Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения.
За основу взята программа «География», автор - составитель программы Е.М. Домогацких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_5_klass.docx | 76.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Кваркенского района Оренбургской области
ПРИНЯТО На заседании методического объединения______________________________________________________ Протокол №_______ от ___________ Руководитель МО_________________ | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________________________________________________ «_______» ________________________20____г | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________________________________________________________________________ «_______» __________________________20____г |
Рабочая программа учебного предмета
Введение в географию 5 класс
на 2017/2018 учебный год
(базовый уровень)
Разработана
учителем географии и биологии
Шакировой Закией Барыевной,
1 квалификационная категория
2017-2018 уч.год
Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М.Домогацких.- М.: ООО «Русское слово»,2015 год.
Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е зд., перераб. –М.: Просвещение, 2011.
Учебник:
Автор: Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков
Название: География. Введение в географию: Учебник для 5 класса.
Издательство: Москва «Русское слово» 2013 год
Количество часов в неделю: 1 час
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения.
За основу взята программа «География», автор - составитель программы Е.М. Домогацких (М.:ООО «Русское слово – учебник », 2015. ФГОС. Инновационная школа).
В образовательной программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста пятиклассников.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. «Введение в географию» дает представление о закономерностях развития природы Земли.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе приобретенного им компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути.
Цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Учебник представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета. Прошел экспертизу в 2011 году и включен в перечень рекомендованных учебников для реализации ФГОС нового поколения.
Отличительная особенность - преемственность материала с последующими курсами, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостностью и научностью. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.
Образовательная программа определяет место предмета в учебном плане, требования к основным результатам обучения, конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). В программу внесены изменения- добавлен 1 час из резервного времени на раздел 5 «Природа Земли», т.к выполняется объемная практическая в форме экскурсии.
Формы текущего контроля знаний и умений.
Основной формой контроля являются практические итоговые работы, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. В журнал записываются темы только оценочных практических работ, которые являются итоговыми в формировании знаний и умений учеников. Перечень работ соответствует программе.
Общее количество практических работ – 10, из них:
- количество оценочных работ – 4
Перечень практических работ
(жирным шрифтом выделены оценочные работы):
№ работы | Название |
1 | Составление схемы наук о природе. |
2 | Составление описания учебного кабинета географии. |
3 | Организация наблюдений за погодой - экскурсия |
4 | Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности. |
5 | Определение с помощью компаса сторон горизонта. |
6 | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий,обозначение географических объектов. |
7 | Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». |
8 | Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. |
9 | Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка. |
10 | Организация фенологических наблюдений в природе |
Формы организации учебного процесса.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Предметными результатами освоения программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;
- показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;
- называть ярких представителей растительного и животного мира.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал курса сгруппирован в пять разделов.
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения » — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований » знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли » знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Содержание программы.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Практические работы, экскурсии |
2 | Наука география | 2 | Пр/р- 3, |
3 | Земля и ее изображение | 5 | Пр/р- 2 |
4 | История географических открытий | 14 | Пр/р- 2 |
5 | Путешествие по планете Земля | 10 | Пр/р- 2 |
6 | Природа Земли | 3 | Пр/р- 1 |
Итого | 34 | Пр/р- 10 |
Тема 1. Наука география – 2 часа.
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
- География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- специфику географии как науки;
- специфику методов географических исследований.
Умение определять:
- отличительные особенности географических методов исследования;
- рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практическая работа №1. Составление схемы наук о природе.
Практическая работа №2. Составление описания учебного кабинета географии.
Практическая работа №3. Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и ее изображение – 5 часов.
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности формы и размеров Земли;
• свойства географической карты и плана местности;
• географические следствия вращения Земли.
Умение определять:
• отличительные особенности изображений земной поверхности;
• направления на карте и плане;
• стороны горизонта.
Практическая работа №4. .Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Практическая работа №5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий – 14 часов.
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики ». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия:
путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
• причины и следствия географических путешествий и открытий;
• маршруты путешествий.
Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Практическая работа №7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля – 10 часов.
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
- Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• географические особенности природы и населения материков и океанов;
• особенности взаимодействия океаны и суши;
• значение Мирового океана.
Умение определять:
• специфику природы и населения материков;
• характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практическая работа №8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли – 3 часа.
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
• Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
• Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности оболочек Земли;
• специфику географической оболочки.
Умение определять:
• отличия природных объектов;
• отличия оболочек Земли.
Практическая работа №10. Организация фенологических наблюдений в природе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик должен: знать/понимать:
• форму и размеры Земли;
• полюса, экватор;
• части Мирового океана;
• виды движения воды в океане;
• материки и океаны Земли;
• географические объекты, предусмотренные программой;
• маршруты географических исследований и путешествий.
уметь:
- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
- описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
- приводить примеры географических объектов.
- проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
- различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
- формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических задач, в том числе с использованием картографического материала;
- владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, картографических источников;
- работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения ин формации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УПЗУ - урок применения знаний и умений
КУ – комбинированный урок
К – урок контроля
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплекс авторов Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе. Учебники изданы в издательстве «Русское слово».
УМК включает:
- программу курса «География 5-9 классы», изданную «Русским словом» в 2015.- «ФГОС. Инновационная школа»;
- Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. -160с.-«ФГОС. Инновационная школа»;
- географический атлас с комплектом контурных карт для изучения начального курса физической географии;
- Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 5 класс. – М. «Русское слово», 2015 год.
Дополнительная литература:
- За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2007 год.
- Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М. «Первое сентября», 2000.
- Петрова Л. Е. Дидактические карточки задания по географии 6 класс. М., «Экзамен», 2007
- Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2007.
- Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс,Волгоград, «Учитель», 2007.
- Журналы «География в школе».
- Газета «География».
- «География в таблицах и схемах». Чернова В.Г. – С-П: «Виктори», 2008г.
- «Физическая география. Интересные факты». Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Илекса, 2008г.
- «Я иду на урок. Общая физическая география. В 2-х частях». Лазаревич К.С. – М.: Первое сентября, 2007г.
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Вид контроля | Дата | ||||||
план | факт | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||
I. Наука география (2часов) | |||||||||||||
1/1 | Что такое география. П.Р №1 Составление схемы наук о природе | 1 | УОНМ | География, наука, Эратосфен | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии | Умение работать с текстом, выделять в нем главное | Учебно –познавательный интерес к географии | Вводная беседа | |||||
2/2 | Методы географических исследований. П.Р.№2. Составление описания учебного кабинета географии. П.Р.№3. Организация наблюдений за погодой. | 1 | КУ | Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли | Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с КИМами по географии | Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний | Индивидульный фронтальный опрос, тест | |||||
II Земля и ее изображение (5 часов) | |||||||||||||
3/1 | От плоской Земли к земному шару | 1 | УОНМ | Планета, шар, Пифагор, Аристотель | Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | Вводная беседа, фронтальный опрос | |||||
4/2 | Форма, размеры и движения Земли. | 1 | УОНМ | Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор, Исаак Ньютон. | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | Понимание влияния движений земли на протекание природных явлений | Индивидульный фронтальный опрос, тест | |||||
5/3 | Глобус и карта. П.Р.№4 Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности | 1 | УОНМ | Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия | Осознание многообразия видов изображения земной поверхности | Индивидульный фронтальный опрос, тест, работа с картой | |||||
6/4 | Ориентирование на местности. | 1 | КУ | Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | Умение работать с измерительными приборами | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | Индивидульный фронтальный опрос, тест | |||||
7/5 | П.Р.№5 Определение с помощью компаса сторон горизонта. | 1 | П | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||||||
III История географических открытий (14 часов) | |||||||||||||
8/1 | По следам путешественников каменного века | 1 | УОНМ | Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Вводная беседа | |||||
9/2 | Путешественники древности | 1 | УОНМ | Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, британские острова | Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины. Следствия и ход путешествия Пифея | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос, тест | |||||
10/ 3 | Путешествия морских народов | 1 | УОНМ | Викинги, норманны, варяги, Европа, Скандинавский полуостров, драккар, о.Исландия, о. Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос | |||||
11/4 | Первые европейцы на краю Азии | 1 | УОНМ | Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира» | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос | |||||
12/5 | «Хождение за три моря». | 1 | УОНМ | Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря» | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина в Индию | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос | |||||
13/6 | Морской путь в Индию. | 1 | УОНМ | Эпоха Великих географических открытий, Китай, Индия, Генрих Мореплаватель, Африка, Средиземноморье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, мыс Доброй Надежды, Васко да Гама, Каликут. | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос | |||||
14/7 | Открытие Америки. | 1 | УОНМ | Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Америго Веспуччи, Новый Свет, индеец. | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий . Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос | |||||
15/8 | Первое кругосветное плавание | 1 | КУ | Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, южная Америка, Южное море (Тихий океан), Пролив всех святых(Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Наносить на к/к маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано. Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||
16/9 | П.Р.№ 6 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. | 1 | П | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||||||
17/ 10 | Открытие Южного материка | 1 | УОНМ | Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, новая Голландия, остров Ява, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен,Джеймс кук, Великобритания, кенгуру, Австралия | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание Австралии и особенностей животного мира материка. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||
18/ 11 | Поиски Южной земли продолжаются | 1 | УОНМ | Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос, тест | |||||
19/ 12 | Русские путешественники | 1 | КУ | Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, СЛО, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнева), п-ов Аляска, Алеутские острова, Командорские острова. | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||
20/ 13 | П.Р.№7 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». | 1 | П | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||||||
21/ 14 | Вокруг света под русским флагом | 1 | УОНМ | Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фадей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Индивидульный фронтальный опрос | |||||
IV Путешествие по планете Земля (10 часов) | |||||||||||||
22/ 1 | Мировой океан и его части. | 1 | УОНМ | Мировой океан, Тихий, Атлантический, Индийский океаны, СЛО, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей | Вводная беседа | |||||
23/ 2 | Значение Мирового океана для природы и человека. | 1 | КУ | Условия обитания, живой мир | Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначить на к/к материки и океаны Земли | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Осознание роли Мирового океана для природы и человека | Индивидульный фронтальный опрос, тест | |||||
24/3 | П.Р.№8 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | 1 | П | Мировой океан, Тихий, Атлантический, Индийский океаны, СЛО, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение | Индивидульный фронтальный опрос, тест | ||||||||
25/ 4 | Путешествие по Евразии | 1 | УОНМ | Евразия, Европа, Северное море, каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро. Онежское озеро, Западно-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Черапунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия | Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к государства. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||
26/ 5 | Путешествие по Африке | 1 | УОНМ | Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Таньганика, саванна, оазис | Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму. | Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||
27/ 6 | Путешествие по Северной Америке | 1 | УОНМ | С.Америка, Ю.Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры. землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра | Объяснять особенности природы и населения С.Америки. Определять специфику природы и населения С.Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к государства | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт природы и населения С.Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||
28/ 7 | Путешествие по Южной Америке | 1 | КУ | Ю.Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, колибри | Объяснять особенности природы и населения Ю.Америки. Определять специфику природы и населения Ю.Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к государства | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт природы и населения Ю.Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||
29/8 | П.Р.№9 Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка. | 1 | П | Крупнейшие государства материка. | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | ||||||||
30/ 9 | Путешествие по Австралии. | 1 | УОНМ | Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр – Норт, кенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз. | Объяснять особенности природы и населения Ю.Америки. Определять специфику природы и населения Ю.Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к природные географические объекты | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||
31/ 10 | Путешествие по Антарктиде | 1 | УОНМ | Антарктида, планктон, ледник, пингвин, научно-исследовательская станция | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой | |||||
V Природа Земли (3 часа) | |||||||||||||
32/ 1 | Что такое природа. | 1 | КУ | Природа, объект природы | Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные) | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) | Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов | Индивидульный фронтальный опрос, эвристическая беседа | |||||
