«РУССКАЯ (ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ) РАВНИНА».
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.48 КБ |
![]() | 1.33 МБ |
![]() | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР ПО ТЕМЕ:
«РУССКАЯ (ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ) РАВНИНА».
Класс: 8
Цель урока: Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Восточно-Европейской равнины.
2. Познакомить с главной особенностью Восточно-Европейской равнины –разнообразием природы
3. Сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Восточно-Европейской равнины.
Развивающие:
- Развивать умения работать с картами атласа и учебника.
- Развивать умение выделять главное, анализировать.
- Развивать память.
- Закрепить умения учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение региона и устанавливать его влияние на формирование природных условий территории.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к красоте своей родной природы, гордость за наши природные богатства
Планируемые результаты урока:
Выявить главные особенности природы Восточно-Европейской равнины.
Оборудование:
учебник, учебный атлас по географии России природа 8 класс, настенная карта, контурная карта Восточно-Европейской равнины, модули для работы в группах, мультимедийный проектор.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ноутбуки для учащихся.
Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения не превышает 25 минут (СанПин 2011 года)
Перечень используемых ЭОР
№ | Название | Характеристика ЭОР |
1 | ЭОР №1 | Презентация учителя к уроку «Русская равнина» |
2 | ЭОР №2 | Презентация для учащихся, задания к учебным модулям |
3 | ЭОР №3 | Интерактивный тест по теме «Русская равнина» (создан в программе My Test) |
ХОД УРОКА
Организационный момент
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний (демонстрация ЭОР №1, слайд 1.)
Вспомните, что такое природный комплекс.
С какими природными комплексами Земли вы познакомились при изучении начального курса физической географии; географии материков и океанов?
Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса, как они взаимодействуют между собой? (ЭОР №1, слайд 2)
Назовите крупные природные районы на территории России.
Учитель: Крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом строении, рельефе, ландшафтах. Это целостная природная территория, имеющая своеобразный облик, определенное, только ей свойственное, географическое строение. Каждый природный район индивидуален, неповторим, единственен и прекрасен по-своему. Каждый регион отличается от другого, и люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местности. В жизни мы наблюдаем, как отличается северянин от южанина, сибиряк от волжанина, житель средней полосы от таежного жителя и т. д. Почему так происходит? Каковы особенности природы в различных районах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем познакомившись с крупными природными районами нашей страны и тема сегодняшнего урока «Русская равнина». (ЭОР №1, слайд 3)
Как вы думаете, почему это равнина имеет такие названия? (Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России.)
Почему Восточно-Европейская? (Равнина расположена на востоке Европы.)
Запись темы урока в тетрадь, целепологание (ЭОР №1, слайд 4), (ЭОР №1, слайд 5)
Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:
1. Географическое положение и его влияние на формирование природных условий территории.
2. Рельеф, его связь с геологическими структурами и закономерности размещения полезных ископаемых.
Климат, названия типов климата, качественная и количественная характеристика условий, коэффициент увлажнения.
Внутренние воды, их связь с рельефом и климатом.
Почвы, растительность, животные, их зависимость от климата, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии.
Природные ресурсы, их хозяйственное использование, мероприятия по охране и преобразованию природы.
Изучение нового материала
Географическое положение равнины (ЭОР №1, слайд 6, 7)
Задание 1: дать оценку ГП равнины по плану (на слайде):
1. Протяженность
1). с севера до юга…
2). с запада до востока…
2. Площадь равнины …
3. Пограничные географические объекты:
3). север…
4). юг…
5). восток…
6). запад…
Задание 2: используя карты атласа, дополни предложения (устный опрос по цепочке) – раздаточный материал
Русская равнина расположена на материке _________, в _________ полушарии.
Русская равнина на севере омывается водами _____________ океана и _________ моря.
Изрезанность береговой линии ____________ .
Глубоко в океан вдаются полуострова _______________ и _______________ .
Кроме того с юго-запада равнина омывается водами ______________ моря, а с юго- востока ________ морем.
самая северная точка лежит на широте ____ , а южная ______ .
2. Рельеф и геологическое строение Русской равнины
Учитель: Рельеф равнины – полого-волнистый, равнинность рельефа обусловлена устойчивым платформенным фундаментом, мощным осадочным чехлом.
Задание 3: используя тектоническую карту в атласе дай характеристику геологического строения: (раздаточный материал)
В основании Восточно-Европейской равнины лежит ……………………….., по возрасту она ………………………, об этом говорит …………………………, который сформировался ………………
Он очень неровный, залегает на разной глубине и выходит на поверхность в пределах равнины лишь на Кольском полуострове и в Карелии -………………….. щит.
Понижениям фундамента соответствуют ……………….. (Печерская, ………………., которая располагается на высоте -28 метров над уровнем моря), выступам - ……………………... (Среднерусская, Тиманский кряж).
Рельеф Восточно-Европейской равнины –…………………, преобладающие высоты от ……до…… метров.
Наибольшие высоты Восточно-Европейской равнины на Кольском полуострове в горах Хибины ……….. метров, наименьшие на ………низменности … метров ниже уровня океана.
Рельеф равнины очень разнообразный из-за деятельности …………………. и ……………… сил (на севере – деятельность……………., на юге - …………….).
3. Физминутка: А, теперь ребята, давайте немножко отдохнем. Сделаем за мной упражнение.
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнутся, разогнутся
Три – на ладошке три хлопка, головою три кивка
Путешествуем по свету
Изучаем мы планету.
4. Инструктаж работы с модулями
Работа происходит в мини-группах по 2 человека. В распоряжении группы имеется ноутбук с ЭОР №2 (презентация), атлас, инструктивные карты. Результатом работы группы является презентация с выполненными в ней заданиями практического характера.
5. Применение нового знания:
- Используя свои новые знания выполните проверочную работу(тест) –ЭОР №3
6. Оценивание (по результатам теста ЭОР №3)
7. Подведение итогов:
Мы изучили причины выделения, существования природного района – Русской равнины. Ознакомились с некоторыми чертами ее природы. На следующем уроке мы продолжим изучение Русской равнины. Я хочу узнать ваше мнение об уроке. Перед вами лежат жетоны разного цвета, если от урока получили удовлетворение, радость выбираете оранжевый цвет, если просто понравился - зеленый цвет, не понравился выбираете синий цвет.
8. Рефлексия:
Что нового вы узнали на уроке?
Как вы это узнали, что вам помогло?
Понравился ли урок? Что именно вам понравилось?
Как оцениваете работу в группах?
Спасибо за совместный урок.
9. Домашнее задание:
П. 27 прочитать - всем,
У кого «4-5» - ответить на вопрос 1,2 стр. 148.
У кого «3» - ответить на вопросы 1-4, стр. 148.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УЭ-2 Используя физическую карту в атласе стр.4,5 и текст учебника стр.148 (начни со второго абзаца снизу) дай характеристику внутренним водам: 1. Реки Северного Ледовитого океана: О… Северная ………. П …………. 2. Реки Атлантического океана: Западная ………. Дн……….. Д… 3.Река внутреннего стока - …………….., с правым притоком - ………., с левым притоком - …………….. 4. Найди соответствие: Северные реки Южные реки Признаки: Реки многоводны Реки маловодны В питании значительную роль играют дождевые и грунтовые воды Сток более равномерно распределен в течение года Доля дождевых и грунтовых вод в питании резко сокращается. Большая часть стока приходится на короткий весенний период
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назовите крупные природные районы на территории России?
Тема урока: Русская (Восточно-Европейская) равнина
Целеполагание: Узнать о … Научиться … Анализировать … Сформулировать выводы о …
ПЛАН Географическое положение Рельеф, его связь с геологическими структурами Климат, названия типов климата Внутренние воды , их связь с рельефом и климатом. Почвы, растительность, животные , их зависимость от климата, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии. Природные ресурсы, их хозяйственное использование, мероприятия по охране и преобразованию природы.
Географическое положение равнины. Задание 1: дать оценку ГП равнины по плану: 1. Протяженность 1). с севера до юга… 2). с запада до востока… 2. Площадь равнины … 3. Пограничные географические объекты: 3). север… 4). юг… 5). восток… 6). запад…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская (Восточно-Европейская равнина) 8 класс
Русская равнина....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71698.jpg)
Урок по географии в 8 классе по теме: «Русская (Восточно-Европейская) равнина»
Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины....
«Русская (Восточно-Европейская) равнина»
Урок географии 8 класс Тема урока: «Русская (Восточно-Европейская) равнина» Цели урока. Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее ун...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181300-1358395010.jpg)
Русская (Восточно-Европейская) равнина
В данной работе формированы представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-299093-1582788726.jpg)
Русская (Восточно-Европейская) равнина.
Урок по теме "Русская (Восточно-Европейская) равнина изучается в курсе физической географии. В данной теме рассматривается особенности географического положения равнины и их влияние на природу. Специф...