Вулканы. Гейзеры.
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Крупнова Людмила Ивановна

Формирование представления у  учащихся  о вулканах и гейзерах, закономерностях  распространения вулканизма,объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vulk.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        План – конспект урока:

«Вулканы.»

  1. ФИО: Крупнова Людмила Ивановна
  2. Место работы: МАОУ СОШ№9 ст.Темиргоевская , Курганинский район
  3. Должность: учитель
  4. Предмет: география
  5. Класс: 5
  6. Тема и номер урока в теме: «Вулканы. Гейзеры».Урок №7 в разделе «Земная кора».
  7. Базовый учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География 5-6 классы М. « Дрофа» 2012
  8. Цель урока:
  • сформировать представление учащихся  о вулканах и гейзерах, закономерностях  распространения вулканизма,

объяснить необходимость обеспечения безопасности населения;

  1. Задачи:
  • формирование исследовательского подхода при изучении темы;
  • формировать знания обучающихся о вулканах и гейзерах
  • развивать умения анализировать разные источники географической информации;
  • продолжить формирование умений работать с контурной картой
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде
  1. Тип урока:  урок открытия новых  знаний
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: учебник, атласы,  физическая карта полушарий; картина К.Брюлова «Последний день Помпеи», видеофильм «Вулканы»,презентация,мультимедиа.
  4. Структура и ход урока:

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Проверка домашнего задания. (фронтальный опрос; работа по карточкам)

Вопросы:

А) Отчего возникают землетрясения?

( Это грозное природное явление)

Б) Что называют очагом землетрясения?

( место, где происходит сдвиг горных пород)

В) Что такое эпицентр землетрясения?

( место над очагом на земной поверхности, где наблюдается наибольшее проявление землетрясения)

Г) Какие могут быть последствия, когда возникают землетрясения?

2.Актуализация знаний учащихся. 

Демонстрация макета вулкана и его извержение

- Какое  природное явление  вы наблюдали? (извержение  вулкана)

3.Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока   ( Вулканы) .    Слайд №1

Поставим цель и задачи  урока:   Слайд №2

  •  Изучить строение вулкана
  • Познакомиться с видами и особенностями вулканов
  • Выявить пользу и вред вулканов

Сегодня на уроке вам предстоит совершить немало открытий, связанных с одним из грозных природных явлений.

Ребята,  у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока:  

4.Изучение нового материала 

Учитель:  

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:

«Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»). Слайд №3

- Каждый ряд на столах  имеет дополнительную информацию.

1-ряд – Откуда пошло название вулкан?

2-ряд -  Какой остров  стал легендой вулканов ?

3-ряд -  Что такое вулканы?                            

 (Приложение-1)

1.  Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.  

2.   В Тирренском море  есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым,  ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

-Что же такое вулкан? Теперь попробуйте сформулировать определение сами.

3.Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.  

Слайд №3    

Запишем в технологическую карту.

1. Строение вулкана.

 Слайд № 4

Рассмотрим схему "Строение вулкана" .

 Под давление  расплавленная магма из вулканического очага  поднимается к земной поверхности по каналу, который называется  жерло вулкана.

 На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы,  водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы) их называют продуктами извержения: При мощных пеплопадах вулканы выбрасывают такое количество пепла, что под его тяжестью проваливаются крыши домов.

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Извержение начинается тогда, когда в очаге накапливается много магмы, и она устремляется вверх по жерлу и изливается на земную поверхность.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву.  Застывшая лава образует конусы вулкана.  (задание - подписать части вулканов).

И так ответим на вопросы.

– Что такое вулканы?

 - Чем отличается  вулкан от горы? Назовите основные части вулкана.

Отличие от горы (у вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус)

Давайте вспомним 2-ю цель урока.

-Есть различные типы лавы, которые текут с разной скоростью.

Давайте проведём опыт:

Я  налью  на подносы два вида жидкости: растительное масло и мёд.

Давайте понаблюдаем, какая из них быстрее спустится по склону.

