презентация и конспект к уроку "Почвы и их разнообразие""
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок формирования знаний о почвах, раскрывает значение почв в природе и жизни людей.В конспекте урока и в презентации есть тест, который даст возможность проверить усвоение материала .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван-чай Чистотел малина
кислица
Образование почвы 1 этап Начинается с процесса выветривания (разрушения) горных пород. При помощи ветра, солнца и осадков происходит разрушение горных массивов. В свою очередь, отколовшиеся валуны расщепляются до мелких частиц (песка, глины, известняка). Процесс образования почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см до 2 см. 2 этап На разрушенных горных породах поселяются микроорганизмы, первые растения и лишайники, семена которых приносит ветер. 3 этап Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.
М.В.Ломоносов трактат «О слоях земных» (1763г.) «Почва- сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное»
Долгое время существовало мнение, что почва – это горная порода. Эту теорию опроверг русский ученый Василий Васильевич Докучаев, доказавший, что почва – это «особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира». Он явился основателем науки «почвоведение». Василий Васильевич Докучаев
Свойства почвы Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина и прочность этих комочков не одинаковы в разных типах почв. Лучшей является зернистая , или мелкокомковая (диаметр комочков 1-10 мм.)
Глинистые, суглинистые (тяжёлые); плохо пропускают воду Песчаные, супесные (лёгкие); легко пропускают воду
Строение почвы По строению почвенного профиля , т.е по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу определяют принадлежность почвы к определённому типу, например: чернозём, подзолистые и др.
Почвенная карта России
1 строчка – существительное 2 строчка – 2 прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – ключевая фраза 5 строчка – обобщающее слово Правила синквейна
а б В 1. Какой фактор почвообразования является главным ? климат рельеф человек
а б В 2. Что такое плодородие почвы ? Способность почвы давать высокие урожаи сельскохозяйственных культур Способность почвы обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом высокое содержание гумуса
а б В 3. А1 – это горизонт … материнская порода гумусовый эллювиальный (вмывания)
а б В 4.Какое из свойств почвы является главным ? структура механический состав плодородие
а б В 5. Какое время необходимо для создания почвы слоем 1-2 см ? 100-200 лет 300-400 лет 500-1000 лет
Домашнее задание : § 15 учебника , продолжить заполнение 3 колонки таблицы в тетради ответить на вопросы параграфа. Почему В.В. Докучаев называл почву «зеркалом ландшафта»?
И в заключении хочу сказать, Что лучше географии предмета не сыскать. Мир географии огромен, Стремитесь вы его познать.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Почвы и их разнообразие
- Тема и номер урока в теме: « Образование почв и их разнообразие », первый урок из трех в разделе «Почвы и почвенные ресурсы».
- Базовый учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа, население хозяйство.8 класс.: учеб.для 8-9кл. общеобразоват.учреждений/ под ред. В.П. Дронова. - М.: Дрофа, 2011.
Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента, самостоятельного поиска информации, учебного диалога, создание психологически комфортной среды на уроке, диагностика личных исходных и конечных знаний, формирование самооценки.
- Цель: Формировать знания о почвах, раскрыть значение почв в природе и жизни людей.
- Задачи:
1. Обучающие:
- познакомить с особенностями почвообразовательного процесса;
- изучить структуру почвенного профиля и классификация почв по структуре и составу;
- показать вклад В.В. Докучаева в создании науки почвоведение.
2. Развивающие: 2. Создавать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.
3. Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ и технологии критического мышления.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая Оборудование, наглядные пособия: Почвенная карта России, мультимедийный комплект, презентация, атласы, учебник, инструктивная карта для учащихся.
Методы и приёмы работы: Объяснительно-иллюстративный, информационно-компьютерный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником,.
Структура и ход урока
Организационный момент. Сегодня у нас урок необычный. Я у вас новый учитель, а вы у меня новые ученики. Мы с вами познакомимся в процессе нашей работы и общения.
Наши помощники - тетради, ручки, книги и атлас должны быть у всех на столах. Готовы?
- Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
1. Стадия вызова.
- Что вы уже изучили? А что еще надо изучить? Между компонентами живой и неживой природы есть связующее звено? Что это за звено?
( Ребята высказывают мнения)
- …
- Это почва!
- Правильно
Это и будет тема нашего урока (на доске вывесить тему).
Работа классом ( в ходе работы составляется опорная схема по новому материалу)
Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Больше известна сельскому жителю,но наименее известна - городскому. Мать – земля!
1)- Что такое почва? …. (высказывания учащихся)
Запишите все что вы знаете в таблицу «з, ху, у» в 1 колонку
- Запишите таблицу «З–Х–У» в тетрадь:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ что вы знаете о почве .
- почва
- растения
- животные
- климат
- материнская порода
- человек
- Что мы можем узнать по этой теме? Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах?
Обсудите это в парах и обменяйтесь мнениями и заполните 2 графу таблицы , а потом озвучте их Вопросы записываются на доске.
