Программа по географии 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Ступинского муниципального района
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ№2»
__________________/Л.Н Макаренко/
«___» _______________2017 год
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ПО ГЕОГРАФИИ
КЛАССЫ: 8 «Г»
Количество часов в неделю: 2
Всего: 70 часов
Составитель:
учитель географии
Карлова Елена Сергеевна
2017-2018 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 8 классе составлена на основе: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004; Программа А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина Программы общеобразовательных учреждений; География. 6-9 классы 10-11 классы/ - М., «Просвещение», 2009 г; ОП ООО МБОУ «СОШ№2» рассчитана на 35 учебных недель при 2–часовой нагрузке в неделю и ориентирована на использование УМК:
Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2011.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1.Знать/ понимать:
- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
- положение России на карте часовых поясов;
- административно-территориальное деление России;
- историю формирования и заселения территории России;
- вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
- численность, плотность и воспроизводство населения России;
- особенности естественного движения населения;
- основные направления миграций;
- состав трудовых ресурсов;
- национальный и религиозный состав населения России;
- особенности размещения населения;
- типы поселений;
- связь рельефа с тектоническим строением;
- закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
- факторы, определяющие особенности климата России;
- основные климатические пояса и типы климата России;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
- меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
- особенности морей, омывающих берега России;
- ресурсы морей и их использование человеком;
- крупнейшие речные системы и озера страны;
- границу распространения многолетней мерзлоты;
- меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
- основные типы почв, их размещение по территории страны;
- особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
- состав и структуру хозяйства России;
- основные факторы размещения отраслей хозяйства;
- важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
- главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
- главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
- изменения в экономике России и своей области;
- природные зоны России;
- особенности природно-хозяйственных зон;
- влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
- пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
- что такое территориальная организация общества;
- что такое Всемирное наследие;
- объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
2.Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации:
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государств;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов:
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
- экологически неблагополучные районы России:
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
3. Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
4. Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религии отдельных народов.
5. Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация», «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование», «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства,
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результаты:
формирование УУД (универсальные учебные действия):
Личностные УУД
- Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные УУД
- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
- Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств, и информации;
Коммуникативные УУД
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Содержание курса
1.Россия в мире (6ч)
Мы и наша страна на карте мира. Учимся с «Полярной звездой». Наша страна на карте часовых поясов. Как ориентироваться по карте России. Формирование территории России. Наше национальное богатство и наследие.
2.Россияне (9ч)
Численность населения. Воспроизводство населения. Наш «демографический портрет». Учимся с «Полярной звездой». Мозаика народов. Размещение населения. Города и сельские поселения. Урбанизация. Миграции населения. Россияне на рынке труда.
3.Природа(16ч)
История развития земной коры. Рельеф: тектоническая основа. Рельеф: скульптура поверхности. Ресурсы земной коры. Учимся с «Полярной звездой». Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Зима и лето в нашей северной стране. Учимся с «Полярной звездой». Как мы живём и работаем в нашем климате. Наши моря. Наши реки. Где спрятана вода. Водные дороги и перекрёстки. Учимся с «Полярной звездой». Почва — особое природное тело.
4. Природно-хозяйственные зоны (6ч)
Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах. Учимся с «Полярной звездой».
5.Хозяйство(20ч)
Развитие хозяйства. Особенности экономики России. Учимся с «Полярной звездой». Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Электроэнергетика. Чёрная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельское хозяйство. Животноводство. Учимся с «Полярной звездой». Транспортная инфраструктура. Транспортная инфраструктура. Социальная инфраструктура. Учимся с «Полярной звездой». Информационная инфраструктура
Повторение (13ч)
Всего:70ч
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Россия в мире | 6 | |
Россияне | 9 | |
Природа | 16 | |
Природно-хозяйственные зоны | 6 | |
Хозяйство | 20 | |
Повторение | 13 | |
Всего | 70 |
Приложение
№ | Тема | План | Факт |
Мы и наша страна на карте мира | |||
Учимся с «Полярной звездой» | |||
Наша страна на карте часовых поясов | |||
Как ориентироваться по карте России | |||
Формирование территории России | |||
Наше национальное богатство и наследие | |||
Численность населения | |||
Воспроизводство населения | |||
Наш «демографический портрет» | |||
Учимся с «Полярной звездой» | |||
Мозаика народов | |||
Размещение населения | |||
Города и сельские поселения. Урбанизация | |||
Миграции населения. | |||
Россияне на рынке труда | |||
История развития земной коры | |||
Рельеф: тектоническая основа | |||
Рельеф: скульптура поверхности | |||
Ресурсы земной коры. | |||
Учимся с «Полярной звездой» | |||
Солнечная радиация. | |||
Атмосферная циркуляция | |||
Зима и лето в нашей северной стране | |||
Учимся с «Полярной звездой» | |||
Как мы живём и работаем в нашем климате | |||
Наши моря. | |||
Наши реки | |||
Где спрятана вода. | |||
Водные дороги и перекрёстки | |||
Учимся с «Полярной звездой» | |||
Почва — особое природное тело | |||
Северные безлесные зоны. | |||
Лесные зоны. | |||
Степи и лесостепи. | |||
Южные безлесные зоны. | |||
Субтропики. Высотная поясность в горах. | |||
Учимся с «Полярной звездой» | |||
Развитие хозяйства. | |||
Особенности экономики России. | |||
Учимся с «Полярной звездой» | |||
Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. | |||
Нефтяная промышленность. | |||
Газовая промышленность | |||
Электроэнергетика | |||
Чёрная металлургия | |||
Цветная металлургия | |||
Машиностроение. | |||
Химическая промышленность | |||
Лесопромышленный комплекс | |||
Сельское хозяйство. Растениеводство | |||
Сельское хозяйство. Животноводство | |||
Учимся с «Полярной звездой» | |||
Транспортная инфраструктура | |||
Транспортная инфраструктура | |||
Социальная инфраструктура | |||
Учимся с «Полярной звездой» | |||
Информационная инфраструктура | |||
Повторение «Россия в мире» | |||
Повторение «Россия в мире» | |||
Повторение «Россияне» | |||
Повторение «Россияне» | |||
Повторение «Природа» | |||
Повторение «Природа» | |||
Повторение «Природа» | |||
Повторение «Природно-хозяйственные зоны» | |||
Повторение «Природно-хозяйственные зоны» | |||
Повторение «Хозяйство» | |||
Повторение «Хозяйство» | |||
Решение задач по всему курсу | |||
Решение задач по всему курсу |
Согласовано Зам. директора по УВР __________________/Н.К. Гришина/ «___»_______________2017г | Рассмотрено на заседании ШМО учителей естествознания ___________________/Е.С. Карлова/ Протокол №_________ «___»________________2017г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...