урок географии "Восточная Сибирь"
учебно-методический материал по географии (9 класс)
Цель урока-сформировать представления учащихся о географическом положении региона, его природных особенностях, хозяйственном освоении и развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_geografii_v_9_klasse_po_teme.docx | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6
Имени Героя России Шерстянникова Андрея Николаевича
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
2019-2020 уч. год
Технологическая карта урока
- ФИО учителя: Еланцева Анастасия Александровна, учитель географии МКОУ СОШ №6 имени Героя России Шерстянникова А.Н.
- Класс: 9
- Тема урока: «Восточная Сибирь».
- Учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебное пособие
- Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, практикум
- Тип урока: Урок открытия нового знания
- Формы работы: Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, использование ИКТ, мультимедиа
Цель: сформировать представления об особенностях и проблемах Восточной Сибири и его роли в экономике страны.
Задачи:
1. Учебно - познавательная – определить состав Восточной Сибири и особенности экономико-географического района. Изучить отрасли специализации Восточной Сибири и факторы их формирования. Закрепить умение давать характеристику территориально - производственного комплекса и объяснять причину их формирования на территории Восточной Сибири. Обсудить пути решения проблем Восточной Сибири.
2. Развивающая – развивать географическое мышление, устную речь, способность выделять главное из текста, читать тематические карты, развивать способность анализировать, делать выводы.
3. Воспитательная – воспитать чувство ответственности, умение работать в коллективе, самостоятельно готовиться к уроку, повышать интерес к изучению предмета.
Ход урока:
Вспомним, что такое районирование? Какие экономические районы мы уже изучили? (таблицы «Федеральные округа, Экономические районы»
Приложение1
Работать будем с оценочными таблицами:
ФИО ученика | Тест | ЭГП природные ресурсы и условия | Сообщение | Таблица «Города Восточной Сибири» | Население и перспективы развития | Общая оценка |
Оценивают сами | Оценивает учитель | Оценивают друг друга | Оценивают друг друга | Оценивает учитель |
Проверка ДЗ: Тест «Западная Сибирь»
Тест «Западная Сибирь»
1. Город-миллионер Западной Сибири:
А) Тюмень Б) Сургут
В) Омск Г) Новокузнецк
2.В какой части района сосредоточены основные запасы газа?
А) в северной Б) в центральной
В) В южной Г) в юго-восточной
3. Что мешает освоению полезных ископаемых Западной Сибири летом
А) мошка Б) сильные морозы
В) сложный рельеф Г) тайга
4. 90% запасов, какого полезного ископаемого России сосредоточено в районе?
А) природного газа Б) нефти
В) железной руды Г) горючих сланцев
5. Основным видом природных ресурсов Западной Сибири являются:
А) нефть и газ Б) бокситы и нефелины
В) лес и почвы Г) Агроклиматические и рекреационные
Ответы: 1) В 2)А 3)Б 4) А 5) А Оценка в таблицу
Новый материал:
Слева - каменный пояс Урала,
Справа Тихий шумит океан.
Ты - хрустальная бездна Байкала
И туманы в ущельях Саян.
Ты - бескрайние тундры просторы,
Где полгода мороз и пурга,
Золотые Алтайские горы
И зелёная сказка - тайга.
Не проехать от края до края
И ни вдаль не объять, и ни вширь!
Ты речная моя и лесная,
Бесконечно родная Сибирь!
О каком экономическом районе сегодня пойдет речь? О Восточной Сибири.
Первыми рвались на восток самые активные люди, которых называли промышленниками. Их главным промыслом и была рухлядь, так в старину называли пушнину. Пушнина была предметом роскоши, за нее щедро платили как европейские монархи, так и азиатские правители . Как в Азии, так и в Европе к тому времени своей пушнины уже давно не было. Кроме того, пушнина (в отличие, например, от древесины или соли) была очень удобным товаром для индивидуальных предпринимателей того времени – весила мало, места занимала немного, хранилась долго, стоила дорого, расходов требовала мало. Рухлядь скупалась у местного населения за тряпки, ножи-топоры и водку, поэтому прибыль могла быть в тысячи процентов.
Одной из самых острых проблем России издавна был недостаток благородных металлов для изготовления монет, в обращении были в основном медные монеты. В России сохранился такой факт. В 1748г. М.В. Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2000 рублей. Бумажных денег в России тогда еще не было, а золотых и серебряных монет не хватало. Пришлось светилу российской наукина десятке подвод вести 3,5 тонны медных монет.
Что мы должны сегодня узнать на уроке ?(формулируется цель)
Задание: Записать субъекты РФ, входящие в В-С эк. Район. Внесите в свои тетради данные о площади и протяженности района (работа с учебником: П=4,1 млн. км2, с-ю=3000км., з-в=1800км.)
Задание: Оцените ЭГП Восточной Сибири.
Использование ЭОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/
Положительное: 1. Омывается СЛО на севере , северный морской путь.
