презентация и конспект к уроку "Почвы и их разнообразие""
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Усачева Ольга Алексеевна

Урок формирования знаний о почвах, раскрывает значение почв  в природе и жизни людей.В конспекте урока и в презентации есть тест, который даст возможность проверить усвоение материала .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Иван-чай Чистотел малина

Слайд 4

кислица

Слайд 5

Образование почвы 1 этап Начинается с процесса выветривания (разрушения) горных пород. При помощи ветра, солнца и осадков происходит разрушение горных массивов. В свою очередь, отколовшиеся валуны расщепляются до мелких частиц (песка, глины, известняка). Процесс образования почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см до 2 см. 2 этап На разрушенных горных породах поселяются микроорганизмы, первые растения и лишайники, семена которых приносит ветер. 3 этап Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.

Слайд 6

М.В.Ломоносов трактат «О слоях земных» (1763г.) «Почва- сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное»

Слайд 7

Долгое время существовало мнение, что почва – это горная порода. Эту теорию опроверг русский ученый Василий Васильевич Докучаев, доказавший, что почва – это «особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира». Он явился основателем науки «почвоведение». Василий Васильевич Докучаев

Слайд 8

Свойства почвы Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина и прочность этих комочков не одинаковы в разных типах почв. Лучшей является зернистая , или мелкокомковая (диаметр комочков 1-10 мм.)

Слайд 9

Глинистые, суглинистые (тяжёлые); плохо пропускают воду Песчаные, супесные (лёгкие); легко пропускают воду

Слайд 12

Строение почвы По строению почвенного профиля , т.е по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу определяют принадлежность почвы к определённому типу, например: чернозём, подзолистые и др.

Слайд 13

Почвенная карта России

Слайд 14

1 строчка – существительное 2 строчка – 2 прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – ключевая фраза 5 строчка – обобщающее слово Правила синквейна

Слайд 15

а б В 1. Какой фактор почвообразования является главным ? климат рельеф человек

Слайд 16

а б В 2. Что такое плодородие почвы ? Способность почвы давать высокие урожаи сельскохозяйственных культур Способность почвы обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом высокое содержание гумуса

Слайд 17

а б В 3. А1 – это горизонт … материнская порода гумусовый эллювиальный (вмывания)

Слайд 18

а б В 4.Какое из свойств почвы является главным ? структура механический состав плодородие

Слайд 19

а б В 5. Какое время необходимо для создания почвы слоем 1-2 см ? 100-200 лет 300-400 лет 500-1000 лет

Слайд 20

Домашнее задание : § 15 учебника , продолжить заполнение 3 колонки таблицы в тетради ответить на вопросы параграфа. Почему В.В. Докучаев называл почву «зеркалом ландшафта»?

Слайд 21

И в заключении хочу сказать, Что лучше географии предмета не сыскать. Мир географии огромен, Стремитесь вы его познать.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Почвы и их разнообразие

  1. Тема и номер урока в теме: « Образование почв и их разнообразие », первый урок из трех  в разделе «Почвы и почвенные ресурсы».
  2. Базовый учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа, население хозяйство.8 класс.: учеб.для 8-9кл. общеобразоват.учреждений/ под ред. В.П. Дронова. - М.: Дрофа, 2011.

Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента, самостоятельного поиска информации, учебного диалога, создание психологически комфортной среды на уроке, диагностика личных исходных и конечных знаний, формирование самооценки.

  1. Цель: Формировать знания о почвах, раскрыть значение почв  в природе и жизни людей.
  2. Задачи:

1. Обучающие:

- познакомить с особенностями почвообразовательного процесса;
- изучить структуру почвенного профиля и классификация почв по структуре и составу;

- показать вклад В.В. Докучаева в создании науки почвоведение.

2. Развивающие: 2. Создавать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.

    3. Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ и технологии критического мышления.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая Оборудование, наглядные пособия: Почвенная карта России,  мультимедийный комплект, презентация,  атласы, учебник, инструктивная карта для учащихся.

Методы и приёмы работы: Объяснительно-иллюстративный, информационно-компьютерный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником,.

Структура и ход урока

Организационный момент. Сегодня у нас урок необычный. Я у вас новый учитель, а вы у меня новые ученики. Мы с вами познакомимся в процессе нашей работы и общения.

Наши помощники -  тетради, ручки, книги и атлас должны быть у всех на столах. Готовы?

  1. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

1. Стадия вызова.

- Что вы уже изучили? А что еще надо изучить? Между компонентами живой и неживой природы есть связующее звено? Что это за звено?

( Ребята высказывают мнения)

- …

- Это почва!

- Правильно

Это и будет тема нашего урока (на доске вывесить тему).

 Работа классом ( в ходе работы составляется опорная схема по новому материалу)

Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Больше известна сельскому жителю,но наименее известна - городскому. Мать – земля!

1)- Что такое почва? …. (высказывания учащихся)

Запишите все что вы знаете в таблицу «з,  ху, у»  в 1 колонку

  1. Запишите  таблицу «З–Х–У» в тетрадь:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ что вы знаете  о почве .
  • почва
  • растения
  • животные
  • климат
  • материнская порода
  • человек

- Что мы можем узнать по этой теме? Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах?

