Урок географии в 5 классе на тему "Как древние люди представляли себе Вселенную"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Проститова Ольга Сергеевна

Технологическая карта урока географии в 5 классе с презентацией  на тему "Как древние люди представляли себе Вселенную"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии
в  5  классе (ФГОС)
по теме:

«Как древние люди представляли себе Вселенную»

Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Проститова Ольга Сергеевна, учитель географии МОУ СОШ №7 с. Стародубского
  2. Класс: 5
  3. Тема урока: Как древние люди представляли себе Вселенную.
  4. Цель урока: изучить первые представления о строении Вселенной.
  5. Задачи урока:

 Обучающие – дать понятие, что такое Вселенная; познакомить с представлениями о Вселенной  древних народов и древнегреческих ученых.

 Развивающие – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать умение работать в группах, слушать и слышать друг друга. 

  1. Планируемые результаты: 

Предметные – научатся объяснять представления о Вселенной; получат возможность сформулировать понятие «Вселенная»; познакомятся с представлениями древних людей о Вселенной и форме Земли.

Метапредметные – познавательные: определять основную и второстепенную информацию.

                                 - регулятивные: оценивают достигнутый результат.

                                 - коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и  

                                   слышать друг друга.

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе

                          образовательной деятельности.

  1. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: комбинированный.

9. Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.

10. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

11. Используемые ресурсы:  География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

План  урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем уроке.

– Чтобы урок для вас был полезным, надо приготовить свои ушки и глазки, чтобы они могли всё видеть, слышать и запоминать. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи.

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.

Личностные УУД: самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

2.Мотивационно-целевой этап.

-Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на слайд и попытайтесь определить, о чём идёт речь.

Окрашен космос в черный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звезды сразу все видны,

И солнце, и Луна.

- Скажите, о чем идет речь?

- Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная

Ученик читает стихотворение

Учащиеся высказывают свое мнение.

Личностные: самоопределение;

« я и другие люди»

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 3.Постановка учебной задачи, цели урока.

И мы с вами переходим к изучению новой главы        « Земля во Вселенной».

- Что же такое Вселенная? Какие знания у вас есть по этому вопросу?

-Давайте попробуем дать определение понятию Вселенная?

- Как вы думаете, а древние люди, так же как и мы представляли себе Вселенную? Почему?

- А хотели ли вы узнать как древние люди представляли себе Вселенную?

-Какова будет  тема нашего урока?

- На какие вопросы вы бы хотели найти ответ на уроке?

(Учащиеся высказывают свое мнение.) 

(Учащиеся высказывают свое мнение, обобщение предположений школьников – просмотр 4 слайда) 

(Учащиеся высказывают свое мнение.)

 (ответы учащихся, задачи на урок)

Регулятивные: целеполагание;

 Коммуникативные: постановка  вопросов;

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока.

4.Первичное усвоение новых знаний.

- Так как мы хотим узнать много, я предлагаю отправиться в путешествие в далекое прошлое. А  путешествовать лучше группами. У вас на столах лежат маршрутные листы с заданиями. Ваша задача внимательно прочитать задание, пользуясь учебником и дополнительными материалами выполнить его.

- Обратите внимание на слайде правила работы в группе. Вы будете выполнять работу 5 минут.

− Желаю вам успешной работы!

КОНТРОЛЬ ВРЕМЕНИ

Задания для групп.

1группа. Используя § 8 пункт 2 (стр. 41-42)  и дополнительные материалы, заполните таблицу, для этого выясните какие представления о Вселенной и форме Земли существовали у древних народов. Найдите соответствующую иллюстрацию.

Древние народы

Представления о Вселенной

Форма Земли

Иллюстрация

Древние индийцы

Земля на слонах – на черепахе – на змее (небо)

Плоская

Древние народы Месопотамии

Земля окружена морем и держится на 12 столбах

Гора

Древние египтяне

Земля расположена внизу, над ней богиня неба, по которой в лодке движется бог Солнца

Плоская

2 группа. Используя  дополнительные материалы, заполните таблицу, для этого выясните какие представления о Вселенной и форме Земли существовали у древних народов. Найдите соответствующую иллюстрацию.

Древние народы

Представления о Вселенной

Форма Земли

Иллюстрация

Древние вавилоняне

Земля окружена морем, небо в виде перевернутой чаши.

Гора

Древние греки

Земля окружена морем, из которого выходят звезды, а на колеснице пролетает бог Солнца

Плоская

Древние индейцы

Статуэтка: кит - Земля, мужчина и женщина – человечество, орел – небо.

В виде кита

3 группа. Используя параграф 8 пункт 3и 4 (стр.42 - 43), заполните таблицу, для этого выясните какой вклад внесли древние ученые в изучение Вселенной.

Ученый

Вклад в науку

Портрет

Пифагор

Первым предположил, что Земля имеет форму шара

Аристотель

Предложил модель Вселенной, в центре которой находится Земля

Клавдий Птолемей

Предложил модель Вселенной, в центре которой находится Земля. Труд «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.

