Образ Кавказа в произведениях русских поэтов
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе
Тема: «Образ Кавказа в произведениях русских поэтов»
Кавказ сделался для русских заветною страною
не только широкой, раздольной воли, но и
неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и
смелых мечтаний. В.Г.Белинский.
Цели урока.
Предметные: создание образа Кавказских гор с использованием географических карт, учебника, литературных произведений, формирование знаний о рельефе, климате, высотной поясности, знакомство с новыми терминами и понятиями: лакколиты, бора. фён.
Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картами, схемами, текстами учебника и литературных произведений; учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с географическими понятиями.
Личностные: воспитание чувства прекрасного, патриотизма, любви к Родине на примере произведений М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, В.А.Жуковского.
Задачи урока.
1.Познакомить с новыми терминами и понятиями: лакколиты, фён, бора, плавни.
2.Формировать практические навыки работы с картами атласа и схемами.
Оборудование:
- Карты России: физическая, климатическая, физическая карта Кавказа
- Атласы для 8 класса
- Произведения В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
Учитель географии МБОУ «СОШ№16» Колыванова Ольга Александровна.
Ход урока
I. Организационный момент. (0,5 мин)
- Проверим готовность: учебник, атласы, тетрадь, раздаточный материал.
II Актуализация знаний. (3,5 мин)
Ребята, мы с вами начали изучение природных регионов России. На какие природные регионы поделена Россия?
- С каким природным регионом вы познакомились?
Проверим, насколько хорошо вы узнали этот район?
Игра « Что такое? Кто такой?»
Термин | Предполагаемый ответ |
Валдай | Возвышенность на Русской равнине, с которой берут начало реки Волга, Днепр, Западная Двина. |
Волга | Крупная река Восточно-Европейской равнины. Длина – 3531 км |
Кивач | Водопад на реке Суна в Карелии. |
Ферсман А.Е. | Академик, посвятивший жизнь изучению богатств земных недр. Открыл месторождения апатитов в Хибинах, на Кольском п-ове – месторождения медных и никелевых руд, у озера Имандра – железных руд. |
Кижи | Историко-архитектурный музей-заповедник на острове Кижи в Онежском озере. |
“Марциальные воды” | Первый в России курорт, построенный по указанию Петра I у источника минеральной воды, содержащей много железа. |
Селигер | Озеро на Валдайской возвышенности, по форме напоминающее цветок орхидеи. Площадь – 212 кв.км. |
“Бараньи лбы” | Отполированные ледником скалы. |
III. Мотивационный блок (3 мин.)
Посмотрите на карту, подумайте в какой природный район мы с вами отправимся сегодня?
- К югу, какой природный район? На западе?
Чтение строк В.Жуковского
И вдалеке перед тобой, Одеты голубым туманом, Гора вздымалась над горой, И в сонме их гигант седой, Как туча, Эльборус двуглавый Ужасною и величавой, Там всё блистает красотой.
- Как вы думаете, кому автор посвятил эти строки? - В какой географической местности находятся эти горы? (показать на карте)
IV. Целеполагание. (1 мин)
Следовательно, какова тема сегодняшнего урока? Попытайтесь сформулировать цель урока.
С какой целью мы отправимся с вами на Кавказ?
(Ответы учащихся). Показать величие и неповторимость Кавказа через литературные произведения (стихи), с использованием географических карт, цветных иллюстраций.
V. Изучение нового материала. (31 мин)
(На доске карта России, у учащихся атлас Северного Кавказа)
Учитель. (1мин) Да, сегодня мы познакомимся с высочайшими горами России – Кавказскими. Разнообразна природа Кавказа и живописна. На самом деле, притягательная сила Кавказа неоспорима. И особенно это чувствовали талантливые люди: писатели и поэты, музыканты и художники. Разные причины и пути вели их на Кавказ. Одни приезжали сюда для лечения (как М.И.Глинка, В.Г.Белинский), другие – волей судьбы – в ссылку (как декабристы, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов). Но все они любили Кавказ, удивительную и самобытную красоту его. И, конечно же, посещая этот край, они находили в нём источник вдохновения, всегда новый и
неповторимый, как неповторимы эти горы. Поэтому на уроке мы будем говорить о Кавказских горах, используя и пополняя ваши знания и по географии, и по литературе.
1. Роль Кавказа в жизни великих русских поэтов (4мин) (сообщение учащегося).
Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием. Заснеженные вершины Кавказских гор вдохновляли русских поэтов на создание поэтических произведений. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин.
Какие произведения, связанные с Кавказом вы читали или слышали?
(предполагаемые ответы учащихся)
- (А.С.Пушкин «Кавказский пленник», «Кавказ», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»,
- М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени» )
- Каким образом эти великие поэты оказались на Кавказе (знания литературы)?
- (А.С.Пушкин - отдыхал и лечился на Кавказе.
- М.Ю.Лермонтов – В возрасте трёх лет потерял мать. Он жил и воспитывался у бабушки. Мальчик рос болезненным ребёнком, и бабушка часто возила его на Кавказ лечиться. Горы навсегда покорили сердце будущего поэта своей могучей красотой и величественностью, а горный воздух и минеральные воды укрепили здоровье.
- В.А. Жуковский. не был на Кавказе, но знал и писал стихи по чужим описаниям, т.е. формировалась точка зрения общества того времени на Кавказ и кавказцев.
(Опережающее задание). Подготовленные ученики читают отрывки из стихотворений: М.Ю.Лермонтов. «Утро на Кавказе»
Светает - вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речки шатрам
Разлился блеск, и светит там и там:
Так девушки купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!
А.С.Пушкин
« И вот ущелье мрачных скал...»
И вот ущелье мрачных скал
Пред нами шире становится,
Но тише Терек злой стремится,
Луч солнца ярче засиял.
2. Географическое положение Кавказа.(5мин)
Учитель. Определим географическое положение Кавказа.
(Работа с картами атласа, на каждом столе раздаточный материал)
Практическая работа. Определение географического положения Кавказа.
а) По физической карте Кавказа определить географическое положение, ответив на вопросы:
- В какой части России находится Кавказ?
- Между какими морями
- В каком направлении протянулись Кавказские горы?
- По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
- С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам ? - Определить высоту наивысших точек Кавказских гор (г Эльбрус-5642 м, г Дыхтау-5203 м,г Шхара-5068 м, г Казбек-5033 м, г Шхельда-4322 м.)
б) Обозначить условную границу Кавказа на контурной карте.
3. Особенности природы Северного Кавказа. (6мин)
Рельеф. Геологическое строение
Учитель. Исходя из выполненной работы какой можно сделать вывод?
(ответ учащихся: Кавказ – самые высокие горы России)
Учитель. Почему Кавказ – высокие горы? ( карта «Строение земной коры» стр.10 - 11)
Учащиеся.
- Это область новой Кайнозойской складчатости.
- Имеются вулканы, правда они считаются потухшими: г.Эльбрус, г.Казбек.
- Здесь есть горы – не состоявшиеся вулканы. Это горы – лакколиты: Машук, Бештау
- Кавказ – молодое горное сооружение, образовавшееся в альпийскую складчатость.
- Кавказ испытывает землетрясения. Армянское землетрясение в горах Малого Кавказа в 1989 года, когда были разрушены три города и сотни селений
(Работа с орографической схемой Кавказа (рис.97. стр171 учебника) и физической картой.)
- Найти на карте атласа природные комплексы Кавказа. (К России относятся лишь Предкавказье и Северные склоны Большого Кавказа. В Закавказье располагаются Грузия, Азербайджан и Армения.)
- Опишите вершины гор Кавказа. (вершины пикообразные, гребни острые, крутые склоны покрыты вечными снегами, по склонам стекают горные ледники.)
- О чём это говорит? (Кавказские горы молодые, вершины, покрытые снегом и горное оледенение свидетельствуют о значительной высоте гор, складчатые горы. Здесь даже перевалы достигают 3000 метров)
Учитель. Многие поэты писали о двуглавой горе Эльбрус, высшей вершине Кавказа: сейчас мы послушаем выступления учащихся:
Ученик 1. И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой
Там все блистает красотой
В.А.Жуковский.
Учитель: Василий Андреевич Жуковский - друг А.С.Пушкина, был с ним на смертном одре.
Ученик 2. И в их кругу колос двуглавый
В венце, блистая ледяном,
Эльбрус, огромный, величавый
Белел на небе голубом.
А.С.Пушкин
Ученик 3. И уж в виду зубчаты цепи
Кремнистых бесконечных гор.
И Шат подъемлется над ними
С двумя главами снеговыми.
М.Ю.Лермонтов
Словарная работа: Лакколит – куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород. Куэста (от исп. cuesta — откос, склон горы) — форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами:
пологим и крутым. Образовались куэсты от пластов сложенных разными по твёрдости горными породами.
В основании Предкавказья лежит молодая плита. Осадочный чехол её состоит из молодых отложений.
4. Полезные ископаемые (3 мин)
Работа с картой. Выполнение заданий:
- Найти на карте полезные ископаемые Кавказа. (месторождения полиметаллических, молибденовых, вольфрамовых, ртутных руд.нефть, газ, минеральные источники.)
- Почему такой набор полезных ископаемых? ( Разнообразное геологическое строение территории. Рудные полезные ископаемые связаны с излиянием магмы, а газ и нефть – с осадочным чехлом плиты.)
- Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды. Это целый район, на территории которого находятся знаменитые своими минеральными водами города – курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Минводы.
5. Климат и реки Кавказа (7 мин)
(Используя климатическую карту дать оценку климата)
Кавказ одинаково удален от экватора и Северного полюса. Поэтому климат переходный от умеренного к субтропическому. На большей территории он мягкий, тёплый. Температура воздуха летом + 20-25°С, а зимой – от – 10 до + 6°С.
Основным источником влаги является Атлантический океан, поэтому больше осадков выпадает в западной части Кавказа, а на востоке осадков мало – до 250 мм.
Климат гор отличается от климата предгорных равнин. Чем выше в горы, тем меньше тепла. (Вспомните, какова закономерность понижения температуры в горах? )
Учащиеся. (При подъёме на 1 км, температура воздуха понижается на 5- 6 градусов)
На высоте 2700 – 3800 м проходит граница «вечных льдов».
При движении воздуха вниз по склонам гор образуются местные ветры – фён и бора. Часто зимой в районе г.Новороссийска приходит Бора – северный ветер, приносящий холодный воздух с Кавказского хребта в приморскую часть. Бора в Новороссийске вызывает обледенение причалов, судов, дорог.
Словарная работа:
Фён – тёплый ветер, нисходящий с гор в долины. Образуется весной
Бора – сильный и холодный северный ветер, образуется зимой, при переваливании через хребты. Иногда достигает ураганной силы.
Учитель. - Какие крупные реки протекают берут начало с Кавказских гор?
Учащиеся.( Кубань и Терек)
- Каков характер течения этих рек?
Учащиеся.( Горные, бурное течение , порожистые, обладают огромной разрушительной силой)
- Какой тип питания рек преобладает? Учащиеся. (Зародившись высоко в горах Кавказа и питаясь водами растаявших снегов и ледников, несут они свои воды вниз, на равнину, к берегам Каспийского моря).
- Послушаем, как прекрасно изображены реки Кавказа в поэтических строках:
(Опережающее задание)
1 ученик
А.С.Пушкин
И вот ущелье мрачных скал
Пред нами шире становится,
Но тише Терек злой стремится,
Луч солнца ярче засиял.
2 ученик
М.Ю.Лермонтов
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
Учитель: При впадении реки образуют плавни. Словарная работа: Плавни – заболоченные, покрытые камышом участки поверхности Земли.
В горах Большого Кавказа отчётливо выражена высотная поясность. Природные зоны располагаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов:
до 1000 метров – располагаются горные широколиственные леса с преобладанием дуба. С севера – лесостепь. (Почему?)
- от 1000 до 2000 метров расположены буковые леса, которые постепенно переходят в смешанные, а затем в елово-пихтовые леса.
- выше 2000 м располагаются субальпийские луга с зарослями кавказского рододендрона, затем – низкотравные альпийские луга.
- выше 3000 метров – высокогорный пояс снежников и ледников.
- В Предкавказье расположена зона степей и лесостепей. Равнины заняты плодородными чернозёмами, поэтому большая часть территории распахана для сельского хозяйства.
Практическая работа. Анализ схемы высотной поясности Кавказа. (5 мин)
(На каждом столе – стихотворение А.С.Пушкина «Кавказ»)
Чтение стихотворений. Ответы на вопросы.
1.Какие высотные пояса описаны в произведении А.С.Пушкина
(Субальпийский пояс – ( … мох тощий, кустарник сухой;)
Альпийский пояс – (… И ползают овцы по злачным стремнинам,)
Лесной пояс – (…А там уже рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени).
2. Как А.С.Пушкин описывает в своём произведении истоки рек? (…Отселе я вижу потоков рожденье. И первое грозных обвалов движенье.)
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Вывод. (Учащиеся). Поэт в своём произведении отразил высотную поясность и показал зависимость течения реки от рельефа.
Учитель. В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А.С.Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа
Обвал
А.С.Пушкин
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
VI. Рефлексия. (4 мин)
Учитель. Вернемся к цели нашего урока. Какой была наша цель? Достигли ли мы ее, как вы считаете? Какими методами? Мы сейчас проверим.
(Раздаточный материал. Задания 3 варианта по 5 вопросов. Необходимо дописать данные)
В течение 3 минут выполняют задания, затем взаимопроверка..
1 Вариант:
1. Северный Кавказ протянулись в направлении с _______________
2. Это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивание пластов, сложенных разными по твердости породами. _________
3. Новороссийский холодный ветер- __________
4 Река Терек по характеру ______________
5. Почвы в Альпийских лугах ____________________
2 Вариант.
1. Часть Кавказа от г. Эльбрус до г. Казбек- ____________
2. Горы- не состоявшиеся вулканы _____________
3. Наибольшее количество осадков получает ___________ склон
4. Река Кубань впадает в ____________
5. Какая природная зона расположена у подножья Кавказа? ____________________
3 Вариант.
1. К России относятся части Кавказа с севера на юг _________, ____________
2. Кавказ - высокие горы, т.к. это области ______________ складчатости.
3. Теплый местный ветер _______________
4. Реки Терек и Кубань имеют питание _______________
5. В какой природной зоне имеются черноземы? _________________
Схема синквейна ( раздаточный материал )
- первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
- вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
- третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
- четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
- пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Пример синквейна
1. название синквейна название - Кавказ
2.три глагола - возвышается, белеет, лечит
3.два прилагательных - высокий, двуглавый
4.фраза: Кавказ - молодое горное сооружение
5.существительное - горы
VI1. Итог урока (1 мин)
Учитель. Сегодня на уроке мы имели возможность с помощью двух разных предметов: географии и литературы решать одну задачу.
- Какую общую задачу решали мы при помощи этих предметов?
Учащиеся. (Создавали образ одного предмета исследования – Кавказа.)
– Какими методами при помощи географии и литературы решали мы поставленную задачу? Учащиеся. (При помощи географии, оперируя фактами научных исследований, составили характеристику природы Кавказа, а при помощи литературы, используя произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, В.А.Жуковского создали художественный образ Кавказа. )
V111. Домашнее задание. (1 мин)
Проработать параграф 33. Составить рекламный проспект для туристов, желающих посетить Кавказ.
Выставление оценок. Спасибо за работу на урок.
Рецензия
на урок «Образ Кавказа в произведениях русских поэтов»
Урок провела учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ№16» города Новочебоксарск Колыванова Ольга Александровна в 8А классе.
Интегрированный урок по истории и литературе проведен учителями высшей категории Колывановой О.А. в рамках изучения программного материала по географии и литературе. Использован дополнительный материал, который способствует более полному усвоению тему, созданию образной и точной картины природы Кавказа Литературные произведения способствует выявлению психологического и душевного состояния русских поэтов, объяснению причин того или иного поведения участников событий на Кавказе.
Урок был проведён в 8 классе. Это проблемно – поисковый урок по географии при изучении темы «Природа Кавказа». В начале урока учитель совместно с учениками поставил проблему урока, опираясь на творчество В.Жуковского, показал значение Кавказа, как объекта для творчества. Затем в свою очередь, ученик рассказал о роли Кавказа в жизни великих русских поэтов исходя из знаний, полученных на уроке литературы.
Весь урок прошёл в проблемно – поисковом ключе, «Развитие критического мышления через чтение и практическую деятельность», личностно ориентированное обучение, ИКТ, проектная деятельность. ребята были вовлечены и к работе с учебником, картами атласа, использованием произведений М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина. Групповая работа при выполнении практической работы способствовала выработке коммуникативной способности на уроке, делать выводы в процессе изучения темы.
Работа с произведением А.С.Пушкина «Кавказ» показала, насколько учащиеся на уроках географии интегрируются с литературным произведением. Выполнение практической работы учащимися определила навык работы с учебником и географической картой. Учащиеся в ходе урока проявили активность, как при выполнении творческих заданий, так и при изучении и анализе текстов. Поисковая работа учащихся развивает умения отбирать и использовать материал при формулировании ответа. Групповая форма работы позволила каждому учащемуся проявить себя, внести посильный вклад в работу группы. В течение всего урока дети участвовали в различных формах работы, что также способствует формированию и развитию различных компетентностей. Особое внимание уделялось развитию навыков самостоятельной и исследовательской работы, монологической и диалогической речи.
Учитель очень эмоционально ведёт урок. Речь – строго деловая. На уроке используются компьютерные технологии.
Урок имеет большое воспитательное и развивающее значение, т.к. учит детей мыслить, анализировать, сопереживать. Формируются качества характера и личностные основы гражданской идентичности.
Урок заслуживает отметки «Отлично», так как имеет большое практическое, нравственное значение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-108150-1473158621.jpg)
Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени и показать...
Межрегиональный конкурс «Сибирь, земля моя бескрайняя..» Природа моей малой родины «Образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей»
"Образ берёзы в произведениях русских писателей и поэтов"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-201295-1456846481.jpg)
Кавказ в произведениях русской литературы (Что в них схожего и чем они отличаются)
В XIX веке Кавказ был пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/15/picture-255301-1368645331.jpg)
Социальный проект в рамках предмета литературы "Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей"
Проект «Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей» ориентирован на школьную программу и имеет место в 6-9 классах при изучении темы «Поэзия 19 века». Цель - вызвать у уч...
Знакомство с народами Северного Кавказа через произведения русской классической литературы и источники географической информации
Интегрированный урок по географии и литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-140176-1505842634.jpg)
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/06/picture-1152026-1562399354.jpg)
Образ Снегурочки в произведениях русских писателей и поэтов
В статье рассматриваются фольклорные источники образа Снегурочки. Автор анализирует стихотворные и прозаические произведения русских писателей XIX - XX веков, в которых встречается образ Снегуро...