 Обсудите это в парах и обменяйтесь мнениями и заполните  2  графу таблицы    ,   а потом озвучте  их  Вопросы записываются на доске.

И так мы определили основную цель нашего урока  - ответить на эти вопросы

.2.Стадия осмысления

В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради  прием «Инсерт»

" V "  – уже знал

" + "  - новая  информация

"  ̶  " – думал иначе

" ? " – не понял, есть вопросы

Первая работа которая поможет достигнуть цели нашего урока это работа  с образцами почв.

1. Определение почвы (лабораторная работа) 

1) Работа с образцами почв.  

  • Посмотрите на образцы. Какая почва: плотная или рыхлая? В какой части слоя суши находится? (на доске учитель вывешивает определение термина “Почва – рыхлый поверхностный слой суши”)           слайд 2
  • Сколько времени необходимо для образования почвы? (“образование, которого происходило в течение длительного времени”)
  • Какие компоненты природы взаимодействуют между собой для образования почвы? (“в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа”).

Важнейшим свойством почвы является плодородие.

Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.

3) Работа с  образцами почв.

  • Определите, какой образец является самым плодородным?
  • Как вы догадались? (черный цвет)

Плодородие.

  1. Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
  2. Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
  3. Как можно определить плодородие? ( по растениям индикаторам или по черному цвету.

Плодородие

Растения-индикаторы

Высокое

Среднее

Низкое

Малина, иван-чай, сныть, чистотел копытень, кислица, валериана.

Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной.

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника.

На нашей почве мы можем встретить такие  растения как:  

Презентация слайд 3-6  

Какая у нас почва по плодородию?

Образование почвы. Просмотр презентации

.

1.Как образуется почва?                         Слайд 3

2. Вклад Ломоносова и Докучаева          (слайд 4-5 )

Что узнали нового    ….? Инсерт

________________________________________________________

Свойства почвы

Практическая  работа. 1 задание

  1. Определите механический состав 3 образцов почв и разложите таблички (глинистая, суглинистая, супесчаная, песчаная) под номерами почв.    
  2. Заполнить схему         Механический состав - это

     

                      ?                   ?           ?               ?

                                ?                               ?

Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске

Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:

Тяжелые (глинистые и суглинки)      и            легкие (песчаные и супесчаные).

Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.

Вид шнура

Состав почвы

не скатывается

песчаная

легкая

скатывается, но не сворачивается

супесчаная

легкая

скатывается, сворачивается и трескается

суглинистая

тяжелые

Скатывается, сворачивается и не трескается

глинистая

тяжелые

.    Практическая работа    2 задание

Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Зернистые – черноземы, мелкокомковатые – подзолистые, бесструктурные – глинистые, песчаные.

  1. Определите структуру образцов почв и разложите таблички. Какие почвы по структуре у вас получились?

.

  1. Заполнить схему

Структура почвы - это

                                                        ?                    ?

                                         

                                               ?                   ?

По структуре выделяют два типа почв:

Структурные

Бесструктурные

Хорошо разрыхленные,

комковатые, много пор.

уплотненные  или состоят из мелких пылевых частиц,

пор нет

Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске

На  основе полученной информации составим кластер т.е приведем добытые нами знания в порядок

Почва       основные свойства         плодородие

Механический состав                 структура

глинистые       песчаные           структурные       бесструктурные

суглинистые  супесчаные           комковатая         пылеватая

тяжелые          легкие                    плодородная        малоплодородная

Учитель: мы с вами построили кластер. Чем полезна эта наша с вами схема?

Учащиеся: кластер позволил привести в соответствие наши списки. Установить связь между компонентами почвы

Учитель: вы считаете, в нашей схеме все отражено или можно что-то добавить? Если можно или нужно, то что?

Учащиеся: в нашей схеме отображена не вся информация.

Учитель: хорошо, я с вами полностью согласна.

 Для этого поработайте с текстом на стр. 95-97 промаркируйте текст  «Инсерт»

Что нового узнали и т.д   Дополните наш кластер

Просмотр презентации слайд 14,15, 16,17

Рефлексия

  1. Мы сегодня были и экспертами и аналитиками, а сейчас попробуем написать стихи посвященные почве СИНКВЕЙН слайд 18
  2. Тест слайд 19-23
  3. Оцените свою активность

Домашнее задание:

 параграф 15 вопросы к параграфу заполнить 3 колонку таблицы «Что вы узнали» о почвах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский.

Цель урока: выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания на основе художественных текстов А.С.Пушкина....

Презентация. Тема - внешнее строение и разнообразие листьев.

Внешнее строение и разнообразие листьев...

Презентация по природоведению по теме: "Разнообразие растений"

Презентация используется на уроках природоведения в 5 классе  при изучении раздела "Растения". Можно использовать и при повторении материала в начале изучения ботаники в 6 классе....

презентация по теме: "Возникновение и разнообразие звуков"

Данная презентация может быть использована на уроках музыки и внеклассных мероприятиях....

Конспект и презентация урока по теме: Плоды. Разнообразие и значение.

Конспект урока с презентацией по теме: Плоды. Разнообразие и значение....

Презентация к уроку по теме "Разнообразие живой природы" для 5 класса

Важная тема, потому что даются первые представления о Царствах и Систематике....