Урок "Западная Сибирь"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Мелешко Ирина Юрьевна

Формирует знания об экономическом районе Западная Сибирь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapadno-sibirskiy_rayon.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Западная Сибирь»

Цель урока: Организовать работу по усвоению особенностей экономико-географического положения, ресурсной базы и хозяйственной специализации Западной Сибири.

Цели учащихся:

  1. Узнать особенности природы и ЭГП экономического района Западная Сибирь.
  2. Уметь работать с различными источниками знаний и анализировать их.
  3. Оценивать факты и события.
  4. Выполнять задания по образцу, в измененной ситуации и  творческие.

Цели учителя:

  1. Добиться устойчивого внимания учащихся.
  2. Сформировать знания об экономическом районе Западная Сибирь.
  3. Продолжить формировать умение самостоятельной работы с различными источниками знаний.
  4. Создавать ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.
  5. Способствовать развитию свободной творческой деятельности на основе творческого мышления.

Задачи:

Образовательные:

выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала  района;

составить “образ территорий”, входящих в состав экономического района Западная Сибирь;

дать характеристику отраслям специализации  района и факторам их развития;

определить состояние экономики  и проблемы.

     Развивающие:

 Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе, закрепить умение извлекать информацию из карт атласа;

       умение анализировать данные и формулировать выводы;

       раскрыть причины зависимости природно-ресурсного потенциала и                                             отраслей   хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП.

Воспитательные:

Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

      учащиеся должны убедиться в том, что освоение какой-либо территории невозможно без знания её особенностей.

Оборудование:

Физическая и социально-экономическая карты Западной Сибири; атласы – 9 класс,   контурные карты, учебник

Ход урока

  1. Ориентационно-мотивационный этап.

     Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы с вами говорили о населении Сибири. Давайте проверим знания. Тест состоит из трех частей. Каждая часть имеет разный уровень сложности. На оценку «3» вы можете выполнить только первую часть; «4» - первую и вторую; «5» - все три части. Время выполнения 8 минут. Удачи.

Проверка домашнего задания.

I часть.

1. Не являются народом севера:  а) якуты; б) манси; в) эвенки; г) калмыки.

2. Русские составляют меньшинство в:

а) республике Тыве;

б) Ханты – Мансийском АО;

в) республике Саха – Якутия.

3. Сдвиг населения на юг в 19 в. был связан:

а) за пушниной;

б) сельскохозяйственное освоение земель;

в) строительство Транссибирской магистрали.

4.   Крупнейший научный центр Сибири:

а) Иркутск; б) Новосибирск; в) Омск.        

5. Присоединение Сибири к Русскому государству началось с похода:

а) Хабарова Е.П.;  б) Дежнева С.И.;  в) Ермак Тимофеевич Аленин.

II часть.

Какие из народов Сибири исповедуют буддизм и почему?

III часть.

Сибирь всегда была местом ссылки из Центральной России. Как вы думаете, какое влияние могли оказывать на местное население ссыльные?

Проверка домашнего задания (слайд).

Учитель. Кто выполнил работу без ошибок?

Какое задание было сделано неправильно? Давайте разберемся.

  1. Операционно-исполнительный этап.

          Мы продолжает изучение Азиатской части России. Сегодня нам предстоит познакомиться с экономическим районом Западная Сибирь (слайд №1).

Учитель. М.В.Ломоносов писал, что «российское могущество прирастать будет Сибирью».

Проблемный вопрос: Почему так считал М.В.Ломоносов?

Учитель. Правы вы или нет, давайте это выясним.

В народе говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше». Мы будем следовать этим мудрым словам, и работать все вместе.

        Экономику Западной Сибири мы будем изучать 2 часа. Давайте определимся с задачами урока. С чего начинается знакомство с экономическим районом? Что мы хотим узнать? (учащиеся определяются с задачами урока, обсуждают их в паре) (слайд №2).

И так сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:

1. Выявить состав и особенности ЭГП экономического района Западная Сибирь.

2. Оценить  природные условия и природные ресурсы Западной Сибири для развития хозяйства региона.

3. Определить отрасли специализации Западной Сибири.

4. Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.

Задание 1.  Работая с политико-административной картой России, определите состав экономического района Западная Сибирь (слайд №3,4). Тот, у кого это задание вызывает затруднение, можете использовать карту в учебнике на стр. 221.

Состав:

5 областей – 1. Тюменская (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО);

                      2. Новосибирская;

                      3. Томская;

                      4. Омская;

                      5. Кемеровская.

1 край -        1. Алтайский край (г. Барнаул).

1 республика – Алтай (г. Горно-Алтайск).

Учитель. Дайте оценку ЭГП Западной Сибири. Для выполнения задания вы можете использовать один из двух вариантов:

I вариант. Оценка ЭГП по плану: (слайд5,6)

  1. Положение по отношению к природным объектам.
  2. Положение по отношению к государственным границам.
  3. На территории страны.
  4. Соседи.
  5. Выход к морю.
  6. Транспортное положение.

II вариант.  заполните пропуски в тексте (слайд №4, 5).

  Площадь района составляет_______км2.

Здесь проживает________тыс. чел.

Западная Сибирь - это район России, который граничит с  3 государствами: _________________.

Российскими соседями являются ____________________ районы.

На Севере Западная Сибирь имеет выход к_______морю.

Состоит район из_____субъектов:____областей,____автономных округов,____края,_____республики.

По территории района проходят две важные транспортные магистрали_______________

Наиболее тесные связи налажены с______________экономическим районом.

