Рабочая программа по географии 10 - 11 классы
рабочая программа по географии (10 класс)
Основная цель курса –продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводство и размещение населения, мирового хозяйства и географического разделение труда, экономического районирования, на скрытия глобальных и региональных процессов. Происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 10- 11 классы | 90.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Личностными результатами учебного предмета «География» являются:
1)сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн); 2)сформированность гражданской позиции как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистическиеи
демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующегосовременному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурноммире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность толерантного сознания и поведенияличности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста,взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; 8)готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятиевредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,государственных,общенациональных проблем; 13)сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого- направленной деятельности;
14)ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметными результатами учебного предмета
«География» являются:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение ориентироваться в социально- политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности.
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами учебного предмета «География» являются:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально- экономических аспектах экологических проблем.
Человек и ресурсы Земли
Выпускник научится:
- различать этапы освоения Земли человеком;
- понимать изменение характера связей человека с природой;
- оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
- определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;
- различать понятия «рациональное природопользование» и
«нерациональное природопользование»;
- оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;
- использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
- выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире.
Политическая карта мира
Выпускник научится:
- понимать этапы формирования политической карты мира;
- анализировать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира;
- прогнозировать изменения на политической карте мира в результате международных событий, процессов и явлений;
- оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;
- различать понятия «политическая география», «политико-
географическое положение», «геополитика».
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
- оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.
География населения
Выпускник научится:
- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения отдельных регионов и стран мира;
- прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различия в воспроизводстве населения регионов и стран мира;
- анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира;
- определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
- выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных миграций населения;
- оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;
- объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;
- анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально- экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации
исследование, связанное с изучением населения.
География культуры, религий, цивилизаций
Выпускник научится:
- различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
- объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. География мировой экономики Выпускник научится:
- объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;
- оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества - науку, производство, характер труда, культуру, быт людей;
- оценивать технико-экономические и организационно- экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
- понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
- выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны;
- характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
- определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; · объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
- выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и стран;
- определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран.
-
- Регионы и страны
- Выпускник научится:
- понимать принцип строения культурно-исторических регионов;
- определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, численность населения, этнический и религиозный состав населения, особенности развития и размещения хозяйства отдельных регионов и стран мира;
- выявлять специфику крупных регионов и стран мира;
- выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;
- составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
- прогнозировать закономерности и тенденции развития социально- экономических явлений и процессов на основе картографических источников информации;
- строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
- использовать средства информационных технологий для поиска необходимой учебной информации и статистических данных.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и процессов;
- оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;
- интерпретировать природные и социально-экономические характеристики различных регионов и стран на основе картографической информации;
- проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в регионах и странах мира.
Глобальные проблемы человечества
Выпускник научится:
- понимать причины возникновения глобальных проблем человечества;
- выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
- устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических процессов и явлений;
- выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных и экологических процессов;
- проводить географическую экспертизу природных и экологических процессов;
- прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- формулировать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества;
- создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов, явлений и процессов;
- интерпретировать экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации.
Содержание учебной программы
10 класс
Тема 1. Человек и ресурсы Земли
Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.
Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природно - ресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии. Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные.
Обеспеченность ими различных стран и регионов.
Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.
Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость.
Лесопользование и лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.
Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы.
Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.
Практические работы:
- Выявления изменения характера связей человека с окружающей средой на протяжении истории
- Определение ресурсообеспеченности стран
- Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета
Тема 2. Политическая карта мира
Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.
Государство - главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.
Типы государств. Главные критерии типологии. Политическая география и геополитика.
Практические работы:
1) Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»
2)Составить схему « Государства с разными формами правления и разными формами
государственного устройства».
Тема 3. География населения
Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.
Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.
Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения.
Занятость населения.
Географические особенности размещения населения.
Плотность населения.
Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.
Практические работы:
- Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.
- Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций
Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.
Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.
Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.
Практические работы:
- Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).
- Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.
Тема 5. География мировой экономики
Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно- техническая революция на современном этапе.
Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.
География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры.
«Зелёная революция». Животноводство.
Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.
Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.
Практические работы:
1)Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из постиндустриальных стран.
2)Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных
стран.
- Составление экономико-географической характеристикиодной из отраслей промышленности
(по выбору учащегося).
- Характеристика одной из отраслей растениеводства
/животноводства (по выбору учащегося).
11 класс
Тема 1. Регионы и страны
Регион. Региональная география. Культурно- исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Практическая работа:
1) Характеристика (по типовому плану) одной из международных организаций (по выбору учащегося).
Англо-Саксонская Америка.
Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.
Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.
Практические работы:
- Характеристика одной из отраслей экономики США.
2)Составление экономико-географической
характеристики Канады
(по типовому плану).
Латинская Америка.
Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.
Практические работы:
- Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки.
- Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору учащегося).
Западная Европа.
Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.
Италия. Географическое положение. Население. Экономика.
Внутренние различия.
Практические работы:
- Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося).
- Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы
(по выбору учащегося).
- Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.
Центрально-Восточная Европа.
Состав региона. Географическое положение. Население.
Экономика. Внутренние различия.
Постсоветский регион.
Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.
Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.
Практическая работа:
- Характеристика одной из отраслей экономики стран
Центральноазиатского региона.
Зарубежная Азия.
Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.
Китайская Народная Республика.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.
Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.
Практическая работа:
- Характеристика одной из отраслей экономики Китая.
Юго-Восточная Азия
Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.
Южная Азия.
Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.
Юго-Западная Азия и Северная Африка.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.
Практическая работа: Экономико- географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова.
Тропическая Африка и ЮАР.
Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии.
Южно-Африканская Республика - единственное экономически развитое государство Африки.
Практическая работа:
1) Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.
Австралия и Океания.
Природа. Население. Экономика. Внутренние различия. Океания: обособленный мир островов. Население,
экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.
Практическая работа:
1)Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.
Тема 2. Глобальные проблемы человечества
Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация
глобальной экологической среды.
Практические работы:
- Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.
- Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.
- Анализ проблемы продовольствия в Африке.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Человек и ресурсы | 10 |
2 | Политическая карта мира | 5 |
3 | География населения | 6 |
4 | География культуры, религий, цивилизации | 5 |
5 | География мировой экономики Итого | 8 34 |
11 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Регионы и страны | 26 |
2 | Глобальные проблемы человечества Итого | 7 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...