Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Программа курса «Экономическая и социальная география мира» соответствует образовательному стандарту и полностью реализует Федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета в 10 и 11 классах отводится 68 часов учебного времени. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 34 часа учебного времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_10_klass.docx69.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения______________________________________________________

Протокол  №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________________________________________________________________________________

«_______» __________________________20____г

Рабочая программа учебного предмета

География 10 класс

на 2017/2018 учебный год

(базовый уровень)

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень;

Учебник:
Автор: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
Название: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. 1 часть.- М.: «Русское слово» 2013 год

Количество часов в неделю: 1 час

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Рабочие программы по географии.10-11 классы     (линии учебников издательств :»Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/авт.-сост. Н.В.Болотникова.- М.:Планета,2015.-120с.

Программа курса «Экономическая и социальная география мира» соответствует образовательному стандарту и полностью реализует Федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета в 10 и 11 классах отводится 68 часов учебного времени. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 34 часа учебного времени.

Данный курс в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

 Цели и задачи курса:

  • сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
  • развить пространственно-географическое мышление;
  • воспитать уважение к культурам других народов и стран;
  • сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
  • научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
  • воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и, таким образом, в наибольшей степени соответствует современным образовательным нормам.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части – «Общая характеристика мира» и «Региональный обзор мира», - несколько изменено распределение материала внутри разделов.

Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса (11 кл.) и изучается в начале учебного года. Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы.

Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.

В остальном настоящая программа является достаточно традиционной.

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.

Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с  историей, обществознанием.

Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Мировые природные ресурсы и экологические проблемы», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с  биологией и экологией.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать:

- методы географических исследований и уметь применять их на практике;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов;

- динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;

- особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;

- географическую специфику отдельных стран и регионов мира;

- особенности современного положения России в мире, её роль в МГРТ.

2. Уметь:

- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;

- объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;

- оценивать ресурсообеспеченность стран;

- использовать разнообразные источники географической информации.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

Кол-во часов

Практические работы

1.

Современная география  

1

-

2.

Страны современного мира

2

1

3.

География населения мира

5

6

4.

Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

13

1

5.

Мировое хозяйство и научно-техническая революция

2

1

6.

Характеристика отраслей мирового хозяйства

10

1

7.

Глобальные проблемы современности

1

1

Итого

34

11

Перечень практических работ

№ работы

Название

1

Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

2

 Сравнительный анализ карт народов и мировых религий.

3

Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.

4

Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных.

5

Объяснение причин миграционных процессов в Европе.

6

Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий.

7

Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

8

Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

9

Определение стран экспортеров основных видов сырья,  промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

10

Составление тест-опросника по теме

11

Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Общая характеристика мира

 Современная география  (1 час)

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Тема 2. География населения мира (5 часов)

 Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (13 часов)

 Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

 Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

 Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья,  промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

Тема 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства (10 часов)

   Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

 Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

 Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Основные понятия:  «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Практическая работа: 1. Составление тест-опросника по теме.

Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 час)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.

Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.

Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплекс авторов Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе. Учебники изданы в  издательстве «Русское слово».

   УМК включает:

  • Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 10(11) класс. Часть 1 – М. «Русское слово», 2015 год.
  • Сиротин В.И. Экономическая и социальная география мира. 10 кл.: Рабочая тетрадь с комплектов контурных карт. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2014.
  • Экономическая и социальная география мира. 10 класс.: Атлас с комплектом контурных карт. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2014

Дополнительная литература:

Для учителя: 1) Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. I. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. – Волгоград: Учитель, 2002.

2) Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч II. Региональная характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт.-сост. О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2004.

3) Элькин Г.Н. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2002.

4) Перлов Л.Е. Изучайте географию по-новому. 7 – 10 класс. Программный и методический материал углубленного курса изучения географии. – М.: «Евразийский регион», 1999.

5) География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий с электронным приложением/ Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. (Современная школа)

6) Уроки географии с применением ИКТ. 10-11 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост.: С.В. Донгорунова, И.А. Кугут. – М.: Издательство «Глобус», 2011.

7) Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. – М.: «Просвещение», 1992.

8) Амбарцумова Э.М. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2003.

