Как древние люди представляли себе Вселенную.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Предмет: География
Класс: 5а
Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2014г);
Тема урока: Как древние люди представляли себе Вселенную.
Цель урока: изучение первых представлений о строении Вселенной.
Задачи урока:
а) образовательные: - дать понятие, что такое Вселенная;
познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;
- древнегреческих учёных.
б) развивающие
- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;
- совершенствовать навыки самоконтроля;
- стимулировать любознательность.
в) воспитательные
развивать навыки: - работы в парах, группах;
- умение слушать собеседника;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование : учебник, атлас по географии 5 класс , схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_lyudi_predstavlyali_zemlyu_v_drevnosti.docx | 812.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: География
Класс: 5а
Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2014г);
Тема урока: Как древние люди представляли себе Вселенную.
Цель урока: изучение первых представлений о строении Вселенной.
Задачи урока:
а) образовательные: - дать понятие, что такое Вселенная;
познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;
- древнегреческих учёных.
б) развивающие
- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;
- совершенствовать навыки самоконтроля;
- стимулировать любознательность.
в) воспитательные
развивать навыки: - работы в парах, группах;
- умение слушать собеседника;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование : учебник, атлас по географии 5 класс , схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, презентация.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением- отразите его подняв звёздочку. Сл.1. Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на слайды и попытайтесь определить о чём идёт речь.Сл.2,3,4. Окрашен космос в чёрный цвет, | Поднимают звёздочку. Стихотворение читает ученик. | Личностные: самоопределение; « я и другие люди»
регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Постановка учебной задачи, цели урока | Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная. И мы с вами переходим к изучению новой главы « Земля во Вселенной». Сл.5. Давайте прочитаем определение. Посмотрите на слайд и попытайтесь определить тему урока?Сл. 6,7,8,9,10. Что общего у этих картинок?Сл.11. Так в древности представляли строение Вселенной. Какова будет тема урока?Сл.12. На какие вопросы вы бы хотели найти ответ на уроке?Сл.13. | Ответы детей. Космическое пространство. Ученик читает определение со слайда. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока. |
3.Открытие новых знаний | Сл.14. Работать будем в парах и группах. Каждая пара будет представлять какой-то древний народ и изучать вопрос о том как народ представлял Вселенную.
Сл. 17.
Вам дан дополнительный материал (приложение 1), учебник стр. 41-42, атлас. Изучите, выберите, кто пойдёт отвечать. | Познавательные: Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого. Личностные: Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки | |
4.Первичное закрепление. Физкультминутка. | Соотнесите древний народ и представления о Вселенной. А сейчас немного отдохнём. Сл. 19. | Выходят к доске и соотносят по одному. | Коммуникативные: излагают свое мнение Познавательные: анализируют информацию |
Трансвековое интервью. Журналист берет интервью у Пифагора, Аристотеля, Аристарха Самосского, Птолемея. Ведущий дает краткую информацию об ученых.
Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека. Сегодня мы, используя машину времени, сможем побеседовать с греческими учеными. Слышится стук в дверь. Ребята, к нам пожаловали гости. Пифагор Сл.20 Аристотель Сл.21,22 Аристарх Самосский Сл.23 Птолемей Сл.24,25,26. ( Приложение 2) | |||
Кто из учёных был ближе к современном представлении Вселенной? Какие небесные тела были известны древним грекам? С помощью каких приборов изучали Вселенную? Сл.27 Уважаемые гости мы приглашаем вас на наш урок. | Аристарх Самосский, в центре Вселенной Солнце. Пифагор – форма шара. Планеты, Луна, Солнце, звёзды. Телескоп | Коммуникативные: излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга. Познавательные: анализируют, обобщают. Регулятивные: оценивают степень и способы достижения цели. | |
5.Закрепление. | Откройте тетради рабочие и выполните самостоятельно номера, 1,2,3. Самопроверка по слайду. Сл.28 Если 1 балл –«3» 2 балла –«4» 3 балла – «5» Поднимите руку у кого оценки «3», «4», «5». У кого оценка А сейчас давайте посмотрим на задачи, которые мы поставили вначале урока. Сл.29
| Выполняют номера. Проверяют по слайду и ставят себе оценки. Отвечают. | Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного. |
6.Домашнее задание. | 1. п. 8, прочитать, №4, стр. 23 в рабочей тетради. На выбор: 1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную. 2. Нарисовать рисунок как вы себе представляете строение Вселенную. Сл.30 | Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного. |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Я запомнил… Я узнал… Мне понравилось… Моё настроение… Над Землею ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Сл.32 | Продолжают предложения, поднимают звёздочки. | Коммуникативные: излагают свое мнение |
Самоанализ урока
Урок биологии в 5а классе, который вы посмотрели, входит в раздел
«Земля во Вселенной ». Тема урока «Как древние люди представляли себе Вселенную »
Цель урока: изучение первых представлений о строении Вселенной.
Задачи урока:
а) образовательные: - дать понятие, что такое Вселенная;
познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;
- древнегреческих учёных.
б) развивающие
- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;
- совершенствовать навыки самоконтроля;
- стимулировать любознательность.
в) воспитательные
развивать навыки: - работы в парах, группах;
- умение слушать собеседника;
- формировать универсальные учебные действия:
через организацию поиска информации в различных источниках;
через включенность каждого ученика в работу группы.
через обмен опытом между обучающимися
через осуществление самоконтроля
Тип урока: урок открытия новых знаний
Урок построен в соответствии с программными требованиями по технологии развивающего обучения. Старалась учесть требования предъявляемые к уроку в условиях перехода к ФГОС второго поколения. Пыталась использовать системно- деятельностный подход.
