"Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки"
консультация по географии (7 класс) на тему

Конспект урока географии в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  23. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки Африки

Тип урока урок «открытия» новых знаний

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с факторами, неблагоприятно влияющими на природу Африки, и мерами, направленными на ее сохранение.

Планируемые результаты:

Предметные. формирование у обучающихся умения определять проблему, умение работать по карте и определять географические объекты материка Африка, умение анализировать влияние человека на природу Африки.
Метапредметные.
Регулятивные: Определять цель и задачи; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, самостоятельно оценивать свои результаты.

Познавательные: Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; анализировать, сравнивать географические объекты, выявлять причины и следствия явлений. Устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне. Представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности; Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент
  2. Проверка ДЗ по теме «Природные зоны Африки» по слайдам презентации
  1. Определи природную зону Африки по описанию
  2. Кто это или что это?
  3. Определи природную зону по изображению

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ НА СЛАЙДЕ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

3.  Мотивация

- Посмотрите видеоролик. Какую проблему африканского континента поднимает этот видеофрагмент? (браконьерское истребление диких животных Африки)

Тема урока - «Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки»

Целеполагание и планирование

Что нам нужно узнать сегодня на уроке? 

План (на доске)

  1. Как повлияла на природу Африки ее колониальное прошлое.

2. Стихийные бедствия

3. Заповедники и национальные парки.

Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

4 этап. Актуализация знаний

Сегодня мы с вами должны выяснить положительно или отрицательно человек влиял и влияет на природу материка.

 «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

- Рассмотрите карту Африки. Внимательно изучите ее легенду. (колониальное прошлое)

- Расскажите, о чем рассказала вам такая карта материка.

Колониальный раздел континента в период со второй половины 19 века и до начала Первой мировой войны получил название «гонка за Африку». Это время охарактеризовалось жесткой и острой конкуренцией ведущих держав Европы за проведение военных операций и исследовательских работ в регионе, которые в конечном итоге были направлены на захват новых земель. Для европейцев Африка была важным источником сырья, полезных ископаемых и дешевой рабочей силы.

- Какова была главная цель колонизаторов?  (обогащение)

-Прочитайте материал учебника с.126 и дополните предложения. Каковы последствия действия колонизаторов для природы Африки:

1. Раскорчёвывание лесов и выжигание их под пашни и пастбища. (сокращение площади лесов)

2. Браконьерская охота. (полное уничтожение животных или сильное их сокращение)

3. Вывоз дорогостоящей древесины. (исчезновение лесов)

4. Формирование плантаций какао, масличной пальмы, арахиса. (вместо лесов образовывались саванны)

5. Чрезмерный выпас скота. (саванны уступили место пустыням)

- Какую еще хозяйственную деятельность вели европейцы в Африке? (разработка месторождений полезных ископаемых и развитие промышленности)

- Это как-то повлияло на природу материка? («лунный ландшафт», загрязнение воздуха)

- Как активно действовали европейцы на материке! А как жилось коренным жителям? Найдите ответ в учебнике.  (люди голодали)

- Какие же изменения произошли в природе Африки в связи с хозяйственной деятельностью человека? Выберите и запишите в тетрадь только те изменения, которые произошли в природе Африки за время ее колонизации. (на слайде)

1. Сокращение площади лесов

2. Улучшение экологии

3. Уничтожение животных

4. Изменение первичных природных зон 

5. Увеличение площади лесов.

 6. Увеличение площади пустынь.

ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ НА СЛАЙДЕ

- Делалось ли что-нибудь для изменения природы в лучшую сторону? Почему? (колонизаторы здесь не жили и не планировали жить)

- Легко ли восстановить те, что нарушалось в течение десятилетий? (нет, природа восстанавливается медленно)

Страны африканского континента до сих пор не могут решить проблемы экологии.

 Итак, мы установили, что природа Африки страдает от неразумного использования её богатств и неправильного ведения хозяйства. Но Африка- это материк Земли, который подвергается еще и большому количеству стихийных бедствий.

- Какие стихийные бедствия вы можете назвать? 

- Выберите стихийные бедствия, которые могут случиться в Африке:

Землетрясения, засухи, град, наводнения, заморозки, болезни растений, нашествия саранчи, снежные лавины

- Как вы думаете, какое из них самое губительное для материка Африка? (засухи)

- Что является причиной усугубления засух? (вырубка кустарников, деревьев, чрезмерный выпас скота)

- Посмотрите ВИДЕО и оцените серьезность проблем, вызываемых засухой

- Какие, по вашему мнению, следует провести мероприятия в Африке, чтобы уменьшить стихийные бедствия, вызываемые засухами?

- Как можно сохранить природу? (создать заповедники, национальные парки)

- Что такое заповедник? (территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы – запись в тетради определения)

- Кто может объяснить, чем заповедник отличается от национального парка?

(в заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу, национальные парки могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила)

- Откройте атласы на стр. 26, найдите карту «Африка. Комплексная карта». Как обозначаются заповедники и национальные парки на карте? На карте Африки найдите заповедники и национальные парки, укажите, в каких природных зонах они расположены и как называются наиболее крупные из них. (Анализ карты атласа (Африка. Комплексная карта), нахождение заповедников и национальных парков.)

- В какой части материка их наибольшее количество? (южной и восточной)

- Обозначим на контурной карте национальные парки Серенгети, Крюгера.

Ознакомьтесь с информацией о самых известных заповедниках и нац. парках Африки и определите в какой стране они находятся. Установите соответствие.

Национальный парк Серенгети. Серенгети знаменит своим богатейшим животным миром. Примерно пятьсот видов птиц и три миллиона особей крупных животных обитают на равнинах парка. Славится ежегодной миграцией зебр, антилоп гну, газелей и, соответственно, хищников, которые на них охотятся. Национальный парк считается одной из самых ненарушенных экологических систем в мире.   Координаты парка – 2° ю. ш. 34° в. д. (Танзания)

Национальный парк Крюгера. Это старейший национальный парк юга Африки. Он насчитывает самое большое количество млекопитающих, самыми популярными из них являются львы, носороги, слоны, леопарды и буйволы. Координаты парка – 24°ю. ш. 31°в. д. (ЮАР)

Национальный парк Бвинди. В отличие от двух предыдущих, этот парк расположился в джунглях, а путешествовать по нему можно только пешком. Тут можно насладиться наибольшим количеством самых разнообразных деревьев Африки. Еще парк является домом для экзотических и потрясающе красивых бабочек. Координаты парка - 1°ю. ш. 32°в. д.  (Уганда)

Национальный парк Амбосели Национальный парк Амбосели является одним из самых популярных парков. Он предлагает один из самых захватывающим видов на гору Килиманджаро с её 5985 метровой вершиной, возвышающейся над равнинами. Амбосели привлекает посетителей, в первую очередь, из-за его огромных стад слонов. Парк также является домом для многих хищников, таких как лев, гепард и леопард. Координаты парка 2° ю. ш. 37°в. д. (Кения)

Национальный заповедник Сентрал-Калахари. Уже из названия становиться ясно, что он расположен в пустыне Калахари. Это второй по величине заповедник в мире. Пустыня, подумаете вы, что там делать. Несмотря на это, в парке расположены солёные озера и древние русла рек наряду с песчаными дюнами. В этом парке самая большая концентрация диких животных в мире. Самыми известными жителями являются белые носороги, крокодилы, бегемоты, жирафы, дикие собаки, гепарды, гиены и, конечно, львы и леопарды. Координаты заповедника - 21°ю. ш. 23° в. д.  (Ботсвана)

Заповедник Нгоронгоро Фактически это впечатляющий потухший вулкан, который оставил после себя кратер. Крутые склоны кратера стали средой обитания для самых разнообразных диких животных. Район также имеет большое значение в изучении происхождения человека, ведь именно здесь были найдены одни из самых ранних останков человека, в том числе следы его пребывания здесь 3,5 млн.-лет назад. Координаты парка 3°ю. ш. 35°в. д (Танзания)

ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ НА СЛАЙДЕ

- Давайте совершим небольшое путешествие по парку Серенгети

(Просмотр видео «Национальный парк Серенгети»)

Закрепление материала 

Ответы на вопросы:

1. Положительно или отрицательно человек влиял на природу материка в 19 веке?

2. Какое самое губительное стихийное бедствие в Африке?

3. С какой целью создают заповедники и национальные парки? назовите заповедники и национальные парки в Африке?

Рефлексия и оценивание: ДЗ+ Проблемы природы Африки + нац.парки + внимание, активность, прилежание         20-19 баллов- «5»       18-14 баллов- «4»         13-10 баллов «3»

Домашнее задание: параграф 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема. Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.

Подробный конспект урока. Основная цель урока - экологические проблемы Африки, установление причинно-следственных связей....

День заповедников и национальных парков в России.

Материал подготовлен для беседы с учащимися....

Влияние человеке на природу. Заповедники и национальные парки

Задачи: 1. Называть и показывать заповедники и национальные парки, объяснять изменения природы континента под влиянием деятельности человека.2. Способствовать формированию интереса к географическим зн...

"День заповедников и национальных парков – 11 января"

Презентация предназначена для проведения классного мероприятия "День заповедников и национальных парков – 11 января"...

Внеклассное мероприятие "22 апреля - День заповедников и национальных парков (Марш парков)"

Внеклассное мероприятие, посвященное особо охраняемым природным территориям. В ходе занятия раскрывается понятие ООПТ, рассматриваются катеогрии охраняемых земель. Показаны примеры ООПТ на территории ...

Африка. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

АФРИКА.Влияние человека на природу.Заповедники и национальные парки. Презентация для интерактивной доски....

Сценарий праздника, посвященного Всероссийскому дню заповедников и национальных парков "Жемчужины природы"

В заповедниках лес и трава, И животные бродят свободно. Это зоны, где вечно живаНаша Родина, наша природа. Цель: познакомить обучающихся с историей празднования «Всерос...