Для учащихся: 1).  Единый государственный экзамен. 2009. География. Универсальные материалы для подготовки уч-ся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009.

2) Единый государственный экзамен. 2011. География. Универсальные материалы для подготовки уч-ся./ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011.

3) Шатных В.В. Современный урок географии. Ч. 3. Методические разработки уроков географии в 10 классе / под ред. И.И. Бариновой. – М.: Школьная Пресса, 2002.

ИКТ: 1) Диск. Уроки географии. 10-11 класс. Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «ГЛОБУС», 2010.

2) Диск. География. Дидактические и развивающие игры. 6-11 классы. Электронное приложение. Издательство «ГЛОБУС», 2010.

3) Диск. Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ. География. Компания «Бука-Софт», 2007.

2) Диск. География. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. «Новая школа», 2006.

3) Диск. География. 6-10 класс. Набор мультимедиа-компонентов. «1С», 2005.

4) Диск. Сдаём Единый экзамен. 2008. «1С: Репетитор», 2008.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во часов

Вид  урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Дата

План

Факт

Часть 1. Общая характеристика мира.  Современная география (1 час)

1/1

Географическая наука

1

НМ

Представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи  на современном этапе

Знать: основные географические понятия и термины

Уметь: выделять главное в содержании материала и составлять план - конспект, работать с учебником

Фронтальный опрос Анализ и сопоставление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов..

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

2/1

Типы стран  современного мира. Пр/р №1 «Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации».

1

НМ

О типологии стран, основанных на качественных признаках учитывающих уровень социально - экономического развития.

О разных формах государств

Уметь: характеризовать влияние международных отношений на политическую карту мира; умение давать оценку геополитическому положению отдельных стран.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

3/2

Развитые и развивающиеся страны

1

КБ

Индивидуальный опрос, работа с картой. Обозначение на к/к стран «большой семерки», СНГ, крупнейших развивающихся стран, стран с различным государственным устройством.

Тема 2. География населения мира (5 часов)

4/1

Численность  и динамика населения мира

1

НМ

Численность и воспроизводство населенияю ЕП населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Размещение и плотность население. Миграция, виды миграции, география международных миграций. Расселение населения.  Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации.

Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровни и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Индивидуальный опрос, работа с картой.

5/2

Расовый и половозрастной состав населения. Пр/р №2 « Анализ половозрастных пирамид  некоторых стран мира, объяснение причин выявленных различий».

1

П

Индивидуальный опрос, работа с картой.

6/3

Этнический и религиозный состав населения. Пр/р№3 «Сравнительный анализ карт народов и мировых религий»

Пр/р№4 «Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных».

Пр/р№5 « Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий»

1

П

Индивидуальный опрос, работа с картой.

7/4

Размещение населения и его миграции. Пр/р №6 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе»

1

П

Индивидуальный опрос, работа с картой.

8/5

Сельское и городское население. Пр/р№7 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов»

1

П

Индивидуальный опрос, работа с картой.

Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы(13 часов)

9/1

История взаимоотношений между природой и обществом

1

НМ

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. особенности использования разных видов природных ресурсов. рациональное и нерациональное природопользование.

Комплексная географическая характеристика ЭГП, природных ресурсов, населения КНР. Современные проблемы развития Китая.

Комплексная географическая характеристика ЭГП, природных ресурсов, населения Индии. Современные проблемы развития страны.

Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических  и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Знать и понимать основные понятия и термины по теме. Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, территориальную концентрацию населения и производства, феномен развития страны на современном этапе.

Знать и понимать основные понятия и термины по теме. Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, территориальную концентрацию населения и производства Индии, достижения и современные проблемы государства.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

10/2

Природопользование и экологические проблемы

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

11/3

Природные ресурсы

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Сообщения учащихся.

12/4

Минеральные ресурсы

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Практическая работа

13/5

Рудные и нерудные полезные ископаемые

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

14/6

Земельные ресурсы

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

15/7

Лесные ресурсы

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Сообщения учащихся.

