Практические работы по географии. 6 класс
опыты и эксперименты по географии (6 класс) на тему
Практические работы разработаны к учебнику Неклюевой и Герасимовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1. Изображение объектов местности в масштабе.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться изображать объекты в масштабе.
Ход работы:
- Начертите здание школы в масштабе.
- Укажите масштаб, в котором вы изобразили школу.
Место для вклейки тетрадного листа со зданием школы в масштабе |
Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимут.
Ход работы:
- Определите направление объектов.
- Определите азимут объектов.
Задание №1. Узнайте, в каком направлении от точки А находится:
точка Б ___________________________
точка В ___________________________
точка Г ___________________________
точка Д ___________________________
Задание №2. Вычислите азимут от точки А к:
точке Б ___________________________
точке В ___________________________
точке Г ___________________________
точке Д ___________________________
Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимут.
Ход работы:
- Определите направление объектов.
- Определите азимут объектов.
Задание №1. Узнайте, в каком направлении от колодца находится:
точка Б ___________________________
точка В ___________________________
точка Г ___________________________
точка Д ___________________________
Задание №2. Вычислите азимут от колодца к:
точке Б ___________________________
точке В ___________________________
точке Г ___________________________
точке Д ___________________________
Практическая работа №3. Составление плана местности методом маршрутной съёмки.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: уметь составлять план местности, формировать картографическую грамотность, уметь работать с картами и рисунками как с источниками географической информации.
Ход работы:
- Маршрутная съёмка производится по ходовой линии.
- По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся слева и справа от дороги, насколько видно на открытой местности.
- Вспомните среднюю длину своих пар шагов.
- Измерьте указанное расстояние парами шагов.
- Вычислите и заполните таблицу. Для этого следует среднюю длину своего шага умножить на количество пар шагов и разделить на величину масштаба.
Средняя длина пар шагов: | ||||
Масштаб: | ||||
Название | № | Расстояние п.ш. | Расстояние на плане, см | Направление |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Ход маршрута
Практическая работа №4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: проверить и оценить своё умение определять географические координаты.
Ход работы:
- Определите географические координаты точек. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Название географического объекта | Географические координаты | |
Широта | Долгота | |
Карта полушарий | ||
Вашингтон | ||
Токио | ||
Карта России | ||
Москва | ||
Владивосток | ||
Хабаровск |
- Определите географические объекты по их географическим координатам. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Географические координаты | Название географического объекта | |
Широта | Долгота | |
36° ю.ш. | 150° в.д. | |
60° с.ш. | 30° в.д. | |
43° 30' с.ш. | 42° 30' в.д. |
- Все географические объекты, встретившиеся в практической работе, необходимо отметить на контурной карте.
Практическая работа №4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: проверить и оценить своё умение определять географические координаты.
Ход работы:
- Определите географические координаты точек. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Название географического объекта | Географические координаты | |
Широта | Долгота | |
Карта полушарий | ||
Каир | ||
Кейптаун | ||
Карта России | ||
Красноярск | ||
Воркута | ||
Хабаровск |
- Определите географические объекты по их географическим координатам. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Географические координаты | Название географического объекта | |
Широта | Долгота | |
56° с.ш. | 38° в.д. | |
62° с.ш. | 130° в.д. | |
43° 30' с.ш. | 42° 30' в.д. |
- Все географические объекты, встретившиеся в практической работе, необходимо отметить на контурной карте.
Практическая работа №5. Составление описания форм рельефа.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы:
- Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор, высоту и географические координаты отдельных вершин.
- Научиться обозначать на контурной карте горы.
Ход работы:
- Определите географическое положение гор, названных учителем.
План определения географического положения гор
- Найти горы, назвать и показать их на карте.
- Определить вершину гор, указать её высоту.[1]
- На каком материке и в какой его части расположены горы.
- Между какими меридианами и параллелями они находятся.
- В каком направлении и на сколько километров протянулись (приблизительно).
- Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря, реки и т. д.).
Горы ______________________________ | |
Вершина, высота | |
Материк, часть материка | |
Меридианы и параллели | |
Направление и протяженность гор | |
Положение относительно других объектов |
- Нанесите на контурную карту полушарий горы[2]: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи.
Практическая работа №6. Составление описания внутренних вод.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы:
- Научить характеризовать внутренние воды на примере какой-либо реки по карте.
- Установить зависимость между рельефом, направлением и характером течения.
Ход работы: пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек, указанных учителем, по предложенному плану.
План определения географического положения реки
- Назвать и показать реку.
- На каком материке и в какой его части расположена река.
- Между какими меридианами и параллелями.
- Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится.
- Ответьте на вопрос: как река используется человеком?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить график температуры по данным таблицы.
Ход работы:
- По данным таблицы начертите график изменения температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует 1°С, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки - один срок наблюдений).
- По графику определите:
- Когда температура воздуха была самой низкой? _________________________________
- Когда температура воздуха была самой высокой? _________________________________
- Чему равна суточная амплитуда температуры? _________________________________
- Чему равна средняя суточная температура? _________________________________
21 марта 2010 года в городе Великий Новгород
Время (часы) | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 |
Температура (°C) | -1° | -2° | -2° | -1° | 0° | +1° | +3° | +7° | +4° | +2° | +1° | 0° |
Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить график температуры по данным таблицы.
