему равна суточная амплитуда температуры? _________________________________
- Чему равна средняя суточная температура? _________________________________
27 февраля 2013 года в городе Ростов-на-Дону
Время (часы) | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 |
Температура (°C) | -2° | -3° | -1° | 0° | +1° | +3° | +4° | +9° | +8° | +5° | +3° | 0° |
Практическая работа №8. Построение розы ветров.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить розу ветров.
Ход работы: по данным таблицы постройте розу ветров за каждый месяц. Способ построения розы ветров описан в учебнике на с.116, рис.76.
Сыктывкар
Январь | ||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | Без ветра |
2 | 3 | 1 | 3 | 8 | 9 | 2 | 2 | 1 |
Июль | ||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | Без ветра |
6 | 5 | 2 | 2 | 3 | 5 | 3 | 5 | 0 |
Место для вклейки тетрадного листа с розами ветров |
Практическая работа №8. Построение розы ветров.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить розу ветров.
Ход работы: по данным таблицы постройте розу ветров за каждый месяц. Способ построения розы ветров описан в учебнике на с.116, рис.76.
Челябинск
Январь | ||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | Без ветра |
2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 12 | 3 | 4 | 0 |
Июль | ||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | Без ветра |
6 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 8 | 0 |
Место для вклейки тетрадного листа с розами ветров |
Практическая работа №9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить диаграмму количества осадков.
Ход работы:
- По данным таблицы постройте диаграмму количества осадков за год. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует 4 мм, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки - один месяц).
- По диаграмме определите:
- В какой сезон выпадает наибольшее количество осадков? _____________________
- В какой сезон выпадает наименьшее количество осадков? _____________________
- Чему равно среднегодовое количество осадков? _____________________
Новороссийск | ||||||||||||
Показатель | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
84 | 74 | 57 | 49 | 43 | 58 | 60 | 47 | 52 | 57 | 75 | 91 |
Практическая работа №9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить диаграмму количества осадков.
Ход работы:
- По данным таблицы постройте диаграмму количества осадков за год. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует 4 мм, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки - один месяц).
- По диаграмме определите:
- В какой сезон выпадает наибольшее количество осадков? _____________________
- В какой сезон выпадает наименьшее количество осадков? _____________________
- Чему равно среднегодовое количество осадков? _____________________
Калуга | ||||||||||||
Показатель | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
39 | 33 | 35 | 39 | 43 | 77 | 80 | 71 | 55 | 50 | 53 | 55 |
Практическая работа №10. Составление характеристики природного комплекса.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы: дать учащимся навыки наблюдений за отдельными компонентами природы и умения их описывать; усвоить понятия «компоненты природы» и «природный комплекс»
Ход работы:
- Характеристика изучаемого участка территории:
Определение географического положения.
- Запишите дату исследования (число, месяц, год).
- Административное положение: область, район, окрестности населенного пункта.
- Географическое положение: равнина, возвышенность и пр.
- Рельеф: например, всхолмленная равнина с разветвленной системой оврагов.
- Климат: характер и степень увлажнения. Например: атмосферные осадки преимущественно в летне-осенний период, 500 – 600 мм.
- Определите характер увлажнения, оно может быть недостаточным, средним, избыточным.
- Изучение климатических показателей с использованием приборов. Полученные результаты занесите в таблицу.
Составление климатической характеристики.
- Вспомните народные приметы, предсказывающие погоду.
- Используя основные приемы наблюдения за погодой, определите с помощью приборов:
- температуру воздуха (термометр);
- атмосферное давление (барометр);
- направление ветра (флюгер и компас);
- облачность (ясно, пасмурно, переменная облачность);
- осадки.
Время наблюдения | t, °C | АД, мм рт. ст. | Направление ветра | Облачность | Осадки, мм |
[1] Прием определения высоты гор и равнин
- Показать горы (равнины); установить, каким цветом они изображены.
- Найти цвет (цвета) на шкале высот и прочитать соответствующую ему высоту.
- Найти самую высокую вершину, прочитать ее высоту.
[2] Правила обозначение гор на контурной карте.
- Определив географическое положение гор на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
- Обозначить горы коричневой линией, показывающей направление главного хребта, обратив внимание на точность нанесения этой линии относительно основных ориентиров.
- Надписать название гор вдоль обозначенной линии.
- В условных знаках к карте пояснить, как обозначены горы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические работы по географии 7 класс
Всего - 23: устных - 17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....
Практические работы по географии для 9 классов.
Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются таблицы, диаграммы....
Практическая работа по географии 11 класс
практическая работа по георафии для 11 класса дается как образец выполнения подобных работ при описании, или сравнении стран...
Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»
Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии
Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...
Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"
Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...
Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)
Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....