Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии
методическая разработка по географии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ЭОР на уроках географии | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.К.Басова, учитель географии МОУ «Кукмаринская основная общеобразовательная школа»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Сочетание традиционных и компьютерных технологий позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.
Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу и освоение знаний, позволяет повысить качество обучения. Умение использовать информационные средства дает возможность получать необходимые знания по цифровым источникам. География, возможно, в большей степени, чем любой другой предмет, имеет основание реализовывать принцип наглядности. Можно выделить несколько основных направлений использования компьютерных технологий в преподавании географии: демонстрация материалов, наглядных пособий и карт; показ географических процессов; геоинформационное обучение; проверка знаний; самостоятельная работа обучающихся [1,7].
В настоящее время имеется большое количество специально разработанных цифровых и электронных образовательных ресурсов, которые находятся в открытом доступе. В своей деятельности я использую ресурсы следующих коллекций:
-Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);
-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
(http://school-collection.edu.ru).
Мультимедийные образовательные ресурсы представляют учебные объекты с помощью фотографий, видеофрагментов, статических и динамических моделей, объектов виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографических материалов, звукозаписи, символьных объектов и деловой графики, текстовых документов и иных учебных материалов. Все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее.
К основным инновационным качествам мультимедийных образовательных ресурсов относятся:
- Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).
- Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
- Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно [1,15].
Интерактивные средства обучения я использую в различных типах уроков географии: урок – изучение нового материала; урок-путешествие; урок закрепления знаний и формирования умений; урок применения изученного материала на разном уровне продуктивности, также применяю на разных этапах урока.
Выделяют три типа электронных образовательных ресурсов (ЭОР):
1. Модуль получения информации (И-тип). И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности.
2. Модуль практических занятий (П-тип). П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач).
3. Модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип). К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты). [1,17].
Важным моментом использования ЭОР является возможность осуществления на уроках индивидуального и дифференцированного подхода. При этом каждый ученик может работать в индивидуальном ритме, выполнять задания выбранного уровня сложности и видеть результат своих действий.
Считаю, что при использовании мультимедийных образовательных ресурсов изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока. Повышение эффективности урока – вот главная задача, которая стоит сейчас перед учителем. Успех ее решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить школьников глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом и самостоятельно [3, 62].
Курс географии материков и океанов является одним из самых информационно насыщенных. При изучении этого курса учащиеся знакомятся с множеством понятий и определений и тематическими картами; осваивают большое количество номенклатуры; учатся работать с дополнительным материалом, давать комплексную характеристику стран. Успешность учащихся в изучении географии тесно связана с уровнем владения картографических умений. В 7 классе продолжается формирование одного из основополагающих базовых умений - определения географического положения территории, установления его следствий.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия. Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Возможности использования материалов из коллекций цифровых и электронных образовательных ресурсов представляю в разработке урока географии в 7 классе по теме «Северная Америка: географическое положение, исследование материка».
Методическое содержание и описание последовательности ЭОР, заданные в 7 классе по теме «Северная Америка: географическое положение, исследование материка».
Цель изучения темы: сформировать представление о географическом положении Северной Америки.
Задачи:
- обучающие: изучить особенности географического положения Северной Америки; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развивающие: развивать умения сравнивать и обобщать изучаемый материал;
совершенствовать навыки работы с общегеографической картой;
- воспитательные: формировать умения оценивать уровень своих знаний; воспитывать умения самостоятельной работы.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер с доступом к сети Интернет.
Таблица 1.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР,) | Деятельность ученика | Время |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | - | Проверка готовности учащихся к уроку. | Подготовка к уроку. | 1 мин |
2 | Актуализация ЗУН | - | Проведение фронтального опроса учащихся | Устные ответы на вопросы | 2 мин |
3 | Мотивация на изучение нового материала | Слайды «Северная Америка. Самые-самые» (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия) [4]. | Показ слайдов. Сообщение об организации учебной деятельности в ходе урока. | Формулировка учащимися темы урока. Выведение цели, задач урока. | 3 мин |
4 | Изучение нового материала | № 1 И-типа Северная Америка - континент меж трёх океанов. Природа материка. В данном ЭУМ содержится общая характеристика природы Северной Америки. Часть 1 «Географическое положение» [5]. | Постановка проблемы. Демонстрация ЭОР. Объяснение нового материала с использованием ЭОР, учебника, карты. | Запись в тетради темы урока. Восприятие учащимися информации и конспектирование Работа с учебником, картами атласа. | 28 мин |
5 | Закрепление нового материала | № 2 П-типа Контурная карта Северной Америки для нанесения учениками дополнительных объектов В данном ЭУМ содержатся практические задания. [6]. | Демонстрация ЭОР. Координация работы учащихся. Анализ результатов выполнения практических заданий. | Выполнение практической работы по группам. Формулировка и фиксация выводов в тетради. | 8 мин |
6 | Рефлексия | № 3 К-типа Северная Америка - континент меж трёх океанов. Природа материка. Тестовые задания для проверки знаний о ГП материка. [7]. | Демонстрация ЭОР. Оценка деятельности учащихся. | Выполнение тестов с выставлением оценки. Самооценка степени усвоения материала. | 2 мин |
7 | Домашнее задание | Инструктаж по составлению синквейна [2, 77]. | Запись домашнего задания. | 1 мин |
Список литературы
1. Абатурова В.В. Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. География: конспект лекций.- Академия Ай-Ти. 2012.
2. Галеева Н.Л. , Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: методическое пособие.- М., 2007.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.
4. Уроки географии. 7 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2008.
6. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f14bac2-8726-4317-b1c7-f8b11ff46256
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.
В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...
Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”
В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...
Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"
В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка....
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
Об использовании ЭОР на уроках химии...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образователь...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии
Конспект урока по географии в 8 классе «Циркуляция воздушных масс» составлен с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление о закономерностях движения воздушных масс...