Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. За основу взята программа «География»,  автор - составитель программы Е.М. Домогацких 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_6_klass.docx71.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения______________________________________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________________________________________________________________________________

«_______» __________________________20____г

Рабочая программа учебного предмета

География  6 класс

на 2017/2018 учебный год

(базовый уровень)

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

Программа  курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М.Домогацких.-  М.: ООО «Русское слово»,2015 год.

Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е зд., перераб. –М.:  Просвещение, 2011.

Учебник:
Автор: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
Название: География. Физическая география: Учебник для 6 класса.
Издательство: Москва «Русское слово» 2014 год

Количество часов в неделю: 1 час

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. За основу взята программа «География»,  автор - составитель программы Е.М. Домогацких (М.:ООО «Русское слово – учебник », 2015. ФГОС. Инновационная школа).

    В образовательной программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста шестиклассников.

Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

– расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);

– создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением;

– усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;

– способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

– на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

– продолжить развитие картографической грамотности обучающихся посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучение способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

– развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

На изучение географии в 6 классе отводится 34 часа.

Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

– форму и размеры Земли;

– полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

– части внутреннего строения Земли;

– основные формы рельефа;

– части Мирового океана;

– виды вод суши;

– причины изменения погоды;

– типы климатов;

– виды ветров, причины их образования;

– виды движения воды в океане;

– пояса освещенности Земли;

– географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

– различных видов карт;

– горных пород и минералов;

– типов погод;

– взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

– стороны горизонта на местности (ориентироваться);

– относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

– расстояния и направления по плану и карте;

– осадочные и магматические горные породы;

– направление ветра.

4.Описывать:

– географические объекты.

  1. 5. Объяснять:

  2. – особенности компонентов природы своей местности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Практические работы

2

Земля как планета

5

1

3

Географическая карта

5

3

4

Литосфера

7

2

5

Атмосфера

8

1

6

Гидросфера

4

2

7

Биосфера

2

1

8

Почва и географическая оболочка

3

2

Итого

34

12

Перечень практических работ

№ работы

Название

1

Определение по карте  географических координат различных географических объектов.

2

Определение направлений и расстояний по карте.  

3

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

4

Составление простейшего плана местности

5

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

6

Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

7

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

8

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

9

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

10

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

11

Описание природных зон Земли по географическим картам.

12

Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        влияние космоса на жизнь на Земле;

•        географические следствия движения Земли;

•        особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

•        географические координаты;

•        особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

•        географические следствия движений Земли.

  1. Практическая работа: П/р №1 Определение по карте  географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (5 часов)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        свойства географической карты и плана местности;

•        специфику способов картографического изображения;

•        отличия видов условных знаков;

•        отличия видов масштабов;

•        значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

•        существенные признаки плана, карты и глобуса;

•        классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

•        расстояния по карте;

•        азимут по карте местности;

•        абсолютную и относительную высоту;

•        читать условные знаки;

•        масштаб карты.

  1. Практические работы: П/р №2. Определение направлений и расстояний по карте.  П/р №3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. П/р №4 Составление простейшего плана местности.

  2. Тема 3. Литосфера (7 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        особенности внутреннего строения Земли;

•        причины и следствия движения земной коры;

•        действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

•        особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        по заданным признакам горные породы и минералы;

•        отличие видов земной коры;

•        виды форм рельефа;

•        районы землетрясений и вулканизма.

Практические работы: П/р №5 Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. Пр/р№6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

  1. Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

•        вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

•        причины возникновения природных явлений в атмосфере;

•        зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

•        особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        основные показатели погоды.

Практические работы: П/р №7 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

  1. Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

•        выделение существенных признаков частей Мирового океана;

•        особенности состава и строения гидросферы;

•        условия залегания и использования подземных вод;

•        условия образования рек, озер, природных льдов;

•        характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        вид рек, озер, природных льдов;

•        особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Практические работы: П/р №8. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. П/р№9. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

  1. Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        закономерности географической оболочки на примере биосферы;

•        особенности приспособления организмов к среде обитания;

•        роль царств природы;

•        необходимость охрны органического мира.

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        сущность экологических проблем;

•        причины разнообразия растений и животных;

•        характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Практическая работа: П/р №10. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. 

  1. Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Метапредметные умения:

•        ставить учебную задачу под руководством  учителя;

•        планировать свою деятельность под руководством учителя;

•        выявлять причинно-следственные связи;

•        определять критерии для сравнения фактов, явлений;

•        выслушивать и объективно оценивать другого;

•        уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

•        закономерности образования почвы;

•        особенности строения и состава географической оболочки;

•        взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

•        законы развития географической оболочки;

•        сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

•        существенные признаки понятий;

•        условия образования почв;

•        характер размещения природных зон Земли.

