Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики
материал (алгебра) по теме
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, на CD дисках. Там учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Могут самостоятельно провести практическую работу по математике и тут же проверить свои знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elektronnyh_obrazovatelnyh_resursov_na_urokah_matematiki_.docx | 75.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне и может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я запомню.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, на CD дисках. Там учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Могут самостоятельно провести практическую работу по математике и тут же проверить свои знания.
• Мультимедиа ресурсы (CD-диски).
1. И.В. Жаборский Видеоуроки по математике 6 класс, алгебра и геометрия 7 класс. На этих дисках записаны видео уроки и презентации ко всем темам по математике. Этот диск можно использовать при изучении данной темы, или ученик сам может изучить и повторить материал.
2. Уроки математики в 5, 6 классах. Мультимедийное приложение к методическому пособию. Издательство «Планета». Диск содержит презентации к каждому уроку, выполненные в программе PowerPoint, а также интерактивные тесты, игры, самостоятельные работы, математические диктанты.
3. Учебное электронное издание Математика 5 – 11классы. «Новые возможности для усвоения курса математики». Издательство «Дрофа». Информационное наполнение электронного издания опирается на обязательный минимум содержания образования для основной и старшей школы, при этом отобраны и включены те вопросы, в которых компьютерная поддержка наиболее значима. В каждой группе классов (5-6, 7-9, 10-11) учебный материал распределен по содержательным линиям. Внутри содержательной линии основной информационной единицей является тема, которая подразделяется на пункты: "Основные сведения" - краткий справочный материал, "Знакомство с инструментарием" - звуковое описание, демонстрация возможностей и задания, позволяющие овладеть инструментарием, и, наконец, "Упражнения", в ходе выполнения которых и осваивается содержание.
4. Математика Поурочные планы.5 - 6 классы. Учебник Н.Я Виленкин и др., М.Мнемозина,2007. Издательство «Учитель» Пособие представляет конспекты уроков, составленные в соответствии с требованиями программы основного общего образования. На диске содержатся основные теоретические сведения, разнообразный дидактический материал (карточки для устного опроса, задания творческого характера), а также контрольные работы.
• Интернет
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа. Модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин.
2. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного Интернет-ресурса является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в образовательном процессе. Разработчиками методик являются сами учителя, которые смогли по-новому взглянуть на возможности использования ИКТ в преподавании различных учебных предметов. Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в УМК с бумажным компонентом, на любых стадиях процесса трансформации школы - и по сегодняшним стандартам (массовые педагогические технологии), и в преподавании в соответствии с новыми стандартами (новые педагогические технологии).
3. Презентации PowerPoint. Презентации по разным предметам, картинки для оформления презентаций, бесплатные шаблоны презентаций.
4. Учительский портал - всё для учителя! На этом портале можно совершенно бесплатно скачать презентации, уроки, практические, лабораторные, контрольные работы, тесты, поурочное и тематическое планирование.
5. ФИПИ. Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме.
Компьютерная поддержка курса математики создает принципиально новые (дополнительные) возможности для организации усвоения содержания курса. Она может и обогатить содержание, и обеспечивает новые активные формы и способы овладения.
Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование. Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.
Занимательная форма подачи материала в виде веселых анимированных героев способствуют непосредственному запоминанию и более качественному усвоению знаний, дают возможность подростку получить опыт решения проблем.
Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения:
—графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. С целью изучение учащимися новых тем по математике и контроля знаний мною разработаны уроки презентации с использованием интерактивной доски:
• числовые и буквенные выражения;
• буквенная запись свойств сложения и вычитания;
• упрощение выражения;
• сокращение дробей;
• квадратные уравнения;
• сложение и вычитание дробей;
• равнобедренный треугольник и др.
ЭОР активно использую при подготовке внеклассных мероприятий по математике :
• математический брейн–ринг;
• звездный час;
• смотр знаний;
• Поле чудес и др.