Выгоды  ЭГП  Западной Сибири  заключаются  в _________________

Отрицательным фактором является_____________.

 Проверка с помощью слайда №8.

Проверка задания:

  1. Поднимите руки, кто правильно оценил ЭГП района?
  2. В чем были затруднения?

Учитель: Разные части России отличаются природными условиями

Задание 2. Работа в парах.

 Дайте краткую характеристику природных условий Западной Сибири. В чем отличие природных условий? Оцените природные условия (слайд №9,10) (задания по выбору).

I вариант. Заполните таблицу, работая с картами атласа.

Западная Сибирь

Рельеф

Низменность – Западно-Сибирская равнина

На юге горы Алтай

Климат

 С     Арктический

  Ю   Континентальный

Воды

Обь и ее притоки, болота

Почвы

1/3 всех почв – вечная мерзлота, 4/5 подзолистые почвы, на юге черноземы

Природные зоны

Широтная зональность:

С   Арктическая пустыня

      Тундра

      Тайга

      Лесостепи

Ю  Степи      

II вариант. Работая с текстом учебника (Алексеев А.И. География России, ч.2, §49, стр.222-224), оцените природные условия Западной Сибири. Сделайте вывод.

Вывод: освоение территории осложнено заболоченностью территории, вечной мерзлотой, полярной ночью на севере Западной Сибири.

Проверка задания.

1. Оцените  свою работу в группе по пятибалльной системе.

2. Оцените работу своего напарника.

3. Что вызвало затруднения?

Задание 3. Работа в парах (слайд №11)

 Определите по карте атласа, какие природные ресурсы (минеральные, лесные, водные, почвенные) имеет район. 

Варианты выполнения задания ( по выбору учащихся):

I вариант. Нанесите природные ресурсы  на контурную карту. Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири.  

II вариант. Покажите по карте основные природные зоны Западной Сибири. Какими природными ресурсами они одаривают человека? Как используются эти ресурсы? (работа в парах).

Сформулируйте вывод: Западная Сибирь (богата, небогата) природными ресурсами, особенно_________ (слайд №12).

Вывод (слайд №13).

Проблемный вопрос: Чем объяснить, что в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа? (слайд №14).

Если вопрос вызывает у вас затруднения, воспользуйтесь учебником стр.224.

Проверка задания.

  1. Кто не справился с заданием? Почему?
  2. Поменяйтесь картами и оцените работу друг друга.

Задание 4. Варианты задания по выбору учащихся:

I вариант. Используя знания о природных ресурсах, предположите, какие отрасли хозяйства будут развиты в Западной Сибири. Выпишите отрасли в таблицу (слайд №15,16).

Отрасли специализации

Продукция отраслей

Центры и районы

II вариант. Какие специальности будут востребованы в этом регионе? (работа в парах).

При проверке задания заслушиваются оба варианта ответов.

Учитель. 1. Почему вы выбрали именно этот вариант задания?

  1. Кто сделал ошибки при выполнении задания?

Идет процесс выравнивания.

Продолжим работу с таблицей на следующем уроке.

Вы много сегодня узнали о Западной Сибири. Какие  экологические проблемы возникли в этом районе в связи с хозяйственной деятельностью? (слайд 17,18).

Экологические проблемы:

  1. Уничтожение оленьих пастбищ.
  2. Загрязнение рек нефтью.
  3. Загрязнение воздуха в районе  угольной пылью, дымом.
  4. Эрозия почв.
  5. Заболоченность.

А вот как решить эти проблемы – это будет ваше домашнее задание.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

 Задание. Оцените свою работу на уроке. Максимальный бал – 8. (слайд №19).

Показатели

Оценка

Моя самооценка

Меня оценила группа

Степень сотрудничества с учащимися

Степень сотрудничества с учителем

Итоговая оценка

4. Домашнее задание: § 49-50 (слайд №20).

  1. Определите пути решения экологических проблем экономического района Западная Сибирь.
  2. Готовимся к ГИА (тестовое задание для каждого учащегося).

     Тест ГИА.

1. В западной Сибири зона севера занимает:

  1. Большую часть территории;
  2. Примерно половину;
  3. Меньшую часть.

2. Какая природная зона отсутствует на Западно-Сибирской равнине?

  1. тундра
  2. тайга
  3. смешанные леса
  4. широколиственные леса

3. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют:

  1. Лесные;
  2. Топливно-энергетические;
  3. Рудные.

4. Комплекс конструкционных материалов развит в Западной Сибири:

  1. На севере;
  2. На юге.

5. Установите соответствие:

Природные ресурсы

Месторождения

  1. Нефть.
  2. Газ.
  3. Уголь.
  4. Железная руда.

А. Уренгойское.

Б. Горная Шория.

В. Сургутское.

Г. Кузнецкий бассейн.

Ответ запишите в таблицу:  

А

Б

В

Г

2

4

1

3

6. Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы:

  1. Собственные;
  2. Привозные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

Урок "Западная Сибирь" 8 кл

ТЕМА: Западно-Сибирская равнина Цель: познакомить учащихся с особенностями природы региона. Задачи: познакомить учащихся с особенностями природы Западносибирского  региона. Продолжать развивать умения...

Тест "Население Западной Сибири"

Проверочный тест к теме Население Сибири. Освоение Сибири"...

Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»

Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»

Работа в виде теста для проверки пройденного материала...

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс...

Западная Сибирь. Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения

Географическое положение, геология и полезные ископаемы Западной Сибири...