Урок. Как древние люди представляли себе вселенную.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Давыдова Татьяна Борисовна

Урок по географии в 5 классе по ФГОС с использованием ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_ispolzovaniem_tsor.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО (полностью)

Давыдова Татьяна Борисовна

Место работы

МБОУ «СОШ с. Красный Яр» Энгельсского района, Саратовской области

Должность

учитель

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Урок № 8. Как древние люди представляли себе вселенную.

Базовый учебник

География начальный курс. 5 класс. Учебник  (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

Цель  урока: изучение первых представлений о строении Вселенной.

Задачи: образовательные:

- дать понятие, что такое Вселенная,

- познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов; - древнегреческих учёных.

 Развивающие 

- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;                                                                                                                      - совершенствовать навыки самоконтроля;

  - стимулировать любознательность.

в) воспитательные

развивать навыки: - работы в парах, группах; - умение слушать собеседника;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, мультимедиа презентация.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Структура и ход  урока

Этап

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к    учебной    деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада  всех вас  видеть. Надеюсь, на этом уроке вы узнаете много нового и интересного. Ребята, а как называется раздел учебника, который мы начинаем изучать. Это раздел «Земля во Вселенной»

Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на слайды и попытайтесь определить о чём идёт речь.

 Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.

Стихотворе- ние читает ученик.

Личностные: самоопределение; « я и другие люди»

 

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка учебной задачи, цели урока

№1

http://interneturok.ru/prirodovedenie/5-klass/vselennaya/kak-drevnie-lyudi-predstavlyali-sebe-vselennuyu

Я согласна с вами ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная.

А что такое Вселенная? Найдите это определение в учебнике

Давайте прочитаем определение.

Посмотрите на слайд и попытайтесь определить тему урока? (демонстрация презентации)

Так в древности представляли строение Вселенной.

Какова будет  тема урока? Сл.1

На какие вопросы вы бы хотели найти ответ на уроке? Сл.2.

Ответы детей. Космическое пространство.

Ученик читает определение в учебнике и  со слайда.

Регулятивные: целеполагание;

 коммуникативные: постановка  вопросов;

 

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока.

3.Открытие новых знаний

Сл.3.
Расширение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

Работать будем в парах и группах. Каждая пара будет представлять какой-то древний народ и изучать вопрос о том как народ представлял Вселенную.

Вам дан дополнительный материал (приложение 1), учебник стр. 41-42, атлас.

Познавательные:

Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию

Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

Личностные:

Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

4. Первичное закрепление.

Физкультминутка.

Соотнесите древний народ и представления о Вселенной

учитель.

Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека.           Но мы продолжаем работать в группах 1, 4 - Пифагор, 2, 5 - Аристотель, 3, 6 - Птолемей.

Пифагор Сл.

Аристотель Сл.

Птолемей Сл.

Кто из учёных был ближе к современному представлению Вселенной?

Какие небесные тела были известны древним грекам?

А сейчас немного отдохнём. 

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились ну-ка, ну-ка.

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем.

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

Выходят к доске и соотносят по одному.

Ответы сопровождаются презентацией.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Познавательные:

анализируют информацию

Просмотр видеоурока

№ 2.

https://infourok.ru/prezentaciya_po_georafii_5_klass_kak_drevnie_lyudi_predstavlyali_vselennuyu-155347.htm

Организация самостоятельной работы учащихся.

(просмотр видеофильма)

Просматривают фильм и отвечают на вопросы в карточках:

Сравните модели вселенной Аристотеля и Птолемея, найдите в них черты сходства и различия.

Проверка по сл 11,12

Коммуникативные:

излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

Познавательные:

анализируют, обобщают.

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели. Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

5. Закрепление.

Откройте тетради рабочие и выполните самостоятельно номера, 1,2,3.

Если 1 балл –«3»

2 балла –«4»

3 балла – «5»

Поднимите руку у кого оценки «3», «4», «5».

А сейчас давайте ответим на вопросы, которые мы поставили вначале урока. 

1. Что такое Вселенная?

2. Какие учёные изучали строение Вселенной?

3. Каковы современные представления о строении Вселенной?

Выполняют номера.

Осуществляют взаимопроверку.

Отвечают.

6.Домашнее задание.

1. п. 8, прочитать, №4, стр. 23 в рабочей тетради.

 На выбор:

1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную.

2. Нарисовать рисунок  как вы себе представляете строение Вселенную.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я запомнил…

Я узнал…

Мне понравилось…

Участвуют в обсуждении

Коммуникативные:

излагают свое мнение

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

презентация

http://interneturok.ru/prirodovedenie/5-klass/vselennaya/kak-drevnie-lyudi-predstavlyali-sebe-vselennuyu

2.

видеофильм

https://infourok.ru/prezentaciya_po_georafii_5_klass_kak_drevnie_lyudi_predstavlyali_vselennuyu-155347.htm

Приложение 1.

1. Представления древних индийцев

Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир.

 http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/14146/37a3f97eda220e31fceb00574408bc14.jpg 


2. Древние египтяне

К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.


 http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/14147/7315be9e75564e345c6e2f83f75811dd.jpg


3. Воззрения древних вавилонян

Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/14148/0b4b605aeb31937c4df60ee8d239158b.jpg

4. Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Как древние люди представляли себе Вселенную".

Презентация к уроку природоведения в 5 классе по учебнику А.А. Плешакова....

Тест. Как древние люди представляли себе Вселенную

Поурочные тесты по природоведению....

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Предмет:  География Класс: 5а Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2014г); Тема урока: Как древние люди представляли себе Вселенную. Цель ...

Как древние люди представляли себе Вселенную

В данном материале представлена презентация для открытого урока...

Урок географии в 5 классе на тему "Как древние люди представляли себе Вселенную"

Технологическая карта урока географии в 5 классе с презентацией  на тему "Как древние люди представляли себе Вселенную"...

Методическая разработка урока по теме:"Как древние люди представляли себе Вселенную". 5 класс

Конспект урока по географиив  5  классе (ФГОС)по теме:«Как древние люди представляли себе Вселенную» Технологическая карта урока1.     ФИО учителя: Никиф...