И так мы определили основную цель нашего урока - ответить на эти вопросы
.2.Стадия осмысления
В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради прием «Инсерт»
" V " – уже знал
" + " - новая информация
" ̶ " – думал иначе
" ? " – не понял, есть вопросы
Первая работа которая поможет достигнуть цели нашего урока это работа с образцами почв.
1. Определение почвы (лабораторная работа)
1) Работа с образцами почв.
- Посмотрите на образцы. Какая почва: плотная или рыхлая? В какой части слоя суши находится? (на доске учитель вывешивает определение термина “Почва – рыхлый поверхностный слой суши”) слайд 2
- Сколько времени необходимо для образования почвы? (“образование, которого происходило в течение длительного времени”)
- Какие компоненты природы взаимодействуют между собой для образования почвы? (“в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа”).
Важнейшим свойством почвы является плодородие.
Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.
3) Работа с образцами почв.
- Определите, какой образец является самым плодородным?
- Как вы догадались? (черный цвет)
Плодородие.
- Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
- Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
- Как можно определить плодородие? ( по растениям индикаторам или по черному цвету.
Плодородие | Растения-индикаторы |
Высокое Среднее Низкое | Малина, иван-чай, сныть, чистотел копытень, кислица, валериана. Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной. Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника. |
На нашей почве мы можем встретить такие растения как:
Презентация слайд 3-6
Какая у нас почва по плодородию?
Образование почвы. Просмотр презентации
.
1.Как образуется почва? Слайд 3
2. Вклад Ломоносова и Докучаева (слайд 4-5 )
Что узнали нового ….? Инсерт
________________________________________________________
Свойства почвы
Практическая работа. 1 задание
- Определите механический состав 3 образцов почв и разложите таблички (глинистая, суглинистая, супесчаная, песчаная) под номерами почв.
- Заполнить схему Механический состав - это
? ? ? ?
? ?
Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске
Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:
Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные).
Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.
Вид шнура | Состав почвы | |
не скатывается | песчаная | легкая |
скатывается, но не сворачивается | супесчаная | легкая |
скатывается, сворачивается и трескается | суглинистая | тяжелые |
Скатывается, сворачивается и не трескается | глинистая | тяжелые |
. Практическая работа 2 задание
Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Зернистые – черноземы, мелкокомковатые – подзолистые, бесструктурные – глинистые, песчаные.
- Определите структуру образцов почв и разложите таблички. Какие почвы по структуре у вас получились?
.
- Заполнить схему
Структура почвы - это
? ?
? ?
По структуре выделяют два типа почв:
Структурные | Бесструктурные |
Хорошо разрыхленные, комковатые, много пор. | уплотненные или состоят из мелких пылевых частиц, пор нет |
Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске
На основе полученной информации составим кластер т.е приведем добытые нами знания в порядок
Почва основные свойства плодородие
Механический состав структура
глинистые песчаные структурные бесструктурные
суглинистые супесчаные комковатая пылеватая
тяжелые легкие плодородная малоплодородная
Учитель: мы с вами построили кластер. Чем полезна эта наша с вами схема?
Учащиеся: кластер позволил привести в соответствие наши списки. Установить связь между компонентами почвы
Учитель: вы считаете, в нашей схеме все отражено или можно что-то добавить? Если можно или нужно, то что?
Учащиеся: в нашей схеме отображена не вся информация.
Учитель: хорошо, я с вами полностью согласна.
Для этого поработайте с текстом на стр. 95-97 промаркируйте текст «Инсерт»
Что нового узнали и т.д Дополните наш кластер
Просмотр презентации слайд 14,15, 16,17
Рефлексия
- Мы сегодня были и экспертами и аналитиками, а сейчас попробуем написать стихи посвященные почве СИНКВЕЙН слайд 18
- Тест слайд 19-23
- Оцените свою активность
Домашнее задание:
параграф 15 вопросы к параграфу заполнить 3 колонку таблицы «Что вы узнали» о почвах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приложение к презентации: "Статистика биологического разнообразия Земли"
Приложение. Новые виды....
Интегрированный урок русского языка и литературы «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский.
Цель урока: выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания на основе художественных текстов А.С.Пушкина....
Презентация. Тема - внешнее строение и разнообразие листьев.
Внешнее строение и разнообразие листьев...
Презентация по природоведению по теме: "Разнообразие растений"
Презентация используется на уроках природоведения в 5 классе при изучении раздела "Растения". Можно использовать и при повторении материала в начале изучения ботаники в 6 классе....
презентация по теме: "Возникновение и разнообразие звуков"
Данная презентация может быть использована на уроках музыки и внеклассных мероприятиях....
Конспект и презентация урока по теме: Плоды. Разнообразие и значение.
Конспект урока с презентацией по теме: Плоды. Разнообразие и значение....
Презентация к уроку по теме "Разнообразие живой природы" для 5 класса
Важная тема, потому что даются первые представления о Царствах и Систематике....