2. Соседство с Дальним Востоком и Западной Сибирью, Монголией, Китаем
3. Богатство природных ресурсов
Отрицательное: 1.Удаленность от центра России, европейских стран
2.Низкая степень освоенности и заселенности
3. Слабая транспортная освоенность
Задание: Проанализируйте природные условия и ресурсы Восточной Сибири ( с точки зрения важности района и России)
1гр: Агроклиматические, почвы, природные зоны. Сделать вывод о возможности развития с/х (неблагоприятные условия, резко-континентальный климат умеренного пояса, мерзлотно-таежные почвы, с/х возможно лишь на юге, в степных районах)
2гр: Полезные ископаемые: топливно-энергетические, рудные, гидроэнергетические. Сделать вывод о развитии отраслей промышленности (разнообразные п/и, но для добычи необходимо привлекать дополнительную энергию, силы из-за суровых условий и мерзлоты)
Оценка в таблицу
Запасы природных ресурсов Восточной Сибири
Виды ресурсов | Запасы | Центры |
Топливно-энергетические: 1.Каменный и бурый уголь 2.Нефть 3.Газ Минеральные ресурсы: 1.Железные руды 2. Руды цветных металлов Никель, Кобальт, платиноиды, Медь Золото, Серебро, Свинец, Цинк Олово, Молибден Полиметалические руды 3.Строительные материалы Древесина: Гидроэнергетические: | 3,7 трл. т. 1 место по России (80% от общероссийских (30% балансовые) 8,5% Большие запасы мирового значения Значительные запасы 40% (27 млр м3) 44% (700 млрд кВт/ч) | Канско-Ачинский буроугольный бассейн, Иркутский каменноугольный бассейн, Гусиноозерское месторождение бурого угля в Бурятии, т.д Перспективные районы: Тунгусский каменноугольный бассейн, Таймырский каменноугольный бассейн Марковское месторождение в Иркутской обл. Ковыктинское месторождение В Иркутской обл. Ангаро-Илимский район, Красноярский край (9бассейнов) Норильское, Октябрьское, Талнахское на Севере Восточной Сибири, Кузнецкий Алатау, Удоканское месторождение в Читинской обл. Читинская обл. Читинская обл. Тыва Бурятия, Забайкалье Зона тайги Братская ГЭС, Красноярская ГЭС, Иркутская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Мамаканская ГЭС |
Развитию Сибири способствовало строительство Транссибирской ж/д и БАМа
Сообщения ребят (слайды в папке)
БАМ
Долгое время Дальний Восток соединялся с Сибирью и Европейской Россией только одной железной дорогой – Транссибирской магистралью. Пока Российская империя и СССР могли не опасаться Китая, это не казалось большой проблемой. Пока Российская империя и СССР могли не опасаться Китая, это не казалось большой проблемой. Но в 1930г. Япония оккупировала Маньчжурию (северо-восточный Китай), и перспектива войны на Дальнем Востоке стала реальной (в конце 1930-хгг. произошли военные конфликты между СССР и Японией в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол). В случае войны надеяться только на одну железную дорогу было бы неразумно. Поэтому было принято решения строить дополнительную дорогу в нескольких сотнях километров к северу от Транссиба. Дорогу начали строить с двух концов. На востоке быстро построили дорогу от Комсомольска –на –Амуре до портов Ванино и Советская Гавань. На западе строительство началось от станции Тайшет в Красноярском крае на Братск и Усть – Кут. Остался самый сложный участок – к северу от Байкала, через горные хребты до Амура. Но к тому времени Япония была уже разгромлена, отношения с Китаем казались прекрасными, и дальнейшее строительство затормозилось. Однако в конце 60-хг. Советско-китайские отношения резко обострились, и дорогу начали строить снова. Она прошла из Усть-Кута к Северо-Байкальску, пересекла Северо-Муйский хребет на севере Читинской области (туннелем длиной более 20 км), прошла через Тынду и Ургал до Комсомольска – на Амуре.
Транссибирская железнодорожная магистраль (Трансси́б), Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими восточносибирскимии дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире. В 2002 году завершена её полная электрификация.
Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Южный Урал, Челябинская область) доВладивостока. Её длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы.
Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России.
Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.
Движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года, после того как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги.
После окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов возникла угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, а значит и над восточной частью Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.
Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года, с пуском Хабаровского моста через Амур.
Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 год составила 1 455 413 000 рублей (в ценах 1913 года). Всё строительство было осуществлено за счёт казны, без иностранных заимствований.
Оценка в таблицу
В-С район слабо освоен и заселен. На территории Сибирского федерального округа 3 города-миллионера (Новосибирск, Омск, Красноярск) На территории В-С экономического района один город-миллионер - Красноярск.
Задание: На контурной карте отметьте крупные города района.
Используя материал учебника, дополнительный материал заполните таблицу и сделайте вывод о специализации Восточной Сибири
Город | Экономический район, административная единица | Год основания | Численность населения (тыс. чел.) | Отрасли специализации | Функции города |
Красноярск | Восточная Сибирь, Красноярский край | 1628 | 927,9 | ||
Иркутск | Восточная Сибирь, Иркутская Область | 1652 | 575,9 | ||
Норильск | Восточная Сибирь, Таймырский Автономный округ | 1921 | 213 | ||
Братск | Восточная Сибирь, Иркутская область | 1631 | 246,3 | ||
Усть-Илимск | Восточная Сибирь, Иркутская область | 1962 | 86,6 |
Специализация Восточной Сибири: Цветная металлургия (обратить внимание на факторы размещения) Оценка в таблицу
« В Сибирь шли не отбросы – шли люди, которым было тесно на « материке», истоптанном демократией. Они заложили здесь основы русской жизни. Так постепенно складывался особый человеческий тип: закаленный природой, не отравленный унижением крепостного права… Центр тяготения русского государства непременно переместится на восток, если он будет также населен, как европейская Россия…» ( Г. Потанин)
Использование ЭОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/
Сравнение показателей развития Восточно-Сибирского и Центрального районов (2010г.)
регион | Территория % | Население % | Объемы промышленного производства % | Сельское хозяйство % | Оборот торговли % | Услуги населению % |
Центральный | 3,8 | 26 | 22,2 | 22,5 | 43,7 | 39,3 |
Восточно-Сибирский | 30,1 | 13,8 | 13,6 | 16,7 | 10,5 | 11,5 |
Сравнение демографических показателей Восточно-Сибирского и Центрального районов (2010г.)
показатели | Центральный | Восточно-Сибирский |
Численность населения | 37 млн чел. | 8,4 млн чел. |
Доля населения в % | 26 | 13,8 |
Уровень урбанизации в % | 79,9 | 72 |
Естественный прирост | 0,0 | 2 |
Плотность населения | 59 чел/1000чел. | 3,7 чел/1000чел. |
Сравнение уровня жизни населения Восточно-Сибирского и Центрального районов (2010г.)
показатели | Центральный | Восточно-Сибирский |
Среднедушевой доход (руб/мес.) | 48621,55 | 17720,20 |
Стоимость минимального набора продуктов (руб.) | 2289 | 2539,652 |
Индекс доступности жилья | 2,67 | 3,109 |
Количество автомобилей на 1000 чел. | 338 | 384 |
Уровень безработицы | 5,4 | 7,5 |
Продолжительность жизни | 64/75 | 61/73 |
Сравнение обеспеченности районов трудовыми ресурсами
показатели | Центральный | Восточно-Сибирский |
Обеспеченность трудовыми ресурсами | Класс В (выше среднего) Класс С (ниже среднего) | Класс С (ниже среднего) Класс Д (низкий рейтинг) |
Количество врачей % | 190,2 | 43,1 |
Количество учителей | Класс В С | Класс С Д |
Задание: Проанализируйте статистические данные и сделайте вывод о качестве жизни населения Восточной Сибири
Вопрос: Существуют ли перспективы для развития В-С экономического района?
- Выскажите свою точку зрения.
- Найдите в сети Интернет информацию о перспективах развития района, представить в виде схемы
Рефлексия
Подберите несколько прилагательных, что бы продолжить фразы:
- Не хочу, что бы Сибирь была… ( истерзанная, уставшая, забитая т.д)
- Хочу, что бы Сибирь была … ( могучая, процветающая, богатая т.д)
«У России нет иного пути к возвращению в мировое сообщество в качестве равной другим великой державы, кроме как через интенсивное развитие ее восточноазиатской политики» (ученый-востоковед В. Максимов. Проблемы Дальнего Востока. 1992. №5).
Домашнее задание: параграф учебника 57, тест для друга по теме «Восточная Сибирь» с ответами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Западная Сибирь" 8 кл
ТЕМА: Западно-Сибирская равнина Цель: познакомить учащихся с особенностями природы региона. Задачи: познакомить учащихся с особенностями природы Западносибирского региона. Продолжать развивать умения...
Урок "Западная Сибирь"
Формирует знания об экономическом районе Западная Сибирь....
Презентация к уроку "Восточная Сибирь
Презентация может использоваться при изучении гор Восточной Сибири в 8 классе....
Урок Жемчужина Сибири - Байкал
в 8 классе«ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ – БАЙКАЛ»разработал учитель географииСальцин Максим Павлович Цель урока:· Сформировать образное предс...
Профориентационный урок "Восточная Сибирь"
Задачи:Сформировать знания о Восточно-Сибирском экономическом районе.Выделить особенности и отличительные черты района.Показать хозяйственную специализацию Восточной Сибири.Развивать умение работать в...
Конспект урока "Восточная Сибирь" +презентация
Урок в 8 классе "Восточная Сибирь" : особенности географического положения, своеобразие рельефа, климата, природные регионы. Определены цели урока: обучающая, развивающая. Введены элементы прове...
Урок Восточная Сибирь.Технологическая карта.
Комбинированный урок изучения нового материала....