«Русская (Восточно-Европейская) равнина»
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Урок  географии 8 класс

 

Тема урока: «Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Цели урока.

  • Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей).
  • Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного,  любовь к природе.
  • Развивать умения анализировать карты и делать выводы.

Средства обучения: карты атласа, физико-географическая карта Русской равнины; репродукции картин русской природы, контурная карта России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok__geografii_8_klass.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  географии 8 класс

Тема урока: «Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Цели урока.

  1. Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей).
  2. Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
  3. Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного,  любовь к природе.
  4. Развивать умения анализировать карты и делать выводы.

Средства обучения: карты атласа, физико-географическая карта Русской равнины; репродукции картин русской природы, контурная карта России.

Девиз урока:            «Кто же, если  не мы?

                                    Когда же, если не сейчас?»

Ход урока.

  1. Организация начала урока.
  2. Контрольные вопросы по общему разделу география России.( раздаточный материал).

1.Как называется самая большая по площади  равнина  в России?  

2.Представителями  животного мира,  какой из перечисленных природных зон являются соболь, рысь.

А)тайга   б)тундра   в)степь   г) п/пустыня.

      3.С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?

А) Норвегия  б) Молдавия  в) Турция  г) Монголия

4. Какие объекты разделяют: пролив Лонга и пролив Маточкин Шар?

5.В каких морях расположены следующие заливы: Финский залив, Обская губа, Пенжинская губа, Шелихова.

6.Расположите с востока на запад острова: Северная Земля, Врангеля, Новая Земля,  Новосибирские острова.

7. Установите соответствие река – море:  (Дон, Обь, Анадырь, Лена, Амур ) – (Охотское, Азовское, Берингово, Карское, Лаптевых, Каспийское).

8. Соотнесите названия гор и горных вершин, которые на них расположены: (Алтай,  Кавказ, Урал,  хребет Черского)  и (Народная, Победа, Казбек, Белуха, Эльбрус).

9. Выделите  форму рельефа, образовавшуюся в результате древнего оледенения:

А) морена  б)лавина  в)сель  г)дюна.

10.Основная часть России расположена в климатическом поясе:

А) арктическом б)умеренном  в)субарктическом  г)субтропическом.

            11.Установите соответствие:

Тип климата

объекты

Умеренно континентальный климат

Камчатка

Континентальный климат

Приволжская возвышенность

Резко континентальный  климат

Сахалин

Муссонный климат

Западно-Сибирская низменность

Морской климат

Байкал

12. Наиболее заболоченной территорией России является:

 а) Западно-сибирская равнина

 б) Восточно-Европейская равнина

 в) Среднесибирское плоскогорье

 г)Приамурье.

13. Плодородие почв обеспечивается наличием: а) гумуса  б)грунтовых вод  в)живых организмов .

14.Расставьте смену почв при движении с юга на север: (чернозёмы, подзолистые, серые лесные, тундрово-глеевые,  каштановые).

15.Проверьте свои знания.

А) Процесс разрушения почв называется эрозией или известкованием?

Б) В зоне смешанных лесов проводят орошение или осушение почв?  

В) На территории России большую площадь занимают подзолистые или чернозёмные почвы?

16.Перечислите природные зоны России с севера на юг.

3.Географический диктант  по контурной карте ( определите объекты по цифрам, расставленным на карте).

4.Усвоение нового материала.

Учитель. Ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок, урок,  посвящённый Русской равнине. Как вы представляете себе Русскую равнину? Какие зрительные образы возникают у вас при упоминании о ней?

Русская равнина – сердце нашего государства, давно заселённый и освоенный район. Природа русской равнины чарует своей красотой. Она придаёт человеку духовные и физические силы, успокаивает, восстанавливает  здоровье. (Слайды)

   Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов написал о Русской равнине такие проникновенные строки. Согласны ли  вы с ним?

Но я люблю – за что, не знаю сам -

                                                Её степей холодное молчанье.

                                                Её лесов безбрежных колыханье,

                                                Разливы реке, подобные морям…

                                               Люблю дымок спалённой жнивы.

                                               В степи кочующий обоз.

                                               И на холме средь жёлтой нивы

                                               Чету белеющих берёз.

Русская равнина – земля, где зародилось наше государство. Среди лесов тогда поднимались крепостные стены ещё редких небольших городов……………..?

(Слайд) Куликово поле. Вы слышите,  как гудит земля от топота многотысячной конницы кочевников. Сомкнув ряды, насмерть стоят русские воины.

Многое видела Русская равнина. Наши писатели обращались к ней, поэты воспевали в стихах, художники изображали  на картинах её поля, леса и реки. (показ репродукций картин И.И. Шишкина («Рожь» , «Бурелом», «Утро в сосновом бору», «Среди долины ровныя», «Сестрорецкий бор») И.И. Левитана («Июньский день», «Долина реки», «Дубовая роща», «Заросший пруд», «Весна. Последний снег»,  «В парке») и  других  художников).

Так её изображали художники, а такая она реальная. (Слайд)

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Почему она имеет двойное название?

(Слайд) Название Русская (история образования государства).

Учитель: На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с Русской равниной. Поможет нам в решении данной задачи типовой план изучения природного региона (оформлен на доске):

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК

  1. Географическое положение.
  2. Тектоническое  строение и рельеф.
  3. Климат.
  4. Почвы.
  5. Внутренние воды.
  6. Растительный и животный мир.
  7. Природные зоны.
  8. Памятники природы.
  9. Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона.

Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования.

Работа по карте: определение ФГП равнины.

Учащиеся озвучивают полученные выводы:

  1. По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в России;
  2. Находится на северо-востоке Европы, на севере омывается Баренцевым и Белым морями, затем граница совпадает с государственными границами России и Финляндии, на юге омывается Черным, Азовским и Каспийским морями, на востоке расположены Уральские горы;
  3. Равнина расположена в пределах субарктического и умеренного типов климата;
  4. Природные зоны на территории равнины: тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни.

  1. Установите соответствие:

Термины: платформа,  щит, овраг,  эрозия, лёсс,  мелиорация,  балка, морена.

1.Скопление обломков горных пород, перенесённых ледником и отложенных на месте его таяния.

2.Ложбины, вытянутые в длину, с задернованными пологими склонами.

3.Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой.

4.Обширные области земной коры, отличающиеся устойчивостью.

5.Система мероприятий, направленных на улучшение природных свойств территории с целью повышения их продуктивности.

     6.Формы поверхности, представляющие большие промоины с крутыми стенками.

           7.Места выхода кристаллического фундамента на поверхность земли.

           8.Рыхлая, пористая порода, светло-жёлтого цвета, состоящая из пылеватых частиц.

 Работа с опорным конспектом Тектоническое  строение и рельеф.

Вывод:

  1.  Крупнейшая равнина мира.
  2. Древняя равнина.
  3. Разнообразие рельефа (возвышенности и низменности).
  4. Самая низкая точка России – Прикаспийская низменность, - 28 м.
  5. На севере альпийские черты ландшафта при отсутствии гор – скалы, каменные развалы (связано с деятельностью ледника).
  6. Имеются водопады!  
  7. На юге имеют место землетрясения!

      Работа с таблицей.

 Климат.

Для анализа предлагается таблица (раздаточный материал).

 Распределите природные объекты с учётом характеристик. 1. Прикаспийская низменность, 2. Кольский полуостров, 3. Приволжская возвышенность, 4. Смоленско-Московская возвышенность

Территория

температура

Год.

амплитуда

Осадки

Испаряемость

К

января

июля

-7

+12

19

300

250

1,2

-11

+20

31

400

600

0,8

-10

+26

36

200

900

0,2

-7

+18

25

700

550

1,3

Вывод:

1. В целом, самый благоприятный климат в России (мягкая зима и теплое лето).

       2.Выпадает много осадков (большое влияние оказывает западный перенос).

       3.Климат очень разнообразный.

Работа по карте:

  1. Назовите речные системы Восточно-Европейской равнины.
  2. Между бассейнами,  каких океанов распределены реки равнины?
  3. Чем объяснить сток на север и юг ?
  4. Выявите различия в густоте речной и озерной сети северной и южной частей равнины.
  5. На берегах,  каких рек и озер расположены города Рязань, Владимир, Тверь, Ростов Великий, Архангельск, Новгород?
  6. Какое питание характерно для рек Русской равнины? (смешанное)
  7. Каков режим рек? (с весенним половодьем)
  8. Назовите крупные озёра равнины.

Работа с картой.  Природные зоны России.

1.Назовите природные зоны России.

2.Чем объяснить разнообразие природных зон?

Вывод: Разнообразие ландшафтов – от тундры на севере до пустыни на юге.

Учитель. Итак, на этом уроке мы познакомились с Русской равниной. Это крупнейшая физико-географическая страна на территории России. Можно сказать, что Русская равнина – душа, сердце России.

Закрепление.

Закончите предложение.

1.Русская равнина по площади занимает … место после … низменности в мире.

2.Протяжённость равнины с севера  на юг … км, а с запада на восток …км.

3.Равнинность рельефа обусловлена наличием в основании … .

4. На Русской равнине расположены самые древние и славные города России … .

5.На Кольском полуострове и Карелии выходит на поверхность фундамент, в виде  … .

6. К  поднятиям фундамента приурочены  возвышенности …  .

7. При отступлении ледника  образовались огромные озёра … .

8. Основная часть равнины расположена в … климатическом поясе.

9. Особенно сильно расчленены оврагами и балками возвышенности: … .

10. Равнина находится под влиянием  … , приходящих с Атлантики и получает много осадков.

11. Крупными реками являются: … .

12. Характерной особенностью природы равнины является … зональность.

Рефлексия осуществленной деятельности на уроке.

  1.  В конце  урока прошу  каждого учащегося оценить и заполнить предложенную схему по 5 бальной системе:
  2. - свою работу в процессе урока (я);
    - работу  в паре, с одноклассником  с которым  Вы принимали участие (мы);
    - работу всего коллектива (дело).
  3. Далее проводится итог (вычисляется средний балл по каждому параметру) .

Домашнее задание: параграф 27 учебника, совершить заочное путешествие по природным   объектам русской равнины (написать письмо учителю,  другу об увиденном и услышанном объекте). Водопад Кивач, оз.Эльтон, Баскунчак, горы Хибины, дельта Волги, оз. Селигер, Прикаспийская низменность и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская (Восточно-Европейская) равнина

Урок географии в 8 классе с применением интернет-ресурсов....

Урок по географии в 8 классе по теме: «Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины....

Русская (Восточно-Европейская) равнина

В данной работе формированы представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины...

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Урок по теме "Русская (Восточно-Европейская) равнина изучается в курсе физической географии. В данной теме рассматривается особенности географического положения равнины и их влияние на природу. Специф...

Русская (Восточно-Европейская) равнина

Урок географии в 8 классе....

Русская ( Восточно- Европейская) равнина

Открытый урок географии в 8 классе. Предоставлены конспект, презентация, раздаточный материал к уроку....