конспект урока географии 5кл. "Ориентирование на местности"
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему
цель урока- сформировать знания учащихся о способах ориентирования на местности, развитие навыков работы с компасом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elantseva_a.a._urok_geografii_5_kl_orientirovanie_na_mestnosti.rar | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6
Имени Героя России Шерстянникова Андрея Николаевича
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Урок географии по теме:
«Ориентирование на местности»
5класс
учитель географии: Еланцева А.А.
2017-18 уч. год
Технологическая карта урока
- ФИО учителя: Еланцева Анастасия Александровна, учитель географии МКОУ СОШ №6 имени Героя России Шерстянникова А.Н.
- Класс: 5
- Тема урока: «Ориентирование на местности».
- Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 кл. – М.: «Просвещение», 2015г.
- Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, практикум
- Тип урока: Урок открытия нового знания
- Формы работы: Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Цель урока: Сформировать знания о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться. Ввести понятия «ориентирование», « компас», «стороны горизонта». Самостоятельно изготовить компас из подручных материалов.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умений характеризовать конкретные способы ориентирования; овладение навыками пользования компасом.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков коммуникативной компетентности; осознают, что умения ориентироваться на местности пригодятся в жизни.
Урок проводился в 5-а классе для родителей в День Открытых Дверей. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, практическая деятельность на уроке позволяет максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес, стимулировать коммуникативно - речевую активность.
Приложение 1
Митраша, герой рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца» не раз спрашивал отца:
- Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь.
-Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?
- Видишь, Дмитрий Павлович, - отвечал отец, - в лесу эта стрелка тебе
добрей матери: бывает, небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдешь наугад - ошибешься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку - и она укажет тебе, где твой дом. Пойдешь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север глядит.
Приложение 2
Задание для группы №1
Как найти полярную звезду?
Задание: Внимательно прочитайте информационный материал, подготовьте выступление для ребят о том, как найти полярную звезду и по полярной звезде определить стороны горизонта
Таким образом, если мы встанем лицом к полярной звезде, то спереди будет север, за спиной – юг, справа – восток, а слева – запад.
Для поиска Полярной звезды нам нужны два ориентира — Мерак и Дубхе. Именно в такой последовательности их нужно мысленно соединить друг с другом и продолжить эту прямую дальше, а затем отложить на ней пять расстояний, равных расстоянию между Мераком и Дубхе.
На конце пятого отрезка и окажется Полярная звезда. Находится Полярная звезда в ручке Малого Ковша созвездия Малой Медведицы
Задание для группы №2
Определить стороны горизонта по местным признакам. Выступить перед ребятами с сообщением
Задание для группы №3
Как определить стороны горизонта по солнцу. По солнцу, используя часы? Приготовьте выступление для ребят.
Для определения сторон света необходимо:
- Разместить часы горизонтально.
- Повернуть часы так, что бы часовая стрелка была направлена на Солнце.
- Мысленно разделить угол между часовой стрелкой, направленной на Солнце, и цифрой 1 (один, час дня) пополам – эта линия укажет нам Юг, соответственно с противоположной стороны будет Север.
Определение сторон света по часам и Солнцу
До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00, а после полудня — ту дугу, которую она прошла после 13.00
Приложение 3
История создания компаса
Согласно историческим данным, изобретение компаса произошло в эпоху правления китайской династии Сун и было связано с необходимостью ориентироваться в пустыне. В III веке до н.э. китайский философ Хэнь Фэй-цзы описал устройство компаса его эпохи следующим образом: он представлял собой шарообразную, тщательно отполированную в выпуклой части, разливательную ложку, состоящую из магнетита с тонким черенком.
На тщательно отполированную медную или деревянную пластину ложкаустанавливалась своей выпуклой частью так, чтобы черенок не касался пластины, а располагался свободно над ней. При этом ложка должна свободно вращаться вокруг оси своего основания.
На пластину наносятся обозначения сторон света, представляющие зодиакальные знаки. Ложку приводили во вращение, подталкивая черенок ножки. Когда ложка остановится, черенок, выполняющий роль магнитной стрелки, указывает точно на юг.
Значительно усовершенствованный вид компас приобрёл в начале XIV века благодаря итальянцу Флавио Джойя. Он надел магнитную стрелку на вертикальную шпильку, а стрелку прикрепил к лёгкому кругу — картушке, разбитому по окружности на 16 румбов. А в XVI веке картушку и коробку со стрелкой поместили в кардановый подвес, чтобы избежать влияния качки корабля на показания компаса.
Происхождение слова «компас», по-видимому, связано со старинным английским словом compass, которое означало в XIII—XIV вв. «круг».
Приложение 4
Как сделать компас
инструкция
Итак, вам понадобятся: ёмкость для воды, иголка и кусочек любого плавучего материала (пенопласт, губка, пробка или простой лист)
Берём ёмкость и наливаем в неё воду. Затем достаём иголку и намагничиваем один её конец: для этого можно использовать магнит, а при его отсутствии — ткань или даже собственные волосы. Теперь намагниченную иголку устанавливаем на кусочек плавучего материала и опускаем в ёмкость с водой. Через некоторое время наша игла-стрелка перестанет колебаться, и её намагниченная сторона будет указывать с юга на север
Список источников информации:
- Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 5-6 кл. – М.: «Просвещение», 2015г.
- Geografia.ru (Источник).
- Википедия (Источник).
- Конспекты уроков с сайтов Инфоурок, Социальная сеть работников образования nsportal.ru , педагогическое сообщество Урок.РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...
План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...
Презентация к уроку Повторение темы Ориентирование на местности 6 класс длядетей с ОВЗ
Презентация расчитана на целый урок и охватавает все темы раздела Ориентирование на местности. Предназначена для обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Рекомендуется ска...
открытый урок на тему: "Ориентирование на местности"
Тема занятия: «Ориентирование на местности»Цель занятия: формирование навыков ориентирования на местности. Задачи:- Определять понятия стороны горизонта, ориентирование.- С...
Конспект урока по теме "Ориентирование на местности"
Конспект урока поможет учитлю географии подготовить и провести урок в 5 классе....
Конспект урока географии в 5 классе "План местности"
Конспект урока "План местности" по географии (5 класс) в основе которого лежит системно- деятельный подход....
Урок 5 класс "Ориентирование на местности"
Цель: познакомиться с основными способами ориентирования на местности....