-Какой вывод можно сделать?

Если вулкан извергает жидкую лаву, то она разливается раскалёнными реками во все стороны, застывает в виде обширных щитов, которые наслаиваются один на другой. Такие вулканы называются щитовыми.

Если лава вязкая, то она медленно выдавливается  на поверхность, образуя куполообразные и конические вулканы.
Слайд № 5

Физкультминутка

 Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

Типы вулканов.

Жизнь вулканов различна. Одни вулканы живут долго – неоднократно возобновляют свою деятельность. Другие вулканы ведут себя бурно в «ранней молодости», но, быстро исчерпав запас сил, потухают.

Слайд №6

-Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие.

Вулканы

Действующие

(Кракатау, Ключевская Сопка)

Потухшие (Килиманджаро, Эльбрус)

Уснувшие

(Везувий)

В технологических картах подпишите, какие бывают вулканы.

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры  в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы  есть на всех материках, кроме Австралии.

Это вулканы Кракатау, Фудзияма, Ключевская Сопка (самый высокий действующий), вулкан Евразии - 4750м  и др.

Работа с контурными картами и атласами. (Нанести вулканы на кон.карту и найти в атласе Килиманджаро-Африка, Везувий , Ключевская Сопка -Евразия, Кракатау- Индонезия).

И так какие виды вулканов вам известны? Каковы их особенности?

-Какую угрозу для человека таит в себе вулкан?

  • Погибают люди
  • Разрушаются населенные пункты
  • Гибнут  растения и животные, находящиеся в зоне действия вулкана
  • Пепел затрудняет движение самолетов.
  • Извержение подводных вулканов приводит к возникновению волны – цунами.
  • Нарушается экологическое равновесие.

Вулканы образуются не только на суше,  но и на дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова.

Слайд №7

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

   А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления.

 (Просмотр видеосюжета "Извержение вулкана".)

4. Немые свидетели вулканической деятельности. Слайд №8

   Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим  последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить  об извержении вулкана Везувий в Италии,  уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию.

Найдите  интересную информацию о трагической судьбе этих античных городов.  

 Приложение 2

Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия.  Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э. Извержение Везувия уничтожило город Помпеи. Многие люди нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла.   Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.

Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркаланум тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и, когда пошел дождь, по склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые полностью затопили город Геркаланум.

 От извержений вулкана Везувий  пострадал и город Стабия. Извержение вулкана продолжалось  2-е суток. Когда же оно  прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике».

Слайд №9

Трагедию этой катастрофы отражена на полотне Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи».

6. Вулканолог – опасная профессия.  

Изучением вулканов занимаются  люди, чья профессия является одной из опасных в мире - вулканологи. Одним из представителей этой профессии был  польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.

Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога.  Строки, которые вы сейчас прослушаете, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов.

Приложение 3.

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам стекает град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы,  держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!

Извержения вулкана можно предсказать с помощью специального прибора – СЕЙСМОГРАФА, который фиксирует земные толчки и предстоящие взрывы. Благодаря ему, можно избежать жертв, эвакуируя людей подальше от извержения.

-Вулкан не только опасное явление, но и от них есть польза.

Польза вулканов: Горячие источники и гейзеры. Слайд №10.11

 Слайд №12

 Вулканический пепел – удобрение для растений

  • Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений)- возводят здания
  • Пар горячих источников - для вращения турбин электростанций
  • Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания
  • Горячая вода источников и гейзеров - для отопления теплиц и домов

Вулканы согревают. Огромные запасы энергии – одно из главных их достоинств.  В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор. В областях распространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников. Их называют гейзеры.

Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой. Видеоролик

Закрепление изученного материала.

 Задание  "Найдите пару".(в технологических картах)

 Этап рефлексии: Слайд №13

Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали и  продолжили фразу.