Аристарх Самосский

Предположил, что центр Вселенной не Земля, а Солнце.

4 группа. Используя параграф 8 пункт 3 и 4 (стр. 42-43), заполните таблицу, для этого сравните модели Вселенной Птолемея и Аристотеля (найдите черты сходства и черты отличия). Найдите соответствующую иллюстрацию.

Вселенная по Птолемею

Вселенная по Аристотелю

  1. Земля в центре Вселенной
  2. Земля неподвижна
  3. Земля окружена сферами
  4. Вселенная ограничена серой неподвижных звезд
  1. Космические тела движутся вокруг собственной оси
  1. Космические тела неподвижно закреплены на сферах
  2. Сферы движутся благодаря  9 сфере – двигатель  Вселенной

-Ребята, время вышло. Я  вижу, что вы устали давайте отдохнём

Группы учащихся получают задание, знакомятся с ним, определяют время выполнения задания, распределяют роли и приступают к выполнению задания. Учитель во время выполнения работы помогает и корректирует действия учащихся.

Познавательные:

анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию

Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

Личностные:

аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

5.Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились ну-ка, ну-ка.

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем.

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

6.Первичная проверка понимания

-Ребята, время вышло. И так мы все внимательно слушаем выступление 1 группы. Ребята готовы ответить нам на вопрос: Как древние люди представляли себе Вселенную?

Выступление 2 группы. Ребята  ответят нам на вопрос:  Какие представления о Вселенной и форме Земли существовали у других древних народов?

Выступление 3 группы.  Ребята выясняли: Какой вклад внесли древние ученые в изучение Вселенной?

Выступление 4группы.  Ребята сравнивали модели Вселенной Птолемея и Аристотеля, находили черты сходства и черты отличия.

Группы презентуют выполненные работы, учитель корректирует и актуализирует полученные знания.

Познавательные:

анализируют информацию

Коммуникативные:

излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

Познавательные:

анализируют, обобщают.

7.Первичное закрепление (тестирование с последующей взаимопроверкой)

- Спасибо Вам ребята за проделанную работу. Наше путешествие в прошлое было очень интересным. Вы теперь знаете, как древние люди представляли себе Вселенную. Давайте проверим, как внимательно вы слушали друг друга. Для этого выполним тестовые задания.

Тест

1.По мнению древних индейцев, Земля является:

А)круглой и опирается на спины гигантских слонов

Б) круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые покоятся на черепахе

В) плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые  покоятся на черепахе

Г) плоской и опирается на черепаху

2.Первым ученым, высказавшим предположение, что Земля имеет форму шара, был:

А) Фалес                   Б) Птолемей        В) Аристотель          Г) Пифагор

3. Первым из ученых, кто считал, что центром Вселенной является Солнце, был:

А) А. Самосский        Б) Пифагор      В) Птолемей               Г) Аристотель

4.Слово сфера в переводе с греческого означает:

А) квадрат                     Б) прямоугольник      В) шар              Г) треугольник

5. В модели Вселенной по Птолемею:

А) Земля, Солнце, планеты  неподвижны

Б) Земля, Солнце, планеты находятся в движении

В) Земля неподвижна, а остальные небесные тела движутся

Г) Земля и сфера звезд  неподвижны, а остальные небесные тела движутся

-Поменяйтесь с соседом слева и проверьте его работу. Ответы на слайде. Оцените работу и обратно поменяйтесь.

Дети выполняют тест

Взаимопроверка. Самооценивание .

Познавательные:

анализируют информацию

Коммуникативные:

излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

Познавательные:

анализируют, обобщают.

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели.

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята,  у вас на столах лежат листы оценки достижений. Возьмите их и оцените свою работу на уроке.

Фамилия имя

Само-

оценка

Оценка группы

Оценка учителя

Тест

Итоговая

Продолжите предложения:

  • Я узнал …

•Для меня стало открытием, что …

•У меня появилось желание…

Дети заполняют лист оценки достижений

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  • «3» - Параграф 8 и нарисовать рисунок

« Представление древних народов о вселенной»

  • «4» - Параграф 8, подготовить сообщение о представлениях древних народов о Вселенной
  • «5» - Параграф 8, подготовьте презентацию по теме.

Дети выбирают и записывают домашнее задание

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Как древние люди представляли себе Вселенную".

Презентация к уроку природоведения в 5 классе по учебнику А.А. Плешакова....

Тест. Как древние люди представляли себе Вселенную

Поурочные тесты по природоведению....

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Предмет:  География Класс: 5а Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2014г); Тема урока: Как древние люди представляли себе Вселенную. Цель ...

Как древние люди представляли себе Вселенную

В данном материале представлена презентация для открытого урока...

Урок. Как древние люди представляли себе вселенную.

Урок по географии в 5 классе по ФГОС с использованием ЦОР....

Методическая разработка урока по теме:"Как древние люди представляли себе Вселенную". 5 класс

Конспект урока по географиив  5  классе (ФГОС)по теме:«Как древние люди представляли себе Вселенную» Технологическая карта урока1.     ФИО учителя: Никиф...