16/8

Водные ресурсы

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

17/9

Ресурсы Мирового океана

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

18/10

Другие виды природных ресурсов. Пр/р №8 «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов»

1

П

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

19/11

Загрязнение окружающей среды

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

20/12

Пути решения экологических проблем

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

21/13

Обобщение №1 по темам «География населения мира», «Мировые природные ресурсы»

1

ОКК

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

22/1

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство. Пр/р №9 «Определение стран экспортеров основных видов сырья,  промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг»

1

НМ

Научно-техническая революция. особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

23/2

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

1

НМ

Сообщения учащихся, работа с картой.

Тема 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства (10 часов)

24/1

Топливно-энергетическая промышленность

1

НМ

География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений.

Уметь давать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности их размещения по территории земного шара. Составлять комплексную географическую характеристику.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

25/2

Металлургия  

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

26/3

Машиностроение

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Сообщения учащихся

27/4

Химическая, лесная и легкая промышленность

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Практическая работа

28/5

Сельское  хозяйство. Земледелие и животноводство.

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

29/6

Сельское  хозяйство развитых и развивающихся стран

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

30/7

Виды транспорта

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

31/8

Транспорт и мировое хозяйство

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

32/9

Международные экономические отношения

1

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

33/10

Обобщение №2 по темам  «Мировое хозяйство и научно-техническая революция», «Характеристика отраслей мирового хозяйства». Пр/р№10 «Составление тест-опросника по теме»

1

ОКК

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

Тема 6. Глобальные проблемы современности(1 час)

34/1

Глобальные проблемы и их взаимосвязь. Пр/р№11 «Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»

1

НМ

Роль географии в решении  глобальных проблем  человечества.

Знать и понимать основные понятия и термины по теме. Оценивать и объяснять причины и взаимосвязь глобальных проблем человечества

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

        

Практические работы (по В.И. Сиротину)

  1. Основные этапы формирования политической карты мира;
  2. Типы стран современного мира;
  3. Составление экономико-географической характеристики страны (ФРГ);
  4. Составление картосхемы производственных связей различных стран;
  5. Доказательство наличия территориальных диспропорций в экономическом развитии стран и регионов мира;
  6. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран;
  7. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки;