Продолжите фразу:

  1. Сегодня на уроке мне…
  2. Меня особенно  удивило  то, что…
  3. Самым сложным на уроке было…
  4. Самым интересным при работе для меня было…
  5. Самым неожиданным для меня было…

 Итоги урока: Итак, подведём итоги и обратимся к целям, которые были поставлены в начале урока. Найдите на технологических картах цель урока. Какие же открытия, связанные с одним из грозных природных явлений, вы сделали на уроке?

  •  Каково  строение вулкана?  *Какие виды вулканов существуют?
  • Каковы причины  возникновения вулканов?

(Огласить оценки, поблагодарить за урок)

Домашнее задание    

 Слайд №

  • Параграф 26,пересказ.
  • Найдите в книгах, журналах, интернете материал  :

1. Извержения вулканов

2. Обозначить на контурной карте:

 Евразии.    Гекла,  Фудзияма, Эльбрус, Этна).
 Южная Америка  (Котопахи).
 Северная Америка  (Орисаба).
 Океания  (Килауэа, Мауна-Кеа).
 Антарктида  (Эребус)

Технологическая карточка________________________________

Тема урока……………………………………………………..

Цель урока,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

  1. Вулкан - это…………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

  1. Закончите схему "Строение вулкана"

3. Заполните схему

                                                                   

   

                             

                   

                 

4. Нанесите на контурную карту вулканы Килиманджаро,    Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка.

5. "Найдите пару"

                     

Продолжите фразу:

  1. Сегодня на уроке мне…
  2. Меня особенно  удивило  то, что…
  3. Самым сложным на уроке было…
  4. Самым интересным при работе для меня было…
  5. Самым неожиданным для меня было…

   

 

Приложение 1  

   Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.  

   В Тирренском море  есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым,  ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана. Поэтому огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

Приложение 2

1.   Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия.  Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э.

Извержение Везувия уничтожило город Помпеи. Многие люди нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла.   Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.

2.Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркаланум тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и, когда пошел дождь, по склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые полностью затопили город Геркаланум.

3. От извержений вулкана Везувий  пострадал и город Стабия.

 Извержение вулкана продолжалось  2-е суток. Когда же оно  прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике».

Приложение 3

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам стекает град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы,  держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!

(Приложение-1)

1.  Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.  

2.   В Тирренском море  есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым,  ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

-Что же такое вулкан? Теперь попробуйте сформулировать определение сами.

3.Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.  

(Приложение-2)

1.   Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия.  Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э.

Извержение Везувия уничтожило город Помпеи. Многие люди нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла.   Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.

2.Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркаланум тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и, когда пошел дождь, по склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые полностью затопили город Геркаланум.

3. От извержений вулкана Везувий  пострадал и город Стабия.

 Извержение вулкана продолжалось  2-е суток. Когда же оно  прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Вулканы, гейзеры"

Урок ориентирован прежде всего на учителей и   учащихся 6 класса свободно  владеющими  компьютерными технологиями и интернет ресурсами. В конспекте указаны ссылки на источники инф...

разработка урока на тему "Вулканы.Гейзеры и горячие источники"

Конспект урока по теме "Вулканы.Гейзеры и горячие источники" разработан для 6-го класса для начального курса   "География" по  учебнику Герасимовой Т.П., с элементами краеведения....

Вулканы, гейзеры и горячие источники.

В работе рассматриваются причины образования вулканов и гейзеров. Учащиеся знакомятся с понятиями и терминами: вулкан, жерло, кратер, потухшие и действующие вулканы и их практическим значением. Матери...

Урок по географии 6 класс "Вулканы, гейзеры, горячие источники"

Урок географии в 6 классе "Вулканы,гейзеры, горячие источники"....

Вулканы. Гейзеры.

Презентация к уроку  по  теме "Литосфера" в 6 классе...

Конспект урока на тему: «Вулканы. Гейзеры. Горячие источники».

сформировать представление о происхождение вулканов, гейзеров;изучить виды вулканов, их строение, географию распространения вулканов....

Вулканы. Гейзеры и горячие источники.

Сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов....