Рабочая программа по географии 5-9 классы.
календарно-тематическое планирование по географии (5, 7 класс)
В данном материале представлено календарно – тематическое планирование по предмету «География» в 5-9 классах, предметной линии учебников «Полярная звезда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmv_geografiya_5-9_fgos.docx | 138.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе ин- формации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образователь- ной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; 6)освоение социальных норм и правил поведения в группах и со- обществах, заданных институтами социализации соответственно
возраст- ному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 7)развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образователь- ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
- развитие эстетического восприятия через ознакомление с
художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образователь- ной программы основного общего образования являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятий, классифицировать,
структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причин- но-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёма- ми, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи ох- раны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки раз- личных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему
расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико- ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного
содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;
- представлять в различных формах географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами,
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воз- духа, атмосферного давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
- различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности населения регионов и стран;
- использовать знания о взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
- проводить расчёты демографических показателей;
- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкономических проблем человечества, стран и регионов;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и отрицательные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально- экономическими факторами
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зим- нем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать возможные изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и
геоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы.
Выпускник научится:
Природа России
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
- сравнивать особенности природы регионов страны;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- создавать собственные тексты и устные сообщения (в том числе в форме презентаций) об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий России, связанные с глобальными изменениями климата;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России Выпускник научится:
- различать демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
- анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
- объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и
сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать с использованием статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, о развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику. Хозяйство России
Выпускник научится:
- различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико- ориентированных задач в реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать с помощью анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Выпускник научится:
Районы России
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
- оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
- создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе не- скольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, агроэкологических явлений и процессов на территории России
Россия в современном мире
Выпускник научится:
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней
продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателя- ми и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание учебного предмета «География» "География Земли"5 класс
Раздел I. Развитие географических знаний о Земле
Географические методы в развитии современной географии. Вклад
Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций.
Раздел II. Планета Земля
Земля во Вселенной. Облик Земли
Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи.
Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.
Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о
форме и размерах Земли у древних народов. Развитие знаний землян о пространстве планеты.
Раздел III. План и карта
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Раздел IV. Человек на Земле
Расселение людей на территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. Расы и народы,
государства и их столицы, политическая карта. Диалог культур, единство народов, вклад Миклухо-Маклая в
доказательство равенства людей и разнообразии их культур Раздел V. Оболочки
Земли. Литосфера
Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для
человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися практических работ
В 5 классе -7 практических работ
- Выделение на контурной карте маршрутов путешествий
- Ориентирование на местности. 3.Составление плана местности 4.Определение географических координат 5.Нанесение на контурную карту стран мира 6.Описание горных пород
7.Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты»
"География Земли"6 класс
(1 час в неделю)
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Их соотношение. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы. Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой.
Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана.
Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Методы изучения
океанских глубин. Свойства воды. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Жизнь в океане.
Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Воды суши. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система. Речной бассейн, водораздел. Питание рек.
Режим рек его зависимость от климата. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека.
Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей
речных систем, границ и площадей водосборных бассейнов, направления течения рек. Озера их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны.
Пруды и водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте.
Подземные воды. Их происхождение и виды, возможности использования человеком. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники.
Качество воды и здоровье людей. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав
атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой.
Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды. Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой.
Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура и её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха.
Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха. Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом.
Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам. Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой. Ветер. Причины образования
ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Водяной пар в атмосфере.
Абсолютная и относительная влажность.
Гигрометр. Облачность и её влияние на погоду. Облака и их виды. Атмосферные осадки, их виды, условия образования.
Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние на жизнь и деятельность человека.
Метеорологические приборы и инструменты.
Погода. Элементы и явления погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; условия их формирования и свойства.
Климат и климатические факторы. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы.
Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к
погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды.
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания.
Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и
природы Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы.
Плодородие — важнейшее свойство почвы. Типы почв.
Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.
Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека.
Влияние человека на биосферу. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Тема 4. Географическая оболочка Земли
Понятие «географическая оболочка». Состав, границы, строение географической оболочки и взаимосвязи между её составными частями. Понятие
«природный комплекс». Свойства географической оболочки.
Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны — зональные природные комплексы.
Смена природных зон от экватора к полюсам. Карта природных зон Земли.
Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Природное наследие. Положительное и отрицательное влияние человека на ландшафт.
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися практических работ
В 6 класс 5 практических работ
- Прокладывание по карте маршрута, измерение расстояний по карте, определение географических координат.
- Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану. 3.Построение розы ветров
4.Составление характеристики погоды 5.Характеристика природные зоны мира по плану.
География. Страны и континенты.7 класс
Введение
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике. Географические карты.
Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы
изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.
Тема 1. Население Земли
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира.
Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Географическая исследовательская практика (Учимся с
«Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.
Тема 2. Природа Земли
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры.
Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства.
Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата.
Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.
Тема 3. Природные комплексы и регионы
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».
2. Описание природных зон по плану. Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.
Тема 4. Материки и страны
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые.
Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки.
Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев.
Африка — беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских
субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии.
Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента.
Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро.
Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-
эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население.
Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия. Географическая
исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта
«Создание национального парка в Танзании». Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка.
Место на карте.
Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира». Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры. Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского Географическая исследовательская практика (Учимся с
«Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися практических работ
В 7 класс 13 практических работ
- Анализ карт географического атласа
- Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира»
- Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем
- Обозначение на контурной карте топливных и рудных полезных ископаемых
- Описание одного из климатических поясов по плану. Изучение климатической диаграммы
- Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер мир
- Описание океана по плану
- Описание Египта по типовому плану
- Обозначение на Контурной карте географического положения
материка
- Обозначение на контурной карте крайних точек материка и крупных форм рельефа
- Описание страны по плану
- Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа материка
- Описание природных зон материка
География. Россия. 8 класс
Тема 1. Россия в мире
Государственная территория России. Территориальные воды.
Исключительная экономическая зона России. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы. Континентальный шельф.
Страны — соседи России. Географическое положение России. Виды географического положения. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время.
Освоение и изучение территории России в XVI—XXI вв.:
землепроходцы, научные географические экспедиции XVIII в., изучение Арктики, Сибири и Северо Востока страны. Воссоединение Крыма.
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как
метод географических исследований. Крупные районы России. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России.
Тема 2. Россияне
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы во Демографический кризис. Демографические потери.
Демографические проблемы и их решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы.
Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края. Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России. Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения.
Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении
населения. Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность.
Функции сельской местности.
Тема 3. Природа
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. Особенности рельефа России. Тектонические структуры.
Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России.
Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой
деятельности на рельеф и ее последствия. Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта Климат России. Понятие «солнечная радиация».
Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли.
Изменение солнечной радиации по сезонам года. Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России.
Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные
фронты. Циклон и антициклон. Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические
особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей. Реки России. Режим рек России.
Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки.
Особенности российских рек. Крупнейшие реки России.
Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн.
Водные ресурсы родного края. Ледники.
Значение ледников. Охрана водных ресурсов России. Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек. Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы.
Строение почвы. Механический состав и структура почвы. Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Основные типы растительности России. Особенности животного мира России: видовое разнообразие; факторы, его определяющие. Ресурсы растительного и животного мира России.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны
Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.
Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров, растительный и животный мир, население и его
хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах.
Рациональное природопользование.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны.
Особо охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки.
Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России.
Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Экологическая ситуация в России. Тема 5 Родной край.
Учимся с «Полярной звездой». Изучаем свой край.
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися практических работ
В 8 классе 8 практических работ
- Обозначение на контурной карте государственных границ России
- Определение разницы во времени на карте часовых поясов
- Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.
- Анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения.
- Описание рельефа России по плану
- Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа.
- Составление характеристики природно – хозяйственной зоны по плану
- Объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно- хозяйственных зонах.
География. Россия. 9 класс
Тема 1. Хозяйство
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева».
Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и
«межотраслевой комплекс». Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно- энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны.
Значение комплекса в хозяйстве страны. Нефтяная и газовая промышленность.
Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики.
Основные источники загрязнения окружающей среды. Географическая
исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом
факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС). Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения.
Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения. Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями.
Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем. Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы
лесопромышленного комплекса. Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство.
Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур. Животноводство.
Особенности
животноводства России. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК.
Проблемы АПК. АПК своего района. Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой
промышленности. Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты.
Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта . Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг.
Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности
организации обслуживания в городах и сельской местности.
Территориальная система обслуживания. Географическая
исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3).
Особенности развития
сферы услуг своей местности. Тема 2. Регионы России
Европейский Север, Европейский Северо-Запад,
Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток
Европейская и азиатская части России: территория, географическое положение, природа, население, хозяйство. Европейский Север,
Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь,
Дальний Восток: состав и географическое положение, особенности при- роды и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Экологические проблемы и перспективы развития.
Заключение
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России.
Геополитическое и экономическое влияние.
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися практических работ
В 9 классе 8 практических работ 1.Рост Москву – это хорошо или плохо?
2.Санкт – Петербург в системе мировых культурных ценностей 3.Оценка природно – ресурсного потенциала Европейского Севера 4.Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт
- Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации
- Сравнение природных условий , ресурсов и хозяйственного развития западной и восточной частей Урала
- Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства
- Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона
Тематическое планирование
География. Планета Земля 5 класс(34ч)
№ | Тема | Количество часов |
1. | Развитие географических знаний о Земле | 5 |
2. | Планета Земля | 4 |
3. | План и карта | 10 |
4. | Человек на Земле | 4 |
5. | Литосфера | 11 |
Итого | 34ч. |
География. Планета Земля 6 класс(34ч)
№ | Тема | Количество часов |
1. | Гидросфера – водная оболочка Земли | 13 |
2. | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 11 |
3. | Биосфера – живая оболочка Земли | 4 |
4. | Географическая оболочка | 6 |
Итого | 34 ч. |
География. Планета Земля 7 класс(68ч)
№ | Тема | Количество часов |
1. | Источники географической информации | 3 |
2. | Население Земли | 4 |
3. | Природа Земли | 14 |
4. | Природные комплексы и регионы | 5 |
5. | Материки и страны | 42 |
Итого | 68ч. |
География России. 8 класс(68ч)
№ | Тема | Количество часов |
1. | Россия в мире | 6 |
2. | Россияне | 10 |
3. | Природа России | 20 |
4. | Хозяйство России | 26 |
5. | Природно-хозяйственные зоны | 6 |
Итого | 68 ч. |
География России. 9 класс(66ч)
№ | Тема | Количество часов |
1. | Регионы России | 12 |
2. | Европейская Россия | 36 |
3. | Азиатская Россия | 14 |
4. | Россия в современном мире | 4 |
Итого | 66ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочая программа по географии5-9 классы
Рабочая программа по предмету «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для учащихся 5 – 9 классов. ...