Практические работы:. П/р №11 Описание природных зон Земли по географическим картам. П/Р №12. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УПЗУ  - урок применения знаний и умений

КУ – комбинированный урок

К – урок контроля

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЛЯ 6 – ГО КЛАССА:

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские,

        Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие

                 равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские,

                 Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка,

               Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио,  

                Бенгальское, Западных Ветров.

Реки: Нил,  Амазонка, Миссисипи,  Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг,

             Хуанхэ,  Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие

             Американские озера.

Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплекс авторов Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе. Учебники изданы в  издательстве «Русское слово».

   УМК включает:

  • программу курса «География 5-9 классы», изданную «Русским словом» в 2015.- «ФГОС. Инновационная школа»;
  • Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.-224с.- «ФГОС. Инновационная школа»;Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015 год.
  • Контурные карты. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015 год.
  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М. «Русское слово», 2015 год.

Дополнительная литература:

  • За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2007 год.
  • Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., М. «Дрофа», 2008 год.
  • Лазаревич К. С.   Я иду на урок географии.  История географических открытий.  Книга для учителя,-  М. «Первое сентября», 2000.  
  • Петрова Л. Е. Дидактические карточки задания по географии 6 класс. М., «Экзамен», 2007
  • Пятунин В. Б. География 6 -10 кл.  Контрольные и проверочные работы. - М.:  Дрофа, 2007.
  • Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс,Волгоград, «Учитель», 2007.
  • Шатных  А. В. Современный урок географии. Часть1.  Методические разработки уроков географии 6 класс. М.:  «Школьная пресса», 2007.
  • Журналы «География в школе».
  • Газета «География».
  •  «География в таблицах и схемах». Чернова В.Г. – С-П: «Виктори», 2008г.
  •  «Физическая география. Интересные факты». Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Илекса, 2008г.
  •  «Я иду на урок. Общая физическая география. В 2-х частях». Лазаревич К.С. – М.: Первое сентября, 2007г.

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элемент содержания

 /целевая установка урока/

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Вид контроля

Дата

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема 1. Земля как планета(5 часов)

1/1

Земля и Вселенная.

1

УОНМ

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Выявлять и знать объекты Вселенной, состав Солнечной системы; объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; определять географические следствия движения Земли.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное; с различными источниками информации

Формирование ответственного отношения к учебе.

Вводная беседа, ФО

2/2

Система географических координат.

1

УОНМ

Градусная сеть, Система географических координат.

Давать определение  понятиям экватор, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты; определять географические координаты

Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; умение определять географические координаты

Формирование ответственного отношения к учебе.

Фронтальный и индивидуальный опрос

3/3

Практическая работа № 1«Определение по карте географических координат различных географических объектов»

1

П

Фронтальный и индивидуальный опрос

4/4

Времена года.

1

УОНМ

Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний.

Давать определение  понятиям глобус, экватор, полюс; объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний.

Слуховое и визуальное восприятие информации; умение работать с текстом, картой

Формирование ответственного отношения к учебе.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Устный, индивидуальный опрос

 5/5

Пояса освещённости.

1

УОНМ

Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Давать определение  понятиям полюс, тропики; объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; умение определять географические следствия движения Земли

Формирование ответственного отношения к учебе.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Фронтальный и индивидуальный опрос; работа с картой

Тема 2. Географическая карта(5 часов)

6/1

Географическая карта и её масштаб.

Практическая работа № 2«Определение направлений и расстояний по карте»

1

КУ

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды.

Давать определение понятиям географическая карта, план местности, масштаб; объяснение свойств географической карты и плана местности, отличия видов масштабов. Определять существенные признаки плана, карты и глобуса

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Определять расстояние по карте; масштабы карт.

Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе.

Устный, индивидуальный опрос; работа в группах

7/2

Виды условных знаков.

1

УОНМ

Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по содержанию и масштабу. Понятие о плане местности и топографической карте.

Давать определение понятиям условные знаки, горизонтали, легенда карты. Объяснять специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; определять абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений

Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе.

Индивидуальный и фронтальный опрос; работа в группах по карте

8/3

Ориентирование.

Практическая работа № 3«Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту»

1

КУ

Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту.

Давать определение понятию ориентирование, азимут определять азимут по карте и на местности; объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать выводы о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

Умение работать с измерительными приборами; планировать свою деятельность под руководством учителя.

Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе.

Индивидуальный и фронтальный опрос

9/4

Изображение рельефа на карте.