Компьютерное творчество помогает развивать разнообразные способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных нестандартных заданий, навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения и самостоятельного поиска познавательных задач, умение вести индивидуальную работу, помогает формировать интерес к математике.
Учащихся интересует сам творческий процесс и его результат. Особенно вдохновляют их возможности редактора PowerPoint. Учащиеся отказываются от «мертвых» слайдов, где нет анимации, т.к. они ничем не отличаются от учебников. Анимация, звук помогают сделать работу зрелищной, а тему урока простой и доступной для понимания. Ломаются представления о том, что математика – скучная, «сухая» наука.
Результаты использования образовательных электронных ресурсов в нашей школе:
для учащихся – это мотивация к учению и существенное расширение возможностей самостоятельной работы, возможность участия в различных конкурсах;
для учителя – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками.
Целью применения компьютера на уроках математики является создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.
2. Краткое описание опыта.
В процессе преподавания математики цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы в различных формах:
- мультимедийные сценарии уроков (презентации);
- готовые учебные и демонстрационные программы;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- внеурочная деятельность.
Сегодня нашим незаменимым помощником стала программа Power Point. Это приложение позволяет самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами. При этом не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.
Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса. Например, при изучении темы “Тела вращения”.
При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Применение анимации позволяет продемонстрировать и правильные ответы для учащихся.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным, визуальный контроль результатов.
При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, мы получили возможность оснастить свой урок самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.
При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты:
* учет индивидуальных особенностей учащихся;
По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint, высвобождает время на уроке, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.
* развитие творческих способностей школьников;
Учащиеся сами могут принимать участие в создании презентаций, которые они учатся выполнять на уроках информатики, а также они могут обратиться к помощи учителя математики. При этом у них развивается эстетический вкус к их оформлению. Такой подход полезен для общения учителя с учениками, несомненно, это большой плюс для развития навыков работы у учащихся в паре, в группе постоянного состава, в частности, и в коллективе вообще.
*воспитание интереса к предмету;
При умелом использовании компьютера на уроке учитель может преподносить большую по объему информацию интересно и наглядно. На уроках с применением компьютера у учащихся поднимается настроение, повышается интерес к предмету, концентрируется внимание. При проведении уроков с цифровыми информационными ресурсами учитель может охватить большой дополнительный материал.
* обеспечение качественного усвоения программного материала;
Так при объяснении нового материала с использованием мультимедийной презентации на уроке учитель умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль учащихся к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного – учителя и класса-наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
3. Заключение.
Предложенная форма организации учебной деятельности, на мой взгляд, приводит к тому, что учащиеся не являются пассивными наблюдателями, принимают активное участие в организации учебного процесса, показывают свои знания не только в математике, но и в освоении компьютерных технологий.
Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать ожидаемые результаты обучения при использовании компьютера на уроках математики:
- развитие межпредметных связей математики и информатики;
- формирование компьютерной грамотности;
- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
- формирование информационной культуры, творческого стиля деятельности учащихся;
- подготовка учащихся к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании.
- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами. Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Игра
“Математический калейдоскоп”
“Если мы действительно знаем что-то,
то мы знаем это благодаря математике”
П. Гасседи
Цели:
- развитие творческих способностей учащихся,
- пробуждение интереса к математике,
- развитие коммуникативных качеств 3-2 команды, жюри, 3 стола со стульями для команд, 3 стенда магнитных, магниты, (если в кабинете, то магнитная доска)
Ход игры
Вступительное слово.
Конкурсы, между конкурсами - частушки, математические фокусы, песня, задания болельщикам.
Подведение итогов.
Заключительное слово.
Финальная песня о математике. Поют команды и жюри.
ВСТУПТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Сегодня мы проводим игру “Математический калейдоскоп”.
Математика сопровождает человека всегда. Она развивает такие качества человека : логическое мышление, волю, память, внимание, творчество, фантазию, работоспособность, находчивость, смекалку…
Вспомним слова автора первого русского учебника “Арифметика – сиречь наука числительная” Леонтия Магницкого:
“В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей” и “Вдохновенье – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.
Кал Гаусс в 18 веке сказал:
“Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики”.
Итак, приглашаем команды.
, , .
–альфа, первая буква в греческом алфавите, команда хочет быть всегда первой в знании математики
- гамма, созвучна с нотным станом, вдохновение в команде- гарантия высокой работоспособности
- омега, буква в середине греческого алфавита, символизирует прочность надежность, гарантирует глубокие прочные знания.
ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ.
1.РАЗМИНКА.
Вопросы командам. Команды отвечают на вопросы, готовятся в течение 2-3 минут.
БОЛЕЛЬЩИКИ - Назовите формулу.
2.СЕАНС КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ.
Построить по координатам точек фигуру. Команды готовятся.
БОЛЕЛЬЩИКИ - Отгадайте ребус.
3.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (в дневных классах конкурс экспромтом).
Команды готовятся
Песня, частушки, фокусы.
БОЛЕЛЬЩИКИ - Вопросы всем командам, кто быстрее.
4.КОНКУРС КАПИТАНОВ.
БОЛЕЛЬЩИКИ - Шарады
5. ГАЛЕРЕЯ.
Составить картину из геометрических фигур, самоклейка. Команды готовятся
БОЛЕЛЬЩИКИ - Из слова “геометрия” составить как можно больше слов.
ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ
1.Кто первый?
Найти числа от 1 до 50. – Таблица чисел от 1 до 50
2.Назовите формулу.
Указать название формулы, указанной на таблице.
– 3 набора формул на таблице
3.Отгадайте ребус. - 3 ребуса.
4.Кто больше знает пословиц или поговорок, связанных с математикой, числами.
- Наглядно варианты пословиц
5. Кто из команд быстрее ответить на вопрос.
Шарады. Загадка, где надо отгадать слово, но по частям.
К названию животного поставь одну из мер,
Получишь полноводную реку в бывшем СССР.
(Вол-га)
За мерой ноту поставишь вдруг
И имя найдешь ты среди подруг.
(Га-ля)
6. Кто из команд быстрее ответить на вопрос.
Логогриф. Загадка, отгадай слово, вставь в нем одну - две буквы, получи новое.
Арифметический я знак, в задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь “О” ты вставишь, зная, как, и я - географическая точка.
(плюс – полюс)
Метаграмма.
Приношу собою боль, в лице большое искаженье,
А “Ф” на “П” заменишь, коль, то превращусь я в знак сложения.
(флюс – плюс)
7. Вопросы всем командам, кто быстрее.
- Половина какой буквы дает название воинской части? Пол - к
- Какое слово состоит из 3 одинаковых букв? Три - о
- В каком слове сорок одинаковых гласных? Сорок - а
- Какая рыба носит имя человека? Карп
8. Вместо кружочков вставьте знаки действий, чтобы получилось верное равенство.
(33 * 33 * 33 * 33) * 33 * 3 = 1 (33+33+33+33) : 33 – 3 = 1
9. Из слова “геометрия” составить как можно больше слов.
(Метр, мир, ром, тигр, три, метро, тир, грим, море, гром, рог, мотор, мор, грог, горе, ор, герой, гиря, рот, ретро)
КОНКУРС КАПИТАНОВ.
1. Самый точный.
Отмерьте 1метр, 1дм.
- веревка, рулетка
2. Математическое понятие
Какое математическое понятие иллюстрирует данные строки?
…идите по лесу, против столба 13-го,
Прямехенько версту, придете на поляночку,
Стоят на той поляночке две старые сосны.
- серединный перпендикуляр
3. Кто больше?
Кто больше составит слов из слова “математика” - бумага, маркер, магниты, стенд
РАЗМИНКА
Вопросы 1 команде.
