Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Мучкин Павел Петрович

Конспект урока по географии в 8 классе «Циркуляция воздушных масс» составлен с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление о закономерностях движения воздушных масс над территорией России, об атмосферных фронтах и атмосферных вихрях. Развивает активную и осознанную познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся в окружающей среде, которая является основным условием изучения географии России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра развития образования

Практико-значимая работа по теме

« Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии»

 

Выполнил:

 Мучкин Павел Петрович,

учитель  географии

МОУ Порецкая СОШ Можайского района

Научный  руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

развития  образования

Астемирова Ольга Николаевна

   

Москва 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………….…………….…………  с. 3
  2. Основная часть ………………………………………………… с. 4
  3. Заключение ……………………………………………………. ..с. 8
  4. Список литературы  …………………………………….…… …с. 9

Пояснительная записка

Введение ФГОС направлены на усвоение обучающимися  суммы знаний и на развитие личности, его познавательных и  творческих  способностей.

Конспект урока по географии в 8 классе «Циркуляция воздушных масс» составлен с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление о закономерностях движения воздушных масс над территорией России, об атмосферных фронтах и атмосферных вихрях. Развивает активную и осознанную познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся в окружающей среде, которая является основным условием изучения географии России.

Использование ЭОР  на уроках географии позволяет индивидуализировать процесс обучения, повысить  мотивацию обучения, развивает образное мышление, повысить самостоятельность учащихся в добывании знаний, повысить практическую направленность обучения,  обеспечить доступ к большому объёму информации, повысит наглядность урока.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы,  ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей Интернет приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Один из самых востребованных способов использования ЭОР, когда электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного, а также могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.

Следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭОР. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий, зачетов, материалы ЭОР, а именно ЦОР, входящие в их состав, могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов.

  У меня в кабинете географии есть компьютер, проектор, интерактивная доска, выход в Интернет, поэтому я уже применяю ЭОР на уроках. Область применения ЭОР различна. Во внеурочной деятельности применять при подготовке к олимпиадам и конкурсам. Находят широкое применение в проектной деятельности учащихся. В воспитательной  и учебной работе может использоваться для подготовки различных мероприятий, для приобретения новых умений, навыков и компетентностей.

Основная часть

План конспект урока

Тема:  «Циркуляция воздушных масс».

Предмет: География.

Класс: 8 класс.

Тема и номер урока в теме: Климат России.  Урок второй.

Базовый учебник:  Баринова И.И. География. Природа России. 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.

Цель Урока: Формирование знаний о закономерностях движения воздушных масс над территорией России, об атмосферных фронтах и атмосферных вихрях.

Задачи:

обучающие: вспомнить виды солнечной радиации, сформировать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

развивающие: развивать абстрактное мышление при формировании понятий «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон».

воспитательные: продолжить формирование умения работать в группе, воспитывать внимательность при работе с учебником, ЭОР и другими ресурсами.

Тип урока:  комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная и групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор.

Структура и ход урока

Таблица №1

Этап

 урока

Название используемых ЭОР

( с указанием порядкового номера с Таблицы №2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вре

мя

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Органи-

зационный

Проверка готовности класса к уроку, приветствие Определение темы урока, цели, задач урока,  мотивация учеников на изучение нового материала

Настраиваются на работу.

Записывают число и  тему урока в тетрадь.

3 мин

2

Проверка домашнего задания

№ 1

Формирование климата России

Фронтальный опрос:

1.Что называют солнечной радиацией?

2. Какие виды солнечной радиации существуют?

3. Какая радиация не показана на слайде? Как она образуется?

3. От чего зависит количество суммарной солнечной радиации, получаемое землей?

Устно отвечают на вопросы учителя

5 мин

3

Этап усвоения новых знаний

 № 1

Формирование климата России

№2 Модель "Циклон - антициклон".

(N 148408)

Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации

В ходе объяснения нового материала учитель задает вопросы учащимся

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

20 мин

4

Этап проверки понимания обучающимися нового материала

№3

Факторы, определяющие климат России. Практические задания

Я предлагаю вам сегодня поработать группами.

1 группа.

Используя учебник   вопросы:

1. Что такое воздушные массы?

2. От чего зависят свойства ВМ?

3. Какие типы ВМ господствуют над территорией России?

4. Какова причина перемещения ВМ?

5. Что называют трансформацией ВМ?

2 группа.

Используя учебник, объяснить образование холодного фронта.

3 группа.

Используя учебник, объяснить образование  тёплого фронта.

4 группа.

Используя учебник и модель «Циклон и антициклон»

Работа по группам.

7 мин

5

Закрепление нового материала

  №3

 Факторы, определяющие климат России. Практические задания

 Зачем нужно изучать климат России?

Где используются результаты наблюдений за климатом?

Что узнали нового?

Какие трудности были при изучении новой темы?

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои мнения и впечатления.

6 мин.

6

Домашнее задание

Записывает домашнее задание на доске, объясняет его ученикам (где найти нужный ресурс  как с ним работать)

Записывают домашнее задание

2 мин

7

Подведение итогов

- Скажите, что для вас сегодня на уроке было самым неожиданным? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Рефлексия

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Циркуляция воздушных масс

Таблица №2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Формирование климата России

ИК

Иллюстрация, презентация

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f864e7f-1ed3-4a38-8ad6-3ba9ee405045/005.swf

2.

Модель "Циклон - антициклон". (N 148408)

ИП

модель

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/88653a9f-6c7d-42c3-9af3-9f61228f9842/?from=92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c&interface=pupil&class=50&subject=28

3.

Факторы, определяющие климат России. Практические задания

П

Тест

 http://www.fcior.edu.ru/card/22560/faktory-opredelyayushie-klimat-rossii-prakticheskie-zadaniya.html

Заключение

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

        Применение ЭОР на уроках географии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к предмету, мотивирует учащихся к самостоятельному поиску необходимого материала, нахождению дополнительной информации по данной теме, развитию желания и умения учиться, осуществлять контроль через тест-контроль. На уроках с использованием ЭОР даже "слабые" учащиеся работают более активно, проявляют интерес.

Использование ЭОР на уроках  географии дает возможность:

  • повысить у учащихся интерес к географии;
  • облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал;
  • подготовить к самостоятельному усвоению  географической науки;
  • выявлять и развивать способности учащихся;
  • овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • интеллектуально развивать учащихся.

     ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя. Учитель сам должен оставаться человеком творческим, находящимся в постоянном поиске.

Список литературы

 

  1. В.В.Козлов, А.М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2011. – 79с.
  2. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2012.
  3. Н.И. Яковлева. География в современной школе. Сборник научно-методических материалов. – М.: МИОО, 2008. – 416с.
  4. С.В.Курчина. Рабочие программы, География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. -409с.
  5. С.В.Долгорукова, Л.Е.Елисеева. Уроки географии в 6-9 классах с применением информационных технологий. – М.: Глобус, 2011.

Интернет ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
  3. http://www.fcior.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.

В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...

Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

В настоящее время основное внимание  в области информатизации образования фоку­си­руется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образователь...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии

Методическая разработка предназначена для учителей географии. Автор  затрагивает  тему использования  IT- технологии в учебном процессе, которые способствуют обеспечению нового качества...