33/2 | П.Р.№10 Организация фенологических наблюдений в природе | 1 | П | Индивидульный фронтальный опрос, эвристическая беседа | |||||||||
34/ 3 | Оболочки Земли. | КУ | ГО, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера | Объяснять особенности оболочек Земли, специфику ГО. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с КИМи | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание специфических черт оболочек Земли. | Индивидульный фронтальный опрос, работа с картой |
Географическая номенклатура:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
I Наука география ( 2ч) | |||
1 | Что такое география. П.Р №1 Составление схемы наук о природе | 1 | Метапредметные умения:
Предметные умения: Умение объяснять:
Умение определять:
|
2 | Методы географических исследований. Обобщение и контроль по теме раздела. П.Р.№2. Составление описания учебного кабинета географии. П.Р.№3. Организация наблюдений за погодой. | 1 | |
II Земля и ее изображение (5 ч) | |||
3(1) | От плоской Земли к земному шару. | 1 | Метапредметные умения: • ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: • особенности формы и размеров Земли; • свойства географической карты и плана местности; • географические следствия вращения Земли. Умение определять: • отличительные особенности изображений земной поверхности; • направления на карте и плане; • стороны горизонта. |
4(2) | Форма, размеры и движения Земли. | 1 | |
5(3) | Глобус и карта. П.Р.№4 Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности. | 1 | |
6(4) | Ориентирование на местности. П.Р.№5 Определение с помощью компаса сторон горизонта. | 1 | |
7(5) | Урок обобщения и контроля по теме: «Земля и ее изображение» | 1 | |
III История географических открытий (14 ч) | |||
8(1) | По следам путешественников каменного века | 1 | Метапредметные умения: • ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: • результаты выдающихся географических открытий и путешествий; • влияние путешествий на развитие географических знаний. Умение определять: • причины и следствия географических путешествий и открытий; • маршруты путешествий. |
9(2) | Путешественники древности | 1 | |
10(3) | Путешествия морских народов | 1 | |
11(4) | Первые европейцы на краю Азии | 1 | |
12(5) | «Хождение за три моря». | 1 | |
13(6) | Морской путь в Индию. | 1 | |
14(7) | Открытие Америки. | 1 | |
15(8) | Первое кругосветное плавание П.Р.№ 6 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. | 1 | |
16(9) | Открытие Южного материка | 1 | |
17(10) | Поиски Южной земли продолжаются | 1 | |
18(11) | Русские путешественники П.Р.№7 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». | 1 | |
19(12) | Вокруг света под русским флагом | 1 | |
20(13) | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | 1 | |
21(14) | Урок коррекции знаний по теме раздела | 1 | |
IV Путешествие по планете Земля (10 ч) | |||
22(1) | Мировой океан и его части. | 1 | Метапредметные умения: • ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя;• выявлять причинно-следственные связи; • определять критерии для сравнения фактов, явлений; • выслушивать и объективно оценивать другого; • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения: Умение объяснять: • географические особенности природы и населения материков и океанов; • особенности взаимодействия океаны и суши; • значение Мирового океана. Умение определять: • специфику природы и населения материков; • характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. |
23(2) | Значение Мирового океана для природы и человека. П.Р.№8 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | 1 | |
24(3) | Путешествие по Евразии | 1 | |
25(4) | Путешествие по Африке | 1 | |
26(5) | Путешествие по Северной Америке | 1 | |
27(6) | Путешествие по Южной Америке П.Р.№9 Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка. | 1 | |
28(7) | Путешествие по Австралии. | 1 | |
29(8) | Путешествие по Антарктиде | 1 | |
30(9) | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | 1 | |
31(10) | Урок коррекции знаний по теме раздела | 1 | |
V Природа Земли (2 ч) | |||
32 (1) | Что такое природа. П.Р.№10 Организация фенологических наблюдений в природе | 1 | Метапредметные умения:
Предметные умения: Умение объяснять: • особенности оболочек Земли; • специфику географической оболочки. Умение определять: • отличия природных объектов; • отличия оболочек Земли. |
33(2) | Оболочки Земли. Обобщение и контроль по теме раздела. | 1 | |
34 | Урок итогового контроля по курсу | 1 |
Описание материально-технического обеспечения для преподавания географии.
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим столом.
- Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
- моделями;
- приборами;
- коллекциями;
- гербариями;
- макетами;
- картами;
- картинами;
- таблицами;
- В кабинете географии есть экспозиционные материалы:
- организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;
- В кабинете есть литература:
- справочная;
- научно-популярная;
- учебники;
- научно-методические пособия;
- образцы практических и самостоятельных работ учащихся;
- подборки олимпиадных заданий и т.д.
- В кабинете географии средства обучения систематизированы:
- по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
- по классам (6-10 классы).
- В кабинете находятся раздаточные материалы:
- для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
- для проверки знаний, умений (карточки-задания);
- для подготовки опережающих заданий;
- атласы;
- коллекции минералов и горных пород;
- гербарии и т.п.
- Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...