- Процент от 1 тыс. рублей?
- Единица скорости на море?
- Можно ли при умножении чисел получить ноль?
- Чему равен 1 пуд?
- Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения?
- Параллелограмм, у которого все углы прямые?
- Периметр квадрата -20см, чему равна его площадь?
- Как называется вторая координата точки?
- Что больше: или 2 ?
- Найдите третью часть от 60.
- Найдите корень уравнения: ¦х¦ = - 4.
ОТВЕТЫ КОМАНДЕ:
10 руб., узел, да, 16 кг, Ф.Виет, прямоугольник, 25см, ордината, равны, 20, нет корней.
Вопросы 2 команде.
- Как называется функция вида у = кх+в?
- Наименьшее натуральное число?
- Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырехугольника?
- Как называется сотая часть числа?
- Назовите единицу массы драгоценных камней
- Первая женщина- математик.
- Назовите наибольшее отрицательное число.
- Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
- Площадь квадрата 49 м. Чему равен его периметр?
- умма длин сторон многоугольника
- Найдите корень уравнения х= - 9
ОТВЕТЫ КОМАНДЕ
Линейная, 1, диагональ, процент, карат, С.Ковалевская, -1, хорда, 28см, периметр, нет корней.
Вопросы 3 команде.
- Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости?
- Как называется утверждение, требующее доказательства?
- Что больше 5 или ?
- Как называется первая координата точки?
- Разелите 100 на половину.
- В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны?
- Как называется функция вида у = ах2+ вх +с?
- Его именем названа одна из важных теорем в геометрии.
- Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны.
- Зависимость одной величины от другой.
- Абсолютная величина числа.
ОТВЕТЫ КОМАНДЕ
Планиметрия, теорема, , абсцисса, 200, ромб, квадратичная, Пифагор, трапеция, функция, модуль
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Математика - это орудие, с помощью которого человек познает окружающий мир. Сегодня мы пытались показать, что математика-это не только мир сухих формул и правил. Математика- это интересно и увлекательно! Полюбите математику!
Закончить игру мы предлагаем песней на мотив “Чему учат в школе”.
ГИМН МАТЕМАТИКЕ
(На мотив “Чему учат в школе”)
Уравнения решать, радикалы вычислять -
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать, дробь делить и умножать,
Постараешься - придет к тебе удача!
Геометрия нужна, но она ведь так сложна,
То фигура, то тела - не разберешься.
Аксиомы так важны, теоремы там нужны,
Их учи и результата ты добьешься!
Все науки хороши для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно,
для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно!
ЛИСТ ЖЮРИ
Каждый вопрос или задание один балл.
Название конкурса | 1команда | 2команда | 3команда |
1.РАЗМИНКА. |
|
|
|
2.СЕАНС КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ. |
|
|
|
3.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
|
|
|
4.КОНКУРС КАПИТАНОВ. 1. Самый точный |
|
|
|
КОНКУРС КАПИТАНОВ 2. Математическое понятие |
|
|
|
КОНКУРС КАПИТАНОВ 3. Кто больше ? |
|
|
|
5. ГАЛЕРЕЯ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГИ |
|
|
|
Интернет-ресурсы:
http://www.bestreferat.ru/referat-216322.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"
В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики
Материал содержит тезисы выступления на конкурсе "Моя педагогическая инновация" по проблеме использования на уроках математики электронных образовательных ресурсов...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики как средство развития познавательной самостоятельности учащихся
Для повышения уровня развития познавательной самостоятельности учащихся необходимо повышение их мотивации к изучению предмета и изменение подходов педагога к процессу обучения. А это невозможно ...
Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"
Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"....
Выступление на мо по теме: "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики".
Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информа...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Статья в Сборнике трудов IV Всероссийской научно-практической конференции ( с международным участием) 15-16 ноября 2017 года. г. Стерлитамак Республика Башкортостан...
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики
Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; р...