НОМЕНКЛАТУРА

Зарубежная Европа

1. Северная Европа

Дания – Копенгаген

Исландия – Рейкьявик

Норвегия – Осло

Финляндия – Хельсинки

Швеция – Стокгольм

2. Средняя Европа

Австрия – Вена

Бельгия – Брюссель

Великобритания – Лондон

Германия (ФРГ) – Берлин

Ирландия – Дублин

Лихтенштейн – Вадуц

Люксембург – Люксембург

Нидерланды – Амстердам

Франция – Париж

Швейцария – Берн

3. Южная Европа

Андорра – Андорра-Ла-Велья

Ватикан – Ватикан

Греция – Афины

Испания – Мадрид

Италия – Рим

Кипр – Никосия

Мальта – Валетта

Монако – Монако

Португалия – Лиссабон

Сан-Марино – Сан-Марино

4. Восточная Европа

Албания – Тирана

Белоруссия – Минск

Болгария – София

Босния и Герцеговина – Сараево

Венгрия – Будапешт

Латвия – Рига

Литва – Вильнюс

Македония – Скопье

Молдавия – Кишинёв

Польша – Варшава

Россия – Москва

Румыния – Бухарест

Сербия – Белград

Словакия – Братислава

Словения – Любляна

Украина – Киев

Хорватия – Загреб

Черногория – Цетине

Чехия – Прага

Эстония – Таллин

Косово – Приштина

Зарубежная Азия

1. Юго-Западная Азия

Афганистан - Кабул

Бахрейн – Манама

Израиль – Тель-Авив

Ирак – Багдад

Иран – Тегеран

Иордания – Амман

Йемен – Сана

Катар – Доха

Кипр – Никосия

Кувейт – Эль-Кувейт

Ливан – Бейрут

ОАЭ (Объединённые Арабские Эмираты) – Абу-Даби

Оман – Маскат

Саудовская Аравия – Эр-Рияд

Сирия – Дамаск

Турция – Анкара

Палестинские территории – Рамалла  

2. Центральная и Восточная Азия

Китай – Пекин

КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика) – Пхеньян

Республика Корея – Сеул

Монголия – Улан-Батор

Япония – Токио

3. Южная Азия

Бангладеш – Дакка

Бутан – Тхимпху

Индия – Дели

Мальдивы – Мале

Непал – Катманду

Пакистан – Исламабад

Шри-Ланка – Коломбо

4. Юго-Восточная Азия

Бруней – Бандар-Сери-Бегаван

Восточный Тимор – Дили

Вьетнам – Ханой

Индонезия – Джакарта

Камбоджа – Пномпень

Лаос – Вьентьян

Малайзия – Куала-Лумпур

Мьянма – Янгон

Сингапур – Сингапур

Таиланд – Бангкок

Филиппины – Манила

5. Страны Закавказья и Средней Азии

Азербайджан – Баку

Армения – Ереван

Грузия – Тбилиси

Казахстан – Астана

Киргизия – Бишкек

Таджикистан – Душанбе

Туркмения – Ашхабад

Узбекистан – Ташкент

Абхазия – Сухуми

Южная Осетия – Цхинвал

Америка

I. Северная Америка

Канада – Оттава

Соединённые Штаты Америки (США) – Вашингтон

II. Латинская Америка

1. Центральная Америка

Белиз – Бельмопан

Гватемала – Гватемала

Гондурас – Тегусигальпа

Коста-Рика – Сан-Хосе

Мексика – Мехико

Никарагуа – Манагуа

Панама – Панама

Сальвадор – Сан-Сальвадор

2. Страны Карибского бассейна (Вест-Индия)

Антигуа и Барбуда – Сент-Джонс

Багамские острова – Нассау

Барбадос – Бриджтаун

Гаити – Порт-о-Пренс

Гренада – Сент-Джорджес

Доминика – Розо

Доминиканская Республика – Санто-Доминго

Куба – Гавана

Сент-Винсент и Гренадины – Кингстаун

Сент-Китс и Невис – Бастер

Сент-Люсия – Кастри  

Тринидад и Тобаго –

Порт-оф-Спейн

Ямайка – Кингстон

3. Андские страны

Боливия – Ла-Пас

Венесуэла – Каракас

Колумбия – Санта-фе-де-Богота

Перу – Лима

Чили – Сантьяго

Эквадор – Кито

 

4. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности

Аргентина – Буэнос-Айрес

Бразилия – Бразилиа

Гайана – Джорджтаун

Парагвай – Асунсьон

Суринам – Парамарибо

Уругвай – Монтевидео

Африка

1. Северная Африка

Алжир – Алжир

Египет – Каир

Ливия – Триполи

Мавритания – Нуакшот

Марокко – Рабат

Тунис – Тунис

2. Западная Африка

Бенин – Порто-Ново

Буркина-Фасо – Уагадугу

Гамбия – Банжул

Гана – Аккра

Гвинея – Конакри

Гвинея-Бисау – Бисау

Кабо-Верде – Прая

Кот-д’Ивуар – Ямусукро  

Либерия – Монровия

Мали – Бамако

Нигер – Ниамей

Нигерия – Абуджа

Сенегал – Дакар

Сьерра-Леоне – Фритаун

Того – Ломе

3. Центральная Африка

Ангола – Луанда

Габон – Либревиль

Камерун – Яунде

Демократическая Республика Конго (Заир) – Киншаса

Конго – Браззавиль

Сан-Томе и Принсипи – Сан-Томе

Центральноафриканская Республика (ЦАР) – Банги

Чад – Нджамена

Экваториальная Гвинея – Малабо

4. Восточная Африка

Бурунди – Бужумбура

Джибути – Джибути

Замбия – Лусака

Кения – Найроби

Малави – Лилонгве

Руанда – Кигали

Сомали – Могадишо

Судан – Хартум

Танзания – Додома

Уганда – Кампала

Эритрея – Асмэра

Эфиопия – Аддис-Абеба

Южный Судан – Джуба

5. Южная Африка

Ботсвана – Габароне

Зимбабве – Хараре

Коморские острова – Морони

Маврикий – Порт-Луи

Мадагаскар – Антананариву

Мозамбик – Мапуту

Лесото – Масеру

Намибия – Виндхук

Свазиленд – Мбабане

Сейшельские острова – Виктория

Южно-Африканская Республика (ЮАР) – Претория

Австралия и Океания

Австралия – Канберра

Вануату – Порт-Вила

Западное Самоа – Апиа

Кирибати – Баирики

Маршалловы острова – Маджуро

Науру – Ярен

Новая Зеландия – Веллингтон

Палау – Корор

Папуа-Новая Гвинея – Порт-Морсби

Соломоновы острова – Хониара

Тонга – Нукуалофа

Тувалу – Фунафути

Федеративные Штаты Микронезии – Паликир

Фиджи – Сува



Тематическое планирование по курсу «География. Экономическая и социальная география мира» 11 класс

№ урока

Раздел, тема, урок

Кол-во часов

Дата

Практические

работы

Виды и формы контроля, КИМы

Оборудование

Дом. задание

1.

2.

3.

Часть 2. Региональный обзор мира

Тема 1. Политическая карта мира

Этапы формирования ПКМ

Типология стран мира

Регионы мира и международные организации

3

1

1

1

№ 1. Основные этапы формирования политической карты мира

№ 2. Типы стран современного мира

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура (обзор)

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь

П. 1 в.

Записи в тетради

П. 2 в.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Тема 2. Зарубежная Европа

Состав и ГП

Природа и люди

Хозяйство

Внутренние различия

Федеративная Республика Германия

Республика Польша

6

1

1

1

1

1

1

№ 3. Составление экономико-географической характеристики страны (ФРГ)

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, географический диктант, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Зарубежная Европа», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 3 в.

П. 4 в.

П. 5 в. к/к

П. 5 в., таблица

П. 6 в.

П. 7 в. ЛОК

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Тема 3. Зарубежная Азия

ГП и ресурсы

Население и хозяйство

Япония. ГП, ресурсы и население

Хозяйство Японии

КНР. ГП, ресурсы и население

Хозяйство Китая

Республика Индия. ГП, ресурсы и население

Хозяйство и внутренние различия Республики Индии

8

1

1

1

1

1

1

1

1

№ 4. Составление картосхемы производственных связей различных стран

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, творческая работа, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Зарубежная Азия», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 8 в.

П. 9 в. к/к

П. 10 в. ЛОК

П. 11 в.

П. 12 в. ЛОК

П. 13 в.

П. 14 в. ЛОК

П. 15 в.

18.

19.

20.

Тема 4. Северная Америка

США. ГП, ресурсы и население

США. Хозяйство, внутренние различия

Канада

3

1

1

1

№ 5. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, творческая работа, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карты «Северная Америка», «США», «Канада», презентации, ЛОК

П. 16 в.

П. 17 в. к/к

П. 18 в. ЛОК

21.

22.

23.

24.

Тема 5. Латинская Америка

ГП, ресурсы и население

Хозяйство и внутренние различия

Федеративная Республика Бразилия. ГП, ресурсы и население

Хозяйство Бразилии

4

1

1

1

1

№ 6. Доказательство наличия территориальных диспропорций экономическом развитии стран и регионов мира

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, творческая работа, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Латинская Америка», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 19 в.

П. 20 в. к/к

П. 21 в.

П. 22 в.

25.

26.

27.

28.

Тема 6. Африка

ГП и природные ресурсы

Население и хозяйство

Южно-Африканская Республика

Кения

4

1

1

1

1

№ 7. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, творческая работа, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Африка», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 23 в.

П. 24 в. к/к

П. 25 в.

П. 26 в.

29.

30.

Тема 7. Австралия и Океания

Австралия

Океания

2

1

1

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, творческая работа, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Австралия», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 27 в. к/к

П. 28 в. «визитка»

31.

32.

Тема 8. Россия в современном мире

Экономико-географическая история России

Современная Россия

2

1

1

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, творческая работа

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Российская Федерация», презентации

П. 29 в.

П. 30 в.

33.

Полугодовая контрольная работа

1

Тестирование

34.

Годовая контрольная работа

1

Тестирование

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...