1

КУ

Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска.  Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Давать определение понятию: горизонтали изогипсы; определять абсолютную и относительную высоту; объяснять специфику способов картографического изображения; объяснять значение планов и карт в практической деятельности человека

Умение работать с измерительными приборами, планировать свою деятельность под руководством учителя; стоить простейший план местности. Определять по карте абсолютную высоту. Умение вести диалог, вырабатывая общее мнение.

Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе. Формирование ответственного отношения к учебе, осознание необходимости учения.

Индивидуальный и фронтальный опрос; работа в парах с использованием приложения с.203-208

10/5

Практическая работа № 4«Составление простейшего плана местности»

1

П

Индивидуальный и фронтальный опрос;

Тема 3. Литосфера(7 часов)

11/1

Строение земного шара.

Практическая работа № 5«Определение по карте географического положения гор, равнин, низменностей»

1

КУ

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора –верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр.

Объяснять особенности внутреннего строения Земли; определять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора; определять особенности внутренних оболочек Земли.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, выявлять причинно-следственные связи

Формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Вводная беседа, ФО

12/2

Виды горных пород.

1

УОНМ

Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.

Давать определение понятиям «минералы», «горные породы»; определять по заданным признакам горные породы и минералы; объяснять образование различных видов горных пород; классифицировать горные породы по происхождению; приводить примеры

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять схему классификации горных пород и минералов. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Индивидуальный и фронтальный опрос; работа в группах «Определение по определенным признакам горные породы и минералы»

13/3

Полезные ископаемые.

1

УОНМ

Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.

Давать определение понятию «полезные ископаемые», Объяснять виды полезных ископаемых; классифицировать полезные ископаемые по их признакам; приводить примеры

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.

Формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Фронтальный  и индивидуальный опрос

14/4

Движение земной коры.

1

УОНМ

Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Объяснять движения земной коры; выявлять причинно-следственные связи изменения поверхности Земли; знать строение вулканов, определять районы землетрясений и вулканизма, распространения сейсмических поясов Земли; последствия быстрых движений земной коры; поведения людей при стихийных бедствиях.

 Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Формировать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Фронтальный опрос, индивидуальный сам. работа в Р/Т с.45

15/5

Выветривание горных пород.

1

КУ

Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текущих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека.

Давать определение понятию «выветривание»; определять виды выветривания; объяснять причины различных видов выветривания; приводить примеры природных и техногенных процессов разрушения горных пород; составлять схему

Умения работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Формирование самостоятельности, трудолюбия, необходимости учиться.

Индивидуальный и фронтальный опрос

16/6

Практическая работа № 6 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)»

1

П

Индивидуальный и фронтальный опрос

17/7

Рельеф суши и дна Мирового океана.

1

УОНМ

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельеф дна Мирового океана.

Давать определение понятиям «рельеф», «горы», «равнины»; объяснять влияние внутренних и внешних сил на формирование рельефа Земли; выявлять отличия гор, равнин, срединно-океанических хребтов

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Работать с таблицами и картами

Формирование самостоятельности, трудолюбия, необходимости учиться.

Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа в группах по карте заполнение таблицы

Тема 4. Атмосфера(8 часов)

18/1

Строение атмосферы.

1

УОНМ

Атмосфера ее состав, строение и значение.

 

Давать определение понятию «атмосфера»;  объяснять вертикальное строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы; закономерности географической оболочки на примере атмосферы; значение атмосферы.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

19/2

Температура воздуха.

1

УОНМ

Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

Давать определение понятию «амплитуда температур»; объяснять закон изменения температуры с высотой (от географической широты и над уровнем моря), в течение суток; определять амплитуду температур, средние температуры

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды.

Работать с таблицами и картами.

Умение работать с измерительными приборами;

решать практические задачи.

Формировать потребность в самовыражении и самореализации

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Работа по статистическим данным (построение  графика температур)

20/3

Атмосферное давление.

1

УОНМ

Атмосферное давление.

Давать определение понятию «атмосферное давление»;  объяснять изменение давления в зависимости от высоты; определять основные показатели погоды (атмосферное давление;  работать с измерительными приборами

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Определять основные показатели погоды.

Решать практические задачи.

Формировать устойчивый познавательный интерес к изучению географии.

Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение практических задач

21/4

Движение воздуха.

1

УОНМ

Ветер и причины его возникновения. Бриз.

Давать определение понятию «ветер»;  объяснять механизм возникновения ветра; причины силы ветра и его направление; работать с измерительными приборами

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Определять основные показатели погоды.

Решать практические задачи.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение практических задач, построение розы ветров

22/5

Вода в атмосфере.

1

УОНМ

Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки.