I этапа урока – это мотивирование к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Для этого я использовала проверка настроения, стихотворение,в процессе объяснения которого ребята настроились на продуктивную учебную деятельность.
II этап урока – актуализация и целеполагание. Для решения задач этого этапа использовала слайды, опиралась на уже имеющиеся знания ребята сами определили объект изучения, вместе со мной согласовали тему урока, включились в процесс формулирования задач урока. На этом этапе мною использована форма работы – беседа.
I11 этап урока – открытие новых знаний, Была организована самостоятельная работа в группах, парах по изучению нового материала, ребята сами выбрали что они будут изучать, это важно для развития познавательного интереса обучающихся. В каждой группе есть лидер, который организует взаимодействие в группе, направляет работу.
Для работы они использовали различные источники информации: учебник, атлас, приложение №1.
Следующий этап – Первичное закрепление. Цель : проверить усвоение понятий. Учащиеся самостоятельно выполнили задания нового типа и провели самопроверку , сравнивая с эталоном
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе обратила внимание на новое содержание, была организована рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности . Я использовала приём закончи предложение.
Домашнее задание дано на выбор.
В течение всего урока я обращала внимание на задачи урока. Это необходимо для удержания цели урока и анализа её реализации.
Для формирования коммуникативных учебных действий, и навыков контроль-оценочной деятельности я предусмотрела самооценку при проведении самостоятельной работы, умение находить нужную информацию в учебнике и др. источниках, умение делать выводы, умение сотрудничать.
коммуникативные универсальные учебные действия формировались в процессе работы в группах, парах, ребятам приходилось
договариваться, находить общее решение
убеждать, уступать, аргументировать,
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех этапах урока:
- Стадия рефлексии – прием «Закончи фразу»
- Трансвековое интервью.
На этапе изучения нового материала развивались
- общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить высказывание;
- логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи .
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
- прогнозирование темы урока
- целеполагание урока
- волевая саморегуляция при самостоятельной работе
- осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Я думаю, что выбранные мною методы и приемы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего развития):
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились ну-ка, ну-ка.
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо – влево, раз и два.
Думай, думай голова
Хоть зарядка коротка.
Отдохнули мы слегка.
Приложение 1.
Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.
Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.
Приложение2.
Трансвековое интервью.
Журналист берет интервью у Пифагора, Аристотеля, Аристарха Самосского, Птолемея.
Ведущий дает краткую информацию об ученых.
Ведущий .
Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека. Сегодня мы, используя машину времени, сможем побеседовать с греческими учеными.
Журналист.
Трудно поверить, но вот великий математик Пифагор, который жил в 6 веке до нашей эры. Здравствуйте, мы в школе изучаем вашу теорему, а что вы думаете об устройстве Вселенной?
Пифагор.
Я рад, что вы знаете мою теорему. Думаю, что Вселенная имеет более сложное устройство, чем представляли жители Вавилона или Египта. Наша Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.
Ведущий.
Спасибо, но машина времени переносит нас в более поздние времена. И вы сможете взять интервью у человека «самого универсального ума» - Аристотеля. Мы в Афинах. Аристотель жил в 4 веке до нашей эры. Он был учеником знаменитого Платона, школа которого располагалась на окраине Афин и называлась Академией.
Журналист.
Ответьте нам, пожалуйста, в чем особенность вашей модели Вселенной?
Аристотель.
Я предложил свою модель Вселенной. В центре Вселенной, по моему мнению, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных. На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это – двигатель Вселенной.
Ведущий.
Устройство мира по Аристотелю хорошо отвечало наблюдаемым на небе движениям светил. Его взяла под свою защиту христианская церковь.
Журналист.
Аристотель был учителем Александра Македонского, который заложил в дельте Нила город Александрию. Александрийская библиотека не знала себе равных в ней насчитывалось более полумиллиона рукописей. Здесь работал Аристарх Самосский
Аристарх Самосский.
Я считаю, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце. Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению мои гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.
Ведущий.
Во 2 веке в Александрии жил и работал величайший из астрономов древности Клавдий Птолемей. Дадим ему слово.
Птолемей.
А я разработал свою систему мира, в центр которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной Земли движутся Луна, Солнце, 5 планет, а так же «сфера неподвижных звезд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Моя система хорошо объяснила видимое движение небесных тел. Она позволяет определить и предсказать их расположение в тот или иной момент.
Журналист.
Книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов. Его система господствовала в науке на протяжении 13 веков. К сожалению. Время интервью истекло – нам пора возвращаться.
Ведущий.
Надеюсь, вы поняли, как развивалось представление о Вселенной в Древней Греции. Спасибо всем участникам интервью.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха — на змее.
Пифагор
Аристотель
Аристарх Самосский
Птолемей
Древние Индийцы.
Жители Вавилона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Как древние люди представляли себе Вселенную".
Презентация к уроку природоведения в 5 классе по учебнику А.А. Плешакова....
Как древние люди представляли себе Вселенную. 5 класс
Кроссворд по теме "Вселенная"...
Тест. Как древние люди представляли себе Вселенную
Поурочные тесты по природоведению....
Как древние люди представляли себе Вселенную
В данном материале представлена презентация для открытого урока...
Как древние люди представляли себе Вселенную
Презентация к уроку в 5 классе...
Презентация "Как древние люди представляли себе Вселенную". Автор: Хамедова Елена Евгеньевна
Предлагаемая презентация создана как изобразительный ряд к уроку географии в 5 классе "Как древние люди представляли себе Вселенную" в помощь обучаемому целостно воспринимать предлагае...
Урок. Как древние люди представляли себе вселенную.
Урок по географии в 5 классе по ФГОС с использованием ЦОР....