Ход работы:
- По данным таблицы начертите график изменения температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует 1°С, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки - один срок наблюдений).
- По графику определите:
- Когда температура воздуха была самой низкой? _________________________________
- Когда температура воздуха была самой высокой? _________________________________
- Чему равна суточная амплитуда температуры? _________________________________
- Чему равна средняя суточная температура? _________________________________
27 февраля 2013 года в городе Ростов-на-Дону
Время (часы) | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 |
Температура (°C) | -2° | -3° | -1° | 0° | +1° | +3° | +4° | +9° | +8° | +5° | +3° | 0° |
Практическая работа №8. Построение розы ветров.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить розу ветров.
Ход работы: по данным таблицы постройте розу ветров за каждый месяц. Способ построения розы ветров описан в учебнике на с.116, рис.76.
Сыктывкар
Январь | ||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | Без ветра |
2 | 3 | 1 | 3 | 8 | 9 | 2 | 2 | 1 |
Июль | ||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | Без ветра |
6 | 5 | 2 | 2 | 3 | 5 | 3 | 5 | 0 |
Место для вклейки тетрадного листа с розами ветров |
Практическая работа №8. Построение розы ветров.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить розу ветров.
Ход работы: по данным таблицы постройте розу ветров за каждый месяц. Способ построения розы ветров описан в учебнике на с.116, рис.76.
Челябинск
Январь | ||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | Без ветра |
2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 12 | 3 | 4 | 0 |
Июль | ||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | Без ветра |
6 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 8 | 0 |
Место для вклейки тетрадного листа с розами ветров |
Практическая работа №9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить диаграмму количества осадков.
Ход работы:
- По данным таблицы постройте диаграмму количества осадков за год. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует 4 мм, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки - один месяц).
- По диаграмме определите:
- В какой сезон выпадает наибольшее количество осадков? _____________________
- В какой сезон выпадает наименьшее количество осадков? _____________________
- Чему равно среднегодовое количество осадков? _____________________
Новороссийск | ||||||||||||
Показатель | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
84 | 74 | 57 | 49 | 43 | 58 | 60 | 47 | 52 | 57 | 75 | 91 |
Практическая работа №9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цель работы: научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой - строить диаграмму количества осадков.
Ход работы:
- По данным таблицы постройте диаграмму количества осадков за год. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует 4 мм, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки - один месяц).
- По диаграмме определите:
- В какой сезон выпадает наибольшее количество осадков? _____________________
- В какой сезон выпадает наименьшее количество осадков? _____________________
- Чему равно среднегодовое количество осадков? _____________________
Калуга | ||||||||||||
Показатель | Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
39 | 33 | 35 | 39 | 43 | 77 | 80 | 71 | 55 | 50 | 53 | 55 |
Практическая работа №10. Составление характеристики природного комплекса.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 6 класса
Цели работы: дать учащимся навыки наблюдений за отдельными компонентами природы и умения их описывать; усвоить понятия «компоненты природы» и «природный комплекс»
Ход работы:
- Характеристика изучаемого участка территории:
Определение географического положения.
- Запишите дату исследования (число, месяц, год).
- Административное положение: область, район, окрестности населенного пункта.
- Географическое положение: равнина, возвышенность и пр.
- Рельеф: например, всхолмленная равнина с разветвленной системой оврагов.
- Климат: характер и степень увлажнения. Например: атмосферные осадки преимущественно в летне-осенний период, 500 – 600 мм.
- Определите характер увлажнения, оно может быть недостаточным, средним, избыточным.
- Изучение климатических показателей с использованием приборов. Полученные результаты занесите в таблицу.
Составление климатической характеристики.
- Вспомните народные приметы, предсказывающие погоду.
- Используя основные приемы наблюдения за погодой, определите с помощью приборов:
- температуру воздуха (термометр);
- атмосферное давление (барометр);
- направление ветра (флюгер и компас);
- облачность (ясно, пасмурно, переменная облачность);
- осадки.
Время наблюдения | t, °C | АД, мм рт. ст. | Направление ветра | Облачность | Осадки, мм |
[1] Прием определения высоты гор и равнин
- Показать горы (равнины); установить, каким цветом они изображены.
- Найти цвет (цвета) на шкале высот и прочитать соответствующую ему высоту.
- Найти самую высокую вершину, прочитать ее высоту.
[2] Правила обозначение гор на контурной карте.
- Определив географическое положение гор на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
- Обозначить горы коричневой линией, показывающей направление главного хребта, обратив внимание на точность нанесения этой линии относительно основных ориентиров.
- Надписать название гор вдоль обозначенной линии.
- В условных знаках к карте пояснить, как обозначены горы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/16/picture-33883.jpg)
Практические работы по географии 7 класс
Всего - 23: устных - 17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-56667-1351270220.jpg)
Практические работы по географии для 9 классов.
Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются таблицы, диаграммы....
Практическая работа по географии 11 класс
практическая работа по георафии для 11 класса дается как образец выполнения подобных работ при описании, или сравнении стран...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/05/picture-308919-1380976941.jpg)
Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»
Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-383552-1391783949.jpg)
Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии
Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/27/picture-125201-1577442945.jpg)
Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"
Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-226295-1590638128.jpg)
Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)
Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....