Давать определение понятиям «конденсация водяного пара, атмосферные осадки»;  объяснять механизм образования водяного пара, процесс возникновения тумана; закономерность распределения влаги на поверхности Земли

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Определять основные показатели погоды.

Решать практические задачи.

Формировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение практических задач, построение столбчатой диаграммы осадков

23/6

Погода.

1

КУ

Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Давать определение понятиям «погода», «воздушная масса»; главные элементы погоды; элементы чтения синоптической карты; объяснять какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды;

составлять описание погоды за сутки и месяц, выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения

Формирование ответственного отношения к учебе.

Фронтальный  и индивидуальный опрос;  работа по карте

24/7

Практическая работа № 7

«Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды»

1

П

Фронтальный  и индивидуальный опрос;  работа по карте

25/8

Климат.

1

УОНМ

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Давать определение понятиям «климат», «воздушная масса»; объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности климата своей местности

Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Формирование ответственного отношения к учебе.

Фронтальный  и индивидуальный опрос;  

Тема 5. Гидросфера(4 часа)

26/1

Единство гидросферы.

1

УОНМ

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.(повторение изученного материала в 5 классе) Части Мирового океана.

Давать определение понятию «гидросфера»; объяснять закономерности географической оболочки на примере гидросферы; значение круговорота воды в природе; объяснять влияние Мирового океана на  другие оболочки Земли; значение гидросферы; Вспомнить составные части Мирового океана

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Вводная беседа, фронтальный опрос;

Работа со схемой «Круговорот воды»

27/2

Воды суши: реки и озера.

1

КУ

Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги, водопады. Озера проточные и бессточные.

Давать определение понятиям «речная система», «исток», «устье», «русло», «бассейн реки», «проточные и бессточные озера»; объяснять условия образования рек, озер; определять виды рек и озер; описывать строение реки, режим реки, питание реки;

общие черты и различия рек.

Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

28/3

Практическая работа № 8

«Описание по карте географического положения одной из рек Земли»

1

П

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Работа в парах «Описание реки по плану»

29/4

Воды суши: подземные воды и природные льды.

Практическая работа № 9

«Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»

1

КУ

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские, их происхождение, условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные)

Давать определение понятиям «грунтовые, межпластовые, артезианские, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота»; объяснять условия залегания и использования подземных вод, природных льдов; определять существенные признаки понятий

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Умение работать с картой; определение особенностей размещения и образования объектов

Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя. Формирование экологической культуры.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Работа с контурной картой и атласом

Тема 6. Биосфера(2 часа)

30/1

Всероссийская проверочная работа

1

К

Умение объяснять: закономерности образования почвы; особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;  законы развития географической оболочки;

сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять: существенные признаки понятий; условия образования почв; характер размещения природных зон Земли.

 Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя. Формирование экологической культуры.Формировать творческие способности, устойчивую мотивацию к изучению географии.

Тестовый

31/2

Царства живой природы.

Биосфера и охрана природы.

Практическая работа № 10

«Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»

1

КУ

Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие растительного и животного мира. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Давать определение понятию «биосфера»; объяснять закономерности географической оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств природы; определять причины разнообразия растений и животных. Объяснять необходимость охраны органического мира; определять характер взаимного влияния живого и неживого мира; причины возникновения проблемы исчезновения отдельных представителей органического мира; меры по сохранению человеком растительного и животного мира Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя. Формирование экологической культуры.Формировать творческие способности, устойчивую мотивацию к изучению географии.

Вводная беседа, фронтальный опрос;

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Тема 7. Почва и географическая оболочка(3 часа)

32/1

Почва.

1

УОНМ

Почва. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Давать определение понятиям «почва», «плодородие»; объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; определять условия образования почв.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Формировать творческие способности, устойчивую мотивацию к изучению географии.

Вводная беседа. Индивидуальный и фронтальный опрос.

33/2

Природный комплекс.

Практическая работа № 11

«Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности»

1

КУ

Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Давать определение понятиям «природный комплекс», «природно-хозяйственный комплекс», «геосфера»; объяснять законы географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку (ГО)

Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.

Формировать потребность в самовыражении и самореализации, осознания необходимости расширения кругозора, обогащения словарного запаса.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

34/3

Природные зоны.

Практическая работа № 12

«Описание природных зон Земли по географическим картам»

1

КУ

Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка ка окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Объяснять законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку; определять существенные признаки понятий, характер размещения природных зон.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, работать по карте.

Формировать потребность в самовыражении и самореализации, осознания необходимости расширения кругозора, обогащения словарного запаса.

Фронтальный и письменный опрос.

Работа по карте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...