Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Конспект урока по географии в 8 классе «Циркуляция воздушных масс» составлен с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление о закономерностях движения воздушных масс над территорией России, об атмосферных фронтах и атмосферных вихрях. Развивает активную и осознанную познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся в окружающей среде, которая является основным условием изучения географии России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elektronnyh_obrazovatelnyh_resursov_na_urokah_geografii.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра развития образования
Практико-значимая работа по теме
« Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии»
Выполнил: Мучкин Павел Петрович, учитель географии МОУ Порецкая СОШ Можайского района Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования Астемирова Ольга Николаевна
|
Москва 2015
Содержание
- Пояснительная записка ……………….…………….………… с. 3
- Основная часть ………………………………………………… с. 4
- Заключение ……………………………………………………. ..с. 8
- Список литературы …………………………………….…… …с. 9
Пояснительная записка
Введение ФГОС направлены на усвоение обучающимися суммы знаний и на развитие личности, его познавательных и творческих способностей.
Конспект урока по географии в 8 классе «Циркуляция воздушных масс» составлен с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление о закономерностях движения воздушных масс над территорией России, об атмосферных фронтах и атмосферных вихрях. Развивает активную и осознанную познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся в окружающей среде, которая является основным условием изучения географии России.
Использование ЭОР на уроках географии позволяет индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию обучения, развивает образное мышление, повысить самостоятельность учащихся в добывании знаний, повысить практическую направленность обучения, обеспечить доступ к большому объёму информации, повысит наглядность урока.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей Интернет приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Один из самых востребованных способов использования ЭОР, когда электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного, а также могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.
Следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭОР. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий, зачетов, материалы ЭОР, а именно ЦОР, входящие в их состав, могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов.
У меня в кабинете географии есть компьютер, проектор, интерактивная доска, выход в Интернет, поэтому я уже применяю ЭОР на уроках. Область применения ЭОР различна. Во внеурочной деятельности применять при подготовке к олимпиадам и конкурсам. Находят широкое применение в проектной деятельности учащихся. В воспитательной и учебной работе может использоваться для подготовки различных мероприятий, для приобретения новых умений, навыков и компетентностей.
Основная часть
План конспект урока
Тема: «Циркуляция воздушных масс».
Предмет: География.
Класс: 8 класс.
Тема и номер урока в теме: Климат России. Урок второй.
Базовый учебник: Баринова И.И. География. Природа России. 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.
Цель Урока: Формирование знаний о закономерностях движения воздушных масс над территорией России, об атмосферных фронтах и атмосферных вихрях.
Задачи:
обучающие: вспомнить виды солнечной радиации, сформировать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.
развивающие: развивать абстрактное мышление при формировании понятий «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон».
воспитательные: продолжить формирование умения работать в группе, воспитывать внимательность при работе с учебником, ЭОР и другими ресурсами.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная и групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор.
Структура и ход урока
Таблица №1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР ( с указанием порядкового номера с Таблицы №2) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Вре мя (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Органи- зационный | Проверка готовности класса к уроку, приветствие Определение темы урока, цели, задач урока, мотивация учеников на изучение нового материала | Настраиваются на работу. Записывают число и тему урока в тетрадь. | 3 мин | |
2 | Проверка домашнего задания | № 1 Формирование климата России | Фронтальный опрос: 1.Что называют солнечной радиацией? 2. Какие виды солнечной радиации существуют? 3. Какая радиация не показана на слайде? Как она образуется? 3. От чего зависит количество суммарной солнечной радиации, получаемое землей? | Устно отвечают на вопросы учителя | 5 мин |
3 | Этап усвоения новых знаний | № 1 Формирование климата России №2 Модель "Циклон - антициклон". (N 148408) | Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации В ходе объяснения нового материала учитель задает вопросы учащимся | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Отвечают на вопросы учителя | 20 мин |
4 | Этап проверки понимания обучающимися нового материала | №3 Факторы, определяющие климат России. Практические задания | Я предлагаю вам сегодня поработать группами. 1 группа. Используя учебник вопросы: 1. Что такое воздушные массы? 2. От чего зависят свойства ВМ? 3. Какие типы ВМ господствуют над территорией России? 4. Какова причина перемещения ВМ? 5. Что называют трансформацией ВМ? 2 группа. Используя учебник, объяснить образование холодного фронта. 3 группа. Используя учебник, объяснить образование тёплого фронта. 4 группа. Используя учебник и модель «Циклон и антициклон» | Работа по группам. | 7 мин |
5 | Закрепление нового материала | №3 Факторы, определяющие климат России. Практические задания | Зачем нужно изучать климат России? Где используются результаты наблюдений за климатом? Что узнали нового? Какие трудности были при изучении новой темы? | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои мнения и впечатления. | 6 мин. |
6 | Домашнее задание | Записывает домашнее задание на доске, объясняет его ученикам (где найти нужный ресурс как с ним работать) | Записывают домашнее задание | 2 мин | |
7 | Подведение итогов | - Скажите, что для вас сегодня на уроке было самым неожиданным? Что нового вы узнали сегодня на уроке? | Рефлексия | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Циркуляция воздушных масс
Таблица №2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | ИК | Иллюстрация, презентация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f864e7f-1ed3-4a38-8ad6-3ba9ee405045/005.swf | |
2. | Модель "Циклон - антициклон". (N 148408) | ИП | модель | |
3. | П | Тест | http://www.fcior.edu.ru/card/22560/faktory-opredelyayushie-klimat-rossii-prakticheskie-zadaniya.html |
Заключение
Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
Применение ЭОР на уроках географии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к предмету, мотивирует учащихся к самостоятельному поиску необходимого материала, нахождению дополнительной информации по данной теме, развитию желания и умения учиться, осуществлять контроль через тест-контроль. На уроках с использованием ЭОР даже "слабые" учащиеся работают более активно, проявляют интерес.
Использование ЭОР на уроках географии дает возможность:
- повысить у учащихся интерес к географии;
- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал;
- подготовить к самостоятельному усвоению географической науки;
- выявлять и развивать способности учащихся;
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуально развивать учащихся.
ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя. Учитель сам должен оставаться человеком творческим, находящимся в постоянном поиске.
Список литературы
- В.В.Козлов, А.М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2011. – 79с.
- И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2012.
- Н.И. Яковлева. География в современной школе. Сборник научно-методических материалов. – М.: МИОО, 2008. – 416с.
- С.В.Курчина. Рабочие программы, География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. -409с.
- С.В.Долгорукова, Л.Е.Елисеева. Уроки географии в 6-9 классах с применением информационных технологий. – М.: Глобус, 2011.
Интернет ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
- http://www.fcior.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в образовании. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка в 5 классе.
В представленном материале я даю понятие о том, что такое инновацонная деятельность в школе. Далее представлен фрагмент проблемного урока русского языка в 5 классе, где я использую технологические кар...
Эссе “Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”
В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традици...
Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"
В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка....
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
Об использовании ЭОР на уроках химии...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образователь...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии
Методическая разработка предназначена для учителей географии. Автор затрагивает тему использования IT- технологии в учебном процессе, которые способствуют обеспечению нового качества...